Реферат по предмету "Экология"


Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды

Контрольная работа
Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающейсреды
Уфа 2010

Введение
Экология –это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающейсредой. Древние греки экосом называли любое место пребывания человека: пляж,где люди собирались для купания, горное пастбище, где пастухи пасли овец.
В середине 20века экологию стали понимать как науку об экосистемах и биосфере. Начало такомупониманию положили работы В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, Ю.П. Одума,А.Дж. Тенсли, Н.В, Тимофеева-Рессовского и других известных учёных.Современная биосфера среда обитания всех живых организмов, является продуктомих жизнедеятельности: воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) ипосмертного разложения мириады живых существ. Почвенная, водная, наземная,воздушная среда жизни есть результат постоянного взаимодействия ивзаимопроникновения живого и неживого веществ. Жизнь возможна только всообществах (биоценозах) и в строго определённой совокупности условий,характеризующей место их обитания. Единство биотипа и биоценоза – основнаяконцепция современной экологии, концепция экосистемы.
Экосистемы ибиосферы в целом являются высшим уровнем организации живого на планете Земля.Экосистема и биосфера способны к самосохранению, поддержанию своего видовогосостава и воспроизведению связей между отдельными видами. Представление обустойчивости экосистем, их гомеостазе, экологическом равновесии – одно изосновополагающих понятий современной экологии. Биосфера и отдельные экосистемымогут переносить значительные антропогенные нагрузки благодаря возможностисаморегуляции, самоочищения, самовосстановления. На протяжении тысячелетийчеловек пытался покорить природу, но только сейчас осознал, что нерачительноеиспользование и загрязнение окружающей среды могут сделать невозможной жизньпоследующих поколений. Несмотря на печальные последствия проводившихсяпреобразований природы, и длительного экстенсивного развития, в Россиисохранились достаточно большие нетронутые деятельностью человека экосистемы (восновном на севере и в Сибири) Здоровье природной среды и здоровье населенияРоссии один из приоритетов государственной политики нашей страны.

1.Международное экологическое сотрудничество по охране окружающей среды насовременном этапе
1.1Международное экологическое сотрудничество по охране окружающей среды насовременном этапе
Международноесотрудничество государств с целью охраны среды обитания человека, растительногои животного мира организовано под эгидой ООН и на двухсторонней основе.Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей средыдиктуется тем, что государства находятся в экологической зависимости друг от друга.В 1992 г. в Рио-де-Жанейро с трибуны Конференции ООН по окружающей среде иразвитию прозвучали слова Генерального секретаря Мориса Стронга: «Мы выживемвместе, в противном случае не выживет никто». Выбросы в атмосферу, загрязнениерек, морей и океанов и т.п. не могут быть ограничены государственнымиграницами, таким образом, ряд важнейших частей окружающей среды относится кобъектам международного сотрудничества. Прежде всего, это объекты не входящие вюрисдикцию государств. Космос – самый характерный международный объект охраныдостояние всего человечества. Антарктида – материк мира и международногосотрудничества, принципу охраны и использования которого установлены ещё в 1959 г.Специальным Договором об Антарктиде.
АтмосфераЗемли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальныеэкологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озоновогослоя; трансграничный перенос загрязняющих веществ. Мировой океан – огромнаякладовая природных ресурсов и обще планетная транспортная система, давление ипопытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. сподписанием Конвенции ООН по морскому праву, где подтверждена незыблемостьпринципа свободного мореплавания (кроме территориальных вод, внешняя границакоторых установлена на 12 миль от берега); признано суверенное право государствна биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах. Кроме того, это объекты,входящие в юрисдикцию государств: разделяемые природные ресурсы, находящиеся впользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское,Средиземное и др.) редкие и исчезающие растения и животные, занесённые в международнуюКрасную книгу; уникальные природные объекты, принятые на международный контроль(заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание иохрану которых выделяются средства международными организациями за счётспециальных фондов. Важная роль сотрудничества государств и наций в развитиипросвещения в сфере охраны природы была признана ещё в начале 20 века, когда в1913 г. На Конференцию по международной охране природы в Берне (Швейцария)собрались учёные 18 стран.
Впервыеосновные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены вДекларации Стокгольмской конференции ООН (1972).В современном понимании ониизложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1972).Эти принципывключают следующие идеи люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь вгармонии и Природой; развитие на благо нынешнего поколения не должноосуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред окружающейсреде; государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственныересурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ; искоренениенищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо дляобеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинстванаселения;
государствасотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли;государства развивают и поощряют информированность и участие населения путёмпредоставления широкого доступа к экологической информации;
государствапринимают эффективные национальные законы по окружающей среде;
экологическаяполитика не должна использоваться для неоправданного ограничения международнойторговли; нести финансовую ответственность за загрязнение окружающей среды; государствауведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могутиметь вредные трансграничные последствия; война неизбежно оказываетразрушительное воздействие на процесс устойчивое развития. Мир, развитие иохрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.
