Реферат по предмету "Филология"


устаревшие слова и их употребление в сми

Трояновский Дмитрий 1 курс 2 группа. Доклад. Устаревшие слова и их употребление в СМИ. Введение Язык находится в постоянном развитии. Самый подвижный его уровень – это лексика. Она реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. Наименования предметов и явлений, больше не получающих применения в жизни людей, постепенно выходят из употребления. Слова, постоянно используемые в речи, составляют ее активный словарный запас.

Устаревшие и новые слова входят в пассивный словарный запас. Слова, вышедшие из активного словарного запаса, не сразу исчезают из него. Они продолжают использоваться в художественной литературе, но в словарях характеризуются как устаревшие. Среди устаревших слов существуют как относящиеся к древнерусскому периоду нашей истории (брег, ворог, сей), так и появившиеся относительно недавно, но уже устаревшие (красноармеец, продналог).

Причины архаизации лексики Существуют различные причины архаизации лексики. Внеязыковые причины связаны с преобразованием в жизни общества. Очень часто причина другая – лингвистическая. Слова ошую (слева) и одесную (справа), устарели потому, что исчезли и соответствующие существительные – шуйца и десница, соответственно, левая и правая рука. Среди устаревших слов могут быть как старославянизмы (глад), так и исконно русские слова (чресла),

а так же и слова иностранного происхождения (политес). Возрождение устаревших слов Устаревшие слова могут возрождаться. После революции 1917 года устарели многие названия, связанные с государственным устройством и армией (министерства стали наркоматами, генералы - командармами). Сейчас старые названия возродились, а советские устарели.

Подобное возрождение может быть обусловлено только внеязыковыми факторами. Группы устаревших слов Устаревшие слова делятся на две группы – историзмы и архаизмы. К историзмам относятся названия исчезнувших явлений, понятий или предметов: кафтан, гусар, продразверстка и.т.д. Появление историзмов связано с развитием общества, обновлением предметов быта, оружия и прочего. Синонимов в современном русском языке историзмы не имеют.

Чаще всего используются в художественной литературе, для описания минувших времен. Архаизмы – это устаревшие названия явлений, существующих и сейчас. Синонимы у них есть (Глаголить – говорить, ведать – знать, зело – очень). Есть архаизмы, устаревшие частями (осьмой – восьмой), или в отдельных значениях (натура – природа). Есть несколько групп архаизмов. Группы архаизмов 1).

Лексические. Слова, устаревшие во всех значениях (льзя – можно). Это самая многочисленная группа архаизмов, внутри которой можно выделить еще несколько групп (по времени перехода в пассивный словарный запас, или слова имеющие однокоренные современные синонимы, или лишенные подобной связи с современными названиями). 2). Лексико-словообразовательные. Слова, в которых устарели отдельные словообразовательные элементы (рукомесло – ремесло).

3). Лексико-фонетические. Слова, фонетическое оформление которых претерпело некоторые изменения в процессе развития языка (ворог, нощь, англицкий). 4). Лексико–семантические. Слова, утратившие отдельные значения (пошлый – популярный, позор – зрелище). Употребление историзмов и архаизмов. Историзмы используются в литературе на исторические темы, как художественной так и научной. В художественной литературе они незаменимы при создании антуража и колорита

той или иной эпохи. Архаизмы так же применяются в исторической литературе, чтобы называть понятия, предметы и явления, существующие и сейчас, названиями, соответствующими описываемой эпохе. В СМИ историзмы используются в работах на соответствующие темы, исторических расследованиях, репортажах с археологических раскопок, из музеев и из прочих исторических мест, если, конечно, репортаж или статья посвящены этому месту. Архаизмы в СМИ применяются куда реже, в основном в статьях, им же посвященных

или же для придания особого колорита или экспрессивной силы языку статьи, хотя сейчас для подобных целей куда чаще служат экспрессивные выражения, жаргон, и. т. д. Список использованных авторов. Розенталь, Лекант, Самсонов, Голуб, Теленкова и другие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.