--PAGE_BREAK--1.2. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ
Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров должны осуществляться с учетом биологических, лесоводственных, экологических, и региональных особенностей территорий,без принятия во внимание которых, невозможно проводить полноценную работу по обнаружению и тушению лесных пожаров и эффективно маневрировать силами и средствами пожаротушения.
Одним из этапов решения организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение и оперативное тушение лесных пожаров, является Генеральный план противопожарного устройства лесхозов, разработанный в 1998 году. К сожалению полнообъемного финансирования для реализации запроектированных противопожарных мероприятий данный проект не получил. В целом реализация запроектированных мероприятий финансируется в размере 10 – 16 млн. руб. в год, из них 7-12 млн. руб. составляют собственные средства лесхозов. Данный размер финансирования не превышает 15-20% от необходимого объема. Учитывая то, что с 2005 года лесхозы обязаны платить все виды налогов, на часть из которых они ранее имели льготу, соответственно на 15-25% будет снижен размер средств направляемых на финансирование противопожарных мероприятий.
На весенний пожароопасный период приходится до 70 – 75% случаев лесных пожаров, и до 45% их площади. Как правило, лесные пожары в этот период имеют место в лесах южной и центральной частях краяв непосредственной близости от населенных пунктов, путей наземного транспорта и носят четко выраженный антропогенный характер. Причинами всех лесных пожаров в этот период являются неосторожное обращение с огнем в лесу граждан, сельхозпалы и переход огня с территорий находящихся в ведении иных ведомств и организаций. (График распределения лесных пожаров по причинам рис. 1)
Рис. 1
В летний пожароопасный период лесные пожары смещаются в районы, расположенные на севере края, где регистрируется не более 10-15% от их общего количества, в том числе причиной лесных пожаров в этот период в случаях от 3 до 7% являются грозовые разряды. Пожары, возникшие от грозовых разрядов, несмотря на незначительную частоту возникновения, наиболее масштабны по площади лесов, пройденной огнем в течение сезона (от 40 до 60%). Как правило, большая часть пожаров относиться к низовым устойчивым, но имеются случаи и верховых пожаров.
В осенний период основное количество лесных пожаров фиксируется в южной и центральной части края и по своему характеру они относятся к низовым устойчивым пожарам. (Графическое отображение количества и площадей пожаров за 15 лет рис. 2, 3)
Рис. 2
Рис. 3
Анализ лесопожарной обстановки в лесах убедительно показывает, что успешная борьба с пожарами возможна только при проведении комплекса профилактических противопожарных мероприятий, в том числе, по своевременному обнаружению и организации тушения лесных пожаров с учетом природных и климатических особенностей края.
В системе лесного хозяйства есть специальные лесопожарные службы: наземная – лесхозы и авиационная – Томская база авиационной охраны лесов, выполняющие работы по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, а также их обнаружению. Помимо необходимости в достаточном финансировании, оснащении средствами пожаротушения противопожарных служб, успешное решение поставленных перед ними задач невозможно без активного участия в противопожарных мероприятиях населения и лесопользователей края.
Проявившаяся в последние годы тенденция роста числа лесных пожаров свидетельствует о необходимости усиленияпрофилактических мероприятий, не требующих, как правило, больших финансовых затрат, но снижающих риск возникновения и распространения лесных пожаров. При этом, особого внимания заслуживают усиление противопожарной пропаганды с использованием электронных средств массовой информации и контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, а также расширение масштабов проведения контролируемых выжиганий растительности с целью уменьшения запасов лесных горючих материалов.
Как показывает анализ отчетных данных о ходе тушения лесных пожаров, до 80% лесных пожаров ликвидируются в течение 1-3 дней с момента их обнаружения. Опыт учит, что «экономия» при тушении пожара в первый день обязательно обернется многократным увеличением затрат в последующие дни.
Успех борьбы с лесным пожаром зависит от многих факторов, однако основными являются — выбор правильной технологии работ по их ликвидации и умелое руководство. Это особенно важно при тушении крупных пожаров (непотушенных в начальной стадии развития), где приходится использовать большое количество работников лесной охраны, привлеченных сил, технических и других средств.
Глава 2. ПРОВЕДЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ:
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ (на примере ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов»)
Для обеспечения охраны лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиационной охране – авиабазы.