2.2Международные организации
Международныеорганизации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованныхгосударств независимо от их политических позиций, выделяя экологическиепроблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует вработе многих международных экологических организаций. Большой вклад в решениепроблем окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуютвсе её главные органы и специализированные учреждения. Специализированныеучреждения ООН в сфере охраны окружающей среды: ЮНЕП – (программа ООН поокружающей среде) осуществляется с 1972 г. И является основнымвспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕПежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.
ЮНЕСКО –(Организация Объединенных Наций по вопросом образования, науки, культуры) существует с 1946 г. с целью содействиюмиру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в областипросвещения, науки, культуры. Наиболее известными направлениями в деятельностиявляется научная программа «Человек сфера» (МАБ), принятая в 1970 г. ФАО(Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) образована в 1945 г.,занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства,для улучшения условий жизни народов мира.
ВОЗ –(Всемирная организация здравоохранения), создана в 1946 г., имеет главной цельюзаботу о здоровье людей, что непосредственно связано с окружающей средой.
ВМО –(Всемирная метеорологическая организация) – утверждена как специализированноеучреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой, прежде всего,связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе: оценкатрансграничного переноса загрязняющих веществ; изучение воздействия на озоновыйслой Земли. МОТ (Международная организация труда) – специализированноеучреждение ООН. Создано в 1919 г. При Лиге Наций с целью созданиябезопасных условий труда и уменьшения загрязнений биосферы, возникающего частоиз-за пренебрежительного отношения к производственной среде. МАГАТЭ(Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляетсвою деятельность по договору с ООН, но не является специализированнымучреждением. Международные региональные организации, осуществляющиеприродоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет,Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничестваи развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет,Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др. В конце 90-хгодов в мире насчитывалось несколько сотен (200 -500) неправительственныхмеждународных организаций, включивших в свою деятельность природоохранныемероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.
Международныйсоюз по охране природы – МСОП – создан в 1961 г. В Фонтенбло (Франция).Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международнойторговле дикими видами фауны и флоры. МСОП организатор ведения Красных книг. Всемирныйфонд охраны дикой природы – самая многочисленная частная экологическаяорганизация, созданная в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений вовсём мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а такжеоколо 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном воказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранныепредприятия России вложено более 12 млн. долл. США. Международная юридическаяорганизация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое вниманиеразработке правовых вопросов охраны окружающей среды. Римский клуб (РК) –международная неправительственная организация, которая внесла значительныйвклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимостигармонизации отношения Человека и Природы. Основная форма её деятельности –организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов,преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил началоработам по исследованиям проблем. Названных «Глобальной проблематикой». Дляответа на поставленный вопрос ряду выдающихся учёных того времени была заказанасерия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества».Полученные результаты прогнозирования перспективразвития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всёммире. Первым в 1972 г. Был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста». Впериод с 1973 г. по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международноговлияния Римского клуба) были подготовлены ещё несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном(1977), Э. Ласло (1977). В 1978–1980 гг. обсуждались проблемыпереработки отходов, использования энергии, организации общества, достиженияизобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нетпределов обучению» (1980). В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторамиподготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные путирешения энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаютсяисследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальныеперемены. Особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация в мирепродолжает ухудшаться.
В работеРимского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. Вразное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Фёдоров,В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почётными членами – М.С. Горбачёв,Б.Е. Патон. Международный экологический суд (МЭС) был учреждён поинициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практическойэкологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующиесоответствующего компетентного решения. Состав судей включает 29юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России. Споры вМеждународном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда.Стороны сами принимают решения об обращении в суд и выбирают из его составатрёх или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основаниимеждународного права окружающей среды, национального законодательства сторон ипрецедентов. ГРИНПИС – независимая международная общественная организация,ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана вКанаде в 1971 г. Насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых –американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официальногонаблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды; имеетотделения в 31 странах мира, в том числе в России его официальноепредставительство действует с 1993 г. Большинство международныхнеправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных объектовили видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охранептиц. Международная федерация по охране альпийских районов, Европейскаяфедерация по охране вод и т.п.

2.3 Конференциии соглашения
Ежегодно вмире проводятся более тысячи конференций экологического направления на которыхпринимаются соответствующие документы: соглашения, конвенции, декларации,договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества.
