Реферат по предмету "Экология"


Современные концепции экологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯИ ЭКОНОМИКИМУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИЗаочная форма обучения
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ«Финансы и кредит»КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Концепция современногоестествознания»
На тему: «Современные концепции экологии»Мурманск 2009г

Содержание
Введение
1.Современные концепции экологии
2. Концепцияноосферы и устойчивого развития
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Термин«экология» стал применяться еще в XIX. Его буквальный перевод с греческогоозначает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялсятогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животнымисуществами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что ичеловек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба — все этонеотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. И его взаимоотношение сприродой — воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратноевлияние оскудевшей природы на развитие человека и общества — должно статьпредметом специального изучения.
Единствопланеты определяет высокую степень интеграции современных экологическихисследований. Имеющая отчетливый глобальный характер, экология человекаопирается сегодня на достижения практически всех отраслей современногоестествознания. Она широко использует закономерности и принципы самых различныхнаук. Однако сегодня экология находится на начальной ступени развития и еще недостигла высоты, отличающей другие науки, т.е. стадии, котораяхарактеризовалась бы систематизированной формулировкой точных и определенныхзакономерностей.
Причиныэтого кроются в следующем:
1.Сложность экологического материала.
2.Необъятность экологического материала.
3.Значительная неупорядоченность экологического материала.
Экология— это комплексная отрасль современного научного знания, изучающаязакономерности взаимоотношения растений, животных и человека между собой и ихотношение к среде обитания. Основным объектом изучения в современной экологии являются:
биологическиесистемы различных уровней — популяции, виды, биоценозы и биосфера;
ихорганизация и взаимодействие;
ихфункционирование.
Вусловиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучениевзаимодействия общества и природы, человека и биосферы. Сложившийся в ходесоциально-экономического и научно технического развития тип «обмена веществ»между обществом и природой часто не вписывается в естественную структурубиосферы. В этих условиях важно уметь определить допустимые пределы воздействиячеловека на природу. Экология призвана стать научной основой по использованию иохране природных ресурсов, сохранению среды в благоприятном дляжизнедеятельности человека состоянии[1].

1.Современные концепции экологии
Как мы могли убедиться, жизнь на Земле развиваетсяпо строгим законам природы. Современное естествознание открыло основныепринципы и законы, определяющие существование жизни на Земле. Человеческаяцивилизация для обеспечения своего устойчивого развития также должна следоватьэтим законам и принципам.
Жить в согласии сприродой — один из основополагающих принципов существования Человека на Земле.Еще великие философы античности учили тому, что повелевать природой можнотолько повинуясь ее законам. Однако многие факты дают основания характеризоватьсовременные отношения человека и природы как антропогенный экоцид — разрушениелюдьми естественной среды обитания, в том числе и условий собственногосуществования. Об этом убедительно свидетельствуют следующие данные ЮНЕСКО. Заодин календарный год в мире при перепашке полей, строительных и других работахперемещается более 4000 куб. км почвы и грунта, извлекается из недр земли 120млрд. тонн руд, горючих ископаемых, строительных материалов, выплавляется 800млн. тонн различных металлов. В то же время в конечном продукте содержится неболее 5 — 7% от количества сырья, запущенного в производство, а 93 — 95% идет вотходы, загрязняя атмосферу и природные водоемы. Общая площадь разрушенных идеградированных почв за всю историю человечества составляет примерно 20 млн.кв. км, что больше совокупной площади, используемой сегодня в мире всельскохозяйственных целях.
Отсутствие элементарныхпредставлений о допустимых нагрузках на природные системы породило парниковыйэффект. Антропогенные выбросы углекислого газа, метана и некоторых другихгазов, разного типа аэрозолей, задерживающих тепловое излучение нашей планеты,приводят к повышению средней температуры поверхности Земли. Эти газы, попадая ватмосферу, затрудняют отдачу тепла с поверхности Земли и действуют как стеклоили пленка в теплице. Как считают эксперты, к середине следующего векаизменение климата в сторону потепления вследствие парникового эффекта сделаетсявполне ощутимым. Расчеты показывают, что в экваториальной зоне заметногопотепления не произойдет, но в полярных областях температура вырастет весьмасущественно. Это заметно скажется на состоянии ледового покрова, особенно вАрктике (он может даже исчезнуть), на положении границы тундры и вечноймерзлоты.