Организация охраны лесов от пожаров в Российской Федерации возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством и другие органы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Охрана лесов от пожаров проводится, в зависимости от территориального расположения и региональных особенностей, наземной или авиационной службой. Осуществление мер по охране лесов от пожаров обеспечивают работники службы государственной лесной охраны федерального органа управления лесным хозяйством и авиабаз, а в лесах, где лесное хозяйство ведут другие организации и лесопользователи, — ведомственная лесная охрана и сторожевая служба охраны национальных природных парков. Авиационная охрана относится к службе государственной лесной охраны, а работы по охране лесов осуществляются на хоздоговорной основе со всеми юридическими и неюридическими лицами, имеющими в своем ведении леса.
Задачи государственной лесной охраны – обеспечение охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда, объектов животного мира и среды их обитания; организация пользования лесным фондом.
Зарождение авиационной охраны. Первые опыты по воздушной охране лесов были проведены в нашей стране в 1931 году Г.Г. Самойловичем и С.П. Румянцевым. Целью опытов было установление возможности обнаружения и определения точного местонахождения пожаров с воздуха. Полеты проводились в Горьковской области на площади около 1,5 млн. га на самолетах ПО-2. В 1932-1935 годах опыты были продолжены в Карелии, на Урале и Дальнем Востоке.
В результате были выработаны правила организации и проведения авиапатрулирования, основные положения которых действуют и до настоящего времени.
Было установлено, что для выполнения этих работ нужны работники особого профиля, поскольку специалисты лесного хозяйства, не имея специальных навыков, не могли справиться с задачей точного определения места пожара и составления его схемы, а авиаторы без лесного образования не могли грамотно определить параметры, составить характеристику пожара и тактический план его тушения. Так определилась необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель» или «летнаб», которые должны иметь специальное лесохозяйственное образование и необходимую авиационную подготовку.
Вторым направлением в воздушной охране лесов было применение самолетов как средства транспорта для быстрой доставки к пожару рабочих со средствами тушения. Первые же опыты по высадке парашютистов, проведенные в 1934-35 гг. под руководством Г.А. Мокеева, оказались весьма успешными. Уже в 1936 году была создана первая парашютно-пожарная команда, принявшая участие в борьбе с лесными пожарами. Парашютисты-пожарные в большинстве случаев высаживались у населенных пунктов для привлечения на помощь местного населения.
В дальнейшем организованные авиаотряды треста лесной авиации Наркомлеса СССР и авиагруппы Главлесоохраны располагали своими самолетами, кадрами, имели свою аэродромную сеть, технические средства обслуживания и ремонта самолетов. Работы по авиапатрулированию в этот период стали проводиться регулярно и во всевозрастающих объемах. К началу Великой Отечественной войны авиапатрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов типа ПО-2,Ш-2, В годы войны ушедших на фронт мужчин заменили женщины, многие из них связали всю свою жизнь с авиалесоохраной — Поздеева Н.А., Бекряшева Г.В. и другие, а Груздова Е.П. продолжала трудиться в авиалесоохране до 60-х годов. Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года Олехнович Гертруду Терентьевну, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсменку СССР и мира.
В 1976 году из Западно-Сибирской выделена Томская авиабаза. Появление на вооружении авиалесоохраны новой авиационной техники, более совершенных технических средств пожаротушения позволило широко внедрять новые способы пожаротушения — взрывной способ, водный способ тушения ранцевыми огнетушителями, мотопомпами, широко использовать отжиг, доставлять к местам пожаров тяжелую технику — бульдозеры, тракторы, автоцистерны.
Были начаты работы по искусственному вызыванию осадков, проведены первые опыты по тушению пожаров с воздуха (Ан-2П), доставке воды к местам пожаров в мягких емкостях на внешней подвеске вертолетов, использование водосливных устройств ВСУ на вертолетах Ми-8, расширялся парк используемых самолетов и вертолетов…
В последние годы начата широкомасштабная отработка авиатанкерной технологии тушения пожаров с воздуха самолетами-танкерами Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П, самолетами-амфибиями Бе-12П, Бе-12-200П. На стадии производственных испытаний находятся новые танкеры-амфибии Бе-200, Бе-103. Разработаны и внедряются новые водосливные устройства для вертолетов Ми-8типа ВСУ-5.
