Введение
Опасно обострившийся к концу ХХ в. конфликт между деятельностью человекаи возможностями природы привел к критическим пределам нагрузки на биосферу. Вмире все чаще раздаются голоса, что если в ближайшие 15 лет не принять меры, топрирода не сможет самовосстановиться, и начнется необратимый процесссамоуничтожения всего живого.
Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями:
— постепенное изменение климата планеты вследствие изменения балансагазов в атмосфере;
— общее и местное (над полюсами, отдельными участками суши) разрушениебиосферного озонового экрана;
— загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами, сложными органическимисоединениями, нефтепродуктами, радиоактивными веществами, насыщение водуглекислым газом;
— разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши врезультате строительства плотин на реках, приводящий к изменению твердогостока, нерестовых путей и т.п.;
— загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, высокотоксичныхвеществ в результате химических и фотохимических реакций;
— загрязнение вод суши, в том числе речных, служащих для питьевоговодоснабжения, высокотоксичными веществами, включая диоксины, тяжелые металлы,фенолы;
— опустынивание планеты;
— деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель,пригодных для сельского хозяйства;
— радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронениемрадиоактивных отходов, техногенными авариями и т.п.;
— накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов,в особенности практически неразлагающихся пластмасс;
— сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансугазов атмосферы, в том числе сокращению концентрации кислорода в атмосферепланеты;
— загрязнение подземного пространства, включая подземные воды, что делаетих непригодными для водоснабжения и угрожает пока еще мало изученной жизни влитосфере;
— массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества;
— ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всегоурбанизированных территориях;
— общее истощение и нехватка природных ресурсов для развитиячеловечества;
— изменение размера, энергетической и биогеохимической роли организмов,переформирование пищевых цепей, массовое размножение отдельных видоворганизмов;
— нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия напланете.
Существенную роль в нарушении экологического баланса Земли играет каждоегосударство, каждый человек. Решение экологических задач на современном этапедолжно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов,так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональноеиспользование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическоеобучение и воспитание всей общественности страны.
Государственная политика защиты окружающей среды
Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали ещефилософы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще вV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следуетповиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая правобеспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи считаютосновоположником такого подхода Ф. Энгельса, который считал, что в отличие отживотного, только пользующегося внешней природой, «человек… заставляет ееслужить своим целям, господствует над ней». Может быть, в развитие этого тезисародился в 1950-х годах широко известный в нашей стране мичуринско-лысинковскийлозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостиот природы, взять их у нее – наша задача». Вместе с тем мысль о господстве надприродой Ф.Энгельсом разъясняется так: «… все наше господство над ней состоит втом, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы иправильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории игуманизм Ф.Энгельса как мыслителя.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой странеразрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует разделмеждународного права и правовой охраны внутри государства, содержащийюридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро,июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода кохране природы.
1. Государствам следует внести эффективное законодательство в областиораны окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражатьреальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которойони будут реализовываться.
2. Государство должно разработать национальное законодательство,касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другогоэкологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.
Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что всегосударства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранноезаконодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательстванет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненногоздоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными схозяйственной или другой деятельностью, а также других необходимых актов.Академик Н.Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так:«Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласованиястратегии природы и стратегии человека».
В различные исторические периоды развития нашей страны система органовэкологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формыорганизации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природнойсреды решались за счет рационального использования природных ресурсов,управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-80-егоды в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось18 различных министерств и ведомств.
Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведениинескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля засостоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использованияприродных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от именигосударства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединялприродоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая системауправления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего,со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупныхпредприятий, которые являлись основными загрязнителями и разрушителямиприродной среды.
Историки полагают, что природоохранное право впервые появилось в ХIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использоватькаменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положилиначало указы Петра I по охране лесов, животного мира идр. Все это были попытки комплексного подхода к защите природной среды. Такаяже попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 г. путем изданиядекретов «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.) икодексов – Земельного (1922), Лесного (1923). Однако и в них принцип господстванад природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали надпроблемами охраны окружающей среды.
Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ееинтенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективнойприродоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говорясловами академика А. Яблокова, «любые, самые замечательные законодательные актыне могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавноориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сихпор такой подход довольно часто остается доминирующим.
В результате перестройки организации охраны природы начиная с 1988 г. ещев бывшем СССР и его республиках были созданы государственные комитеты охраныприроды. Они должны были стать координаторами всей природоохраннойдеятельности, единым центром комплексного управления природопользования взамен многочисленныхведомственных структур. Однако, до конца решить эту задачу так и не удалось.
Недостаточно устранить примат производства над экологией, а такженарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимоповышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знанияестественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.
С 1991 года российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместонего было организовано Министерство охраны окружающей среды и природныхресурсов РФ. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранныеслужбы Гидромет, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использованиянедр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств былсоздан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраныокружающей природной седы. Однако и этот блок оказался неуправляемым, игодичная практика его функционирования показала, что он был не способен решатьпоставленные задачи.
Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться вдеятельности как государственных специальных органов, так и всего общества.Целью такой деятельности является рациональное использование природныхресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитаниевсей общественности страны.
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании,обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объектыохраны, так и меры по ее обеспечению. Эти вопросы экологического права,регулирующего отношения между природой и обществом.Природоохранноезаконодательство
Охранаокружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляетсобой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированиемвзаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системезаконоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установленав законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленныхгосударством правовых норм и возникающих в результате их реализацииправоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранениюестественной среды, рациональному использованию природных ресурсов,оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего ибудущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных вправеи направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий,необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы России входят четыре группымероприятий:
1.Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлениюприродных ресурсов.
2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование иматериально-техническое обеспечение природоохранных действий.
3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраныприроды.
4. Юридическая ответственность правонарушителей.
Всоответствии с экологическим законодательством объектом правовой охранывыступает природная среда – объективная, существующая вне человека инезависимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием исредством его существования.
Источникамиэкологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатсяправовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы,указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств,законы и нормативно- правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числеисточников экологического права большое место занимают международно-правовыеакты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе приматамеждународного права.
Следуетвыделить шесть основных периодов экологического законодательства:
1918-1922гг. – возникновение и становление законодательных актов об охране ииспользовании природных ресурсов;
1922-1957гг. – активное развитие союзного законодательства природоресурсногонаправления;
1953-1963гг. – принятие во всех республиках СССР законов об охране природы (например,Закон РСФСР об охране природы был принят в 1960 г.);
1968-1980гг. – проведение кодификации союзного и республиканского законодательства оземле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие поэтим объектам соответствующих основ законодательства Союза ССР и союзныхреспублик, кодексов в союзных республиках;
1985-1990гг. – попытка перестроить общественные отношения в охране природы ирациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охранеприроды в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;
с 1991г. и до настоящего времени — суверенизация России, распад союза ССР, пересмотрзаконодательства Российской Федерации, в том числе экологического, принятиеЗакона об охране окружающей природной среды (1991 г.), Федерального закона «Обохране окружающей среды» (2001 г.), Земельных кодексов (1991г. и 2001 г.),Закона РФ о недрах (1992 г.), Лесного кодекса (1997 г.), Воздушного кодекса(1997 г.), федеральных законов «О животном мире» (1995 г.), «Об охране атмосферноговоздуха» (1999 г.) и других актов экологического направления.
Развитиенашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологическиепроблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональнымиспользованием природных ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизничеловека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитиеэколого-правовых норм – процесс непрерывный и неизбежный.
Правовоеобеспечение экологического контроля
Экологическийконтроль – важное звено организационно-правового механизма ООС. В задачиэкологического контроля входят наблюдение за состоянием окружающей среды и ееизменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка соблюдениятребований экологического законодательства и нормативов качества окружающейсреды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсови оздоровлению окружающей среды.
Выполнениеэтих целей предполагает экологический мониторинг, государственный,производственный, муниципальный и общественный контроль, каждый из которыхимеет свои специфические функции и адекватные им средства реализации.