Но самое главноеследствие уменьшения разности температур между полярными и экваториальнымизонами — изменение структуры атмосферной циркуляции. Сейчас нагретый наэкваторе воздух поднимается вверх, движется там к полярным зонам и, охлаждаясь,опускается в приземные слои. Затем вдоль поверхности Земли воздух возвращаетсяк экватору. За счет этого происходит основной перенос влаги, испаряющейся надокеанами, на континентальную часть планеты. Изменение теплового балансаприведет к уменьшению интенсивности этого переноса, количество влаги,переносимой в глубину континента, может заметно уменьшиться, что резко расширитобласть пустынь и полупустынь. Уменьшится также и область засушливых земель,дающих сегодня основное количество зерна, что снизит общую продуктивностьрастительного покрова на континентах. И такой эффект может произойти даженесмотря на значительное увеличение содержания в атмосфере углекислоты,являющейся пищей растений[2].
Но и это еще не все.Если рост поступления в атмосферу парниковых газов сохранится, то уже в ближайшиедесятилетия из-за таяния полярных льдов и теплового расширения воды на десяткисантиметров поднимется уровень мирового океана. Это тоже внесет немалыеосложнения в жизнь планетарного сообщества. Изменится положение границ,разделяющих природные зоны «степь — тайга» и «тайга — тундра». Потребуетсяперестройка всей структуры сельскохозяйственного производства.
Сегодня ученые называютразличные сроки наступления такого кризиса и прогнозируют различные егомасштабы и последствия. Однако основные следствия парникового эффекта невызывают серьезных разногласий среди климатологов. Все они единодушно считают,что климатические изменения произойдут на всем северном полушарии планеты.
Кроме того, человечествостолкнется еще с одной угрозой своему существованию. Это нарастающаяинтенсивность мутагенеза и рост генетической неполноценности человечества.Показатели этих процессов опасно возрастают. Какое-то количество неполноценныхдетей всегда присутствует среди новорожденных — это цена генетическогоразнообразия. Сегодня каждый 500-й или 700-й ребенок в силу естественныхмутаций и структуры генофонда рождается с заметными отклонениями от нормы. Вбылые времена такие дети чаще всего погибали или во всяком случае не моглиоставлять потомства. Благодаря успехам современной медицины неполноценные детине только выживают, но многие из них дают потомство, тоже неполноценное. Этоприводит к непрерывному росту (не только абсолютному, ню и относительному)числа людей с генетическими отклонениями. Но самым главным, что ухудшаетструктуру генофонда человечества и повышает частоту рождения неполноценныйдетей, является давление социальных факторов, прежде всего алкоголизма инаркомании. К этому надо добавить еще рост интенсивности мутагенеза за счетурбанизации, перенаселенности и различного типа загрязнений воздуха, воды,земли и т.д. Не может не беспокоить и возможное снижение интеллектуальногопотенциала человечества — войны и разного рода геноциды ударяют прежде всего понаиболее талантливой и активной части человечества. Особенно страшны миграции,изымающие наиболее энергичную часть населения.
У каждой популяциисуществует некоторый порог допустимого размывания генофонда (процентнеполноценных особей), за которым уже никакой естественный отбор не сможетвосстановить его качество и предотвратить деградацию популяции. Человек несоставляет исключения. Можно спорить о конкретных числовых оценках, но черезнесколько поколений, может быть, уже к началу XXII века, человечество, если экстраполировать современныетенденции изменения условий его существования, вероятно, подойдет к этомуопасному рубежу. И обратного хода эволюционному процессу тогда уже не будет.Иначе говоря, без кардинальных изменений условий жизни человека генетическаядеградация вида Homo sapiens неизбежна.
Известно также множестводругих явлений, развитие которых в течение ближайших нескольких поколенийприведет к необратимым изменениям в условиях обитания, во взаимоотношенияхчеловека и его традиционной экологической ниши и сделает ее негодной для жизнисовременного человека и развития цивилизации (в современном ее понимании).
К числу подобных явленийотносится загрязнение мирового океана, которое происходит сегодня в огромныхмасштабах. В реки, озера, моря и океаны планеты ежегодно сбрасывается до 7000млрд. куб. метров неочищенных сточных вод, которые содержат около 300 млн. тоннжелеза; 6,5 тонн фосфора; 2,3 млн. тонн свинца; 7000 тонн ртути и множестводругих токсичных веществ. Закономерно, что это приводит к сокращению океанскойбиоты, а, следовательно, и к сокращению пищевых ресурсов человека.