За период становления система авиаохраны неоднократно реорганизовывалась, расширялось число авиабаз, часть из них были переданы в подчинение органам управления лесным хозяйством.
2007 год. В стране проводится административная реформа. Она коснулась и авиалесоохраны. Проводимая политика по расширению прав субъектов и муниципальных образований нашла свое отражение в новом Лесном кодексе, принятым в декабре 2006 года. Начиная с 2007 года полномочия по охране лесов в полном объёме переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов – филиалы ФГУ «Авиалесоохрана» – ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы государственные учреждения по авиационной охране лесов. В создавшихся условиях существенно изменилась место и роль службы авиалесоохраны. Субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы авиалесоохраны нарушена, что неизбежно скажется на результатах её работы.
Структура специализированного учреждения
Областное государственное учреждение «Томская база авиационной охраны лесов» создано Распоряжением губернатора Томской области 9 марта 2007 года. Учредителем ОГУ «Томская авиабаза» выступает Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Охрана лесов Томской области осуществляется 8 авиаотделениями, 3 авиагруппами, 1 авиаточкой и 2 мехотрядами на площади 25859,2 тыс.га, в том числе авиационный мониторинг – 16377,6 тыс.га, космомониторинг Iуровня – 9481,6 тыс.га. В 2008 году лесоавиационные работы по охране изащите лесов Томской области впервые выполнялись на основании Государственного контракта, заключенного между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ОГУ «Томская авиабаза». Цена контракта составила 48 855,1 тыс.руб. с учетом НДС (в том числе тушение лесных пожаров 12 475,5 тыс.руб.).
Структура личного состава
Таблица 2.1
Характеристика пожароопасного сезона по 2008 и 2009 годах
Пожароопасный сезон открывается каждый год с апреля приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.В 2008 году пожароопасный сезон был открыт 23.04.2008, в 2009 году пожароопасный сезон был открыт 16.04.2009.
В 2009 годуАпрель характеризовался аномально теплой погодой для этого периода года. Сход снегового покрова по южным районам зафиксирован 10 апреля, что на 2-3 недели раньше многолетних данных. Сухая, ветреная погода способствовала быстрому нарастанию класса пожарной опасности по погоде. К началу 3 декады месяца на всей охраняемой территории установился 3 КПО. Такая погода наблюдалась до конца месяца. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась высокая горимость.
Средний КПО – 2,08 ед.
Май характеризовался неоднородными погодными условиями. В первой декаде наблюдалась холодная дождливая погода. Начиная со второй декады, на всей охраняемой территории установилась сухая жаркая погода, что способствовало быстрому нарастанию КПО. К середине второй декады практически на всей территории установился 3-4 класс пожарной опасности по погоде. В конце второй и начале третьей декады произошло резкое похолодание с периодически выпадаемими осадками в виде дождя и мокрого снега. Начиная со второй половины 3декады, выпадение осадков прекратилось, с одновременно резким повышением температуры и к концу месяца на всей охраняемой территории снова установился 3-5 класс пожарной опасности по погоде. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась средняя горимость.
Средний КПО – 2,01 ед.
Июнь характеризовался неоднородными погодными условиями как по времени на протяжении месяца, так и по отдельным районам. В первой декаде и первой половине 3 декады по северным и северо-восточным районам наблюдалась сухая, жаркая погода. Пожарная опасность по погоде характеризовалась 3-5 классом. На остальной части территории в течении месяца наблюдалась аномально холодная погода для этого периода года с практически не прекращающимися осадками.В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 1,94ед.
Июль характеризовался дождливой, умеренно теплой погодой для этого периода года. Лишь во второй половине 2 декады на непродолжительный период установилась сухая, жаркая без осадков погода. Дневные плюсовые температуры достигали 34-36 градусов. Однако кратковременное повышение температур существенно не повлияло на горимость лесов. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 1,90 ед.
Первая половина августа характеризовалась умеренно теплой погодой с периодически повсеместно выпадаемими осадками. Начиная со второй половины месяца, осадки прекратились, и установилась сухая, солнечная,
умеренно теплая погода. На всей охраняемой территории установился 3-4 класс пожарной опасности по погоде.Однако значительный запас влаги в почве, отсутствие интенсивной грозовой деятельности (сухих гроз), малочисленное посещение местным населением лесов исключили массовое возникновение лесных пожаров. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 2,19 ед.
