Реферат по предмету "Экология"


Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек – общество - природа"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа
По дисциплине: Экология
На тему: Моральные нормы инравственное поведение в отношениях «человек – общество — природа».
Выполнил: студент I курса
Анисимова Ольга Григорьевна
Сыктывкар 2008

Введение
Человек – часть природы,высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-историческойдеятельности и культуры. Человек как уникальный биологический вид возник около40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества,который одновременно является и периодом формирование человека. По своейприроде человек является целостным биосоциальным существом, в которомбиологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействияи взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтомуизучение человека – дело нескольких наук. Идея комплексного изучения человекауже давно завладела общественным сознанием. Усилия философов, биологов,психологов и историков привели к получению некоторых обобщенных целостныхзнаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводынескольких конкретных дисциплин зачастую не совместимы. Каждая из отраслейзнания утверждает свои заключения о человеке. Социология рассматривает человекакак чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественнымадаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильноехарактеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личностивнутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческойприроды. Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влияниемкультурных факторов преображается человеческое естество. Долгое времясуществовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между темчеловек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особыйрод сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру исоциум.
Мы говорим: «человек иприрода», «отношение человека и природы», — т.е. мы разделяем человека иприроду. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимаячасть природы. Но если «часть», то какая? Человек во многом похож на животных,но все же отличается от них. Человек производит питание, а забота зверя найти пропитание.Но в свою очередь зверь лишнего не возьмет, экологического равновесия ненарушает. Сама природа за этим следит, если какой то вид начинает сокращаться,природа вмешивается: уменьшается, например, количество хищников, истребляющийэтот вид.
Человек отличается отзверя тем, что он обладает духовностью, высокой разумностью в выборематериальных потребностей, при этом он на первый план ставит удовлетворениедуховных, а затем материальных благ.
Многое роднит человека сживотным. И это ни чуть не должно оскорблять наши чувства, потому что есть ипринципиальные различия. Одно из них — моральные законы: совесть, долг,сострадание к слабому. Болезнь совести свойственна только людям. Человек –единственное существо, которое обладает речью и разумом. Это призывает человекак тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за всесуществующие, за растительный мир, даже за мир так называемой «мертвой природы»,в отношение которой мы до конца не можем быть уверенными, что она «мертвая».
Размышление о человекевсегда было ключевое для науки. С тех пор как человек стал рассуждать обустройстве окружающего мира, он начал и постигать самого себя. Кто я и кто мы?Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном историческом развитии?Меняется ли человек как биологическое вид по мере своего интеллектуального инравственного совершенствования?
Современная наука, какможет показаться, приблизилась к распознаванию важнейших секретов природы, ивместе с тем открывается бездна не постижимого.
Человек – носитель самосознанияВселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, иотражение этого права, к сожалению, живет в сознание человечества, хотя недостаточно осознается. Например, строятся отравляющие природу заводы. Поселокработающих относится на достаточное от завода расстояние. Но ведь междупоселком живут звери, рыбы, насекомые. По какому праву мы приговариваем их ксмерти или вырождению? Не означает ли это, что в решение экологических проблемчеловек пока только заботиться о себе?
Наш «дом», в которомживет человечество, состоит не только из природного комплекса, но из комплексакультурного. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств,результатов научных исследований, технических достижений. Поэтому экологиясостоит из двух частей: охрана природы и охрана культуры. Последняя тем болееважна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, ноон есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
Погибнуть человечество иприрода в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всегоживого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действоватьправо неразумного сильного, которое создает опаснейшею ситуацию.
Говоря о законах природыи особенностях цивилизации наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенноотмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба,которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного иобщественного станет характерной чертой наступающего века.

Основная часть
Общество и окружающая природнаясреда – это совокупность природных условий, среды обитания производственнойдеятельности человека.
В естественнонаучном планепод природой следует понимать совокупность четырех оболочек Земли: литосферы,гидросферы, атмосферы и биосферы. Причем последняя органически входит в составпервых трех оболочек.
В узком значение термин«природа» используется как своеобразный эквивалент понятие «биосфера». Однакоследует отметить, что природная среда включает в себя не всю природу вестественнонаучном значении. В нее входит часть литосферы, в которойсодержаться основные запасы минерального сырья, реализуемого в производственнойдеятельности человека. Особую ценность представляет верхний горизонт литосферы– почва как источник продовольственных ресурсов планеты. В окружающую средувключают нижний слой литосферы, который используется промышленностью, авиаций ид.р. От степени загрязненности нижнего слоя атмосферы зависит функционированиебиосферы и здоровья человека.
