Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ содержания тенденций развития института прав и свобод человека в России

ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие и классификация конституционныхправ и свобод
1.1 Понятие прав и свобод человека
1.2 Различные подходы к классификации правчеловека
ГЛАВА 2 Развитие в конституции РоссийскойФедерации и законодательстве РФ идей высшей ценности прав человека
2.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.2 Защита прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Начиная с Нового времени, проблематика правчеловека занимает едва ли не центральное место в западной философии права.Представление о правах человека как формальном выражении способов и условийсоциального бытия людей, с государством и обществом образуют неотъемлемую частьправовой теории. При этом права человека обычно берутся в своем сугубоценностном аспекте, как некий социальный идеал. Не случайно принято говорить осовременной идеологии прав человека – мировоззрении, базирующемся на признанииправ человека безусловной и основополагающей социальной ценностью, степеньреализации которой в рамках той или иной социальной организации служиткритерием её оценки в качестве надлежащей, правильной, справедливой[1].
Не случайно положение о правах и свободахвынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. «Человек, его праваи свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина — обязанность государства». Данное положение– одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.
Состояние свободы реализуется через субъективныеправа, которые указывают направление и формы использования свободы. Эти праватоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы.
Государство через законы закрепляет права исвободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границыдозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условийдля их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий,начало которым даёт Конституция.
Правовое государство не может существовать безсоответствующего отношения к правам людей, необходимо урегулироватьмногообразие общественных отношений, возникающих в процессе их реализации.Именно для этого и существуют соответствующие нормы Конституции и федеральныхзаконов.
Но в процессе реализации указанных выше норм,неизбежны нарушения и злоупотребления, ведущие к правовому нигилизму.
Сегодня основным делом народов всех стран имеждународных организаций, а также каждого конкретного человека является защитаправ и свобод человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полногарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что права и свободыличности – это общее достижение человеческой цивилизации, утверждение иразвитие демократии – мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир,взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогрессанашей цивилизации[2].
Целью данной работы является анализ содержанияконституционных норм, определение их содержания, выявление тенденций развитияинститута прав и свобод человека, гарантированность обеспечения государствомреализации прав и свобод человека.

IПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯКОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
 
1.1 Понятие прав и свободчеловека
 
Возникновениепонятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной,неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права.Одним из первых юридических документов, отражающих права человека всистематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), а развернутозакрепляться со времен американской и французской революций XVIII в.Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким«неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая вобщество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы,как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода«стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиватьсябезопасности и пользоваться ею» (ст. 1)[3]…Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина(1789 г.). В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщейдекларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важнуюроль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человекаиграют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящеевремя права человека получили широкое отражение в конституциях изаконодательных актах большинства государств, являющихся членами ОрганизацииОбъединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объемеучитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено впринятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и КонституцииРоссийской Федерации (1993 г.).
Давая понятие правам исвободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения.Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Онзакрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственнойвласти. Это — сердцевина конституционного строя.
ПредусмотренныеКонституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающиебеспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану.Обычно выделяется две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии — самконституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемоместественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитойэкономический строй, состояние экономики страны; состояние политическогорежима, политическая атмосфера, наличие (или отсутствие) развитых институтовгражданского общества и др., что в своей совокупности определяет условияреализации и гарантированности, основных прав и свобод граждан. Во-вторых, этоспециальные гарантии — закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченныхорганов и лиц по обеспечению прав и свобод[4].
Под конституционными правами и свободамипонимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающиеестественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
На пути свободы всегда стоит государство,создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государствочерез законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся меройвозможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана,поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизньсоставляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладетконституция. Конституционные права и свободы — это не все права и свободы,которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные.
Правоотношения по поводу основных прав и свободотличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силойпрямого действия конституции.
В то же время конституция связывает основныеправа и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основныхправ, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека игражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного идолжного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основойобщей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любыхзаконных действий.
Понимание отношений человека и государства какправоотношений не зарегламентированно. Для человека смысл этих правоотношенийсостоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства —в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняютотношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), итогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а поройпринуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненныхобязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным[5].
Государствоне «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечиваетреализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государствоигнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожаетих, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации правтолько для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуетсякак антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Свободы, таким образом,есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободынародов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.
