СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРЫНКА ПРАВ НА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
1.Обязательный режим сокращениявыбросов
2.Система торговли углероднымиединицами выбросов как основа современного рынка прав на вредные выбросыпарниковых газов
3. Посткиотские дебаты
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Темаработы «Становление, развитие и перспективы рынка прав на вредные выбросыпарниковых газов».
Вработе проанализированы этапы становления и развития рынка прав на выбросы врамках Киотского протокола, представлена характеристика основных субъектоврынка и их взаимодействия, отражены основные рассуждения относительно развития событий на пост — Киотский илипост-2012-й периоды в глобальном масштабе и с позиции Украины.
Понятиерынка прав на вредные выбросы парниковых газов — новое явление в системе глобальных экономических и политических процессов. Вобщих чертах оно означает рынок квот на выбросы парниковых газов, являющихсяэлементом международной торговли с целью экологизации экономик и внедренияэнергоэффективных технологий. Таким образом, рынок прав на вредные выбросыпарниковых газов — это своего рода рычаг решения экологических вопросовэкономическими методами.
Совступлением в действие Киотского протокола произошла довольно стремительнаяэволюция рынка прав на вредные выбросы парниковых газов, в результате чего наповестку дня были вынесены вопросы функционирования промышленных предприятий,углеродного финансирования, колебания спроса и предложения на углеродныеединицы и др. На сегодняшний день они недостаточно освещены, поскольку основноевнимание уделено проблемам повышения среднегодовой температуры, ухудшениюсостояния экологии и нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Поэтомуследует обратить внимание на экономическую составляющую их решения, проследитьэволюцию экономических отношений по сокращению выбросов парниковых газов, атакже проанализировать тенденции этого процесса на будущие периоды.
СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕИ ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПРАВ НА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Рынокправ на вредные выбросы парниковых газов представляет собой наиболее очевидныйрезультат ранних регуляторных реформ, направленных на смягчение последствийизменений климата. Прототипом современного рынка прав на вредные выбросыпарниковых газов является ряд частных и государственных инициатив по сокращениювыбросов загрязняющих веществ с целью способствования устойчивому развитию,которые были выдвинуты еще в середине 80-х годов прошлого века. Основная ихцель заключалась в создании эмпирической базы международного уровня для оценкипотенциала запроектированных сокращений выбросов на добровольной основе.
Вконце 80-х — начале 90-х годов прошлого века США инициировали довольно успешныепрограммы по сокращению выбросов диоксида серы и закиси азота (программа«Кислотные дожди»), хлорфторуглерода, а также внедрили регулированиеуровня свинцовых примесей в бензине. В 1990 г. США положили начало пилотнойинициативе по совместному осуществлению (СО), содержание которой заключалась винвестировании довольно широкого круга проектов по сокращению выбросов встранах Латинской Америки, в Южной Африке и даже в России. Опыт, полученный врезультате осуществления этой программы, показывает необходимостьформулирования четких целей и процедур развития проектного финансирования, атакже констатирует высокие трансакционные издержки.
Дальнейшимважным этапом в формировании рынка прав на вредные выбросы парниковых газовявляются так называемые «Меры, осуществляемые совместно» (МОС),концепция которых также была предложена США и принята на Конференции сторон в1995 г. в Берлине. В соответствии с МОС, страны Приложения 1 к РамочнойКонвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) имели право внедрять проекты посокращению выбросов в других странах, в том числе развивающихся. Самую большуюактивность в реализации указанных Мер, распространявшихся в основном на проектыпо возобновляемой энергетике, энергоэффективности, а также проекты в сфере лесоводстваи сельского хозяйства, проявили США, Канада, Япония, некоторые Скандинавскиестраны, Германия, страны Центральной и Восточной Европы, а также Украина иРоссия.
Характерно,что инициатива МОС возникла как своего рода ответ на недовольство модельюмеханизма совместного внедрения со стороны группы стран G-77. Развивающиеся странымотивировали свою оппозицию тем фактом, что этот механизм не будет учитыватьреальные источники выбросов и начнет требовать перераспределения дешевыхвозможностей по сокращению выбросов в пользу индустриально развитых стран.Таким образом, внедрение МОС не имело целью генерацию, накопление или передачууглеродных кредитов, а было направлено, главным образом, на осуществлениепроектов совместного осуществления (СО) и механизма чистого развития (МЧР).
