Реферат по предмету "Экология"


Управление природопользованием в России

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Факультет экономики и права
Кафедра финансы и менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине ”Природопользование ”
на тему:
Управление природопользованием в России
Тула
2006

Содержание
Введение
Глава1.Формирование методов управления природопользованием в
России
1.1Исторический аспект нормативно- правовой и методической базы в
России
1.2 Платаза природные ресурсы
Глава2.Методы управления природопользованием в России
2.1Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
2.2Экологическая паспортизация
2.3Приватизация и устойчивое развитие
2.4Направление природоохранной деятельности
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Впоследние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активногоприменения экономических методов регулиро­вания охраны окружающей среды ииспользования природных ресур­сов. В первую очередь об этом свидетельствуютвведение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природ­ныхресурсов, а также создание соответствующих фондов по форми­рованию ииспользованию средств от взимаемых платежей.
Подобныемеханизмы уже существовали в международной прак­тике управления природопользованиеми подтвердили свою эффек­тивность. Основным методологическим принципомустановления платы за загрязнение окружающей среды был принцип «загрязни­тельплатит». Под этот принцип подводились соответствующая нор­мативно-правоваяи методическая базы, исходя из него решались  вопросы управления иконтроля.
С 1988г. заметно усилилась работа по формированию экономиче­ского механизмаприродопользования. Этому способствовало созда­ние специальных служб —комитетов по охране природы на феде­ральном, республиканском, краевом,областном, городском и район­ном уровнях. В союзном и российском комитетах поохране природы начали разрабатываться нормативно-методические документы повведению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нор­мативы платывключали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба,возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, неотработанность рядавопросов методического характера, а также противодействие со стороныпромышленных ми­нистерств требовали апробации данных предложений.

Глава1.Формирование методов управления природопользованием вРоссии
1.1 Историческийаспект нормативно- правовой и методической
базыв России
Основнымэкономическим инструментом развития природоохран­ной деятельности на территорииРоссии до принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» являласьплата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду иразмеще­ние отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января1991 г. №13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросызагрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».
В 1991г. Госкомприроды РСФСР предложил Комитету по вопро­сам экологии и рациональногоиспользования природных ресурсов Верховного Совета Российской ФедерацииКонцепцию формирова­ния экономического механизма природопользования в условияхпе­рехода к рынку. На основ­ных положениях Концепции был построен раздел III Закона «Об охране окружающейсреды», посвященный экономическому меха­низму охраны окружающей природнойсреды.
Законобусловливает поэтапную, эволюционную замену сущест­вующей в России налоговойсистемы на основе предварительно раз­работанной программы долговременнойналоговой реформы. В рам­ках разработки программы необходимо обосновать темпыизменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимальновозможные без существенных негативных последствий для экономи­ки; определитьперечень, структуру, а также сроки принятия зако­нодательных актов,регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природныхресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться илиотменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать ме­тодическуюбазу экономической оценки всех видов природных ре­сурсов и на этой основепровести такую оценку; разработать методи­ки определения платы за пользованиеразличными природными ре­сурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы,соответству­ющего полной экономической оценке природных ресурсов.
Расчетыпоказывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся присуществующей структуре цен за счет:
1)налога на прибыль;
2)подоходного налога с граждан;
3)налога с оборота;
4)акцизов;
5)налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо-и нефтедобыче (рентному доходу) и поч­ти полному отсутствию в структуре цен напродукцию, при произ­водстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы,«ком­пенсирующей» это воздействие.
1.2  Платаза природные ресурсы
Присуществующей налоговой системе сложно ввести эффектив­ную плату за природныересурсы. Принятые законодательные акты, регламентирующие плату за землю, недра,лес и другие природные ресурсы, не связаны между собой. Платы, определенные наоснове разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли(себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются меж­ду собой поабсолютным размерам, источникам их покрытия, на­правлениям использования и т.д.В этой связи важно в условиях переходной экономики сформировать эффективнуюсистему платы за природные ресурсы, которая бы являлась составной частью нало­говойсистемы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концеп­цию налогообложения,разработать такую стратегию его совершен­ствования, которая была бы направленана постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономическойоценки при­родных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование вформировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
Вкачестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы МинприродыРФ с участием научных организаций был разработан проект Закона РоссийскойФедерации «О системе плате­жей за пользование природными ресурсами»,в котором определены общие принципы введения, установления, определения,взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит изприоритетности вопроса собственности. Практической задачей явля­ется получениекомплексных социально-экономических оценок при­родных ресурсов (объектов),дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории вцелом.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение обэксперименте по совершенствова­нию учета и социально-экономической оценкеприродного ресурсно­го потенциала. Цель эксперимента — отработка механизмаформи­рования комплексных территориальных кадастров природных ресур­сов (КТКПР)как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческихрешений в сфере природопользования с учетом приоритетовсоциально-экономического развития террито­рий и сохранения окружающей природнойсреды.
Посостоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации,администрации которых официально подтвер­дили свою заинтересованность в егоосуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственныхорганов для ре­ализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работапроводится в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.
Дляобеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств иведомств эколого-ресурсного блока и науч­ных организаций разработало проект подназванием «Порядок фор­мирования и ведения комплексных территориальныхкадастров при­родных ресурсов» и проект федеральной целевой научно-техниче­скойпрограммы «Кадастры природных ресурсов», а также «Времен­ныеметодические рекомендации по формированию и ведению комп­лексныхтерриториальных кадастров природных ресурсов», нацелен­ные на координациюдействий участников эксперимента на регио­нальном уровне в рамках первого этапаэксперимента. Под руковод­ством Минприроды РФ разработана система показателей иструкту­ра баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовленоприкладное программное обеспечение для региональ­ных органов государственногоуправления в части комплексной ин­формации о природно-ресурсном потенциале,разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионовс целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообло­жения в сфереприродопользования.
Принятиев 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сталодейственным рычагом повышения эффек­тивности использования природных ресурсов,их сбережения и пред­отвращения опасного загрязнения, внедрения системыэкономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основныеэлементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет исоциально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологическихпрограмм и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексноеприродопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; заприродные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологическогострахования, экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992-1993 ггМинприроды РФ разработало пакет нормативно-методических доку­ментов,направленный на реализацию Закона в части экономическо­го механизмаприродопользования.

Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическоестимулирование природоохранной
деятельности
Правовыеосновы стимулирования рационального природопользо­вания и охраны окружающейсреды заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»(ст. 24 п.1). В настоящее время экономическое стимулирование приобретает особоезначение. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологииГосударственной Думы Российской Федерации были представлены
поправкив законы Российской Федерации по вопросам налогообло­жения, обеспечивающиеэкономическое стимулирование природоох­ранной деятельности.
Этимипоправками предусматривается:
—освобождение от налога на добавленную стоимость научно-ис­следовательских иопытно-конструкторских работ природоох­ранного назначения, а также товаров итехнологического обо­рудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий,катастроф и стихийных бедствий;
—уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств,направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природныхзаповедников, националь­ных природных и дендрологических парков, ботаническихса­дов;
— освобождение от налога на имущество государственных вне­бюджетных экологическихфондов.
Вопрособ освобождении от налога на добавленную стоимость технологическогооборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему ужерешен (см. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О налоге на добавленную стоимость“ от 6 декабря 1994 г.(ст.1 п.2)). В соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации „Онекоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различныхуровней“ значительно расширены права органов государ­ственной власти наместах по введению на подведомственной им территории дополнительных местныхналогов и сборов и предостав­лению льгот по ним. В целях стимулированияприродоохранной деятельности территории могут принимать решения по льготномуналогообложению в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практикапредоставления таких льгот предприятиям суще­ствует в Санкт-Петербурге,Ярославле.
Запоследние годы особо охраняемые территории России, в пер­вую очередьзаповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникланеобходимость дополнительного экономиче­ского обоснования необходимостисоздания и функционирования се­ти подобных территорий для усиления их поддержкикак на феде­ральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важнопровести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительскогопотенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках,определяемых законодательст­вом, и внедрить экономический механизмприродопользования, ори­ентированный на привлечение дополнительных финансовыхсредств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).
Изданприказ Минприроды РФ № 255 о проведении эксперимента по усовершенствованиюэкономического механизма природопользо­вания на особо охраняемых природныхтерриториях. В ходе экспери­мента будут прорабатываться предложения по созданиюусловий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расшире­ниясферы оказываемых платных услуг, в частности будет разрабо­тана нормативнаяоснова эколого-туристической деятельности на базе национальных парков,заповедников и заказников.