Сентябрь характеризовался не однородными погодными условиями. В начале сентября преобладала теплая с периодически повсеместно выпадаемими осадками погода. В начале второй декады на всей охраняемой территории установилась сухая, аномально жаркая для этого периода года погода. На преобладающей части охраняемой территории установился 3-4 класс пожарной опасности по погоде. Во второй половине 3 декады на всей охраняемой территории выпали фронтальные осадки, произошло резкое похолодание. Такая погода наблюдалась до конца месяца.В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 2.20ед.
Первая декада октября и начало второй характеризовались сухой, теплой без осадков погодой. Температурный фон выше на 3-5 градусов по сравнению с многолетними данными. Во второй половине второй декады прошли фронтальные осадки с резким похолоданием. В дальнейшем установилась устойчивая, дождливая погода, что привело к закрытию пожароопасного сезона. Фактическая горимость отсутствовала.
Средний КПО составил 3,07.
Приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области № 46-ОД/4 от 14.10.2009 г. пожароопасный сезон закрыт с 15.10.2009 г.
Горимость лесов в течение сезона в сравнении со средними пятилетними данными характеризовалась как средняя.
В 2008 году Май характеризовался неоднородными погодными условиями. В первой декаде наблюдалась холодная дождливая погода. Начиная со второй декады, на всей территории установилась сухая жаркая погода, что способствовало быстрому нарастанию КПО. К середине второй декады практически на всей территории установился 4-5 класс пожарной опасности по погоде. Повсеместное нарушение правил пожарной безопасности привело к массовому возникновению лесных пожаров. В начале третьей декады произошло резкое похолодание с периодически выпадаемыми осадками. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась средняя горимость.
Средний КПО – 2,26 ед.
Первая и вторая декада июня характеризовались аномально холодной погодой для этого периода года с периодическим, повсеместным выпаданием осадков разной интенсивности. Начало третьей декады характеризовалось постепенным повышением температуры, что привело к усилению грозовой деятельности. Отмечалось выпадение локальных осадков ливневого характера. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 2,01 ед.
Первая декада июля характеризовалась аномально холодной погодой для этого периода года с периодическим, повсеместным выпадением осадков разной интенсивности. В начале второй декады выпадение осадков постепенно прекратилось, и на всей охраняемой территории установилась сухая, жаркая погода, что повлекло за собой быстрое нарастание класса пожарной опасности по погоде. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 2,58 ед.
Август характеризовался неоднородными погодными условиями как по времени на протяжении месяца, так и по отдельным районам. В основном преобладала дождливая погода с дневными температурами ниже нормы для этого периода года. В сравнении со средними пятилетними данными наблюдалась низкая горимость.
Средний КПО составил 1,78 ед.
В сентябре преобладала холодная, дождливая погода. Горимость лесов характеризовалась как низкая в сравнении со средними пятилетними данными.
Средний КПО составил 1,63 ед.
Горимость лесов в течение сезона 2008 года в сравнении со средними пятилетними данными характеризовалась как низкая.
В пожароопасном сезоне 2008 года в зоне авиационного мониторинга массовых вспышек лесных пожаров не было. Максимальный комплексный показатель – 6154 ед. установился 31.07.2008г. на территории Колпашевского авиаотделения.
Для сравнения:
Показатели пожароопасного сезона 2009 года
Таблица 2.2
№№ п/п
Наименование показателя
Отчётный год
Средний за 5 лет
% от среднего
1
2
3
5
6
1
Продолжительность пожароопасного сезона, дней
1456
1403
103,8
2
Напряженность пожароопасного сезона, %
0,37
0,34
108,8
3
Средняя общая площадь одного пожара, га
69,96
58,38
119,8
в т.ч. покрытая лесом га
63,34
34,76
182,2
4
Процент обнаружения, %
5,5
39,6
13,9
5
Всего лесных пожаров, кол-во.
площадь, га.
175
202
86,6
12243,29
11792,84
103,8
В том числе верховых пожаров, кол-во.
2
1
Увелич. в 2,0 раза
площадь, га.
