СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие оценки воздействия окружающей среды
2. Участники, цели, задачи проведения ОВОС
3. процедура, применение и этапы проведения ОВОС
Заключение
Список литературы
Введение
Антропогенная нагрузка наприроду постоянно возрастает, увеличивается значимость негативных изменений вокружающей среде, усиливается необходимость их устранения. Однако,природоохранные меры не дают желаемого результата. Острота экологическойнапряженности нарастает. Становится очевидным, что человечество все большенуждается не столько в эффективных способах ликвидации экологических последствийхозяйственной и иной деятельности, сколько в надежных механизмах ихпредупреждения.
Наибольшее развитиесистемы ОВОС в нашей стране пришлось на конец прошлого столетия второй половине90-х годов. В это время было выпущено основное количество нормативныхдокументов по этому направлению. Однако экономическая ситуация в стране непозволила полноценно внедрить все необходимые положения оценки воздействия.Процедуру ОВОС посчитали слишком громоздкой для применения во всех случаях.Полноценное применение стали употреблять все реже и реже, а с вступления в силуизменений в 2007 г. в закон «Об экологической экспертизе» с удалениембольшинства объектов экспертизы процедура ОВОС практически прекратила своесуществование. Тем не менее, в последние месяцы руководство страны началоуделять самое пристальное внимание экологическим аспекта, что дает определеннуюнадежду на если не полное, то хотя бы частичное возвращение этой проверенной иво многом необходимой процедуры.
Оценка воздействия наокружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — терминМеждународной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA,International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявленияхарактера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемойхозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
1. Понятиеоценки воздействия окружающей среды
Для формирования понятияОВОС имеет смысл вновь обратиться к обсуждению сути экологических проблем.Представим себе некий объект хозяйственной деятельности, который«погружен» на конкретную территорию (в материально-вещественныйслой), оказывающую разнообразные воздействия на среду обитания. Первыммысленным пространством, в котором окажется будущий объект, будет пространствовоздействия на окружающую среду. Оказанные воздействия означают, что объект присвоем существовании и функционировании что-то из окружающей среды изымает ичто-то привносит. Воздействие на окружающую среду — единовременный или периодическийакт либо постоянный процесс привнесения и/или изъятия любой материальнойсубстанции или энергии по отношению к окружающей среде, приводящий к изменениюее состояния. Оказываемые воздействия вызывают чрезвычайно многочисленныепроцессы изменений в окружающей среде, подобно кругам на воде от брошеннойгорсти камней. При этом важным является то, что, как таковые, изменения в егосреде обитания для человека ничего не означают. Однако, когда эти изменения,складываясь в некие совокупности, осознаются обществом (в интеллектуальномслое) и оцениваются им как «эффекты», отражающиеся на здоровье людейили условиях их жизнедеятельности (в социальном слое), появляется третьепространство — поле последствий (экологических, социальных, экономических идр.).
Последствия — осознаваемые субъектами (отдельными людьми, определенными социальными группамиили профессиональными сообществами) изменения окружающей среды, происшедшие илимогущие произойти под воздействием хозяйственной и/или иной деятельности иприводящие к ухудшению здоровья и условий жизнедеятельности людей в настоящемили будущем.
Применительно к«воздействию» и «последствию» в методологии ОВОСиспользуется только одна пара описания взаимосвязей и явлений: воздействие — последствие в трехэлементном мире. В качестве интерпретации трехэлементногомира выделяют:
действующий субъект;
объект, на который оказываетсявоздействие (человек, природный или искусственный объект);
среда, в которой объект живет ифункционирует (среда его обитания).
Воздействие означаетрезультат реализации намечаемой деятельности, с одной стороны, и егоестественные следствия — с другой. И то и другое концентрируется внутриобъекта. Последствия наступают за рамками объекта, в среде его существования. Наоснове всего вышесказанного можно сформировать следующие самые общиепредставления об ОВОС:
1) ОВОС — анализ всехразумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе«взвешенных» социально-эколого-экономических оценок каждой из них;
2) ОВОС — форма, в рамкахкоторой инициатор намечаемой деятельности (заказчик/разработчик) фиксирует ипредставляет обществу совокупность условий, в которых он осуществлял выработкурешений по объекту.