Не менее грознымпредупреждением становится сокращение площадей тропических лесов, которыенаряду с северной тайгой являются легкими планеты — они вырабатывают основнуюмассу кислорода, необходимого для жизни животного мира.
На протяжении последних50 лет человек уничтожил 60% мировых лесов. За последние 200 лет жителиАвстралии вырубили 75% своих тропических лесов. Только за минувшие 40 летАфрика потеряла 23% лесного массива, Латинская Америка -38%. Сегодня США дышатчужими «легкими». Вырубка лесов является одной из причин опустынивания обширныхплощадей. Сегодня опустыниванием охвачена территория, равная по площадиСеверной и Южной Америке.
Глобальные измененияклимата происходят не только из-за парникового эффекта и вырубки лесов, нотакже и из-за уменьшения поверхности озонового слоя, что пропорциональноувеличивает интенсивность ультрафиолетового излучения, достигающего поверхностиЗемли.
Во всех промышленноразвитых странах широко используются в качестве хладоагентов в холодильникахфреоны и другие хлорфторуглероды. Попадая в атмосферу, в результатефотохимических реакций они уничтожают молекулы озона. Это ведет к усилениюультрафиолетовой радиации Солнца, смертельной для жизни в больших дозах. Запоследние 16 лет в Северном полушарии содержание озона в стратосфереуменьшилось в среднем на 3% над территориями Северной Америки и Европы. Ученыеподсчитали, что каждый процент уменьшения озонового слоя приводит к увеличениючисла заболеваний раком на 5 — 7%.
Все эти факторы носятприродный характер, но вызваны человеческой активностью. Ощутимыми они станутчерез два-три поколения, то есть к середине следующего столетия. Но есть двафактора, отрицательный эффект которых может проявиться уже в ближайшем будущем- в начале XXI века.
Первый — это знаменитаяпроблема Мальтуса — несоответствие растущих потребностей все увеличивающегосячеловечества и уменьшающегося запаса ресурсов оскудевающей планеты. ЕслиМальтуса беспокоило только несоответствие роста населения росту производства пищи,то теперь ситуация стала значительно сложнее. К этой проблеме, обозначеннойМальтусом, добавляется много новых. Происходит стремительное опустошениезапасов углеродного топлива. Как кошмар, перед человечеством вырисовываетсяперспектива неминуемого исчерпания запасов угля, нефти, газа. И все это — нафоне демографического взрыва, принявшего угрожающий характер.
Еще опаснее — прямоеуменьшение продуктивности биоты и потеря плодородия почв. При этом одновременнобольшое количество плодородных земель просто выводится из обращения городскойзастройкой и промышленным строительством. В некоторых районах земного шарадеградация природной среды видна отчетливо и приобретает характер катастрофы.Отбросы собственной жизнедеятельности душат человечество.
Вторая проблема, неменее грозная, чем проблема Мальтуса, почти не обсуждается даже специалистами.Это проблема потери возможной устойчивости (стабильности) биосферы какцелостной системы, частью которой является человечество. Результатом потеристабильности нынешнего квазиравновесного состояния будет переход биосферы (каки всякой нелинейной системы) в новое и неведомое нам состояние квазиравновесия,в котором человеку просто может не оказаться места. Биосфера, каксаморегулирующаяся система, до поры до времени могла компенсироватьизменяющиеся внешние нагрузки. На протяжении миллиардов лет удерживалисьпараметры биосферы в том узком интервале их значений, в котором только и могвозникнуть наш биологический вид. И это регулирование обеспечивалось несмотряна то, что за время существования планеты биосфера Земли неоднократноподвергалась дополнительным внешним нагрузкам — колебания солнечной активности,падение метеоритов, интенсивный вулканизм и т.д.
Но теперь основнойопасностью для стабильности биосферы становится человек. И есть основанияполагать, что компенсационные возможности биосферы либо уже нарушены, либонаходятся на пределе своих возможностей[3].