Принявмеждународные обязательства, Россия стала участницей всех соответствующихмеждународных соглашений. Особый интерес и особое международное значение имеютследующие конференции и соглашения, приводимые в хронологическом порядке:
Международнаяконвенция по борьбе с заразными заболеваниями животных (Женева, 20 февраля 1935 г.);Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2декабря 1945 г.), дополнившая и развившая Соглашения по регулированиюкитобойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.); Первая Межправительственнаяконференция экспертов по научным основам рационального использования исохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4–13 сентября 1968 г.),подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шлапо трём направлениям: научные исследования, образование, политика; КонференцииООН по окружающей среде (Стокгольм, 5–6 июня 1972 г.) при участии 113стран приняла два основных документа: Декларацию принципов, включающую 26основных положений;
Планмероприятий, где обозначены пути решения организационных, экономических иполитических задач взаимоотношений государств при сотрудничестве в областиохраны окружающей среды; Конвенция об охране всемирного культурного иприродного наследия (Париж, ноябрь 1972 г.); Совещание по безопасности исотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием странЕвропы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросыполитической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутыхсоглашений позже приняты;
Конвенция отрансграничном загрязнении воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.).
Конвенция отрансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнениянефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и доработками от 18декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.); Конвенция о запрещениивоенного или любого иного враждебного использования средств воздействия наприродную среду (Женева, 18 мая 1977 г.); Всемирная хартия природы,принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.), определилоприоритетные направления экологической деятельности международного сообщества испособствовала формированию экологической политики государств на то время; Венскаявстреча представителей государств – участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности,рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., атакже углеводов и других загрязняющих веществ;
разработатьспособы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море;сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО2в глобальных климатических изменениях; Монреальская встреча (Монреаль, 16сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение(Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производствахлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу.
Лондонскаявстреча (Лондон, 27–29 июня 1990 г.), где представители почти 60 странподписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностьюпрекратить производство ХФУ к 2000 г.; Конференция ООН по окружающей средеи развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1993 г.), организованное дляподведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференцииучаствовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. ВРио-де-Жанейро были обсуждены и приняты, пять основных документов: ДекларацияРИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права иобязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Программадействий ООН «Повестка дня на 21 век» – программа того. Как сделать развитиеустойчивым с социальной, экономической и экологи – ческой точек зрения; Заявление«О принципах в отношениях лесов», касающееся управления, защиты и устойчивогоразвития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономическогоразвития и сохранения всех форм жизни; Рамочная конвенция «Об измененииклимата», цель которой – стабилизация концентрации в атмосфере газов,вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасногодисбаланса климата планеты;
Конвенция «Обиологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры длясохранения разнообразия живых существ и обеспечении справедливое распределениевыгод от использования биологического разнообразия;
Общеевропейскаяконференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) принялаитоговые документы, основанные из которых: Декларация министров; Экологическаяпрограмма для Европы Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменениюклимата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол кКонвенции или Киотский протокол. Международный конгресс по устойчивому развитию(26.08 – 04.09.2002 Йоханнесбург, ЮАР.) Устранение возникших противоречий идальнейшее улучшение качества жизни людей возможно в рамках стабильногосоциально-экономического развития, не разрушающего естественны биотическиймеханизм саморегуляции Природы.

2. Экологическийменеджмент и его функции
2.1 Понятие,предмет и функции экологического менеджмента
Экологическимменеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами,которое определяется как биологическими особенностями объекта, так исоциальными возможностями управляющего. Предметом ЭМ является процессуправления современным производством, которое обеспечивает сочетаниеэффективности производства с охраной окружающей среды, в том числе средыобитания человека, и с рациональным использованием природных ресурсов. Вусловиях современного экологического кризиса стратегией ЭМ является научнообоснованная направленность развития системы «человек – биосфера». Конкретныефункции экологического менеджмента: управление состоянием природных экосистем; управлениесостоянием социоприродных систем; управление состоянием и использованиемприродных ресурсов, управление восстановлением запасом природных ресурсов; управлениепроцессами антропогенного давления на природу (регулирование процессов ростанаселения, урбанизации, загрязнения окружающей среды и использование отходовпроизводства);
ИнфраструктураЭМ включают основные факторы, определяющие благоприятную обстановку для егоосуществления: формирование нового мировоззрения, в котором будут преобладатьэкологические приоритеты; развитие экологического образования направленииовладения ЭМ; мониторинг экологических ситуаций; информационно научно – металогическоеобеспечение ЭМ; правовое обеспечение ЭМ; разработка общей стратегии развитияобщества; экономическое и финансовое обеспечение. Основные принципыменеджмента: опора на экологическое создание и экономическое мотивирование; предупредительностьи своевременность решения проблем экологического развития; ответственность заэкологические последствия всех управленческих решений; интеграция управленияэкологическими процессами;
последовательность(непрерывность, поэтапность) решения проблем экологического развития.
