Реферат по предмету "Психология"


Мотивация деятельности человека

РЕФЕРАТ
на тему МОТИВАЦИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОглавлениеВведениеГлава 1. Потребности человекаГлава 2. Виды мотивационных состояний и формы проявления направленностиЗаключениеПриложениеСписок литературы

 Введение
По мере ускорения темпа жизни в мире человек всё чащестремится за свою жизнь успеть получить образование, найти хорошую работу,обеспечить семью, положительно зарекомендовать себя в обществе и добитьсяуспешной самореализации. Поскольку желающих и активно проявляющих своюжизненную позицию людей становится больше, весомая часть деятельностисовременного человека направлена на лидерство в такой конкурентной среде.
Для того чтобы быть успешным конкурентоспособным человеком,надо уметь правильно ставить себе цели и добиваться их, но нередко этому мешаетусталость от темпа жизни или обыкновенная лень – оба варианта являютсяпоказателем низкой мотивации к деятельности. Таким образом, мотивациядеятельности – весьма актуальная проблема на сегодняшний день, а изучениеммотивации деятельности занимаются ученые, как из области психологии, так и изродственных ей наук.
В частности мы, как будущие руководители IT отделов не можемнедооценивать пользу теории о мотивации деятельности и её применения напрактике, поэтому эта проблема актуальна и для нас.
В нашей работе одним из основных понятий являетсядеятельность. Определение этого понятия означает целенаправленноевзаимодействие человека с окружающей средой, которое осуществляется в целях еёпознания и преобразование для удовлетворения потребностей человека. Для наукипонятие деятельности представляется сложной и многоплановой категорией,включающей в себя различные стороны взаимодействия человека и мира.Деятельность человека определяется его личными психическими и независимыми отнего внешними условиями и осуществляется в виде системы приемов и операцийпосредством чего-либо.
В психологии принято общо подразделять деятельность на тривида: игра, учение и труд. Из этой классификации выпадает такая важная формажизнедеятельности человека: деятельность по включению человека социум иформирование адаптированного под этот социум поведения. Поведением называетсясоциально значимая часть системы деятельности человека. Формирование поведениячеловека происходит посредством способов удовлетворения потребностей человека.
В нашей работе мы намерены рассмотреть мотивациюдеятельности человека, чтобы иметь возможность лучше понимать поведениеотдельных индивидуумов, чтобы впоследствии применять это на практике общения сначальниками и подчиненными, заказчиками и поставщиками.
Исходя из данной цели, следует выделить ряд задач:
Обозначить потребности человека;
Определить связь потребностей человека и мотивации егодеятельности;
Рассмотреть виды мотивационных состояний.
 мотивация деятельность общение