Биосфера обладаетколоссальной самоочищающей способностью. К сожалению, эти способности природыне безграничны. Антропогенные воздействия на природу поставили под угрозунормальное осуществление присущих ей биотических процессов, нарушили равновесиесостояния биосферы. Антропогенная нагрузка на окружающую природную средудостигла сегодня таких масштабов, что привела к глобальному экологическомукризису. Многие ученые считают, что мы стоим на грани экологической катастрофы.
Катастрофа можетразразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие нашидействия уже ничего не смогут изменить. Поэтому проблема изучения стабильностибиосферы должна превратиться в одно из основных направлений фундаментальныхисследований. Но самое главное -должна появиться новая стратегия цивилизации,согласованная со стратегией природы. Это должна быть стратегия выживания. Дляэтого нам предстоит научиться изучать биосферу как единый целостный организм исоизмерять свой образ действия с реакцией на него этого общепланетарногоорганизма. Антропоцентризм должен уступить место биосфероцентризму. Поэтому такважно создать концепцию перехода, а затем — будущего человеческой культуры ицивилизации. Немалую помощь в этом может оказать учение В.И. Вернадского оноосфере.
2. Концепция ноосферы иустойчивого развития
Современная биосфераявляется результатом длительной эволюции всего органического мира и неживойприроды. В этой эволюции принимает участие и сам человек, воздействие которогона природу постоянно усиливается и по своим масштабам приближается к действиюгеологических процессов. Биосфера Земли все больше становится управляемойчеловеческим разумом, постепенно превращаясь в ноосферу.
Еще в 20 — 30-х годахнашего столетия В.И. Вернадский, размышляя о геологической роли человека,вооруженного научной мыслью (разумом), пришел к выводу, что геохимическая рольчеловека определяется не его массой (хотя численность человечества постояннорастет), а производственной деятельностью. Это значит, что важнейшим фактором,от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллективнаядеятельность человека.
Для Вернадского былоочевидным, что биосфера под влиянием разумной человеческой деятельностипереходит в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы,преобразованной человеческой мыслью и трудом, Вернадский назвал ноосферой. Еесущественной характеристикой является поддержание глобального равновесиясистемы на основе оптимального сочетания социально-исторических иестественно-природных законов.
Сам термин «ноосфера», впрямом переводе означающий «сфера разума», был введен французскими учеными ифилософами Е. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, которые по их собственномупризнанию, впервые использовали его после парижских лекций В.И. Вернадского1922 — 1926 годов. Вернадский, знакомый с ними, тоже стал использовать этоттермин, но, в отличие от них, понимавших под ноосферой некий «мыслящий пласт»,подходил к ноосфере с сугубо материалистических позиций. Концепция ноосферыВернадского явилась логическим завершением многолетней работы ученого надпроблемами живого вещества и биосферы.
С появлением человека наЗемле начинается процесс ноосферогенеза. Но если до сих пор он проходилбессознательно, как стихийный природный процесс, сейчас мы подошли к томурубежу, который требует от человека четкого осознания им своей глобальнойзадачи, выработки стратегии и тактики для достижения поставленной цели.
Развивая своипредставления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для созданияноосферы:
1. Человечество сталоединым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любой точкилюбого континента или океана, отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду на поверхности Земли.
2. Преобразованиесредств связи и обмена информацией, которые сегодня обеспечивают мгновенную еепередачу.
3. Реальное равенстволюдей как необходимое условие ноосферы.
4. Поднятие общегоуровня жизни как условие реального равенства людей, а также возможность влияниянародных масс на ход государственных и общественных дел.
5. Развитие энергетики,открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровняжизни.
6. Исключение войн изжизни общества.
Создание этихпредпосылок становится возможным в результате взрыва научной мысли в XX веке. Это же обстоятельствосоответственно приведет к трансформации биосферы в ноосферу, а в жизни народовпроизойдут необходимые позитивные изменения, никак не противоречащие этомупроцессу.
Поэтому ноосферу следуетрассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную с возникновением иразвитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы,становится крупнейшей планетарной силой, превышающей по своим масштабам всеизвестные геологические процессы. Становление ноосферы теснейшим образомсвязано с овладением всеми формами движения материи и созданием новых живыхорганизмов с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии.
Ценность концепцииВернадского состоит в том, что она дает конструктивную модель вероятногобудущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека преждевсего как разумное существо, тогда как он редко ведет себя по-настоящемуразумно. Идеи Вернадского сегодня вновь широко обсуждаются в научных кругах.Они становятся методологической основой для многих современных концепций итеорий, направленных на решение экологической проблемы и сохранениечеловечества[4].
