В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин
Вомногих обществах, а за годы тоталитарного режима и у граждан в государствахбывшего СССР, сформировалось представление о существенном разделенииответственности за события, происходящие в поселке, городе, стране и даже междугосударствами. По формальным признакам, исходя из персональной ответственностиза выполняемую работу, казалось бы, что это действительно так. Однако, вспомнимусилия академика Андрея Дмитриевича Сахарова по освобождению страны оттоталитарного прошлого. Усилий, стоивших ему ссылки и многолетнего домашнегоареста, откровенного очернительства на заседаниях Верховного Совета СССР и, вконечном итоге, преждевременной смерти между его заседаниями. Но сколько имсделано для блага граждан России, для освобождения от внутреннего рабствакаждого из нас.
Последующиесобытия в СССР подтвердили огромность коллективного воздействия на ситуацию,когда каждый человек не по принуждению, а по зову сердца принимает решение и доконца стоит за его реализацию. Так было в Вильнюсе, когда многие сотнибезоружных литовцев отстаивали и отстояли, свою свободу против автоматов итанков спецназа ценой пролитой крови. Так было возле Белого Дома в Москве впамятный август 1991 года.
Втаких событиях ответственность каждого, с какой бы стороны от баррикад он ненаходился, выступает в обнаженной яркости, потому, что за политическимиамбициями и реалиями в этих противостояниях оказывается здоровье и жизнь людей- самое ценное, что отпущено каждому из нас. И каждый распоряжается не толькосвоей, но и чужими жизнями.
Однаколичная ответственность человека за духовно-нравственный климат семьи, социума,государства и всего человечества обнаруживается не только в подобныхэкстремальных ситуациях, примеры которых приведены выше. Она возникает, преждевсего, от личных установок, волевых усилий, обращенных к себе самому, квоспитанию в себе духовно-нравственных качеств и актуальных способностей, отреализации их в практической жизни. И как круги расходятся по тихой воде отброшенного в пруд камня, так от духовно-нравственной личности распространяютсяблаготворные влияние на всех окружающих.
Экологическое образование и воспитание, какдуховно-нравственная альтернатива
Изанализа динамики состоянии окружающей природной среды в России и за ее рубежамистановится очевидным, что экологическая ситуация на планете Земля продолжаетухудшаться. Это обстоятельство вызвано многими и очень разными причинами,анализ которых может составить отдельное самостоятельное исследование. Однакоодну из них нельзя не отметить — это видимое неприятие экологических реалиймногими руководителями производств, общественными и государственными деятелями,преобладающей частью населения развивающихся стран. Оно вызвано, с однойстороны, отсутствием экономических и технических возможностей, а с другой — должного понимания степени нарастающей экологической опасности и путей еепpеодоления. Сложившуюся обстановку можно объяснить лишь отсутствиемэкологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительностивследствие недостаточного экологического образования и воспитания. Его надоначинать очень, очень рано — экологическое воспитание малыша, приобщение его кприроде, обучение бережному обращению с нашими меньшими братьями еще одноважнейшее направление формирования духовно-нравственного человека. Здесь нетмелочей. Более того, любая мелочь может послужить иллюстрацией того, что можнои чего нельзя делать. Вот картинка из жизни, которую довелось наблюдать вС.-Петербурге.
Малышс мамой гуляет в садике. Топ, топ, топ — топают по дорожке сада маленькие ножкив ярких красненьких башмачках. И вдруг ножки остановились. Дорожку переползалжук. Маленький зелененький жучек с длинными усиками-антенками. Малыш подождал,пока жучек подполз совсем близко, поднял ножку и сильно топнул, стараясь жучкараздавить. Но промахнулся. Жучек от колебания почвы видимо испугался и замер наместе. Мама, которая видела эту сценку, окликнула малыша: «Вовочка, нузачем ты хотел раздавить этого жучка. Он ведь такой маленький и беззащитный, аты — большой и сильный мальчик. Представь себе, что этот жучек спешил домой, ксвоим совсем крошечным детям — жучатам. Они бы никогда не дождались своего папыи им было бы очень плохо...» Мальчик внимательно все выслушал, наклонилсяаккуратно двумя пальчиками поднял жучка, отнес его к газону и отпустил натраву. Жучек на мгновение зацепился за вершину травинки, благодарно помахалмальчику своими усиками-антенками и исчез. А мальчик широко улыбнувшись мамепошагал дальше… Кто знает, может быть, этот ее урок окажется началомосмысления ее сыном необходимости щадящего отношения к природе и меньшим нашимбратьям.