Реализацияданной программы в течение 1995-2000 гг. выдвинула на повестку дня вопросыоценки базового уровня проекта, создания действенной институциональнойинфраструктуры, а также распределения полученных сокращений и длительностиосуществления проекта. В настоящее время «Меры, осуществляемыесовместно» получили название «ранние» или принятые до 2008 г.,результатом которых является генерация одноименных кредитов. ПравительстваУкраины, Болгарии, Румынии и Чехии позволили использование «ранних»кредитов в течение 2008-2012 гг., но только как единиц установленногоколичества выбросов (то есть не единиц сокращения, как в случае с проектами СО)при осуществлении операций по торговле квотами.
ВКанаде в конце 90-х годов действовали Пилотная программа торговли сокращениямивыбросов и Программа торговли сокращениями выбросов парниковых газов. Цельюэтих инициатив была сертификация достигнутых сокращений выбросов, что считалосьважным шагом на пути к принятию государствами возможных в будущем обязательствв контексте системы внутренней торговли квотами, которая, между прочим, до сихпор находится в разработке.
1.Обязательныйрежим сокращения выбросов
Постепенносистема борьбы с изменением климата начала становиться элементом обязательнойгосударственной политики и приобретать атрибуты, присущие рынку. При поддержкеправительств стран начали разрабатываться государственные программы (тендеры)по закупке на форвардной основе кредитов ЕСВ и ССВ с целью покрытия возможногособственного углеродного дефицита в первый период действия Киотского протокола.Так, начиная с 2000 г. правительство Нидерландов основало Тендер по закупкеединиц сокращений выбросов и Тендер по закупке единиц сертифицированных сокращенийвыбросов. В целом поданным программам страна проинвестировала закупку 18,3 млн.т углеродных кредитов, что, по экспертным оценкам, составляет 28% еепотребностей в углероде.
В тотже период при поддержке ведущих финансовых институций начали создаватьсяуглеродные фонды, а также брокерские компании, финансировавшие проектымеханизмов совместного внедрения и чистого развития в интересах либо своихклиентов (пайщиков) — государств или компаний-эмитентов, либо в спекулятивныхцелях для дальнейшей перепродажи углеродных квот. Прототип такого углеродногофонда, созданный под эгидой Всемирного банка в 1999 г., является первымуглеродным фондом, представляющим собой партнерство между 6 правительствами и17 компаниями. На сегодня капитал фонда составляет 276 млн. дол..
Постепеннорынок прав на вредные выбросы парниковых газов приобретал не только широкоераспространение, но и значительные масштабы корпорации. Так, начали развиватьсярынок корпорации «British Petroleum»,национальный рынок внутренней системы торговли квотами Великобритании,региональный рынок Европейской системы торговли квотами.
Посколькунеотъемлемым элементом рыночной экономики является биржа, становление рынкаправ на вредные выбросы парниковых газов обусловило и создание региональныхфондовых платформ торговли углеродными финансовыми инструментами, которые, посути, являются финансовыми производными от объемов эмиссии парниковых газов истали предметом деятельности многих торговых площадок. В целом торговляфинансовыми производными составляет от 25 до 50% объема рынка прав на вредные выбросыпарниковых газов и является своего рода хеджированием возможных рисков, чтоприобретает особое значение в условиях, когда рост количества участников рынкаприводит к увеличению вероятности появления недобросовестных игроков илипродавцов с низкими кредитными рейтингами.
В2002 г. первой открылась Чикагская климатическая биржа, членами которойявляются свыше 300 крупных предприятий. В 2005 г. появилась Европейскаяклиматическая биржа, сфера деятельности которой распространяется на широкийкруг фьючерсных и опционных контрактов Европейской системы торговли квотами навыбросы (ЕСТКВ).
Внастоящее время насчитывается около 19 организаций биржевой торговлиуглеродными активами, 11 из которых уже начали свою деятельность. Онирасположены практически в каждом стратегически важном регионе и могут быть какобычным местом встречи покупателя и продавца (Австралийская климатическая биржа),аукционными рынками (Азиатская углеродная биржа) либо платформами, оперирующимиЕвропейскими правами на выбросы и Сертифицированными единицами сокращениявыбросов (например, Европейская климатическая биржа), так и организациями,способными предложить полный спектр квот на добровольные и обязательныесокращения выбросов, а также весь арсенал биржевых услуг, включая торговлю,клиринг и расчеты.