2.2Социоприродная экосистема как объект экологического контроля
За 3,5 млрд.лет существования биосферы выработался механизм экологического равновесияестественных экосистем. Экологическое равновесие это сохранение природнойестественной экосистемы в определённом состоянии в течение характерного для неёвремени. 40 тыс. лет назад человеком был изобретён новый способ изменения среды– культуры. По мере человеческого развития между живыми организмами и неживойприродой встраивается посредник – человеческий разум. Руководствуясьмировоззрением, человек действует целенаправленно. В результате человеческойдеятельности естественные экосистемы трансформируются в социоприродныеэкосистемы, состоящие из неживой природы, живой природы и не природы –культуры. На основе познанных законов природы человек устанавливает своёгосподство над ней и обеспечивает его с помощью труда. Труд это великое благо,освободившее человека от зависимости природы, но при определённых условияхпревращается в разрушительный фактор, особенно в части разрушения окружающейсреды. Глобальное нарушение экологического равновесия, переход в иноекачественное состояние означали бы для человечества катастрофу. Передчеловечеством возникает настоятельная необходимость поддержать экологическоеравновесие, которое жизненно необходимо человечеству и представляетэкономический фундамент развития общества. Во второй половине 20 столетия появляетсяпонимание зависимости благополучия общества от благополучия каждой подсистемыобщей системы биосферы, понимание неприемлемости управления системой вэгоистически понятых интересах людей за счёт переэксплуатации природы. Отсюданеобходимость выработки новой стратегии управления системой в целях еёоздоровления, для этого в частности служит экологический менеджмент.
В настоящеевремя сохранение экологического равновесия трактуется как достижениеустойчивого развития. Устойчивое развитие это устойчивость темповэкономического роста (по некоторым оценкам, не более 2–3% в год), при которомуровень давления на окружающую среду компенсировался бы темпамисамовосстановления. Как только темпы использования природных ресурсов превышаюттемпы самовосстановления среды жизни, человек, чтобы выжить, должен тратитьновые ресурсы и энергию на поддержание качества окружающей среды. Стоимостьтовара (в эпоху товарно-денежных отношений) включает прямые затраты наокружающую среду и косвенные, связанные с отказом от перспективныхэкономически, но пагубных экологических начинаний. Примером последних лет можетстать отказ от строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва –Петербург, строительство которой нанесло бы непоправимый вред всемуевропейскому региону России. В настоящее время идёт научный поиск основныхзаконов оптимизации взаимодействия общества и природы. Среди этих законов центральноеместо принадлежит закону оптимального соответствия характера общественногоразвития состоянию природной среды. По поручению ООН группой учёных разработанаКонцепция устойчивого развития общества, одобренная на конференции поокружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро («Рио-92») и рекомендованная всемстранам мира как общая стратегия преодоления глобального экологическогокризиса.
В Россииразработан и одобрен Государственной Думой и Правительством страны национальныйвариант Концепции. Он рекомендован регионам страны для конкретизацииисполнения, хотя многие принципиальные моменты, связанные с средствамиреализации Концепции на местах, пока централизовано не определено. Модельустойчивого развития Российской Федерации и её регионов предполагаемаяКонцепцией: снижение уровня давления на окружающую среду; улучшение качестваокружающей среды по отслеживаемым параметрам чистоты атмосферы, гидросферы,почвы, снижение объёмов отходов производства; сохранение биоразнообразия; повышениеуровня жизни населения, в том числе увеличение средней продолжительности жизни.Эти задачи являются главными для экологического менеджмента.
2.3Экологическая безопасность
Концепцияустойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологическойбезопасности. Экологическая безопасность – это состояние защищённости биосферыи человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз,возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления,позволяющая прогнозировать и ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическаябезопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Глобальныйуровень управления предполагает прогнозирование и отслеживание процессов всостоянии биосферы в целом и составляющих её биосфер. Во второй половине 20века это выражается в глобальных изменениях климата, возникновении «парниковогоэффекта», разрушении озонового слоя Земли, опустынивания планеты и загрязненияМирового океана. Суть глобального контроля и управления в сохранении ивосстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей средыбиосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живыхорганизмов. Управление глобальной экологической безопасностью прерогатива ООН,ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Методы управления: принятиемеждународных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы; реализациямежгосударственных экологических программ; создание межправительственных сил поликвидации экологических катастроф. На глобальном уровне были решены экологическиепроблемы: запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме подземныхиспытаний; соглашение о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственномрегулировании вылова рыбы и других морепродуктов; заведены международныеКрасные книги с целью сохранения биоразнообразия; проводится изучения Арктики иАнтарктики, как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательствомчеловека; принята сообществом Декларация о запрещении производствахладагентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя. Региональныйуровень – географические или экономические зоны, а иногда территории несколькихгосударств. Контроль и управление осуществляются на уровне государства и науровне межгосударственных связей. На региональном уровне экологическаябезопасность включает: экологизацию экономики; новые экологические безопасныетехнологии; выдерживание темпов экономического развития, не препятствующихвосстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональномуиспользованию природных ресурсов.