Биосфера существовала допоявления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек безбиосферы существовать не может. Осознание глобальной экологической опасностигрозящей гибелью человечеству, заставило мировое сообщество искать новые путивыхода из создавшегося положения и привело к пониманию необходимости разработкиконцепции устойчивого развития[5].
Эта концепция былапринята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 год,Рио-де-Жанейро), где была отмечена невозможность прогресса развивающихся странпо пути, который прошли развитые страны. Было признано, что эта модель развитиязавершится гибелью человечества. Поэтому была провозглашена необходимостьперехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, то есть развитияобщества на базе экологически целесообразного природоиспользования,обеспечивающего высокое качество жизни для людей целого ряда поколений.
Устойчивое развитие быловыдвинуто как основная задача человечества на конец XX — начало XXIвека. Эта модель развития предполагает:
1. Снижение материале- иэнергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборотатоксичных веществ и расширение использования возобновляемых ресурсов, включаяисточники энергии.
2. Переход кценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену ущерба окружающейсреде) и стимулирующему использованию новых, экономически безопасных ресурсо- иэнергосберегающих технологий в сочетании с системой налогов и штрафов.
3. Содействиеустойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов черезповышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательныхсвойств растительной и животной продукции, использование комплексных методовборьбы с вредителями сельского хозяйства и т.д.
4. Передачаиндустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, вчастности, новых технологий, созданных на основе генетических материалов,полученных из развивающихся стран.
5. Созданиемеждународных институтов, способных определить единую глобальную линиюустойчивого развития, устанавливать единые для всех стран экологическиестандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества,контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологическогоповедения.

Заключение
Сегодня очевидно, чтобиосфера Земли — сложнейшая система — находится в сильно неравновесномсостоянии. Мы знаем также, что из таких состояний самоорганизующиеся системы, кчислу которых принадлежит и биосфера, выходят скачком. Мы подходим к точкебифуркации, за которой лежат несколько возможных вариантов будущего. Среди них- возможность экологической катастрофы, полное исчезновение жизни на Земле илипо крайней мере существование жизни, но уже без человечества. Наиболееблагоприятным выходом для человечества из этой ситуации было бы образованиеноосферы. Присутствие разума в системе, находящейся в ситуации перехода, меняетэту ситуацию. Предотвратить переходный процесс в биосфере человек не в силах,но есть возможность свести к минимуму или совсем убрать те неблагоприятныефлуктуации, которые подталкивают неустойчивую систему к нежелательным длячеловека вариантам перехода. Так, запрещение и полное уничтожение ядерного ихимического оружия устранит флуктуацию, способную вызвать уничтожение биосферыв военном конфликте. Еще лучше, если будут достигнуты договоренности осокращении и уничтожении обычных видов вооружений, а высвободившиеся ресурсынаправлены на решение экологических проблем. Также очевидно, что экологическиепроблемы нужно решать каждый день совместными усилиями всех стран, народов,всех людей. Судя по всему, человечеству не обойтись без снижения потребленияэнергии, более экономичного ведения промышленного производства, сокращениядобычи и расходования важнейших полезных ископаемых. Необходимо осознатьдемографические проблемы, изменить отношение к животному и растительному мирупланеты. Все это невозможно без научного предвидения результатов любойприродопреобразующей и социальной деятельности людей, а также без созданияналаженной системы управления и контроля за проведением в жизнь разрабатываемыхмероприятий.
Можно сказать, что вситуации перехода посредством скачка человечество держит экзамен на разумность.От нас зависит наше будущее, каким оно будет и будет ли оно вообще. Другогопути нет.

Список использованных источников
1.   Хорошавина,С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций С.Г. Хорошавина. — 4-еизд. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480 с. — (Высшее образование).
2.   Рузавин, Г. И. Концепции современногоестествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 287 с.
3.    Концепции современного естествознания: Учебникдля вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.
4.    Садохин, А. П. Концепции современногоестествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарнымспециальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.
5.    Гусейханов, М. К. Концепциисовременного естествознания: Учебник / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов. — 6-еизд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2007. — 540 с.
6.    Горбачёв, В.В. Концепции современногоестествознания / В.В.Горбачёв. — М., ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2006- 592с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.