2.Система торговлиуглеродными единицами выбросов как основа современного рынка прав на вредныевыбросы парниковых газов
Считается,что именно созданием Европейской системы торговли квотами положили началоофициальному оформлению рынка прав на вредные выбросы парниковых газов, котораяявляется его так называемой экспериментальной лабораторией. ЕСТКВ — предшественницамеждународной системы торговли выбросами и носит уже обязательный, а недобровольный характер. Она охватывает предприятия 27 стран — членоврасширенного ЕС, а также Норвегию, и предполагает в своей деятельности дваэтапа — 2005-2007 и 2008-2012 гг. Системой устанавливаются ограничения навыбросы С02 в энергоемких отраслях стран путем ввода ограниченногоколичества разрешений на их эмиссию. Именно эти разрешения, а не права навыбросы, и составляли основу торговли в ЕСТКВ в начальный период.
Навтором этапе ЕСТКВ, совпадающем с первым периодом действия Киотского протокола,европейским предприятиям разрешается использование также и кредитов ЕСВ и ССВдля выполнения своих обязательств по сокращениям. Однако, по Киотскомупротоколу, максимальное количество проектных углеродных кредитов не можетпревышать в среднем 11% общего количества выданных на второй этап ЕСТКВразрешений. Главное достижение этой системы в том, что она показывает, сколькоможет стоить эмиссия углекислого газа в Европе. Сегодня углеродноеценообразование постепенно приобретает черты, присущие главным вопросаммеждународных отношений.
Общимв идеях Европейской системы торговли квотами и в проектных механизмах Киотскогопротокола является то, что экономически эффективным и важным считается именнорентабельное снижение эмиссий парниковых газов и не имеет значения географияисточников их сокращений. Хотя ЕСТКВ была создана как подготовительный этап квнедрению трех механизмов Киотского протокола, на практике развитие изакрепление системы Европейской торговли эмиссиями выбросов стали результатомограничения действия проектного механизма совместного осуществления и МЧР с перспективойсохранения данной тенденции.
Идеяторговли квотами зарекомендовала себя как более эффективный инструмент стимулированияуменьшения эмиссий выбросов, чем налог на них. Имея черты, присущие свободномурынку, система торговли учитывает предыдущие тенденции выбросов в стране ипредоставляет право выбора участникам торговли наиболее экономных методовборьбы с эмиссиями. С другой стороны, системы торговли подвергаются критике запроблемы, связанные со стоимостью функционирования, мониторинга, методовраспределения разрешений на выбросы и др..
Следовательно,одной из основных тенденций функционирования рынка прав на вредные выбросыпарниковых газов является развитие национальных систем торговли квотами впределах определенной страны. Такие системы формируются в Японии, Южной Корее,Австралии, Новой Зеландии. В провинции Новый Южный Уэльс в Австралии и вНорвегии схемы торговли начали работать соответственно с 2003 и 2005 г. Крометого, несмотря на нератификацию Киотского протокола США, схема квотирования иторговли выбросами, подобная ЕСТКВ, действует уже в 10 штатах, объединенных втак называемую Региональную инициативу по парниковым газам.
Стоимость прав на вредныевыбросы парниковых газов на международном рынке в 2006 г. составляла 30 млрд.евро, в 2007 г. — 40 млрд., в 2008 г. — уже 92,4 млрд. евро. В дальнейшем ееповышение прогнозировалось на уровне 62,6 млрд. евро. При этом основная частьсокращений приходится на ЕСТКВ. На рисунке 1 приведены данные роста мировогорынка прав на вредные выбросы парниковых газов в количественном измерении.
/>
Рис. 1. Ежегодные объемыглобального рынка прав на вредные выбросы парниковых газов
Источник:Информация компании «Point Carbon». www.pointcarbon.conL
Рострынка прав на вредные выбросы парниковых газов сопровождается диверсификациейего продуктов и оформлением институциональной базы. Участники рынка прав навредные выбросы разрабатывают определенную схему, через которую, как правило,проходит углеродный актив на пути к конечному потребителю. Следует отметить,что сегодня мировому рынку прав на вредные выбросы парниковых газов присущи всечерты развитых рыночных отношений.
Например, рынок операцийс углеродным активом является легальным рынком, делится на первичный ивторичный, характеризуется наличием
большого количестваразнообразных участников и диверсификацией добровольных и обязательных прав навыбросы (см. рис. 2).