Термин «свобода»употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле онобозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуетсявозможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституциивыполняет роль основополагающего принципа, который реализуется через веськомплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективнаявозможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свободасовести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существутождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, чтотакая юридическая лексика сложилась исторически.
Определив понятие свободчеловека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенныенормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которыевыражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами иусловиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другимииндивидами» [6].
«Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству,его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [7].
В истории общественноймысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе исущности прав человека.
Согласно первому подходу,права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, содной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, ас другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им. В этомсмысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемымиправами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход —позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства,которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. даруетих человеку и гражданину.
Каждый из этих подходовотражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью[8]. «Гуманный пафос школыестественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека,неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистскийподход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» [9].
Различиемежду понятиями “право” и “свобода” в достаточной мере условно. И то и другоеозначает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своегоповедения как человека, как гражданина государства.
Перечислениев Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание илиумаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55 ч.1).
ГлаваКонституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48статей, часть посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собойопределенную систему, имеющую логические основания, отражающие специфику самихправ и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых оникасаются.
Государствочерез законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся меройвозможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана,поддержание прав и свобод, создание условий для их
претворения вжизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которымкладёт Конституция[10].
Итак, права человека носятестественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществлениеправ человека является одним из основных признаков #M12291820000863гражданского общества#S иправового государства. Основные права и свободы не только признаютсягосударством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
1.2 Различные подходы кклассификации прав человека
В настоящемзаконодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав исвобод человека и гражданина. Для того чтобы было легче их рассматривать,существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогаетлучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.
Наиболее распространеннымклассификационным признаком в науке конституционного права является содержаниеправ и свобод человека и гражданина. По этому признаку они делятся однимиавторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические праваи свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические;социально-культурные права и свободы человека и гражданина [11].
В соответствии со сферамидеятельности индивида можно определить структуру и характер прав, составляющихправовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека,из международных пактов по правам человека, и включает: гражданские (личные)права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Политические,гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «недар государства, правительства, политической партии или ее лидера, асуверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности,независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания,политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественногоположения; не народ существует для государства и правительства, а государство иправительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»[12].
Традиционно внауке права и свободы делятся на три группы: личные; политические;экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данноеразделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна даннаясгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификацииприсуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут бытьотнесены к разным группам[13].
Личныеправа и свободы включают: право на жизнь, свободу,личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободноепередвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова,судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии вслучае привлечения к суду и др.
Политическиеправа и свободы включают:право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие вуправлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.
Однако этот критерий дает возможностьрассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских иполитических – например, право на свободу мысли и слова, получение,производство и распространение информации (ст. 29). В качестве критериявыделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу,целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство» – выше приводилось определениеэтого института, данное в Законе о гражданстве РФ.[14] Нужно отметить, что, несмотряна естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут бытьосуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности.
«Современное пониманиепрогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение»,т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности,благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения,наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращаютего в основной критерий оценок прогресса государства» [15].
К числу экономических, социальных и культурныхправ и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества,право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи.Своеобразие этой группы прав и свобод состоит в том, что данные права и свободывыражаются в условной форме, связывающей их осуществление в зависимости отреальных возможностей экономики, уровня развития социальной и духовной жизниобщества, а также в форме перспектив, пожеланий, целей и идеалов длядеятельности государства, для становления и совершенствования социального государства[16].
Говоря о правах социально-экономических,необходимо отметить, что помимо положений, регулирующих экономические права исвободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать,что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько огарантиях.
Культурные права — Осуществление этих прав исвобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантиина свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности(ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениямикультуры (ст. 45).
Особое место в системе прав и свобод человека игражданина в российской федерации занимают так называемые «права по защитедругих прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративноеправовое государство….»[17] — это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российскоегосударство, приняв и подписав положения международных документов по правамчеловека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантироватьосуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случаелюбого их нарушения.