Локальныйуровень – города, районы, предприятия металлургии, химическойнефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и др. Управление экологическойбезопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, спривлечением служб, ответственных за санитарное состояние и природоохраннуюдеятельность. Решение конкретных локальных проблем определяет возможностьдостижения цели управления экологической безопасностью регионального иглобальному уровней. Независимо от уровня экологической безопасности объектамиуправления обязательно являются окружающая природная среда, т.е. комплексестественных экосистем и социоприродные экосистемы, поэтому в управлении любогоуровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовыхвопросов, административных мер, образования и культуры.
2.4Формирование механизмов природопользования в рыночной экономике
Экономическиесоображения остаются главным препятствием для разумного планирования с цельюдолговременного использования окружающей среды. Известный американский эколог Ю. Одумсчитает, что проблема возникает из-за совпадения рыночных и нерыночныхценностей. В разных странах промышленные товары и услуги оцениваются оченьвысоко, когда услуги природного происхождения вроде очистки воды и воздухаостаются обычно вне экономической системы и обладают очень низкой денежнойстоимостью или не обладают ею вовсе. Очень важно классифицировать ценности нарынке на рыночные и нерыночные. Рыночные ценности – в основном производимыетовары и услуги. На рынке свободного предпринимательства товары распределяютсяпо законам спроса и предложения посредством неограниченной конкуренции, напрактике допускается некоторое регулирование со стороны государства.
Нерыночныеценности – товары и услуги природы, иногда называют «свободными» или «общими»,или «общественные», обычно ценности существуют вне рыночной экономики.Нерыночные ценности делятся: характеризуемые и нехарактеризуемые. Не характеризуемыеценности не включены в обычный расчёт стоимости, они представляют ценность дляжизнеобеспечения природных систем. Нехарактеризуемые категории являются личнымии общественными ценностями, а не частными рыночными, с которыми они частоприходят в конфликт. Английский экономист А.С. Пигу заострил внимание нанедостатках рынка, который преследует только свои интересы, не заботясь обобщественных интересах. Он писал, что государство может установить обязательныеправила и использовать их для защиты воздуха и воды от опасности загрязнения.
Неокрепшиерыночные отношения в России создают новую угрозу для состояния окружающей средыи рационального природопользования. Создание экономического механизма платногоприродопользования в переходный период формирования рыночных отношенийпредусматривает: плату за природные ресурсы, выдачу предприятиям лицензий на природопользование,плату за загрязнения, формирование экологических фондов за счёт средств оплатыза выбросы, штрафных платежей и т.д. Формирование экономического механизмапроисходит в социально-экономическом направлении, большая роль отводитсякредитно-финансовому механизму природопользования.
Вопрос оразработке систем стоимости элементарных единиц биосферы актуален для России.Опыт группы под руководством отечественного эколога В.Н. Большакова поразработке оценок воздействия на окружающую среду свидетельствуют о том, чторассчитанные по этим методикам ущербы возобновимым ресурсам по своим размерамне сопоставимы с прибылью, которую можно получить при разработке нефтяных илигазовых месторождений. В работе экономисты при оценке возобновимых ресурсовиспользуется ресурсный подход. Живые компоненты экосистем получают оценочнуюстоимость, если они вовлечены в процесс общественного производства, являютсянеобходимыми для повседневной жизни общества. Основные принципы при разработкеметодик определения ущерба: необходимость компенсации затрат на воспроизводствонарушенных или уничтоженных природных ресурсов; учёт потребностей экономики ипредотвращение возможных потерь природных ресурсов, необходимость выравниванияэкономических условий и последствий деятельности хозяйственных субъектов,компенсация экономических потерь. По данным Большакова наименее разработаннымипри оценке ущербов, наносимых разными видами ресурсов, следует считатьтеоретические и метологические вопросы определения ущерба лесным и другимвозобновимым ресурсам. В зависимости от различных подходов схема расчётов тоже меняется.При использовании ресурсного подхода к оценке стоимости возникают две проблемы:цены ресурса. В советское время не было выработано единого подхода к проблемеценообразования. В настоящее время это усложнено инфляцией при ресурсномподходе к оценке при расчёте ущерба исключается огромный класс объектов, неимеющих в настоящее время потребительной стоимости. Коренная перестройкасистемы общественных ценностей должна происходить по линии включения в их числостоимости ресурсов природы, выраженной в денежном эквиваленте.