Глава 1. Потребности человека
Источником деятельности человека и предпосылкой егоповедения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивациичеловека: поскольку человек нуждается в определенных условиях существования,человек стремится к устранению дефицита удовлетворении его потребностей.
Условия, необходимые для жизни и развития человека можноусловно разделить на три группы. В первую группу отнесем условия, необходимыедля удовлетворения естественных потребностей – для жизни и развития человекакак организма: пища, кров, вода, воздух и т.д. Ко второй группе мы отнесемусловия, необходимые для социальной адаптации человека – общение, которое иявляется основой развития человека как личности, воспитания его мировоззрения имироощущения. Третья группа необходимых условий – то, что требуется для самореализациичеловека, для удовлетворения его системы индивидуальных потребностей.
Потому как центральное понятие  этой главы – потребность,отметим определение этого понятия, предложенное А. Маклаковым – «Потребностьюназывают состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельностиили материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегдасвязана с наличием у человека чувства удовлетворенности илинеудовлетворенности».
Потребности у каждого человека находятся в определеннойиерархии, порядок и степень потребности  — один из важных, определяющихличность, качеств. Несмотря на то, что потребности у всех людей одни и те же,существует некая общая пирамида потребностей (см. Рисунок 1), предложенная А.Маслоу, видным американским психологом и основателем гуманистическойпсихологии. Эта иерархия потребностей изменяется по мере развития личности иудовлетворения каждого уровня пирамиды. Высшие ее уровни достигаются лишьпсихологически зрелыми людьми, обеспечившими себя удовлетворением потребностейнижних уровней.
Возникающие в результате деятельности человека новыепотребности являются доминантным стимулом развития личности и, как следствие,прогресса общества.
Если рассматривать потребность в контексте организмачеловека, следует отметить, что возникающая потребность провоцируетмотивационное возбуждение особых нервных центров, что побуждает организм копределенной деятельности, направленной на удовлетворение потребности. При этомв мозге оживляются специальные механизмы памяти, а также обрабатываются данныео возможности осуществления такой деятельности, после чего человек действует.Таким образом, потребность вызывает это нейрофизиологическую реакцию, состояние- мотивацию.
«Слово «мотивация» используется в современной психологии вдвояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение(сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления имногое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует иподдерживает поведенческую активность на определенном уровне».
Сила физиологической реакции, побуждающей организм надеятельность, зависит от силы мотивации. Это показывает то, как, например,насытившийся организм не реагирует на аппетитную пищу. Таким образом, толькопри определенной степени мотивации внешние раздражители, как, в данном случае,пища, становятся сигналами к действию, в нашем случае, к приему этой пищи.
Сравнивая достигнутые промежуточные и итоговые результаты сизначальными, целевыми потребностями, человек осуществляет контроль наддеятельностью человека. Удовлетворение потребности гасит мотивационноенапряжение. В случае, если это вызывает положительную эмоцию, человеческийорганизм будто бы запоминает такой вид деятельности, так как находит егополезным, приводящим к успеху.  И напротив, неудачный опыт удовлетворенияпотребности мгновенно вызывает отрицательные эмоции и усиливает мотивационноенапряжение и, как следствие, поисковой деятельности.
Выходит, что мотивация – не что иное, какиндивидуализированный механизм, который выполняет функцию  соотнесенияразличных факторов, побуждая человека к определенному типу действий.
Возвращаясь к вопросу о практическом применении теории омотивации деятельности, отметим, что этот вывод можно использовать для разумнойорганизации рабочего процесса, для поддержания заинтересованности коллектива вобщем деле.
Все формы и способы сознательной деятельности человекаопределяются его отношениями к различным сторонам действительности. Кмотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания,стремления и влечения. Этот вопрос мы рассмотрим подробно в следующей главе.
 