3) ОВОС — один измеханизмов принятия решения, с помощью которого инициатор, органы власти,принимающие решение «разрешить — не разрешить ее осуществление»,могут иметь ясную картину изученных альтернативных возможностей и последствийих реализации. [1]
Совокупность приведенныхпредставлений позволяет сформулировать итоговое понятие ОВОС какструктурированного процесса учета экологических требований в системе подготовкии принятия решений о хозяйственном развитии2. Участники,цели задачи и основные принципы проведения ОВОСВ процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ пооценке воздействия и общественность. Заказчик — юридическое или физическоелицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности всоответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному видудеятельности на экологическую экспертизу. Исполнитель работ по оценкевоздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо,осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которомузаказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия наокружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствиеих экологическим нормативам и стандартам. Третий участник ОВОС — общественностьрегиона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представленияпервоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие вобщественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Цель и задачи проведенияОВОС.
Появление идеи ОВОСобусловлено объективными причинами заинтересованностью людей в такойорганизации хозяйственной деятельности на территории, которая позволяла бысохранить среду обитания и не подрывать основу существования человека какбиологического организма, социального индивида и духовной личности. Следовательно,цель проведения ОВОС состоит в подготовке экологически обеспеченныххозяйственных и иных решений. Цель — нечто, увязанное со временем и измеримое всмысле состояния. Достижение сформулированной цели проведения ОВОС объективноработает на всех участников системы принятия решений и обеспечивается решениемследующих задач. Задача — цель, обеспеченная средствами.
· Во-первых,выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности наокружающую среду района реализации хозяйственного проекта.
· Во-вторых,прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут врезультате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемойдеятельности.
· В-третьих,предсказание (искусственно-техническое формирование) и классификация позначимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и другихпоследствий.
· В-четвертых, учетв подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.
При проведении ОВОСследует руководствоваться следующими основными принципами:
1) соучастияобщественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке ипринятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет илиможет оказать воздействие на окружающую среду. При этом смысл соучастиязаключается в причастности к выработке решений, а не в «участии вкампании»;
2) открытостиэкологической информации — при подготовке решений о реализации хозяйственнойдеятельности используемая экологическая информация должна быть доступна длявсех заинтересованных сторон;
3) упреждения — процессОВОС должен проводиться начиная с ранних стадий подготовки решений по объектувплоть до их принятия;
4) альтернативности ивариантности — в процессе подготовки решений о реализации намечаемойхозяйственной деятельности должны рассматриваться все возможные альтернативы (иварианты каждой из альтернатив) для того, чтобы существовала возможность выборанаиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий ихосуществления;
5) интеграции, чтоозначает, что все аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные,экономические, медико-биологические, демографические, технологические,технические, природно-климатические, нравственные, природоохранные, инженерные,архитектурно-планировочные и др.) должны рассматриваться во взаимосвязи;
6) разумной детализации — исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации,которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствийреализации проекта хозяйственной деятельности;
7) последовательностидействий — при проведении ОВОС должна строго выполняться последовательностьдействий в осуществлении этапов, процедур и операций.
Очевидно, что указанныепринципы проведения ОВОС базируются на более широких концептуальных посылкахрегулирования природопользования и охраны окружающей среды.[2]
3. Процедура,применение и этапы проведения ОВОС
Требования к разработчику
· определениехарактеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
· анализ видов,основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия врассматриваемом районе;
· выявлениехарактера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемогообъекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
· описание целейреализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;
Заказчик обеспечиваетфинансирование всех процедур ОВОС.