ВЗаконе «Об охране окружающей среды» разработана специальная глава обэкологическом контроле (гл. II). В ст. 64 этой главызакрепляются задачи экологического контроля. В ст. 65 предусматривается наличиеконтрольного органа государственной власти в области государственногоэкологического контроля и функций хозяйственного использования природныхресурсов.
В п.5этой статьи запрещается совмещение функций государственного контроля в областиООС (государственного экологического контроля) и функций хозяйственногоиспользования природных ресурсов.
Статья66 закрепляет права, обязанности и ответственность государственных инспекторовв области охраны окружающей среды. В частности государственные инспектораобязаны:
- предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в областиООС;
- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающейсреды их права и обязанности;
- соблюдать требования законодательства.
Статья67 раскрывает цели и содержание производственного экологического контроля:
- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельностимероприятий по охране окружающей среды — рациональному использованию ивосстановлению природных ресурсов;
- соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленныхэкологическим законодательством. Субъекты хозяйственной и иной деятельностиобязаны представить сведения об организации производственно-экологическогоконтроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
С ст.68 раскрываются цели и содержание муниципального и общественного контроля.Впервые дополнительно представлены полномочия в области экологического контролямуниципальным органом власти.
Общественныйэкологический контроль осуществляется общественным и иными некоммерческимиобъединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии сзаконодательством. Статья 69 закрепляет обязанность государственного учетаобъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Подобный учетнеобходим для государственного регулирования природоохранной деятельности, атакже текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативноговоздействия и иной деятельности на окружающую среду.
Такимобразом, всестороннее использование и сочетание указанных видов экологическогоконтроля призвано обеспечить эффективность охраны окружающей среды, выявлениеэкологических правонарушителей, привлечение к различным формам ответственностиза экологические правонарушения.
Органыуправления, контроля и надзора по охране природы, их функции
Исключительноважную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органыуправления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной средыРоссии. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природнойсреды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
Кгосударственным органам общей компетенции относятся: Президент, ФедеральноеСобрание, Государственная Дума, Правительство, представительные органы властисубъектов Федерации, муниципальные органы. К государственным органам специальнойкомпетенции относятся те, которые предназначены выполнять толькоприродоохранные функции.
В соответствиис постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1993 года № 270 Министерствуохраны окружающей среды и природных ресурсов РФ отводились как природоохранныефункции, так и функции рационального использования и охраны видов природныхресурсов, применяемых в экономике страны. Однако последние функции были чистосимволическими. Названное Министерство не имело практических и юридических правдля их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовоесодержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Этот терминобретает конкретный смысл только через расшифровывающие его документы, но их небыло в положении о Минприроды России. Не было, соответственно, и подразделений,осуществляющих данную функцию. Фактически координация выполняласьправительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.
Воктябре 1996 г. была утверждена новая структура органов управления и охранойокружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции былираспределены между двумя органами: Государственным комитетом РФ по охранеокружающей среды (Госкомэкология) и Министерством природных ресурсов,созданными на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функцииперешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагалосьосуществление функций рационального использования и охраны видов природныхресурсов, применяемых в экономике России.
Всоответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2002 г. № 867 Госкомэкологии,Минприроды и Федеральная служба лесного хозяйства России были объединены вединый государственный орган – Министерство природных ресурсов РоссийскойФедерации.
Основнымистратегическими целями экологической политики России являются:
- последовательное решение проблем развития хозяйственного комплексагосударства, при котором полностью учитываются экологические иприродно-географические условия конкретных территорий для обеспеченияблагосостояния народов, населяющих эти территории;
- последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащегокачества среды обитания, отвечающим не только принятым сегоднясанитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которое учитывалобы генетическое здоровье население;
- восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном,региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного ирастительного мира;
- рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.
Реализацииперечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системеорганов государственного управления в области экологии и природопользования.Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмомуправления в единую систему.
По-видимому,наряду с основами природоохранного законодательства необходим экологическийкодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральныхценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение.