2.5 Новыйподход к оценке стоимости биотических компонентов экосистем
Новый подходк оценке стоимости окружающей среды, разработанный группой Большакова,оценивает стоимость ключевых видов, составляющих экосистему. Эта методика даётоснову для оценки воздействия человека на экосистему и позволяет в сопоставимыхединицах (денежных или единицах мощностей). Авторы нового подхода обосноваливозможность использования мощности в качестве первого приближения к реальнойэколого-экономической оценке биологических ресурсов. Все живые организмыобладают определённой мощностью работы по сохранению упорядоченного состоянияпутём откачки неупорядоченности, т.е. уменьшению энтропии внутри этих систем.Эта мощность зависит от количества солнечной энергии, которую необходимозатратить в единицу времени для поддержания состояния живых систем с низкойэнергией. Выражение стоимости в единицах мощности легко перевести в эквивалентзатрат на получение такого же количества энергии от Солнца техническимисредствами.
Рассмотримсхему потоков через стабильную экологическую систему.
Схема потоковэнергии через четырёхуровневую систему. Р – продуценты, С1 – консументы 1порядка, С2 – консументы второго порядка, RED – редуценты, Аk и Rk – входящие иисходящие потоки энергии для k – го трофического уровня соответственно(k=1,2,…).
Каждыйтрофический уровень представлен совокупностью популяций различных видов.Популяции играют разную роль в круговороте веществ и энергии (основную иливспомогательную), при этом стационарное состояние экосистемы одновременнооказывается динамическим – расход свободной энергии при протекании необратимыхпроцессов компенсируется её притоком от Солнца. Условие стационарности согласнозакону сохранения энергии соблюдается, если(1) Rk – затраты энергии наподдержание состояния в единицу мощности (мощность), то интегральную оценкуэкосистемы можно получить сложением мощностей основных компонентов – их суммаявляется оценкой того количества энергии, которая потребляется в единицувремени.
2.6Управление естественными и социоприродными экосистемами
До недавнеговремени управление социоприродной экосистемой осуществлялось в интересах толькочеловеческого общества, что привело бы к глобальному нарушению экологическогоравновесия и обозначало бы катастрофу для человечества. Целям новой стратегиидля оздоровления системы служит ЭМ. Управление состоит из оценки состоянияокружающей среды, контроля изменения её параметров, прогноза, принятия решений,их реализации через производственные структуры с помощью структур управления. Безопасноеуправление природными процессами предполагает контроль качества среды обитания,уровень экологического контроля зависит от экономического и культурногоразвития общества. Для снижения давления на окружающую среду применяютсяинформационные, предупредительные и карательные меры. Информационные включаютмониторинг изменения окружающей среды, предупредительные – различныеэкспертизы, административно-предупредительные – проверку деятельности объектов,экологический аудит и т.д., карательные – различные формы пере – сечения (отзакрытия предприятия до уголовного преследования виновных), экономические ифинансовые меры воздействия. Информационное обеспечение экологических проблем –сбор, обработка, анализ, синтез данных, создание баз данных для пользователей.Первичная информация собирается с помощью измерительных средств в процессенаучно-практической деятельности. Вторичная информация – переработка первичнойдля дальнейшего использования в экологическом мониторинге и экспертизы.Третичная – результат переработки вторичной для предоставления потребителю дляпринятия решения. Экологическое моделирование – изучает экологические объекты ипроцессы на их моделях для расчёта поведения человека в стационарно-изменяющихусловиях окружающей среды. Экологический мониторинг – система наблюдений,оценки и прогноза состояния окружающей среды. Состоит: биологическогомониторинга отслеживает связь в изменениях окружающей среды, особое значениеучёту канцерогенных и мутагенных факторов; геоэкологический (природно-хозяйственный)мониторинг обеспечивает наблюдение за природными экосистемами, агробиотой ииндустриальными системами, контроль обеспечивается сетью контрольных пунктов наблюденийи полигонов; биосферный мониторинг отслеживает изменения в биосфере, вызванныеантропогенными воздействиями. В России программа фонового экологическогомониторинга осуществляется в ряде биосферных заповедников (Архангельский,Воронежский, Ильменский, Приокско-Террасный, Центрально-Чернозёмный,Сихоте-Алинский) и на кораблях Госкомгидромета. Экологическая экспертизапревентивный контроль экологической безопасности, осуществлениегосударственного контроля в области охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов. Эти функции выполняет Государственный комитетРФ по охране окружающей среды и их территориальным органам соответствующимизаконами. Заключение экспертной комиссии обязательно для всех юридических лиц играждан, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду.Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательныхдокументов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта. Объектамигосударственной экологической экспертизы являются: предпроектные материалы поразвитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства; проектыцелевых федеральных социально-экономических и научно-технических программ,связанных с воздействием на окружающую среду;
проектыфедеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных идругих природных ресурсов; материалы экологического обследования территорий дляпридания им статуса особо охраняемого природного объекта;
ТЭО и проектына строительство, реконструкцию, развитие, ликвидацию объектов и предприятийфедерального значения, осуществление которых может нанести вред окружающейсреде; проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документациив части охраны окружающей среды и рационного природопользования,регламентирующего хозяйственную деятельность.