Понятно,что такого рода действиями не исчерпывается воспитание любви к природе иформирование экологического мышления. Оно требует постоянного внимания иреализуется через рассказы и комментарии во время прогулок, просмотров детскихфильмов, иллюстрированных изданий. Большие возможности в этом отношении имеютсельские детишки, которые с самого раннего возраста общаются с природой,домашней птицей и животными. Сложнее приобщить к природе городского ребенка,особенно если родители не имеют возможности вывезти его на лето за город.Понятно, что воспитание любви к природе должно происходить на фоне и в системеформирования таких способностей, как единство, доброта, аккуратность ичистоплотность. Приобщение к экологическим проблемам означает, что помимо общихи конкретных знаний, определяющихся потребным уровнем образования и спецификойдеятельности человека, необходимо снова и снова возвращаться к переосмыслениюпредназначения и места человека и человеческих обществ в новых условияхсуществования на планете Земля, в условиях наступления эры информационнойцивилизации, в условиях, когда «огромные научные и технические достиженияприносят все новые виды зависимости, стесняют жизнь человека, создают новыеопасности...» [Новые, 1992 с. 77], закрепляют дифференциацию изобилия ибедности, неоправданного интенсивного использования природных ресурсов,противостояния человека и природы. Проникаясь в предназначение и сущностьЧеловека нельзя не видеть трагического тупика в направлении его нынешнегодвижения по избранному пути развития цивилизации, в котором техника итехнология заместили собой духовность и культуру, погребли в свалкахпроизводственных и бытовых отходов экологические традиции прошлых этнотронныхцивилизаций.
Мызабыли, что:
Всемы дети пpиpоды, ее малые части,
Отее основанья мы все поднялись,
Безживительных ветpов не ведать нам счастья
Ибез солнечных циклов закончится жизнь.
Hасвлекут бесконечно таежные дали,
Облаканад гоpами, течения pек,
Вкаждой ветке цветка видны наши печали,
Вкаждой клетке живого сокpыт человек.
Тыподумай об этом в свободное вpемя
И отом, что ты сделал за множеством слов?
Hапpиpоду взвалив непосильное бpемя,
Разpушаешь,что создано ходом веков.
Разpываяпpиpодные сложные связи,
Тыне свой pазоpяешь, Божественный дом
Итем самым, быть может не вдpуг, и не сpазу,
Тылишаешь себя пpебывания в нем.
Потому,что Природа, как и Бог — сущности, равно непознаваемые до конца. И самыйвоинственный атеист, не принимающий Бога и Божественное начало всего сущего, неможет не принять природы, ее непознаваемого космизма и развития, приведшего, кобразованию человеческого разума и, вместе с ним, человеческой души. Потомуприобщение к природе через:
изучениеее законов,
наблюдениеприродных процессов,
любованиесовершенством форм и соотношений природных объектов,
сохранениевсего того, что природа доверила человеку,
восстановлениеландшафтов, разрушенных антропогенными или природными катаклизмами — правомернорассматривать, как одну из форм проявления духовности, которая может статьведущим стимулом и мерилом жизненных ценностей и устремлений.
Намвсем необходимо подготовиться к осознанным ограничениям в нашей жизни идеятельности, которые вытекают из предела емкости биосферы и конечностиpесуpсов Земли, нашедших отpажение в pешениях Конфеpенции ООН по окружающейсреде и развитию 1992 г. в Рио-Де-Жанейpо. Они сфоpмулиpованы, как условияпеpехода к обществу устойчивого pазвития.
Hеобходимоохватить экологическим образованием всех граждан, значит экологическоеобразование и воспитание должно вестись, во всех учебных заведениях.Представляется полезным включить в программы комплексный курс экологии человекапоскольку здоровье, состояние и pазвитие человека во многом определяются именноэкологической обстановкой в шиpоком смысле этого понятия, включая здоровыйобраз жизни, рациональное питание, экологические тpадиции семьи и народов,населяющих территорию России и мира. Отсюда следуют известные и не в полноймере учитывающиеся до сего времени требования к экологическому образованию ивоспитанию, которые, можно определить как всеобщность, непрерывность,комплексность, специализацию, региональную приуроченность, пpактическуюнапpавленность и междисциплинарность.
Очевидно,что такое образование и воспитание может быть реализовано лишь на основесистемного подхода, который позволил бы учесть все лучшие приемы и достижения вэтой области, уже достигнутые в других местах, позволил бы использовать опытпередовых педагогов, школ, кафедр вузов. Очевидно также, что экологическоеобразование должно иметь надежную организационную и научно-методическую базу,нормативно-правовое и материальное обеспечение.
Необходимопонять, что сейчас, в складывающейся экологической ситуации, с учетомэкологических прогнозов, высшим гражданским долгом каждого человека,действительно желающего блага своей Малой Родине, России и планете Земляявляется не борьба за военное превосходство, а труд во имя сохранения природы,как основания всего живого, включая самого человека. На разрушенной природе всеостальные победы будут бессмысленны. А единственной основой такого подходаможет стать только экологическое образование и воспитание, ведь именно онимогут способствовать пониманию проблемы, путей и средств ее решения.
Всоставе экологического образования должно быть резко усилено направление,относящееся к морально-нравственному, психическому и физическому здоровьюнаселения, как следствию и, одновременно, причине экологического состояния,образа жизни, сложившейся социальной обстановки. Это направление может бытьосновано на верованиях, традициях, культуре, экологическом и духовном наследиивсех регионов и жителей многонациональной России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sitc.ru