Крометого, потребуется также разработать и принять ряд норма­тивных актов,наделяющих соответствующих должностных лиц упо­мянутых организацийдополнительными правами в целях более ус­пешной и оперативной их деятельности.В частности, такие права необходимы для усиления работы по сохранению природныхресур­сов, их охране и воспроизводству. Они рассматривают возможностьпредъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушени­емприродоохранного законодательства, осуществления архитектур­но-строительногоконтроля на прилегающих территориях и т.п.
Впримерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, натерриториях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входятгосзаповедники: Тебердинский, Кивач, Цент­ральный Лесной, Байкало-Ленский;парки: Валдайский государст­венный природный национальный парк, природныйнациональный парк „Лосиный остров“, Прибайкальский национальный парк.В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Законаоб особо охраняемых природных территориях. При реализации этого положения обэксперименте потребуется поддерж­ка администраций субъектов федерации.
Вусловиях перехода к новым экономическим отношениям, рас­ширения полномочийместных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического иэкономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные свхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное разви­тиеэкологической ситуации. Предотвратить это положение возмож­но за счет развитиярынка экологических работ и услуг, создания гибкого механизма взаимодействиярыночных структур в сфере эко­логии, органов исполнительной власти и органовохраны природы. Как показывает зарубежный опыт, деятельность в области рынкаэкологических услуг в значительной мере регламентируется, конт­ролируется иподдерживается государством и направлена на конк­ретные природоохранныемероприятия или виды деятельности.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 23 ап­реля 1994 г. утверждено Положение оМинприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видовдеятельно­сти, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.Однако этого документа было недостаточно для действительного осуществления этойработы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. „Олицензировании отдельных видов деятельно­сти“ впервые определенакомпетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности,связанных с:
—утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением,уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
—проведением экологической паспортизации, сертификации, экологическогоаудирования;
—осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранногоназначения.
В целяхобеспечения экологической безопасности предпринима­тельства подготовлен проектпостановления Правительства РФ „Об утверждении Положения о лицензированиив сфере охраны окружа­ющей среды и природных ресурсов“. В настоящее времяпроект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указан­ных видовдеятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
В1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформированасистема экологической сертификации, разрабо­тана соответствующая Федеральнаяпрограмма, которая является подпрограммой Научно-технической программы»Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.).
В 1994г. был разработан проект постановления Правительства РФ «О созданиифедеральной системы экологической сертифика­ции». Однако рассмотрениепроекта постановления отнесено на бо­лее поздний срок в связи с отсутствиемнеобходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологическойсертифика­ции. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации вГосстандарте России системы добровольной экологической сертифи­кации.
МинприродыРФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке УказаПрезидента России от 19 августа 1993 г. «Об особенностях приватизации и дополнительныхмерах государст­венного регулирования деятельности предприятий оборонных отрас­лейпромышленности» и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г.«О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальныхобъектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности,использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».
Всоответствии с этими документами проводилась разработка экологическихтребований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятияхГоскомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле1994 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии Минприроды России,Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по серти­фикацииэкологической безопасности производств предприятий и организаций оборонныхотраслей промышленности».
В связис выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О порядкевыдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техникибоеприпасов» и во исполнение согла­шения между Минприроды России иГоскомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29декабря 1994 г. «О временном порядке выдачи заключения о выполнениитребова­ний экологической безопасности производств предприятий Госкомо­боронпромаРоссии».
Основныедокументы и материалы по экологической сертифика­ции рассматривались намежрегиональных совещаниях и были на­правлены в территориальные органы. На ихоснове в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татар­стан,Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоеди­нения России кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработкаМеморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе былиучтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирова­ния торговли.
Остаетсянерешенной проблема освобождения от выплаты тамо­женных пошлин закупаемого заграницей природоохранного обору­дования; такие вопросы возникают у многихрегионов. По Свердлов­ской области, например, с участием Минприроды РФ былположи­тельно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закуп­ленных в ФРГдвух передвижных комплексных лабораторий. Каж­дый раз при возникновении подобныхпроблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема нерешена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленныеМинприроды РФ предложения в проект Закона РФ «О внесении изменений идополнений в законы РФ по вопросам налогообложе­ния» в части, касающейсяст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» о распространении таможенныхльгот на ввоз (вывоз) товаров «пря­мого природоохранного назначения».