Классификацияконституционных прав, свобод и обязанностей предполагает выделение в их составеопределённых групп этих элементов правового статуса личности, обладающихнекоторыми общими чертами и признаками, и осуществляется по следующимоснованиям:
1. Поисточнику их закрепления – международные, конституционные, отраслевые,корпоративные права, свободы и обязанности;
2. Повремени появления – права, свободы и обязанности, относящиеся к первому,второму или третьему поколениям;
3. Покругу лиц, на которых они распространяются, — общие и специальные права,свободы и обязанности;
4. Погражданской принадлежности их субъекта – права, свободы и обязанности человекаи права, свободы и обязанности гражданина;
5. Посубъекту их реализации – индивидуальные права и коллективные права, свободы иобязанности, а также права наций и народов;
6. Поадресату соответствующих правовых предписаний – нормы, адресованные самомуиндивиду или другим субъектам права как выражение дуализма «свободы для» и«свободы от» — негативные и позитивные права, свободы и обязанности;
7. Посфере их действия – личные (гражданские), политические (публично-политические),экономические, социальные, культурные и правозащитные (правоохранительные)права, свободы и обязанности[18].
Посколькуданная классификация построена на основе иерархии правовых актов и содержащихсяв них норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина взависимости от их юридической силы, каждая из названных групп, по сути,составляет один из относительно самостоятельных уровней правового статусаличности.
Среди прав,свобод и обязанностей человека и гражданина в зависимости от времени ихпоявления в юридической науке выделяют первое, второе и третье поколение прав,свобод и обязанностей. К первому поколению, относятся большинство личных илигражданских, политических, а также некоторые имущественные и правозащитные илиправоохранительные права, свободы и обязанности.
Второепоколение привело к закреплению в конституциях и отраслевом законодательствеэкономических и социальных прав, свобод и обязанностей.
К третьемупоколению прав, свобод и обязанностей относят культурные, национально-культурныеи национальные, а также экологические и с некоторых пор и права в сфереинформации.
Перечисленныетри поколения выделены с учетом исторического развития мировогоконституционного процесса. Вместе с тем в истории каждой национальной правовойсистемы возможно вычленение своих этапов конституционного развития[19].

IIРАЗВИТИЕ В КОНСТИТУЦИИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ ИДЕЙ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Гарантии прав исвобод человека и гражданина
Под гарантиями понимаются правовые средства,обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждоеправо может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность егообеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно кконституционным правам и свободам это обязанность государства.
Правачеловека, которые, несомненно, представляют собой социальную ценность, могутбыть предметом не только идеологической дискуссии, но и рационально-научной, вданном случае юридической, интерпретации. Тут принципиальное значение имеет нето, являются ли права человека и другие ценности, релевантныегосударственно-правовой сфере, собственно юридическими или носят более широкий,универсальный, моральный характер, а то, поддаются ли они юридическойинтерпретации[20].
Любаясоциальная ценность, неюридична. Дело в том, что ценность в своёмдеятельностном аспекте, т.е. функционирующая в качестве ориентира длядеятельности, обладает весьма ограниченным и своеобразным регулятивнымпотенциалом. Ценности – это не четкие нормы и стандарты поведения, аопределенные идеалы, задающие только общую направленность деятельности, но нееё конкретные параметры.
Ценностьопределяет конечную цель, которая требует реализации. Ценность как бысанкционирует деятельность, но не предлагает других критериев легитимацииобразующих её действий, кроме их эффективности в отношении достижения этогорезультата. Таким образом, ценность-цель оправдывает любые средства, лишь быони были эффективны в заданных обстоятельствах, а ценность-средство являетсятаковой поскольку способствует достижению ценности-цели.
Возможностьименно юридического истолкования той или иной ценности (сведения её к принципуправа) зависит от её содержания, от того, заключает ли она в себе элементыименно правовой нормативности, что в свою очередь, обусловливается типомправопонимания, в рамках которого предпринимаются попытки такого истолкования.
Такимобразом, права человека, изначально взятые как ценность, и идея их приоритета всистеме ценностей нуждаются в юридической интерпретации в качестве принципаверховенства прав человека, что предполагает выявление его регулятивного смыслаи обоснование адекватных ему параметров правопорядка[21].
Нередко употребляется выражение «материальныегарантии прав», под которым понимается совокупность экономических иполитических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного праваизучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают изконституции, законов и других нормативных источников[22].
Конституция, как Закон, имеющий высшуююридическую силу и прямое действие должна регулировать общественные отношения иоказывать непосредственное воздействие на всю систему органов власти.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются вразных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеетправо на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовойинформации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства илизакона («право частной собственности охраняется законом», «материнство идетство, семья находятся под защитой государства»). Существуют также права,которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право насвободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольногоареста (ст. 22).Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантийправ Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающиегарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условноразбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия[23].