Глава 2. Виды мотивационных состояний и формы проявлениянаправленности
В этой главе мы выделим формы направленности и краткоохарактеризуем каждую из них направленности в порядке их иерархии.
Как известно, в психологии существует множество различныхподходов к исследованию личности. Тем не менее, несмотря на такие различия, вовсех подходах как ведущая характеристика выделяется направленность, под которойпонимают набор неких устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельностьчеловека.
Заметим, что направленность личности всегда складываетсявследствие социализации, то есть формируется в процессе взаимодействия собществом и, в частности, воспитания. Проявление направленности подразделяютна  несколько форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал,мировоззрение, убеждение.  Именно мотивы деятельности лежат в основе всех этихформ направленности личности.
Начнем характеристику с самой примитивной формынаправленности -  влечения. «С точки зрения психологии — это психическоесостояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточноосознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением,поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается,превращаясь в желание».
Желание является осознанной потребностью и влечением кчему-либо конкретному. Так как желание осознанно, оно имеет побудительную силу,обостряет осознание цели действия и построение его плана. Эта форманаправленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но ивозможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности — стремление. Стремлениевозникает тогда, когда в структуру желания включается компонент воли. Поэтомустремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения кдеятельности.
Яркой характеристикой направленности личности являются ееинтересы. Интерес — это форма проявления потребности в познании, которая обеспечиваетнаправленность личности на осознание целей  осуществляемой деятельности и,следовательно, способствует ориентировке личности во внешней среде. Важнойхарактеристикой интереса является то, что при его удовлетворении интерес неугасает, а, напротив, побуждает к более высокому уровню познания. Такимобразом, интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающейдействительности.
Когда интерес развивается и становится постоянным, онпревращается в склонность: когда в структуру интереса включается компонентволи. Соответственно, склонность охарактеризовывает методичную направленностьиндивида на конкретную деятельность, то есть основа склонности — устойчиваяпотребность человека в некой конкретной деятельности. Основой склонности такжеможно представить стремление к самосовершенствованию в сфере, связанной сданной потребностью. Психологи полагают, что возникшая склонность можнорассматривать как предпосылку к развитию неких способностей.
Далее в нашей иерархии следует идеал. Идеал — это то, к чемустремится индивид; то, в каком образе ему предстают его потребности. Идеалычеловека выступают как один из наиболее важных аспектов мировоззрения человека,а именно его взглядов на окружающую действительность, на место человека в ней.В мировоззрении человека отражаются как идеалы, так и ценностная ориентациядругих людей, суждения об их принципах познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение — высшая форма направленности — это системамотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами,принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности,которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Потому как мы уже вплотную подошли к проблеме мотивации,заметим, что в поведении человека есть две функциональные стороны:регуляционная и побудительная. Те психические процессы, которые мы уже описаливыше, в основном выполняют функцию регуляционную. А вот что касается стимуляцииповедения, или побуждений, обеспечивающих активизацию и его направленность, — они связаны с мотивами и мотивацией.
Мотив — это побуждение индивидуума к деятельности, связаннойс удовлетворением его потребности. Также в качестве вольного определенияпонятия мотив используют «причину, лежащую в основе выбора действий ипоступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активностьсубъекта.»
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие,чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии вдвояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение(сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления имногое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует иподдерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего внаучной литературе мотивация рассматривается как совокупность причинпсихологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когданеобходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведенияможет быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случаев качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологическиесвойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства егодеятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях,намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих изсложившейся ситуации.
 

Заключение
Таким образом, мы обозначили потребности человека,определили связь этих потребностей и мотивации деятельности индивидуума, атакже подробно рассмотрели виды мотивационных состояний.
Подытожив вышесказанное, считаю важным отметить, чтопонимание мотивации деятельности отдельных индивидуумов имеет весьма высокуюценность в практическом применении, в реальной жизни.
Как будущие руководители IT отделов, важно уметьконтактировать с людьми и иметь возможность понимать и прогнозировать ихдействия, — то, где понимание мотивации деятельности достаточно важно, на мойвзгляд. Опять же, как руководители, мы должны разумно управлять сотрудникамисвоего отдела, в чём опять же может помочь теория о мотивации деятельности наделе: разумно выстраивать рабочий процесс, использовать интересы, идеалы,склонности, убеждения и т.д. эффективно.
 

Список литературыЛеонтьев А.Н., “Лекции по общей психологии”, Москва “Смысл”, 2001г. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Питер, 2005г. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность, 2-е издание, Москва “Смысл” 2003г. Психологический словарь, под ред. Зинченко. В.П., Мещерякова Б.Г., 2 изд.,изд. “Астрель” 2004г. (4) Хрестоматия по психологии, Психология мотивации и эмоций, Москва, Черо2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизненный цикл семьи
Реферат Генеза та семантико-функціональні особливості звороту "туди й дорога"
Реферат Культура Наска
Реферат Маркетинговые исследования теория методика результаты
Реферат Содержание концепций состояний памяти
Реферат Методика викладання в школі
Реферат 1 Система управления кредитования малого бизнеса коммерческими банками 25 глава 2
Реферат Житие Юлиании Лазаревской
Реферат Вечное и вещное в произведении ИАБунина Господин из Сан-Франциско
Реферат Расчет подкрановой балки
Реферат Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции
Реферат Технология беспроводной передачи информации на примере технологии Bluetooth
Реферат People With No Immune Systems Essay Research
Реферат Форма держави, форма державного правління, форма державного устрою.
Реферат Медицинская терминология как составная часть украинского языка. История украинской медицинской терминологии (МЕДИЧНА ТЕРМІНОЛОГІЯ ЯК СКЛАДОВА ЧАСТИНА УКРАЇНСЬКОЇ ЛЕКСИКИ)