Задачии полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в областиохраны природы
Высшиефедеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органыРоссии, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», призваны определятьосновные направления государственной природоохранной политики, утверждатьэкологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределахсвоей компетенции).
НаПравительство возложены задачи реализации экологической политики и выполненияпрограмм, координации деятельности всех органов в области ООС, образования,использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка заприродопользование, обеспечения населения экологической информацией (примеромтакой информации являются первые в России государственные доклады (отчеты) осостоянии окружающей природной среды РФ в 1994, 1995, 1996 гг.).
Поконституции РФ природопользование, охрана окружающей природной среды,обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенциюФедерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названныхорганов, можно подразделять на семь комплексных групп.
1.Определениеосновных направлений экологической политики, утверждение экологическихпрограмм, установление правовых и экономических основ регулирования охраныокружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
2.Планирование,финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ,координация природоохранной деятельности.
3.Учети оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведениекадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
4.Утверждениенормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов,за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений наприродопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование ирасходование экологических фондов.
5.Государственныйэкологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение обограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производстви услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности заэкологические преступления. Предъявление иска в суд, арбитражный суд овзыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителям.
6.Организациязаповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги,экологическое воспитание и образование.
7.Международноесотрудничество.
Указанныев перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры.Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям:пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные иисполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабевсей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия вграницах, представляемых ими административно-территориальных образований(области, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологическойполитики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг,контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образованиеявляются предметом деятельности государственных органов и их уровней.
Однако,в рамках одного и того территориального пространства могут находиться ресурсыразного значения: республиканского, краевого, областного, муниципальноговедения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Этоопределяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений наприродопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня.Однако, каждый раз оно распространяется на те природные ресурсы, которыенаходятся соответственно в ведении Федерации, субъектов Федерации и местныхорганов.
Согласноданному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов,составляющих федеральные ресурсов, выдается исполнительным органам Федерации.Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природныхресурсов, находящихся в их владении. Местные исполнительные органы обладаютэтим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, правона выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования. Конкретные полномочияраскрываются в отраслевых законодательных актах.
Существуеттакже разграничение полномочий в области охраны окружающей природной средымежду представительными и исполнительными органами управления. Оно построено наконституционном разделении властей.
Представительныеорганы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительныхдействий. Так, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», всего пятьвопросов относится к исключительной компетенции высшего представительногооргана:
- определение основных направлений экологической политики;
- утверждение государственной экологической программы;
- определение правовых основ регулирования природных отношений;
- определение полномочий в области охраны окружающей природной среды ипорядка организации деятельности органов управления в данной области;
- установление режима в зонах чрезвычайно экологических ситуаций и в зонахэкологического бедствия.
Такжеопределяется компетенция представительных органов республик в составе РФ. К ихведению относятся следующие:
- утверждение программ по рациональному использованию и ООС;
- создание экологических фондов и определение порядка предоставленияземельных участков;
- объявление на своей территории природных объектов памятниками природы;
- принятие решение об образовании и деятельности природоохранныхинспекций.
Всоответствии с Законом о местном самоуправлении городские и районныепредставительные органы власти имеют следующие полномочия:
o разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов;
o запрещают проведение на подведомственной им территориимероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическимпоследствиям;
o выносят решения о прекращении строительства или эксплуатацииобъектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм;
o объявляют природные объекты местного назначения памятникамиприроды и определяют режим их ораны.
Некоторыеполномочия в области ООС принадлежат сельским и поселковым представительныморганам:
- установление на подведомственной территории порядка и условий размещенияпредприятий, которые не являются муниципальной собственностью;
- остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, есливыявлены нарушения санитарных и экологических норм;
- Запрещение на подведомственной территории проведение мероприятий,ведущих к неблагоприятным экологическим последствия. При этом последние мерымогут осуществляться на основании заключения или комитета по охране окружающейприродной среды.
Задача
Определить годовой экономический ущерб, наносимый предприятием выбросамив атмосферу и в водный объект и размер платы предприятия за загрязнениеокружающей среды. Указать из каких источников предприятие будет платить за загрязнениеокружающей среды.