Общиегарантии — сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции,неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормахмеждународного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны;состояние политического режима.
Специальныегарантии — закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основныхправ и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц пообеспечению прав и свобод[24].
Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшуююридическую силу, является сам конституционный строй, неотчуждаемоместественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенныхправ граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированныхв ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61[25].
Наиболее обстоятельно в Конституции закрепленыгарантии прав человека в тех случаях, когда речь идет о привлечении его куголовной
ответственности, о лишении его свободы (ст. 46 –54). Система гарантий состоит из экономических, политических,социально-нравственных и юридических гарантий.
Экономические гарантии – это закрепленныеконституцией формы собственности и основанная на их базе системахозяйствования;
Политические – система органов государства иобщественно-политических организаций, призванных привлекать граждан куправлению государством и обществом;
Социально-нравственные – это социальнаясправедливость и совесть, позволяющие гражданам правильно понимать права,свободы и обязанности, правильно ими пользоваться и исполнять;
Юридические гарантии – закрепление прав, свобод иобязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительнойдеятельностью государства[26].
Цели ограничений прав Конституция РФ установила вч. 3, ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы человека и гражданинамогут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства.
Важными принципами статуса личности являютсяравенство и равноправие. Равенство – характеризует правовой статус личности. Вст. 19 выделены основные его аспекта: равенство всех перед законом и судом;равенство прав и свобод человек и гражданина; равные права и свободы мужчин иженщин. Это понимается как равенство возможностей, а не как фактическоеравенство, которое в жизни недостижимо.
В нескольких статьях Конституции РФ закрепленыобщепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принциповдемократического правосудия. Эти гарантии лежат в основеуголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произволав судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободыличности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепленияэтих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишатьсвободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязаноделать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом[27].
Гарантии личных прав человека:
1) Право на жизнь (ст. 20 КРФ) — Право,находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом онозакреплено в международных документах, где четко определяются случаи,ограничивающие это право;
2) Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – Гарантииэтого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствахмассовой информации»; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание заоскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства (ст.110) и т.д.;
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.21 КРФ) – Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четкоформулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все этиограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могутограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих илиумаляющих права и свободы человека и гражданина;
Право на неприкосновенность частной жизни, личнуюи семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ);
Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25,40) – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемоефедеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основахфедеральной жилищной политики» и т.д.);
Право на определение национальной принадлежностии пользование родным языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены взаконе «О языках народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и закономкаждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические,социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнаниякакого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращенияхв государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения ит.д.[28];
Право на свободу совести, вероисповедания (ст.28) – никто не может быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания;
Право на свободу мысли и слова, получение,производство и распространение информации (ст. 29).
В отличие от основных личных прав и свобод,которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения какчеловеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны собладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуяличные права каждому, политические — гражданам.
1) Правона объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30)
2) Правособираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданамРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может бытьобжаловано в суд.
3) Правона участие в управлении делами государства как непосредственно, так и черезсвоих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления; право на равный доступ кгосударственной службе; право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) –это право, принадлежащее только гражданам РФ.
Особую группу основных прав и свобод человека игражданина составляют социально-экономические права и свободы.
1) Правона предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) –право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей иимущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойнымгражданством;
2) Правочастной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть ираспоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования(ст. 35);
3) Правограждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) – этасфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадииоформления. Это право не может быть абсолютным, в связи установленными конституционнонормами об охране окружающей среды;
4) Правона свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующиесанитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законнымиспособами, включая право на забастовку (ст. 37)
Права в сфере экономики неотделимы от прав исвобод социальных:
1) правана охрану материнства и детства (ст.38) — социальное здоровье обществаопределяется по защищенности семьи, прав детей. Семейный кодекс вполнеправомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Гарантии прав исвобод семьи лежат не только в отрасли семейного права – так трудовойзаконодательство регулирует условия труда беременных женщин,несовершеннолетних;
2) Правона охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед.помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов,бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охранездоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41);
3) Правокаждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о еесостоянии (ст.42) — так называемое экологическое право. Конституция, гарантируякаждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее(ст. 58 КРФ). УК РФ включает в свой состав главу «Экологические преступления»,(гл. 26);
4) Правона образование (ст. 43); — Основные положения этих прав базируются на ст. 26Всеобщей декларации прав человека.