В окружающую среду входиттакже поверхностный слой Мирового океана, включая шельфовую зону, богатуюбиологическими и минерально-сырьевыми ресурсами, а также наиболее мобильнуючасть гидросферы – пресные воды суши, широко используемые человеком в егохозяйственной деятельности.
Научно – техническаяреволюция (НТР), вызвавшая интенсификацию производственных процессов, привела крезкому увеличению масштабов использования разнообразных природных ресурсов, вособенности минерально-сырьевых, почвенных, биологических и водных.Одновременно возникла опасность нарушения нормативного функционированиябиосферы. На этом фоне возрастает интерес к природно – ресурсным исследованиям,так как природа и природные ресурсы составляют естественный балансобщественного производства.
Анализ показывает, что всовременную эпоху на интенсивность использования природных ресурсов и тесносвязанное с ней состояние окружающей среды объективно влияют две группыфакторов: НТР и ее проявления в производственной деятельности человеческогообщества; демографические факторы (рост численности населения, урбанизация).Под урбанизацией следует понимать рост численности городского населения иширокое распространение городского образа жизни.
Обе группы фактороввзаимообусловлены, так как достижения НТР, с одной стороны, реализуются в ходепроизводственной деятельности людьми, которые выступают одновременно и кактворцы научно- технического прогресса (НТР), а с другой стороны, объективновлияют на увеличение численности населения благодаря росту производствапродуктов питания и снижение смертности.
Трансформируясь сквозьсложную призму социально – экономических отношений, эти факторы определяютуровень развития производственных сил, от которого в свою очередь, зависятстепень воздействия человеческого общества на природные ресурсы, интенсивностьих количественного и качественного истощения и загрязнение сферы обитаниячеловека промышленными, сельскохозяйственными и коммунально-бытовыми отходами.Важнейшим элементом этого много факторного процесса являются производственныесилы: не только орудия и средства производства и новые технологии, созданные вэпоху НТР, но и люди, управляющие ими. Производительные силы – это активныйфактор, стимулирующий развития общественного производства.
Принципиальная схемавзаимодействия основных факторов в системе «общество — окружающая среда»состоит из двух подсистем (приложение 1).
В первой социально –экономической подсистеме анализируется влияние НТР на развитие итерриториальное размещение производственных сил с учетом демографическихфакторов, включая урбанизацию.
Во второй –природно-ресурсной подсистеме исследуется влияния развития производственных силна количественное и тесно связанное с ним качественное истощение природныхресурсов тех или иных видов. Количественное истощение природных ресурсовсвязано с уменьшением их балансовых запасов в связи с высокими темпами ихрасходования Качественное истощение связанно с поступлением в окружающую среду(водные источники, атмосфера, почвенный и растительные покровы) веществ –загрязнителей биосферы (для минеральных ресурсов качественное истощениесвязывается со снижением их промышленных кондиций).
Важнейший компонентприродной среды – человеческое общество. Природа – среда жизни и деятельностичеловека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объектпреобразования. Поэтому труд человека следует рассматривать как процесс,происходящий между человеком и природой, как процесс, в котором человек своейсобственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обменвеществ между собой и природой. Человек, развивая производство, переделываетприроду ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чемсовершеннее техника и технология, тем больше степень изменения получаемогоприродного материала и использования сил природы. Когда мы говорим духовно –нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и обществане только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному ирастительному миру, ко всему окружающему. Достигается нравственность человекапрежде всего через морально этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе,через общественные и государственные организации, все атрибуты власти иуправления. В экологическом воспитание на первый план выдвигается формированиеу людей экологической культуры: гуманистической, духовно – нравственной. Гуманизм– мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческомудостоинству, заботой о благе людей. Духовность есть нравственность,эстетический уровень бытия.
Экологическая этика состоитв утверждение того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества.Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состояния – обязанностивсех людей вместе и каждого в отдельности.
Исходным понятиемэкологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна,неповторима и самоценна. Благоговение перед жизнью – основа нравственногоповедение человека. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылкагуманного отношения человека к природе. Преобразующая деятельность каждогочеловека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь чтобыотносились к тебе, разрушая природу, причиняешь ущерб себе и нашим потомкам. Ипоэтому мы все несем нравственную ответственность перед ними за сохранениемногообразия и богатство природного мира как основы сбалансированных процессовв биосфере.
