Реферат по предмету "Экология"


Методы оценки экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды

--PAGE_BREAK--
o производство маркшейдерских работ;

o геодезическая деятельность;

o картографическая деятельность.
Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку

институты лицензирования и технического регулирования в определенной степени дублируют друг друга. Государственными органами, специально уполномоченными на выдачу лицензий в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются:
o Федеральная служа по экологическому, технологическому и

атомному надзору;

o Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

o Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды;

o Федеральное агентство по недропользованию;

o Федеральное агентство по рыболовству;

o Федеральное агентство по геодезии и картографии при Министерстве экономического развития.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию.
 Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:
I.             -  касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий.
В нее включаются прежде всего все виды деятельности по специальному природопользованию — землепользованию, лесопользованию, пользованию недрами, водами, животным миром, а также иные ее виды, в том числе: выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и вредные физические воздействия на атмосферный воздух; недропользование; производство маркшейдерских работ; охота; рыболовство; добывание и оборот объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции(кроме объектов охоты и рыболовства); экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов; картографическая деятельность; выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
II.            — относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды.
Речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; производство взрывчатых материалов промышленного назначения по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; деятельность по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Процесс экологического лицензирования
Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой. Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий:
1)            представление заявления и других необходимых документов;

2)            регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности;

3)            принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;

4)            решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.
Начинается процесс экологического лицензирования с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В законодательстве определяются достаточно строгие требования к содержанию заявления и перечню документов. Так, в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны: для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); вид деятельности; срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются:

"              копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом — с предъявлением оригиналов;

"              копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

"              документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

"              справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды требуется представить:
"              сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональнyю пригодность;

"              данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

"              экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).
Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению. Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ. Принятие здесь соответствующего решения может не требовать государственной экспертизы. В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются:
1.            наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

2.            отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стажа и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности. В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда. Гарантии в любой форме должны быть предоставлены предприятием или гражданином, претендующими на получение лицензии, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии. В законодательстве такие требования пока не сформулированы, но их общественная значимость очевидна. Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Он решен в законодательстве с учетом видов лицензий. Требования к содержанию лицензии определяются в постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензии указываются:
"              наименование органа, выдавшего лицензию;

"              для юридических лиц — наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию;

"              для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

"              вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия;

"              срок действия лицензии;

"              условия осуществления данного вида деятельности;

"              регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
По нашему мнению, с учетом места и значения лицензирования в механизме природопользования и охраны окружающей среды и в целях наиболее полной реализации их регулятивного потенциала лицензии в данной сфере должны содержать более развернутые условия той или иной деятельности. Они должны касаться:
а) конкретных перечней и объемов используемых природных ресурсов и (или) допустимых объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и иных воздействий на нее;

б) экологических требований, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;

в) нормативов (ставок), размеров, сроков и порядка платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;

г) порядка охраны сопутствующих видов природных ресурсов;

д) особых требований к применяемым технологиям .
Требования к содержанию лицензий должны быть сформулированы в головном акте отрасли экологического права — в Законе «Об охране окружающей природной среды», в котором их пока нет. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Продолжительность действия лицензии — один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок действия лицензии создает природопользователю, обладателю лицензии, необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием. Так как лицензирование в рассматриваемой сфере является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечить соблюдение в процессе природопользования и других соответствующих видов деятельности всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату. Хотя одним из обязательных элементов содержания лицензии является ее регистрационный номер, вопрос о регистрации в нормативных актах решен недостаточно последовательно. Регистрация как элемент процесса лицензирования важен с той точки зрения, что результатом регистрации является банк данных о том, какие виды экологически значимой деятельности осуществляются на лицензионной основе и кто обладает такими лицензиями. Нельзя при этом недооценивать и то, что в процессе лицензирования собирается информация о масштабах и видах вредного воздействия на окружающую среду и мерах по ее охране. В утвержденном постановлением Правительства РФ Положении о порядке ведения лицензионной деятельности указывается, что лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа.
Разграничение функций в процессе лицензирования. Порядок выполнения работ по лицензированию
Структурные подразделения центрального аппарата министерства осуществляют следующие функции:
(1) рассмотрение проектов нормативно-правовых актов по лицензированию деятельности, подлежащих согласованию Минприроды России, подготовка по ним предложений и замечаний;