Гарантии культурных прав: свобода творчества;право на защиту интеллектуальной собственности; право на участие в культурнойжизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44).
2.2Защита прав и свобод человека и гражданина
Конституция гарантирует государственную защитуправ и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляетобязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защитуправ и свобод, осуществлять их регулирование.
Важной гарантией демократического правосудиявыступает суд присяжных. Суд присяжных, состоящий из рядовых граждан, призван самостоятельно,отдельно от судьи, решать только один вопрос: о виновности (или невиновности)подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных заседателей, этот суд способендать необходимую оценку доказательствам и личности обвиняемого.
Российская Конституция гарантирует каждому такуюзащиту его прав и свобод (ст. 46). Она наиболее эффективна и доступна каждомучеловеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (илибездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений и должностных лиц. Суд осуществляет надзор зазаконностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любымиакциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируетсяЗаконом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан»
К числу закрепленных в Конституции средствотносятся: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами,не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); гарантированная Конституцией каждомусудебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией правона возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органовгосударственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положениеКонституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,обратной силы не имеет (ст. 54); установленный в Конституции запрет, обращенныйк законодателю, не издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободычеловека и гражданина (ст. 55); закрепленные в Конституции гарантии правосудия:презумпция невиновности (ст. 49), право каждого задержанного, заключенного подстражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения заодно и то же преступление (ст. 50), недействительность незаконно полученныхдоказательств, право на пересмотр приговора и др. судебная защита.
Судебная власть в России представляет собойсамостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная её функция –вешение правосудия, которое может осуществляться только судом в особойпроцессуальной форме[29].
Межгосударственные органы защиты прав и свободчеловека и гражданина.Такими органами являются: Комитет по правам человека,созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политическихправах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данногоПакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение в Комитетпо правам человека.
Европейский Суд по правам человека. Юрисдикция Судаохватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь вотношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и вотношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Обращение(петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо[30]. Суд можетпринять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны всесоответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средствазащиты.
Новое законодательство России расширяет переченьформ и средств самозащиты. В случаях, оговоренных в законодательстве, допускаетсявозможность привлечения специальных средств для предотвращения непосредственнойугрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан. Вчастности, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[31] предоставляет гражданамвозможность приобретения определенных видов оружия (охотничье, газовое оружие,газовые пистолеты и др.), в том числе огнестрельного, для защиты жизни,здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости[32].
Комитеты ООН.Комитет не вправевыносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрениижалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства,в котором нарушаются права человека.
Возмещение вреда.Конституционная гарантияв таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право иобеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человекуматериального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеетправо на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями(или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовымзаконодательством.
Неотменяемость прав и свобод.Человек может быть уверенв устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органыгосударства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права исвободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что вРоссийской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человекаи гражданина, не должны издаваться.
Возраст. Конституцией РФ установлено, что российскийгражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права иобязанности с 18 лет. Международный пакт о гражданских и политических правах(ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленнуюрегистрацию после рождения и на имя. Законодательство устанавливает ряд правнесовершеннолетних.
Право на юридическую помощьпредполагает, что каждый,кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее,обратившись к адвокату. Права и свободы человека и гражданина ограничиваютконституционное право гражданина на получение квалифицированной юридическойпомощи и право на самостоятельный выбор защитника (ст. 48 Конституции РФ; ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах). Указанныеконституционные права в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут бытьограничены ни при каких обстоятельствах[33].
Юридическиегарантии«охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав исвобод человека и гражданина».[34]
Объектом обжалования могут выступатьнормативно-правовые акты: законы, указы Президента, постановления Правительстваи т.д., а также правоприменительные акты, решения и действия государственныхорганов, местного самоуправления и их должностных лиц. Гражданин вправеобратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также окомпенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органомили должностным лицом законодательства об обращениях граждан[35].
Каким же образом государство используетперечисленные инструменты? Можно выделить несколько направлений в реализациигарантий и защиты прав и свобод:
- Юридическоезакрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
- Системаохраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;
- Системаохраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
- Развитиеобщественно-политической активности граждан;
- Государственныйи общественный контроль за соблюдением гарантий;
- Повышениеправосознания и правовой культуры каждого;
- Развитиеобщественных организаций, призванных охранять и защищать права человека игражданина.
следует отметить, что классификация гарантий, также как и классификация основных прав и свобод достаточно условна.