Человек обязан соблюдатьэтические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждениеубийством, даже в форме игры, осуждается как тяжкое моральное преступление. Телюди, которые проводят эксперименты над животными или как – то иначе причиняютвред животным, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действияпреследуют благородные цели.
Свобода природапользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественнымизаконами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы ичеловека, нарастанию социально – экономических трудностей, а в конечном счете –к гибели человечества и живой природы.
Человек всегда хочет бытьчем – то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, онвозвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение естьсамое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человекстремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делатьнастоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны прежде всегосилы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни вутверждение в ней вечного и не преходящего.
К сожалению, в наше времяогромный сонм митинговых ораторов и газетчиков так упорно и неистово проведуткаждый свою правоту и добро, что души и проповедников, и доверчивых слушателейопустошаются до конца, и никто уже не знает, для чего живет, где справедливостьи истина, почему злоба и вседозволенность, безнравственность и маразм, вершасвой пир во всех человеческих делах, в том числе и экологических. Глубоко правыте, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитие и культуре,целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого иинтересов природы в целом.
Человеческое поведение –сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека сокружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюдными изменениямивзаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая среда служит поотношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих егосубъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно иопосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнегомира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побужденияк действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир- единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологииформирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ееразвитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека,необходимо разбираться в содержание его внутреннего духовного мира каксвоеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственныхмотивов, побуждающих личность к определенным действиям.
Изучение психическогооблика личности, — писал Л.С.Рубинштейн, — включает три основных вопроса, накоторых мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собойтот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно,к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках итенденциях, потребностях, интересах, идеалах. Но вслед за вопросом о том, чегохочет человек, естественно встает вопрос второй: а что он может? Этот вопрос оспособностях, о дарованиях человека, о его одаренности.
Однако способности – этосперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует ихчеловек, нам нужно еще знать, что он есть, что из его тенденций и установоквошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностейличности. Это вопрос о характере человека.
Чтобы сберечь природу,общество в целом должно иметь определенный уровень культуры, нравственности.Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества несуществует. Это уже не нравственность, а обман, жонглирование абстрактнымифилософскими понятиями. Обеспечение условий для здоровой жизни человека,сохранения всего многообразия растений и животных, восстановление природных, втом числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей отнегативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых моглабы формироваться гармонично развитая личность, — процесс хоть и многотрудный,но нравственный. И напротив, специалистов, тем более руководителей производств,преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостьюэкологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует сполным основанием обвинить в безнравственности.
Реальным гуманизм,понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого»во многом зависит от глубины проникновения экологического знания в самыеразличные пласты человеческой культуры.
Экологическая культураимеет свои историю и традицию. Она представляет собой совокупность элементовкультурного наследия, передающего от поколения к поколению и сохранившуюся вопределенных социальных слоях общества в течение длительного времени, вводитпрошлое в настоящее. В этом уникальном пласте концентрируется историческаяпамять народа. Традициям народной культуры придают жизненную силуобщечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческиеэпохи.
Особая роль в духовнойжизни России всегда принадлежала крестьянской культуре, которая возникла внедрах народной жизни и впитала в себя весь многообразный опыт общения сприродой и совместной жизнедеятельностью людей. Культура является собой нетолько отражением диалога с природой, но и с его историей. «Селянин шел к землетогда, когда она его звала. Зов земли был постоянным, то более громким,нетерпеливым, то чуть слышным, спокойным, в зависимости от времени года иочередных полевых работ. Крестьянин умел его слушать, и это слушание наполнялоего жизнь заботами и радостями, будило в нем творческое начало, поддерживалоинтерес к жизни».
Трудовая жизнь с землейвсегда требовала творческого напряжения, будило интуицию, воспитывалаэстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознание людей,овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системечеловеческих взаимоотношений, предания, ритуалах. Массовое творчествопроисходило в устно – фольклорных формах. Наличие положительных черт в культурномкрестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие такихценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формытворчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результатевытеснение из жизни общества традиционных норм, обычаев грозит перерасти вглобальную проблему «экологической культуры». Для жизни человека важна среда,созданная культурой его предков и им самим.
Нормы экологическогобытия. Основные права и обязанности человека определение в Общественномэкологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытиязаписано:
1. Каждый человекимеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природныеэкологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.