2.7Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности
Экологическаяситуация в России требует перехода от дискретного к непрерывному процессу учётаэкологического фактора в процессе жизнедеятельности общества, при этом предусматриваетсяоценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Этапы экологическогосопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД). Этап А. Планирование исогласование планов реализации деятельности. Разрабатывается и утверждаетсяпредпроектная и проектная документация на право осуществления планируемойдеятельности. При этом предусматривается ОВОС. Этап Б. Создание материальныхобъектов планируемой деятельности, обеспечивающих их реализацию (строительствозданий, машин и механизмов). Предусматривает мониторинг окружающей среды. ЭтапВ. Осуществление планируемой деятельности, происходящее: в штатном режиме (этапВ1); во внештатном режиме (аварии, технологические сбои и т.д.) – этап В2.Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба,экологический аудит для определения причин возникновения ситуации. Этап Г.Прекращение деятельности. Ликвидация сопровождается экологическим мониторингоми аудитом.
Экологическогосопровождения хозяйственной деятельности: ЭСХД в приватизации. ВГосударственной программе приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в РФ указывается порядок учёта экологического фактора условийбезопасного ведения работ. Предусматривается экологический аудит, планы приватизации,требования по экологический санации предприятий; ЭСХД в инвестиционнойдеятельности. При оценке целесообразности инвестирования в проект финансовыеорганизации рассматривают экологическую составляющую проекта. Совокупностьуправленческих, технологических, финансово-экономических мероприятийнаправленных на снижение давления предприятий на окружающую среду присохранении целей производства, составляет экологизацию экономики.
2.8 Экологическийменеджмент на предприятии
Экологическийменеджмент на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающихэффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимогодавления на окружающую среду. Стадии экологического менеджмента: Выбор. Прирешении о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизациистарого необходимо соблюдение принципа экологизации экономики производства.Моментальный анализ – моментальное тестирование выбираемой модели производстваиз многочисленных вариантов уже имеющихся проектов. Моментальный анализ – этотаблица или матрица с набором соответствующих параметров, анализ которых (вбаллах) позволит сделать предварительный выбор направления дальнейшейдеятельности по созданию, реконструкции или модернизации.
На предпроектнойстадии данные моментального анализа преобразуются в программу действий поформированию экологического бизнес-плана. Бизнес-план исследует стороныпредприятия, а также открывающие возможности и опасности. Важнейшая задачаэкологический менеджмента состоит в предотвращении угрозы для окружающей среды,в возможности роста предприятия. Принцип менеджера-эколога: затраты наокружающую среду должны окупаться. Выгодность рационального и сбалансированногоприродопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а)снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции,переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счёт«зелёных» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды:имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологическихтребований без излишнего напряжения.
2.9Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды
Реализацияэкологической политики:
1) прямое регулированиеполитики, связано с воздействием государства («командуй и контролируй») –нормативно-правовое, административно-контрольные меры, прямое регламентированиеи т.д.
2)экономическое стимулирование связанное с развитием рыночных механизмов.
3) Смешанныемеханизмы, сочетающие два первых подхода. Опыт бывшего СССр доказалнеэффективность жёсткого централизованного планирования и управления целейэкологосбалансивованного экономического развития. Общественная собственность навсё и отсутствие должного контроля над окружающей средой, и использованиересурсов и многое другое привели к формированию техногенного типаэкономического развития, многим кризисным экологическим явлениям. Многиерегиональные и экологические программы привели к негативным экологическимпоследствиям, такие как создание ГЭС на Волге, освоение целинных и залежныхземель в Сибири и т.д. Уже спустя 10–20 лет после реализации возникшие проблемысвели на нет предполагаемые экономические и социальные выгоды. Важное качестворынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различныхресурсов, благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Складываетсянеадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, чтодаёт заниженные стимулы для эффективности использования природных ресурсов иохране окружающей среды. Основные причины «провалов» рынка в экологическойсфере: экстернами (внешние эффекты); отсутствие (заниженные цены на природныеблага и отсутствие рынков; общественные блага; трансакционные издержки; правасобственности; неопределённость и недальновидность. Ф. Энгельс сказал опроблеме «близорукости»: ‘Не будем, однако, слишком обольщаться победами надприродой. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия,на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие,непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значения первых’.Провалы рынка в охране окружающей среды означают необходимость реализацииэкологической политики государства направленной на существенную коррекциюотменных рыночных сбоев, однако это не гарантирует от неэффективностиэкологических решений. Примеры неэффективности государственной политики: контрольцен; экологодестабилизирующую внешнюю политику; предоставление субсидий (на пестициды,энергию, воду и т.д.); налоговую систему (стимулированиеэкологодестабилизирующей деятельности в сельском хозяйстве, энергетики и пр.);
непоследовательнуюреформу прав собственности; недостатки в управлении и мониторинга окружающейсреды и т.д. Несмотря на недостатки государственного вмешательства, рольгосударства в охране окружающей среды велика и будет нарастать в дальнейшем.Государство добивается сдвига уровня производства к социальному уровню выпускапродукции, реализуя интересы общества. Государству принадлежит ведущая роль восуществление альтернативных вариантов решения экологических проблем,структурной перестройки экономики в условиях рынка. Современное направлениеэкономики предприятия предполагаемые модели экономических механизмов, вусловиях перехода на рыночные отношения недостаточно учитывают экологическиеаспекты ведения хозяйства. Экономическое воздействие сейчас сопоставимо сгеологическим.