ОВОС включает:
· определениересурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
· разработкупрограммы ОВОС;
· оценкуальтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
· оценку величины ипродолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
· мониторингвоздействия реализации проекта на окружающую среду;
· разработку мер имероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
· общественныеслушания и экологическую экспертизу;
· подготовкуотчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.В окончательныйвариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний.
Область применения ОВОС,обязательность и полнота проведения ее этапов и процедур для различных видовхозяйственной деятельности являются, безусловно, предметом договоренности вобществе. В различных странах этот вопрос решается по-разному, в зависимости отостроты экологической ситуации, степени озабоченности общества по этому поводу,а также строения системы принятия решений. Однако подход везде примерноодинаков и заключается в следующем.[3] Во-первых, в системепринятия решений выделяются те виды документации, в которых закладываютсяосновные решения по развитию намечаемой деятельности. Реализация деятельности«в материально-вещественном слое» на самом деле осуществляетсяпрактически только по одному виду документации — рабочему проекту строительства(реконструкции, расширения, технического перевооружения) предприятия. Впроцессе собственно строительства объекта, особенно если он уникальный, нередковносится столько изменений, что от задуманного по проекту, исходя извозможностей строительной техники и по другим причинам, остается около 50 %. Этонеобходимо для того, чтобы «захватить» все стадии подготовкихозяйственных решений, на которых наиболее эффективно можно«включить» процесс ОВОС. Чем позже будут использованы процедуры иоперации ОВОС, тем меньше шансов вернуть средства, уже вложенные в подготовкурешения, и существует большая вероятность дополнительных затрат на изменениерешений после заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ЗаконуРоссийской Федерации «Об экологической экспертизе» (статья 14) всядокументация, подлежащая государственной экологической экспертизе, должнасодержать материалы оценки воздействия на окружающую среду". ТрадиционноОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающейдокументации :
1) концепций, программ (втом числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориальногосоциально-экономического развития;
2) схем комплексногоиспользования и охраны природных ресурсов;
3) градостроительнойдокументации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировкии т.д.);
4) документации посозданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
5) предпроектныхобоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/илипроектов строительства новых, реконструкции, расширения, техническогоперевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
Во-вторых, составляютсясписки (перечни) объектов и видов хозяйственной деятельности, при подготовкеобосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится вобязательном порядке или не проводится вообще. В России ОВОС проводится вполном объеме только для 33 объектов и видов деятельности. Во всех другихслучаях вопрос о полноте проведения ОВОС решается органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органовМинприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации с предложением территориального органа Минприроды Россиион принимает решение с учетом заключения этого Министерства. Главным критериемдля объектов, не вошедших в перечень, подготовка обосновывающей документации настроительство которых сопровождается ОВОС в полном объеме, является отношениеобщественности к тому или иному виду деятельности. Это отношение складываетсяиз массы факторов, но основную роль играют экологическая ситуация на конкретнойтерритории и вероятность распространения воздействий на территории с особымправовым статусом или на зоны особой природной чувствительности. Особо следуетрассматривать виды деятельности, воздействие которых, в зависимости отприродных условий, может быть как благоприятным, так и вредным.
Кризисная экологическаяситуация на территории способна создать множество проблем, связанных свозможностью развития на ней новых видов хозяйственной деятельности. Например,когда по требованию местных жителей и представителей органов местногосамоуправления была проведена ОВОС строительства гостинично-спортивногокомплекса «Спорт-Локомотив» (на Новорязанской улице в Бауманскомрайоне г. Москвы), были выявлены причины крайне неблагоприятной экологическойобстановки в микрорайоне. Однако вместо решения экологических проблем за счет(частично) средств заказчика гостиничного комплекса местные жители принялирешение о запрещении строительства на уже выделенном участке. Причина — взаимное недоверие населения, хозяйствующего субъекта и органов власти.
К территориям с особымправовым статусом относятся памятники природы местного, регионального ифедерального значения, территории расселения малочисленных народов, а такжезоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, которыедолжны быть объявлены таковыми в установленном порядке.