Предприятие расположено в селитебно-промышленной зоне города, имеет одинисточник выбросов в атмосферу. Около 40% зоны активного загрязнения (ЗАЗ)занимают территории промышленных предприятий и санитарно-защитных зон, 15% ЗАЗ занятажилой застройкой со средней плотностью населения 50 чел./га, остальная частьЗАЗ занята пригородными зонами отдыха.
Среднегодовое значение модуля скорости ветра Uравно 2 м/с. Среднегодовое значение разности температур в устье источника иокружающей атмосфере (А7) составляет 35°С.На предприятии прерывный, односменный процесс производства. Продолжительностьсмены 3 часа. Рабочих дней в году 253. Объём выбросов в атмосферу, содержаниепримесей и высота источника выбросов представлены в таблице 1.
Таблица 1Вариант Высота источника, м
Объем
выбросов, м3/час
Содержание примесей, мг/м3 /> Окись углерода Окись азота Сероводород Формальдегид Сернистый ангидрид /> /> /> /> /> /> 6 55 34585 2100 700 150 60 2400 />
Показатели относительной опасности (А), для относительных веществ,содержащихся в выбросах, равны, усл.т/т:
окись углерода – 1,
окись азота – 41,1,
сероводород – 54,8,
формальдегид – 310,
сернистый ангидрид – 22.
Данные, характеризующие водохозяйственный участок, объём сброса сточныхвод и содержание примесей в сточной воде представлены в таблице 2.
Таблица 2Вариант d
Объем сбросов, тыс. м3/год
Содержание примесей, г/м3 Взвешенные в-ва нефтепродукты хлориды сульфаты СПАВ 6 0,70 2500 9,5 0.22 20 35 3
Показатели относительной опасности (Аi) дляотдельных веществ, поступающих в реку со сточными водами, равны, усл. т/т:
хлориды — 0,003,
взвешенные вещества — 0,05,
нефтепродукты — 20,
сульфаты — 0,002,
СПАВ — 2.
Коэффициент инфляции для расчета ущерба Кинфл =10.
Предприятие имеет разрешение на предельно допустимый выброс в атмосферу вобъемах, приведенных в табл 3.
Таблица3Вариант ПДВ по отдельным веществам, т/год окись углерода окись азота сероводород формальдегид сернистый ангидрид 6 130 35 7 1 150
Данные по разрешенному предельно допустимому сбросу в водный объектпредставлены в табл. 4
Таблица 4Вариант ПДС по отдельным веществам, т/год взвешенные вещества нефтепродукты хлориды сульфаты СПАВ 6 22 0,45 43 60 6,8
Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарныхисточников в атмосферу и за сброс загрязняющих веществ в водные объектыпредставлены в табл. 5.
Таблица 5Наименование загрязняющих веществ Норматив платы за 1 т загрязняющих веществ в пределах ПДВ, ПДС (На.), руб.
Выброс в атмосферу:
окись углерода
окись азота
сероводород
формальдегид
сернистый ангидрид
0,005
0,275
2,065
5,500
0,330
Сброс в воду:
взвешенные вещества
нефтепродукты
хлориды
сульфаты
СПАВ
2,950
44,350
0,007
0,020
4,435
Коэффициент экологической ситуации для региона (Кэ) в задаче принятьравным 1,5. Региональный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающейприродной среды (Кинд-рег) равен 48.Методическиеуказания к решению задачи
Определение годового экономического ущерба от загрязнения воздушного бассейнапроизводится по формуле:
/>
где у — константа, численное значение которой при оценке выбросов ватмосферу, применяется равным 2,4 руб. / усл т;
d — безразмерная величина,численное значение которой определяется типом загрязняемой территории.
При выбросе газов на территории промышленного района d принимается равной 4, в населенных местах сплотностью населения n чел./га ~ 0,1 n,а в пригородных зонах отдыха — 8. Если ЗАЗ неоднородна, то
/>
где SЗАЗ — общая площадь ЗАЗ;
j — номер части ЗАЗ, относящейся к одному изтипов территорий; k — общее число типов территорий,попавших в ЗАЗ.