Предприятиястремятся экономить на природоохранных мерах, приобретении экологическогооборудования, т. к. экологические затраты не увеличивают выпуск основнойпроизводственной продукции. Скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ,захоронение отходов. Следует отметить возрастающее значение экологическойбезопасности (ЭБ). ЭБ – степень адекватности экологических условий задачамисохранения здоровья населения и обеспечение длительногосоциально-экологического развития.

Выводы
Развитие Человечества в прошлом веке было ориентировано набыстрый рост экономики, что привело к беспрецедентному по масштабам вредномувоздействию на биосферу.
Возникли противоречия между возраставшими потребностямимирового сообщества и ограниченными возможностями биосферы по ихудовлетворению. Устранение возникших противоречий и дальнейшее улучшениекачества жизни людей возможно только в рамках стабильногосоциально-экономического развития. Устойчивое развитиепозволяет на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, неприводящий к деградационным изменениям окружающейсреды. В наши дни часто встречается мнение,что современное расположение России не даёт возможности всерьёз заниматьсяпроблемами окружающей среды, поэтому можно подождать. Сначала необходимо решитьострые задачи выхода из экономического кризиса, а потом можно будет заниматьсяи долгосрочными экологическими проблемами. Нельзязабывать, что наша страна географически расположена в одной из самых суровыхчастей планеты (в частности вегетативный период растений минимум на сто днейкороче, чем во Франции). Тем не менее, наш народ смог выжить на этой суровойземле, но и создал великую культуру, великую науку, стать одной из ведущихстран мира. В апреле 1996 г. УказомПрезидента №440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации кустойчивому развитию», а на заседании правительства в 1997 г. одобрена«Государственная стратегия устойчивого развития РФ». Удельное негативное воздействие на окружающую среду внашей стране существенно выше, чем в технологически развитых странах. Болееполовины населения нашей страны сосредоточено на экологически неблагополучныхтерриториях. В Концепции предполагаетсяпоэтапный переход России к устойчивому развитию: 1) стабилизация социально-экономического развития исоздание нормативно-правовой базы для экологизации хозяйственной деятельности иоздоровления окружающей среды на экологически неблагополучных территориях:2) – гармонизация развития Общества и Природы;3) – достижение нормативного уровня состоянияокружающей среды. Переход к устойчивомуразвитию требует скоординированных действий во всех жизни нашего общества,адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтовгосударства. Он предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следоватькоторым нелегко, особенно на начальных этапах. Важный фактор – создание системывсеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования,как всех слоёв общества, так и тех, чья хозяйственная деятельность связана своздействием на окружающую среду.
В 2002 г. Принята «Экологическая доктрина РоссийскойФедерации», в соответствии с которой стратегической целью государственнойполитики РФ признано поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающихфункций для устойчивого развития общества, здоровья населения и обеспечениеэкологической безопасности страны. Приоритетноенаправление развития общества – воспитание и образование молодёжи. В наши дниобразование в целом и экологическое не только эффективный, но и наиболеедешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивомуразвитию. Экологическая нравственность и экологическая этика будущего поколенияформируется сегодня. В наше времяпроисходит формирование экологической культуры, которая, по мнению Н.Ф. Реймеса,является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемаяострым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблемв жизни и будущем развитии человечества. Экологическая культура – это вкакой-то степени возврат Человека к единству с Природой, она базируется наприоритетном изучении закономерностей Человека и Природы. Руководствуясь современным знаниям о науке и технике,экокультура способствует гармоничному существованию антропогенных и природныхэкосистем.

Списоклитературы
1. Экология: учебноепособие для вузов /под редакцией Н.И. Николайкина, Н.Е. Николайкиной,О, П. Мелеховой. – 3-е издание, стереотипное – Москва: ‘Дрофа’, 2004 г.
2. Экология ибезопасность жизнедеятельности’ учебное пособие /под редакцией профессора Л.А. Муравья,Москва, ’ЮНИТИ’ 2000 г.
3. Экономикаприродопользования’ учебное пособие / под редакцией профессора Э.В. Гирусова,профессора А.Н. Лопатиной, Москва ‘Единство’ 2004 г.
4. Экология’ методическиеуказания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей. –Санкт Петербург. Издательство СПбГАСЭ, 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.