2. Необратимоеразрушение природной среды – аморальное деяние и преступление, нарушающееэкологические права человека.
3. Будущее поколениелюдей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждыйчеловек несет свою меру ответственности перед потомками за невосполнимый ущерб,причиненный Природе.
4. Каждый человекнесет моральную ответственность за сохранения природной среды, сохранения Жизнина Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.
5. Каждый человекимеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянииокружающей среды и на возмущение ущерба, причиненного его здоровью илиимуществу экологическим правонарушением.
6. Решения, влияющиена состояние природной среды на какой – либо территории, не могут быть принятыбез участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.
7. Защитаконституционного права граждан на здоровую среду обитания – обязанностьзаконодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитныхорганизаций.
Экологическиепреступления против здоровья населения общественной нравственности уголовногонаказуемы. В них конкретно указывают преступления, за которые лица привлекаютсяк уголовной ответственности. Это изготовление наркотических средств с цельюсбыта, организация или содержание притонов для потребления наркотическихсредств, нарушение санитарно – эпидемиологических правил, сокрытие информацииоб обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Выпуск илипродажа товаров, оказание услуг, не отвечающих за требованием безопасности.Причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Вовлечениеи занятие проституцией. Организация или содержание притонов для занятийпроституцией. Распространение порнографических материалов и предметов.Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры. Надругательствонад умершими и местами их захоронения. Жестокое обращение с животными.
Привлекаются к уголовнойответственности также за нарушение правил хранения, утилизация экологическиопасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря, порчу земли,незаконную добычу животных и растений, незаконную охоту, порубку деревьев икустарников.
В задачу экологическоговоспитания входит также воспитание экологической ответственности. Нравственное,значит ответственное отношение к природе, как правило, пронизывает все сферыдеятельности и поведения людей: производственную, бытовую иприродоохранительную. В данном случае для нас важна природоохранительная сфера,которая выражает появление нравственной ответственности за сохранения природы иприродных ресурсов для настоящего и последующих поколений. Человечество несетответственность за жизнь на Земле. Существует две планетарные опасности. Перваясвязана с равновесием между солнечным излучением и тепловым балансом Земли. Впоследние годы возникли опасения в связи с тем, что продолжение сжигание угля,нефти и других ископаемых видов топлива может повлечь за собой высокоечрезмерное содержание диоксида углерода в атмосфере, а затем и повышениетемпературы на земной поверхности. Вторая опасность – это вероятность атомнойкатастрофы (атомная война, атомные взрывы, атомное облучение и т.д.).
Военные специалисты иученые – атомщики утверждают, что облучение в мирное время и облучение боевое –две совершенно не совместимые вещи. При атомной войне (если, не дай Бог, онакогда – нибудь вспыхнет) количество смертей, широта и глубина облучения будутнесравненно большими, чем в условиях невоенного времени. Сильно пострадает исама природа. Настоящий патриот не может не болеть душой за гибель природныхбогатств и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственностьза каждый клочок земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух,которым мы дышим.
Эколого-нравственныеотношения не могут быть сведены лишь к теоретическим установкам. Они имеютпрактический, жизненно важный аспект и должны стать моральными принципами инормами, которые разрабатываются на научной основе и закрепляются практически вприродоохранной, ресурсосберегающей, природовосстановительной деятельностилюдей. Влияние людей на среду своего обитания привело к вычленениюэкологической ответственности. Различные грани ответственности тесно связанымежду собой. Экологическая ответственность сопряжена с осознанием необходимостиэкономии ресурсов, с пониманием важности малоотходных и безотходных технологий,с установкой на соблюдение природоохранного законодательства.
Анализ историивзаимодействия общества и природы свидетельствует о возрастающей ролиэкологической ответственности. Эта тенденция немногими пока осознана, а потомуслабо реализуемая. Сложившаяся в мире экологическая ситуация диктуетнеобходимость резкого повышения ответственности всех членов мирового сообществаза судьбы природы и человечества. Именно в такой плоскости поставлен вопрос врезолюции XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Обисторической ответственности государства за сохранение природы Земли длянынешних и будущих поколений».
Планета в экологическойопасности. Эта опасность порождена во многом экологической безответственностьюпрошлых лет, исходившей прежде всего от правительственных кругов, министерств иведомств, которые приносили в жертву своим эгоистическим интересам требованияразумного (рационального) природопользования.