Безразмерная величина f значение которой длягазообразных веществ и легких частиц, оседающих со скоростью менее 1 см/с,определяется по формуле:
/>
где h — высота устья источника загрязнения, м;
j — поправка на тепловой подъемфакела выбросов в атмосферу (безразмерная);
U — среднегодовое значение скорости ветра науровне флюгера, м/с.
В свою очередь, поправка jопределяется по формуле:
/>
где D Т — среднегодовое значениеразностей температур в устье источника и в окружающей атмосфере на уровнеустья.
Приведенная масса годового выброса загрязнений определяется по формуле:
/>
где n — общее число примесей, выбрасываемых ватмосферу;
Ai-показатель относительной опасности i-го вещества;
mi — масса годового выброса i-го вещества в атмосферу, т/год;
Кинфл — коэффициент инфляции, численное значение которого
в задаче принимается равным 10.
Расчет годового экономического ущерба от загрязнения водоемовпроизводится по формуле:
/>
где у — константа, численное значение которой рекомендуется приниматьравным 400 руб./усл.т;
d — константа, имеющая разныезначения для различных водохозяйственных систем (безразмерная).
М — приведенная масса годового сброса примесей конкретным источником,усл. т/год;
Кинфл — коэффициент инфляции, численное значение которого взадаче принимается равным 10.
Значение М определяется по формуле:
/>
где i — номер сбрасываемой примеси;
n — общее количество примесей, содержащихся висточнике;
Аi — показатель относительнойопасности сброса i-го вещества в водоём; усл.т/т;
mi — общая масса годового сброса г-говещества, т/год.
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водныеобъекты в размерах, не превышающих ПДВ и ПДС, определяется по формуле:
/>
где
П — плата за выбросы (сбросы:) загрязняющего вещества в размерах, непревышающих ПДВ (ПДС), руб.;
Сi — ставка платы за выброс (сброс) 1тонны i-го загрязняющего вещества в пределах ПДВ (ПДС),руб.;
Мi — фактический выброс (сброс) загрязняющеговещества, т;
МHi — ПДВ (ПДС) загрязняющеговещества, т.
Ставка платы за выброс (сброс) загрязняющего вещества определяется поформуле:
/>
где Нdi — базовый норматив платы за выброс (сброс) 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих ПДВ(ПДС), руб.
Кэ — коэффициент экологической ситуации в данном регионе.
Киндл-рег — региональный коэффициент индексации платы зазагрязнение.
Если Мi> МHi,то разница между Мi и МHi является сверхлимитным загрязнением.
Плата за сверхлимитное загрязнение определяется на основе ставки платы впределах ПДВ (ПДС) с повышающим коэффициентом, равным 25.
Суммарная плата за загрязнения определяется по формуле:
/>
где
Ппд — плата за выбросы (сбросы) в пределах ПДВ (ПДС), руб;
Псх — плата за сверхлимитное загрязнение, руб.
Платежи за ПДВ (ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции, аплатежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряженииприродопользователя.
Решение
1.Определение годового экономического ущерба от загрязнения воздушного бассейна.
d = ( 40*4+15*0,1*50+45*8) / 100 = 5 ,95
f = 100 м / (100м+1,4667*55) * 4 м/с / ( 1 м/с + 2 м/с) =0,7195
j = 1+ 35оС/ 75оС =1,4667
М =55,13*1 + 13,06*41,1 + 3,97*54,8 + 310*1,58 +22*63,00 = 2685,252 т/год
m1 = 34585* 2100* 253* 3* 10-9 = 55,13 т/год
m2 = 34585* 700* 253* 3* 10-9 = 13,06 т/год
m3 = 34585* 150* 253* 3* 10-9 = 3,97 т/год
m4 = 34585* 60* 253* 3* 10-9 = 1,58 т/год
m5 = 34585* 2400* 253* 3* 10-9 = 63,00 т/год
У =2,4* 5,95* 0,7* 2685,252* 10 = 268417,79 рублей
2.Определение годового экономического ущерба от загрязнений водного бассейна.