2.2Экологическая паспортизация
Продолжаетсяработа по совершенствованию экологической пас­портизации на территорииРоссийской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначностьвзглядов на эту пробле­му, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящеевремя в различных регионах составлено и согласовано значительное числоэкологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие наокружающую природную среду. По данным, по­лученным из 59 регионов, к 1 сентября1994 г. составлено и согласо­вано более 20 тыс. экологических паспортов, в томчисле промыш­ленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимсяданным, в 43 природоохранных комитетах субъ­ектов Федерации информацияэкологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке ииспользуется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в областиохраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствованиеэкопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов,экологическом страховании, сертифи­кации производств и процессов,лицензировании природопользова­ния, экологическом аудировании. Ни один из ранеедействующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуетсяразработать макеты экологических паспортов сельско­хозяйственного,лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и другихотраслей. Все макеты должны пре­дусматривать возможность машинной обработкиинформации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических пас­портовкак составную часть единой государственной системы мони­торинга иГосударственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее времяКировским областным комитетом про­водится работа по созданию макетаэкологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах иявляющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабаты­ваемыймакет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистическойотчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города,территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природныхресурсов.
С 1994г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетовэкологических паспортов, отражающих отрасле­вую специфику предприятий.Департаментом речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован сМинприроды РФ макет экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФподго­товил проект макета экологического паспорта сельскохозяйственно­гопредприятия, который в настоящее время проходит производст­венную апробацию внескольких регионах страны.
ГоскомоборонпромРФ завершает работу над макетом экологиче­ского паспорта судостроительногозавода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов сядерными энерго­установками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций,в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортовсельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по даннойпроблеме.
Проводитсяработа по экологической паспортизации военных объ­ектов. Военно-космическимисилами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктовзапуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием.Росгидромет прово­дит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии.Минпри­роды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по маке­тамэкологических паспортов территорий и особо опасных промыш­ленных объектов.
Дляусиления эффективности данных работ необходимо подгото­вить проект основныхнаправлений совершенствования экологиче­ской паспортизации, реализация которыхпозволила бы экологиче­скому паспорту стать одним из основныхнормативно-правовых до­кументов, регулирующих взаимоотношенияприродопользователей с органами охраны природы.
Вусловиях осуществления Программы приватизации важно оп­ределить место и рольтерриториальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетоммнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программуприватиза­ции государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации предложения по учету экологического фактора в процес­се приватизации.(Программа утверждена Указом Президента Рос­сийской Федерации от 24 декабря1993 г.)
2.3 Приватизацияи устойчивое развитие
В пункте6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизациизаключается в проведении экологическо­го аудирования, определении требований поэкологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платнойприва­тизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводечасти экологически опасных предприятий за пределы город­ских или иныхтерриторий. Соответствующие нормативно-методиче­ские документы,регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации,подготовлены Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшеевремя ут­верждены. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического факторапри приватизации и невозможность дальнейшего промедле­ния в этом вопросе, былобы целесообразно утвердить соответствующие временные документы на уровнесубъектов федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходимименно с точ­ки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практикереализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасно­стиприватизируемых предприятий, определение перечня мероприя­тий по экологическомуоздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. Вкачестве примера можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую иТверскую области.
Всоответствии с планом-графиком разработки нормативных ак­тов, обеспечивающихпереход к выполнению «Основных положений государственной программыприватизации государственных и муни­ципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом Россиивелась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасноговедения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектахпри приватизации предприя­тий, подлежащих выводу по экологическим требованиям.Минприро­ды РФ совместно с территориальными органами охраны природыподготовлены списки экологически опасных предприятий по регио­нам страны. В1995 г. принято совместное распоряжение Госкомиму­щества и Минприроды РФ,определяющее процедуру учета экологи­ческого фактора. В соответствии с УказомПрезидента «О государст­венной стратегии Российской Федерации по охранеокружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (февраль,1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Рос­сийскойФедерации на модель устойчивого развития, обеспечиваю­щая сбалансированноерешение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранениеблагоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала вцелях удов­летворения жизненных потребностей населения. Основными испол­нителямибыли Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации,РАН и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ. Документ должен быть оформленв виде постанов­ления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантовКонцепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Минприродыведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизмаприродопользования. Планируется отра­ботать такие новые направления, какразработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включаясоциально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензийна комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизмаплаты за природные ресурсы и загряз­нение окружающей среды, экологическаясертификация и паспорти­зация; создание экобанков и системы экологического страхования;учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологическихуслуг. Такая работа могла бы вестись более эффек­тивно при наличии Концепцииустойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе иэкономические, отрабатывались бы комплексно.