Естественный характер прав и свобод гражданинавытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти вРоссийской Федерации является народ.
В Конституции закрепляются те права и свободы,которые жизненно важны и значимы для общества. Основные права и свободы нетолько признаются государством, но и защищаются как условие его существования.
Человекупредоставлены многообразные способы защиты своих прав и свобод. В наше времясудебная защита действительно является самой эффективной, потому чтосамостоятельно не всегда удаётся наказать обидчика, прийти к обоюдномусоглашению. Сейчас «на каждом шагу» происходит нарушение прав человека.Должностные лица злоупотребляют своими полномочиями и не всегда можно доказатьэто.
Соблюдениеправ и свобод человека, их реализация, а значит и построение правовогогосударства возможны лишь когда всё, что закреплено на бумаге, будетреализовано на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Утверждение принципауважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельствоуниверсального политико-правового признания государствами всеобщего значенияправ человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественныхотношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше внашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод –неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельностигосударств и международных организаций»[36].
Многолетняя деятельностьООН, других международных органов и организаций в том числе и региональногоуровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит втом числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самоеглавное, обеспечению их эффективной работы.
В результате усилий имер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, быливыработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах исвободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнениягосударствами своих обязательств в этой гуманной области международныхотношений.
Конституция России,признавая идеологическое многообразие и частную собственность, в значительнойстепени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшиедостижения.
Среди основных проблем возникающих в процессереализации гражданами своих прав, можно выделить следующее: ппренебрежительноеотношение самих же людей к своим правам и свободам, непринятие их значимости вих жизни; стремление обладать правами и не нести никаких обязанностей по отношениюк обществу и государству; отсутствие ответственности, способной предостеречьправонарушителей от нарушения закона в части, касающейся прав и свобод;нарушения закона со стороны органов государственной власти и должностных лиц,влекущих за собой повышение риска правонарушений со стороны граждан.
В то же время, «малопровозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добитьсяматериального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительноевыполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности,сверху донизу»[37].Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективнойзащите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человекаозначает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждантого или иного государства, примат международного права надвнутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностейнад всеми другими.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
Учебные пособия:
1. Бабаев, В.К. Теория государства и права /В.К.Бабаев — М.: Юристъ. – 2001;
2. Баглай, М.В. Конституционное право РоссийскойФедерации/ М.В. Баглай – М.: Норма. – 2007;
3. Батыра, К.И. Хрестоматия по всеобщей историигосударства и права/ К.И. Батыра — М.: Спарк. – 1997;
4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права/А.Б. Венгеров — М.: Юриспруденция. – 2000;
5. Енгибарян, Р.В.Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян – М.: Юристь. – 2000;
6. Жарков, Б.Н. Права человека в современноммире: проблемы и решения/ Б.Н. Жарков — М.: Знание. – 1988;
7. Клименко А.В. Обществознание: учеб.пособие/А.В. Клименко, В.В. Румынина. М.: Дрофа, 2007;
8. Козлова, Е. И. Конституционное право России/Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин – М.: Юристъ. – 2003;
9. Лукашев, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашев — М.: Норма. – 2001;
10. Матузов, Н.И. Теория государства и права /Н.И. Матузова, А.В. Малько — М.: Юрист. – 1997;
11. Мелков, Г.М. Международная защита прав исвобод человека/ Г.М. Мелков — М.: Юридическая литература. – 1990;
12. Никулин, В.В.Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин — Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та. – 2006;
13. Румянцев, О.Г. Юридический энциклопедическийсловарь/ О.Г. Румянцев, В.Н Додонов — М.: Норма. – 1997;
14. Стрекозов, В.Г. Государственное(конституционное) право Российской Федерации/ В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев — М.: Зерцало. – 1997;
15. Червонюк, В.И Конституционное право России/ В.И Червонюк – Москва.– 2004;
16. Шульженко, Ю.Л. Конституционное право. Курслекций/ Ю.Л. Шульженко – М.: Проспект. – 2007;
Журналы и официальные документы:
1. Об оружии: ФЗ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ /СЗРФ
2. О гражданстве российской Федерации от 28ноября 1991г/ СЗРФ
3. Варламов, Н.В. Права человека как предметюридической интерпретации/ Н.В. Варламов// Государство и право. – 2009. — № 2
4. Конституция Российской Федерации. — М.:АСТ-Астрель. — 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.