m1 = 9,5 *2500 * 10-3 = 23,75 т/ год
m2 = 0,22 *2500 * 10-3 = 0,55 т/ год
m3 = 20 *2500 * 10-3 = 50 т/ год
m4 = 35 *2500 * 10-3 = 87,5 т/ год
m5 = 3 *2500 * 10-3 = 7,5 т/ год
М =0,003*50 + 0,05*23,75 + 20*0,55 + 0,002*87,5 + 2*7,5 = 27,51 т/ год
У = 400* 0,70 * 27,51 * 10 = 77028 рублей
3. Ставкаплаты за выброс загрязняющего вещества в атмосферу:
с1= 0,005* 48 *1,5 = 0,36 руб.
с2= 0,275* 48 *1,5 = 19,8 руб
с3= 2,065* 48 *1,5 = 148,68 руб
с4= 5,5* 48 *1,5 = 396 руб
с5= 0,330* 48 *1,5 = 23,76 руб
4.Плата за выбросы в атмосферу.
П =0,36*55,13 + 19,8*13,06 + 148,68*3,97 + 396*1,58 + 23,76*63,00 = 2991,25 рублей
5.Ставка за сброс в водный объект.
с1= 2,950* 1,5* 48 = 212,4 руб.
с2= 44,350* 1,5* 48 = 3193,2 руб.
с3= 0,007* 1,5* 48 = 0,504 руб.
с4= 0,02* 1,5* 48 = 1,44 руб.
с5= 4,435* 1,5* 48 = 319,32 руб.
6.Суммарная плата за загрязнения:
Побщ= (212,4*22 + 212,4*25*1,75) + (3193,2*0,45 + 3193,2*25*0,10) + (0,504*43+ 0,504*25*7) + (1,44*60 + 1,44*25*27,5) + (319,32*6,8 + 319,32*25*0,7) =32330,988 рублей.
Заключение
Экологическая ситуация в Российской Федерации может быть стабилизированаи улучшена только путем коренного изменения ориентации социально-экономическогоразвития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок,пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельностичеловека. Это требует целого комплекса радикальных политических,социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно инеобходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающихконфликтов между необходимостью соблюдения экологических рекомендаций иограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.
Ведущим направлением охраны окружающей природной среды, с точки зрениягосударства и нас самих, должно стать формирование системы непрерывногоэкологического образования, охватывающего все структуры общества. Для этого наместах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферыобразования и воспитания детей – нашего будущего поколения. В системепрофессионального образования необходимо объединять процессы приобретенияпрофессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретнойпроизводственной деятельности.
Важной является государственная поддержка развития краеведения,распространения знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствахмассовой информации, расширения сети зоопарков, природно-исторических парков,дендропарков, музеев, демонстрирующих производство экологически чистыхпродуктов, пришкольных участков и других организации и объектов, увеличивающихвозможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями илучшими примерами природопользования.
Исходяиз расчетов нашей задачи, можно сказать, что годовой экономический ущерб,наносимый предприятием выбросами в атмосферу, составил 268417,79 рублей, а вводный объект — 77028 рублей, и размер платы предприятия за загрязнениеокружающей среды соответственно в атмосферу будет 2991,25 рублей, общаясуммарная плата за загрязнение составляет 32330,988 рублей. Плата зазагрязнение окружающей среды закладывается в себестоимость продукции, значит,за наносимый ущерб природе платит потребитель.
Список использованной литературы
1. АрустамовА.Э. и др. Природопользование: Учебник. – 5-е изд-е, перераб. И доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 312 с.
2. Инженернаяэкология и экологический менеджмент / М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П.Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2002. – 528с.: ил.
3. Охранаокружающей среды/ Под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1983.264 с.
4. СтадницкийГ.В., Родионов А.И. Экология. СПб.: Химия, 1996. 240 с.
5. Экологическиепроблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Уч.пособие / Под ред.В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 332 с.
6. Методическиеуказания.