Экологическаябезответственность становится недопустимой во всех сферах общества:экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – отобщегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущербдолжны все: руководители, принявшие решение без учета его экологическихпоследствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологическойэкспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы;конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности;водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложившийборозду там, где она может стать началом оврага, — иными словами, каждыйчеловек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастание экологическойответственности призваны понять и почувствовать все – от государственногоруководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены мерыадминистративной и материальной ответственности за правонарушения в областиохраны природы и использования природных ресурсов.
Экологические «Законы» Б.Коммонера. В начале 70 –х гг. американский эколог Б.Коммонер сформулировалчетыре положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования.Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическимипоговорками»- ведь любая поговорка отражает опыт предшествовавших поколений.Суть этих положений состоит в следующим (приложение 2).
1. Все связано со всем.Это положение об экосистеме и биосферы.
2. За все надо платить.Это всеобщий «закон» рационального природопользования. Платить нужно энергиейза дополнительную очистку отходов, удобрением за повышение урожая, санаториямии лекарствами – за ухудшения здоровья человека.
3. Все надо куда тодевать. Это положение о хозяйственной деятельности человека, отходы от которойне избежны, и потому, нужно думать и об их уменьшении их количества и опоследующем захоронении этих отходов.
4. Природа знает лучше.Это самое важное положение природопользования, которое означает, что нельзяпытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней, используя биологическиемеханизмы для очистки стоков и повышения урожая культурных растений. При этомне стоит забывать о том, что сам человек является биологическим видом, частьюприроды, а не ее властелином. В таблице 1 (Приложение2) показано, как нужноучитывать «законы» Б.Коммонера при использовании человеком различных экосистем.

Заключение
Человеческое поведение –сложный динамический процесс диалектического развития отношения человека сокружающей его социальной и природной средой, сопровождающейся обоюднымиизменениями взаимодействующих компонентов. Эта постоянно изменяющая средаслужит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих егосубъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно иопосредованно определяет его деятельность, ибо «предметы и явления внешнегомира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побужденияк действию, мотивы». Однако это не в коем случае не обозначает, что внешний мир- единственный фактор, определяющий человеческую активность. «Все в психологииформирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничего в ееразвитии не выводимо из внешних воздействий». Чтобы понять поведение человека, необходиморазбираться в содержание его внутреннего духовного мира как своеобразногоприемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов,побуждающих личность к определенным действиям.
Экологическаябезответственность становится недопустимой во всех сферах общества:экономической, научно-технической, социальной и на всех уровнях – отобщегосударственного до личностного. Отвечать за причиненный природе ущербдолжны все: руководители, принявшие решение без учета его экологическихпоследствий; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологическойэкспертизы; ученые, допустившие грубый просчет в ходе экологической экспертизы;конструктор, не заложивший в проект требования экологической безопасности;водитель, сливший отработанное масло на опушке леса; тракторист, проложившийборозду там, где она может стать началом оврага, — иными словами, каждыйчеловек, какой бы он пост не занимал, в ответе перед природой. Возрастаниеэкологической ответственности призваны понять и почувствовать все – от государственногоруководства до каждого индивида. Должны быть безотлагательно усилены мерыадминистративной и материальной ответственности за правонарушения в областиохраны природы и использования природных ресурсов.
Говоря о законах природыи особенностях цивилизации наступающего века, академик Н.Н. Моисеев особенноотмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба,которую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного иобщественного станет характерной чертой наступающего века.

Приложение 1
/>/>/>Принципиальная схема взаимодействия основных факторовв системе «общество – окружающая среда»
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Romeo And Juliet A Thin Line Between
Реферат Экспедиция Ермака и присоединение Сибири
Реферат History Of Social Security Essay Research Paper
Реферат Therapist Selection Essay Research Paper Over the
Реферат Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Реферат 1. Ваши отношения с детьми Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение
Реферат Парад физкультурников
Реферат Этнолингвистический фактор как социально обусловленный символ баскского национализма
Реферат Конституція та екстер’єр собаки
Реферат Yad vashem רשות הזיכרון לשואה ולגבורה The Holocaust Martyrs` and Heroes` Remembrance Authority
Реферат The Effects Of The Internet Essay Research
Реферат Интересные обьекты Вселенной
Реферат Информационная инфраструктура организации
Реферат Поэтапное построение технологии бухгалтерского учета, контроля и анализа
Реферат Законы организации 3