2.4 Направлениеприродоохранной деятельности
Глубокиеполитические и социально-экономические изменения, происшедшие в РоссийскойФедерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономикиприродопользования. Возник­ли дополнительные факторы, негативно воздействующиена экологи­ческую ситуацию, — разрушение единого экономического простран­ства,экономический кризис, межрегиональные конфликты и прояв­ление экоэкстремизма.
Регионыи предприятия в ходе радикальных преобразований стол­кнулись с новымипроцессами, связанными с дестабилизацией фи­нансовой системы,неплатежеспособностью предприятий, ростом ин­фляции, которые в значительноймере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все этозатормозило осуществление природоохранных мероприятий.
Внастоящее время экономика России является переходной. Со­храняются элементыстарой системы управления, но появляются и получают все большее применение напрактике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован какхозяйственный меха­низм управления всей экономикой, так и соответствующий емуэкономический механизм природопользования, отвечающий пере­ходному периоду.
Исходяиз анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу,представляется, что формирование эко­номических методов управленияприродопользованием в переход­ный период будет происходить в следующихнаправлениях.
1. Учети социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала иэкологического состояния территорий. Осуществление количественного икачественного учета природных ресурсов и состо­яния окружающей среды,проведение их сравнительной и комплекс­ной социально-экономической оценки ивозможных направлений использования. Введение комплексных территориальныхкадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видовприродных ресурсов.
2.Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов. Разработка инновационных ме­ханизмов реализации федеральных иотраслевых экологических программ. Создание эффективного механизмаосуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развитияпроизводства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организа­ций.
3.Финансово-кредитный механизм природопользования. Совер­шенствование системыфинансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей средыза счет фондов экологи­ческого страхования, экологических и других банков.Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских бан­ков,фондов, фирм и организаций к финансированию природоохран­ных мероприятий.Повышение уровня использования собственных средств предприятий наприродоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологическихинвестиционных кредитов.
4.Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добро­вольногоэкологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих врезультате аварий. Развитие системы эко­логического страхования от стихийныхбедствий. Создание государ­ственных фондов экологического страхования иподдержки незави­симых страховых компаний.
5.Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональныхэкобанков. Создание специальных банков для реали­зации крупных экологическихфондов, для оказания ими ряда бан­ковских услуг.
6.Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологическиефонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Созданиеэффективного механизма расходования средств экофондов. Формированиеинновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на пред­приятиях.
7.Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льготпредприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющимприродоохранные ме­роприятия. Применение специального налогообложения экологиче­скивредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок наэкологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсеили аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выбросазагрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственнойподдержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и кон­трольно-измерительныеприборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8. Формированиерынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговыхфирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельностиприродоох­ранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохран­ногоназначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнениюэкологических работ и услуг.
9.Платность природопользования. Развитие видов платы за поль­зование природнымиресурсами в увязке с налоговой системой. Со­вершенствование механизма платы зазагрязнение окружающей сре­ды, введение новых видов платежей.
10.Экономическое воздействие на нарушителей природоохранно­го законодательства.Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде врезультате аварий. Эконо­мический механизм разрешения межрегиональныхконфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11.Совершенствование организационно-экономических методов природопользования.Лимитирование и квотирование природополь­зования. Договоры и лицензии накомплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций вобласти использо­вания природных ресурсов и отходов. Формирование системы эколо­гическойсертификации и паспортизации.
12. Учетэкологического фактора при приватизации. Установле­ние порядка учетаэкологического фактора при приватизации. Фор­мирование фондов экологическойсанации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов креализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

Заключение
Управлениеприродопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждогоуровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды.Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятийстремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большоедостижение в развитие управлением природопользованием .

Списокиспользованной литературы
1.Папенов Т.В.Экономика иприродопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. –С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика иприродопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 –С.159-167.
3.Орлов Е.П. Природопользование /Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.