333,20
37,39
Увелич. в 8,9 раза
В том числе торфяных пожаров, кол-во.
3
4
75,0
площадь, га.
0,64
0,82
78,0
Показатели пожароопасного сезона 2008 года
Таблица 2.3
№№ п/п
Наименование показателя
Отчётный год
Средний за 5 лет
% от среднего
1
2
3
5
6
1
Продолжительность пожароопасного сезона, дней
1288
1253
102,8
2
Напряженность пожароопасного сезона, %
0,28
0,37
75,7
3
Средняя общая площадь одного пожара, га
67,86
80,0
84,8
в т.ч. покрытая лесом га
17,99
-
-
4
Процент обнаружения, %
10,5
40,9
25,7
5
Всего лесных пожаров, кол-во.
площадь, га.
86
313
Уменьш. в 3,6 раза
5836,32
25024,37
Уменьш. в 4,3 раза
В том числе верховых пожаров, кол-во.
2
1
Увелич. в 2,0 раза
площадь, га.
53,0
42,79
123,9
В том числе торфяных пожаров, кол-во.
2
5
Уменьш. в 2,5 раза
площадь, га.
2,02
0,82
Увелич. в 2,5 раза
В 2009 году относительно длительных засушливых периодов не было. Массовой вспышки лесных пожаров не зарегистрировано. Максимально в течение суток было обнаружено 12, а действовало 4 лесных пожара. Максимальный комплексный показатель – 4320 ед. установился 16.05.2009 г. на территории Бакчарского авиаотделения.
2.2. Метеорологическое обеспечение лесоавиационных работ
Согласно договора с ГУ «Томский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» авиабаза ежедневно получала информацию: комплексный показатель и количество выпавших осадков. Затраты за 2009 год составили 95,8 тыс. рублей, за 2008 год 85,5 тыс. руб.
2.3. Финансирование лесоавиационных работ
Лесоавиационные работы выполняются на основании:
•Государственного контракта, заключенного между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области и ОГУ «Томская авиабаза» (открытый аукцион). Цена контракта составила 60348,3 тыс. руб. с учетом НДС (в том числе тушение лесных пожаров 18 403,4 тыс. руб.).
Кроме проведения мониторинга пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров контрактом также предусмотрено выполнение авиабазой следующих работ в объеме:
— устройство противопожарных минерализированных полос 1891,0 км.;
— уход за противопожарными минерализированными полосами 2391,0 км;
— проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов (контролируемого отжига) 4600,0 га.
•Государственных контрактов, заключенных между ОГУ «Томская авиабаза» и авиакомпаниями (открытый аукцион №1 от 05.03.2009 года).
Авиакомпании, с которыми заключены контракты на выполнение полетов по авиационной охране лесов:
— ООО «Томск Авиа» — Государственные контракты № 02/09, № 03/09 и № 04/09 от 23 марта 2009 г. (3 вертолета Ми-8, сумма контракта – 7644,0 тыс. руб.);
— ООО «Амега» - Государственный контракт № 01/09 от 23 марта 2009 г. (1 самолет Ан-2, сумма контракта – 3402,0,0 тыс. руб.);
-Томский авиационно-спортивный клуб РОСТО — Государственный контракт №07/09 от 24 марта 2009 г. (1 самолет Ан-2, сумма контракта – 2 482,5 тыс. руб.);
— ООО«Аэросибирь» — Государственные контракты № 05/09 и № 06/09 от 24 марта 2009 г. (2 вертолета R-44, сумма контракта – 1710,0 тыс. руб.);
Организатором аукционов выступает уполномоченный орган Администрации Томской области — Департамент государственного заказа и ценовой политики Томской области.
• Государственного контракта, заключенного между ОГУ «Томская авиабаза» и авиакомпанией ООО «Регион – Авиа» на один вертолет Ми-8, сумма контракта – 951,8 тыс. руб. (электронный аукцион). Организатором аукциона выступила специализированная организация по проведению конкурсов ОГУП «Региональный деловой центр Томской области».
Контракты заключены не своевременно, что не позволило в полном объеме и установленные сроки подготовиться к пожароопасному сезону.