/>
Рис. 2. Схемаинституциональной базы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов иперемещений углеродного актива
CERs (Certified Emission Reductions) — Сертифицированные единицысокращения выбросов ERUs (Emission Reduction Units) — Единицы сокращения выбросов EUAs (European Union Allowances) — Европейские права на выбросы AAUs (Assigned Amount Units) — Единицы установленного количества выбросов VERs (Voluntary Emission Reductions) — Добровольные сокращения выбросов
Такимобразом, 2008 г., с одной стороны, был официальным завершением подготовительнойфазы становления рынка прав на вредные выбросы парниковых газов. С другойстороны, процесс развития этой подготовительной фазы выдвинул на повестку днябольшое количество «углеродных» вопросов, требующих тщательногоизучения и эффективного решения. Для Украины 22 одним из этихпроблемных вопросов является перспектива кредитных квот, образованных врезультате проектов СО, а также единиц установленного количества (ЕУК)выбросов, более известного в мире под названием «горячий воздух».
Чтокасается последнего, то на 6-й сессии Конференции сторон Рамочной Конвенции ООНпо изменению климата в 2001 г. Российская Федерация предложила так называемыйпринцип «Целевых экологических инвестиций», целью которого былоположить предел дискуссиям по «неэкологичности» продажи«горячего воздуха». Под «горячим воздухом» имеется в видунеиспользованный объем прав на эмиссию, образовавшийся в результате экономическогоспада в 90-х годах в странах бывшего СССР и Центрально-Восточной Европы. Впользу концепции «Целевых экологических инвестиций» или «Схемызеленых инвестиций» свидетельствует то, что, во-первых, сокращение выбросовв указанных странах стоило национальным экономикам огромного сниженияблагосостояния их граждан. Во-вторых, стабилизации концентрации парниковыхгазов в атмосфере в ближайшем будущем не ожидается. По оценкам экспертов, вусловиях, если все обязательства (в соответствии с Киотским протоколом) будутвыполнены, в том числе и США, то за период их действия глобальные выбросыпарниковых газов могут увеличиться на 31% по сравнению с 1990 г..
Следуетотметить, что последние события в экономике, связанные с кризисными явлениями ипадением производства и, как следствие, уменьшением выбросов парниковых газов,значительно оживили интерес к единице установленного количества выбросов состороны стран, для которых характерен дефицит прав на них. Так, в течение 2008-2009гг. Украина, Чехия, Венгрия, Латвия и Словакия подписали соглашения на продажуоколо 150 млн. ЕУК, установленных правительствам Японии, Бельгии, Португалии,Австрии, Испании, Норвегии и Нидерландов. Кроме того, значительная частьтрансакций по ЕУК приходится на продажу частному сектору стран, характеризующемусязначительным дефицитом прав на выбросы.
3.Посткиотские дебаты
Сегоднямного дискуссий ведется по поводу судьбы Киотского протокола в период после2012 г. В основном будущие меры по борьбе с изменением климата должны бытьнаправлены на решение проблем и вопросов Протокола, которые уже сегодня всталиперед участниками рынка прав на вредные выбросы парниковых газов.
Так,XIV заседание Конференции сторон ООН, проходившее в Познани 1-12 декабря 2008г., касалось, кроме всего прочего, ст. 9 Киотского протокола, предусматривающейпериодический пересмотр Протокола в свете последних научных, социальных иэкономических событий. Кроме многих процедурных вопросов на повестку дня быливынесены вопросы эффективности функционирования гибких механизмов, в частностиМЧР, принятия новыми странами количественных обязательств по сокращениювыбросов и отчислению части прибылей от механизмов СВ, а также торговли квотамив пользу Адаптационного фонда. Переговорные процессы в Бонне выясняли такие вопросы,как природа будущих количественных обязательств (абсолютные значения или взависимости от интенсивности выбросов), длительность посткиотского периода(2013-2018 или до 2020 гг.) и др. Резонансным моментом является то, чтостранами выдвинуто также предложение по включению проектов ядерной энергетики вмеханизмы будущего соглашения при условии строгого соблюдения требованийМАГАТЭ.