К территориям особойприродной чувствительности относятся:
1) территории снеустойчивыми экосистемами (например, район распространения многолетнеймерзлоты);
2) территории, имеющиеособое природохозяйственное значение (например, бассейн нерестовой реки, местагнездований птиц, зимовий и т.п.);
3) ареалы распространениярастений и животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.
Таким образом, можновыделить следующие критерии отнесения видов деятельности к тем, которыеподлежат ОВОС:
объект или виддеятельности находится в Перечне, в соответствии с которым ОВОС проводится вполном объеме;
реализацияпроекта предполагается в районе, который имеет особый правовой статус илиособую природную чувствительность;
местное населениесчитает необходимым проведение ОВОС из-за озабоченности экологическойситуацией.
Однако, сколь быуниверсальным ни был используемый тот или иной метод отбора, инициаторнамечаемой деятельности никогда не застрахован от возникновения ситуации, прикоторой он столкнется с нежеланием представителей общественности и населения,проживающего на данной территории, соглашаться на размещение предлагаемогообъекта, не попадающего ни в одну из указанных категорий, и местного органавласти выдать разрешение на природопользование без проведения ОВОС.
В соответствии сметодологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОСпредставляет собой последовательный переход по следующим стадиям:
Скрининг(screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект сточки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
Скоппинг(scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными,а также установление источников информации для ОВОС
Оценкаальтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболеепредпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижениязаявленных в проекте целей
Оценкавоздействия — определение и прогнозирование степени экологического,биологического и социального влияния проекта
Заключение
Сегодня экологическаяэкспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческихрычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуютнекоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянииокружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале.Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценокявляется несколько субъективный их характер и трудности с количественнойинтерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценкинеоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертнойоценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентовотносительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемойдеятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистическогосистемного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспеченияэкологической экспертизы и ОВОС.
Главные выводы, которыеможно сделать в завершение:
o ОВОС — этообъективное явление современного мира, переводящее бесконечные разговоры обохране окружающей среды в плоскость практических и эффективных действий всистеме принятия решений о хозяйственном развитии;
o ОВОС позволяетрезультативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности ивырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществлениекоторых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным сними социальным, экономическим и другим последствиям;
o основной задачейразвития методологии ОВОС является отработка на практике соответствующихпроцедур и операций при подготовке различных видов обосновывающей документациис последующим закреплением норм и правил проведения ОВОС на уровне федеральногозаконодательства.
Списокиспользованной литературы
1. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическаяэкспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса иучебно-методические материалы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 146 с.
2. Закон РФ «Об экологическойэкспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ, (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N65-ФЗ)
3. Положение об оценке воздействия наокружающую среду в РФ. Утв. приказом МинприродыРФ от18.07.94,N°222, зарег.вМинюстеРФ22.09.94 695. // «Экономика и жизнь», № 40, октябрь 1994г.;«Российские вести» N° 233(657) от 8.12.94. — 10 с.
4. Фомин СЛ. «Экологическая экспертиза иОВОС». // В кн. Экология, охран природы и экологическая безопасность. / Подобщей ред. В.И. Данилова-Данильяна — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997, с. 541-555
5. Горкина И.Д. Экологические требованияпри строительстве (реконструкции, техническом перевооружении) предприятийгражданской авиации. /ОВОС. Практический опыт: // Сб. ЦРДЗ Общ-ва «Знание» РФ.М.: 1992. — 73с.
6. Донченко В.К., Питулько В.М.,Растоскуев В.В. Экологическая экспертиза. М., Изд. Центр «Академия»,480 с., 2004.
7. Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Оценкавоздействия на окружающую среду (ОВОС). Пособие для практиков. М., Изд-вoРЭФИА, 92 с., 1999.
8. Об охране окружающей среды. Федерал,закон № 7-ФЗ, 12 с., 2002.
9. Об экологической экспертизе. Федерал,закон № 174-ФЗ, 12 с., 1995.
10. Государственныйдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2008г.