Для обеспечения своевременности и полноты выполнения подготовительных работ к пожароопасному сезону считаем, что:
— государственные контракты на проведение лесоавиационных работ специализированными организациями по охране лесов должны заключаться с уполномоченным органом субъекта РФ в области лесных отношений не позднее декабря года, предшествующего пожароопасному сезону;
— с авиакомпаниями не позднее февраля года, в котором планируется выполнение лесоавиационных работ.
По предварительным данным с этими авиакомпаниями планируется работа в 2010 году. Но как показал опыт работы, они не в состоянии обеспечить выделение необходимого количества воздушных судов, особенно самолетов Ан-2. Привлечь дополнительное количество авиакомпаний не представляется возможным из-за их нежелании участвовать в торгах по причине недостаточности в области инфраструктуры, обеспечивающей работу авиации (авиазаправочные станции, аэродромы, посадочные площадки). Что же касается положения с авиацией в самой Томской области, то оно удручающее. Достаточно сказать, что в области нет ни одной
авиакомпании эксплуатирующей самолеты Ан-2, за исключением авиационно-спортивного клуба РОСТО, который относится к государственной авиации, и в состоянии выделять только один самолет Ан-2, при этом исключается возможность его базирования в других аэропортах и посадочных площадках. Не лучше дела обстоят и с вертолетами Ми-8. Даже при наличии необходимых средств на аренду, из-за отсутствия достаточного количества воздушных судов, ОГУ «Томская авиабаза» не в состоянии осуществлять охрану лесов от пожаров при средней горимости, не говоря уже о высокой или чрезвычайной. Еще более удручающее положение обстоит с аэропортами, посадочными площадками и авиа заправочными станциями. Они, там, где необходимо, практически отсутствуют. Из-за чего часть охраняемой территории становится недосягаемой для авиации из-за невозможности базирования и дозаправки.
Из-за недостатка собственных сил и средств авиабазой заключено 15 контрактов с субподрядными организациями на тушение лесных пожаров в зоне применения наземных сил и средств пожаротушения с закреплением за ними охраняемой территории. Кроме этого заключено 40 соглашений с рай (гор) администрациями и сельскими поселениями о взаимодействии при тушении лесных пожаров и 23 договора на привлечение сил и средств пожаротушения на тушение лесных пожаров согласно мобилизационных планов.
2.4. Авиапатрулирование лесов
По мнению специалистов стратегическими вопросами в организации тушения лесных пожаров являются:
а) Увеличения финансирования на охрану лесов от пожаров. Упреждающее выделение средств на проведение подготовительных работ.
Существующее недофинансирование профилактических мероприятий по тушению лесных пожаров сдерживает действенность всей работы и снижает ее эффективность;
б) Организация регулярного авиапатрулирования лесов с использованием вертолетов Ми-8, в соответствии с требованиями Инструкции по авиационной охране лесов, а, не исходя из размера выделенного финансирования, что позволит существенно увеличить количество выявленных очагов пожаров в день их возникновения;
в) Повысить ответственность всех землепользователей (сельское хозяйство, госземзапас, дачных обществ и др.) за проведение на своей территории профилактических мероприятий, своевременное обнаружение и тушение лесных и степных пожаров;
г) Привлечение средств общественных организаций края и всемирных природоохранных организаций для проведения профилактических мероприятий и по возмещению затрат, необходимых для тушения лесных пожаров на участках лесного фонда отнесенных к особо охраняемым территориям;
д) Учитывая крайне малое количество пунктов заправки воздушных судов, удаленность мест их базирования, для снижения затрат и повышения эффективности использования воздушных судов на авиалесоохранных работах, и работах по тушению лесных пожаров в районах где обнаружение и тушение лесных пожаров без авиации невозможно, необходимо строительство дополнительных пунктов их заправки.
Финансирование мероприятий по авиационной охране лесов ведется по средним показателям за последние годы, при этом, практически не учитывается постоянно растущая стоимость аренды воздушных судов. Томская база авиационной охраны лесов выполняет свои функции в зависимости от размера финансирования, в связи с чем, кратность авиапатрулирования лесов снижается в 2 –3 раза и не соответствует требованиям Инструкции по авиационной охране лесов. Соответственно, количество оперативно выявленных очагов пожаров не превышает 30 – 35%.
продолжение
--PAGE_BREAK--