Вначалесчиталось, что, учитывая инерционность событий, ограниченность времени ифинансовый фактор, изменение статус-кво не является желательным курсом и шагомвперед в процессе реализации Киотского протокола. Однако международноесообщество пришло к выводу, что Киотский протокол уже не достаточен для решениявсего спектра вопросов, встающих перед странами, и необходимо принятие новогодокумента. Следует отметить, что защитниками нового соглашения, а вместе с теми расширения действия нового документа в контексте климатических обязательств,являются в основном развитые страны, такие как Япония, Канада и Австралия. Сдругой стороны, развивающиеся страны настаивают на дальнейшем рассмотрении имодификации действующего Киотского протокола. Эта группа стран (G-77 и Китай) выступает за то, чтобыосновные обязательства по сокращению выбросов взяли на себя развитые страны, аобязательными для развивающихся стран считались лишь мероприятия национальногомасштаба.
Вопрекиожиданиям, XV заседание Конференции сторон ООН, проходившее в Копенгагене 7-18декабря 2009 г., не положило конец этой неопределенности. В ходе переговоров небыли достигнуты договоренности по новому договору, будущему существующихмеханизмов, судьбе единиц установленного количества выбросов и др. При этом такназываемое Копенгагенское соглашение, которое было подписано в течение работы международногосаммита, направлено на допущение максимального повышения температуры воздуха науровне не более 2°С, а также на довольно амбициозные намерения финансированияразвитыми странами мероприятий по адаптации для развивающихся стран, а именнопо 30 млрд. дол. в год на период 2010-2012 гг. и по 100 млрд. дол. до 2020 г.Как и ожидалось, в проекте подчеркивалась важность разработки мер по борьбе собезлесением и деградацией лесов, а также национальных мер по смягчениюпоследствий изменения климата в развивающихся странах. Были объявлены такженамерения почти всех основных стран, как развитых, так и развивающихся,относительно сокращения выбросов (см. табл.1).
Таблица1.Намерения отдельных стран, касающиеся количественных обязательств посокращению выбросов на период после 2012 г.*Страна Объем сокращений, планируемых страной (%) Базовый год Австралия 5-15 или 25 2000 Беларусь 5-10 1990 Канада 20 2006 Хорватия 5 1990 ЕС-27 20-30 1990 Исландия 15 1990 Япония 25 1990 Казахстан 15 1992 Лихтенштейн 20-30 1990 Монако 20 1990 Новая Зеландия 10-20 1990 Норвегия 30-40 1990 Россия 15-25 1990 Швейцария 20-30 1990 Украина 20 1990 США 14-17 2005 Бразилия** Снизить выбросы на 36,1-38,9% от базовых выбросов до2020 г. Китай** Снизить интенсивность выбросов на 40-45% с 2005 по 2020 г. Коста-Рика** Стать углеродно нейтральной страной до 2021 г. Индия** Снизить интенсивность выбросов на 20-25% с 2005 по 2020 г. Индонезия** Снизить выбросы на 26% от базовых выбросов до 2020 г. Мальдивы** Стать углеродно нейтральной страной до 2019 г. Мексика** Снизить выбросы на 50% с 2000 по 2050 г. Филиппины** Снизить выбросы на 5% против 1990 г.
Республика
Корея** Снизить выбросы на 4% с 2005 по 2020 г., или на 30% от базовых выбросов Сингапур** Снизить выбросы на 16% от базовых выбросов до 2020 г. Южная Африка** Снизить выбросы на 34% от базовых выбросов до 2020 г. и на 42% до 2025 г.
*Информация Программы ООН по окружающей среде, www.unep.org/climatepledges/ Default.aspx.
** Страны, не входящие вПриложение I РКИК ООН.
Вцелом переговорный процесс в Копенгагене обнаружил клубок противоречий междуразвитыми странами и странами третьего мира вокруг обязанностей последних поснижению выбросов парниковых газов. Развивающиеся страны продолжают утверждать,что новые условия приведут их экономики к краху, следовательно, основныеобязательства должен взять на себя развитый мир. Несмотря на заявления осокращении выбросов, некоторые условия выполнения этих намерений со стороныстран, не входящих в Приложение I РКИК ООН, и в настоящее время остаютсяневыясненными и не являются обязательными. После окончания саммита было решеноперенести обсуждение этих проблем на очередное заседание Конференции сторон, котороебудет проходить в Мексике в конце 2010 г.
Вотличие от стран Европы и ведущих стран МЧР (Китая, Индии, Мексики и др.),Украина, в силу определенных экономических и политических факторов, неотличается активным участием в Киотском процессе. Украинское правительствоподдерживает идею ограничения выбросов на основные загрязняющие вещества. Егопозиция совпадает с позицией многих других государств по установлениюограничений на выбросы для развивающихся стран, имеющих относительно большиеобъемы выбросов. На будущее Украина предполагает ограничение выбросов впределах 20% на период до 2020 г. и 50% — на период до 2050 г.
ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Следуетотметить, что хаотичность, фрагментарность и неконсолидированность рынка правна вредные выбросы парниковых газов еще остаются его основными чертами ипрепятствиями на пути к глобализации. Существование независимых локальныхрынков в отдельных странах, где правила торговли взаимно не согласованы,деформирует сам институт рынка и лишает его участников информированности остоимости соглашений. Неоднородность участников и существенные расхождения вправилах торговли препятствуют объединению торговых площадок, что, в своюочередь, могло бы способствовать уменьшению трансакционных расходов, повышениюликвидности торговли и улучшению расчетно-депозитарного обслуживания.Возможность продажи эмиссии выбросов, превышающей размеры национальнойуглеродной квоты, проблемы с определением базовых выбросов и недостаточностьпроектного финансирования остаются открытыми вопросами. Часть ЕУК илиразрешение на их использование в предстоящем периоде также являются ключевыммоментом в повышении эффективности новых обязательств по сокращению выбросов.
Такимобразом, каждая страна должна самостоятельно, путем проведения тщательногоэкономического анализа, определить, целесообразно ли и экономически обоснованнопродолжать борьбу за снижение выбросов на уровне нового международногосоглашения или можно ограничиться рамками внутренней политики и национальнымимерами.
Дляэтого Украине необходимо, во-первых, провести детальный анализ потенциаласокращения выбросов, который может стать обоснованием заявленных целейотносительно уменьшения эмиссий. Во-вторых, важно создать прозрачный механизмиспользования средств, полученных от подписанных соглашений по продаже ЕУК.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Капур К. Стан і тенденції вуглецевого ринку 2008. siteresources-.worldbank.
or^E\VS/Resources/State&Trendsfonrmtted06Mayl0pm.pcir.
2. Бep Т. На шляху до вуглецевого ринку?Потенціал та бар'єри інтеграції вуглецевого ринку. ww.gppi.net/ffleadmirv'gppi/GPPiPP7-Carbon_Markets.pdf.
3. Заходи, що здійснюються спільно:Четвертий звіт для Секретаріату Рамкової Конвенції ООН із зміни клімату. Ч. 1. www.gcrio.org/usiji/pdf/VollPartlall.pdf.
4. «Квартальнийвісник спільного впровадження» № 1, 1996, 30 с.www.jiqweb.org/jiq.htm.
5. Санторо К. Добровільні ініціативи зпокращення якості повітря — торгівля скороченнямивикидів у Канаді, vww.legalemissions.net/dec98.pdf.
6. Що таке PERT та GERT? VCR, EcoGESte та реєстр Clean Air? Інформація Департаменту Охоронинавколишнього середовища Канади, www.ec.gc.ca/nopp/lfg/ primer/ en/primer.cfm?pg=5.
7. http://www.sentemovem.ri/carboTicredits/geneial_information/era
8. http://wbcan5onflnance.on3/Router.cfm?Page=PCF.
9. Вуглецевефінансування для сталого розвитку. Звіт Світового банку, http:// wbcarbonfirance.on^docs/2008
10. Стерн Н. Економіка зміни клімату. www.hm-treasury.gov.Uk/d/ Ctapter_15_Carbon_Pricing_and_Emissions_Markets_in_Practice.pdf.
11. Чиказькакліматична біржа Огляд. Інформація Чиказької кліматичної біржі.
12. ФрідманЙ. Екологічний сертифікат і викручування рук. www.faz.net/s/ RubAB001KC99BB433192 28DCC26EF52B 47
13. БетелхаймЕ. Огляд вуглецевих обмінів, www.mondovisione.com/ index.cfm?section=articles&action=detaiI&id=78451» ftnl.
14. Венкант Е. Вуглецева омана, www.newsweek.com/id/36517
15. ИнформацияРамочной Конвенции ООН об изменении климата, unfccc.int/2860.php
16. Глобальнізміни клімату: економіко-правові механізми імплементації Кіотського протоколу вУкраїні (Шевчук В. Я., Іваненко Н. П., Кубланов С. X. та ін.). — К., «Геопринт», 2005,80 с.
17. Конференция ООНпо изменению климата в Познани, 1-12 декабря 2008 г. uniccc. int/meetings/cop_ 14/items/4481.php).