(2) обобщение и анализ лицензионной деятельности Минприроды России и его территориальных органов, подготовка предложений по ее совершенствованию;

(3) предоставление информации заинтересованным юридическим и физическим лицам по вопросам лицензионной деятельности, осуществляемой Минприроды России и его территориальными органами;

(4) организация и проведение совещаний и семинаров по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности;

(5) прием, рассмотрение заявления на получение лицензии и поступивших с ним документов и материалов на соответствие установленным требованиям, подготовка заключения для принятия решения об их регистрации или отказе в регистрации, регистрация и хранение документов;

(6) регистрация и хранение документов об оплате работ за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;

(7) организация проверки компетентности заявителя и подготовка заключения по результатам проверки;

(8) организация проведения дополнительной экспертизы поступивших с заявлением материалов (в случае необходимости);

(9) организация проведения экологического аудирования заявителя (в случае необходимости);

(10) подготовка лицензионных условий;

(11) оформление и выдача лицензии (отказа в ее выдаче);

(12) формирование и ведение Реестров;

(13) формирование и ведение банка нормативно-методических документов по лицензированию;

(14) организация разработки нормативных и инструктивно — методических документов по лицензированию;

(15) организация и координация работ по подготовке и аттестации экоаудиторов по лицензируемым видам деятельности;

(16) организация обучения (повышения квалификации) специалистов министерства и лицензиатов по вопросам лицензирования, экологического аудирования при проведении работ по лицензированию видов деятельности;

(17) координация работ по лицензированию и их информационно — методическое обеспечение;

(18) формирование раздела по лицензированию деятельности для включения в годовой отчет Минприроды России и государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации»;

(19) организация контроля за соблюдением лицензионных условий.
Функции, связанные с проверкой заявителя, подготовкой заключения по проверке компетентности, подготовкой лицензионных условий, организацией контроля за соблюдением лицензионных условий, осуществляются структурными подразделениями в соответствии с закрепленными за ними направлениями работ. Территориальные органы министерства осуществляют функции в пределах своей компетенции.
Прием заявлений на получение лицензий.
Для получения лицензии заявитель представляет в подразделение по лицензированию лицензионного органа заявление по установленной форме документы и материалы в соответствии с требованиями нормативного акта.Подразделение по лицензированию в пятидневный срок проверяет поступившие документы и материалы на соответствие их по составу и оформлению требованиям  готовит по результатам проверки заключение и принимает решение о регистрации и передаче их для проверки заявителя в соответствующее структурное подразделение министерства или отказе в приеме заявления, документов и материалов в связи с их несоответствием. Уведомление об отказе в приеме заявления, документов и материалов направляется заявителю в письменном виде в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа. Поступление заявления, прилагаемых документов и материалов, передача их или оформление отказа с уведомлением заявителя фиксируются в журнале регистрации материалов по лицензированию видов деятельности. В случае регистрации регистрационный номер и дата регистрации проставляются на лицевой стороне скоросшивателя, включая оба экземпляра заявления, один экземпляр которого возвращается заявителю. Повторное рассмотрение заявления, документов и материалов производится по указанной выше процедуре с взиманием платы за рассмотрение заявления в установленном Положением размере. Регистрация и хранение документов, подтверждающих оплату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии. Размер платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии устанавливается фиксированным, кратным величине минимального размера оплаты труда, определяемого законодательством Российской Федерации:
1.            за рассмотрение заявления плата взимается в размере одной десятой (1/10) установленного законом минимального размера оплаты труда;

2.            за выдачу лицензии (или ее копии) плата взимается в пределах трех (3) установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Взимание платы за рассмотрение заявления производится в предварительном порядке. В связи с вышеуказанным документ, подтверждающий оплату за рассмотрение заявления, представляется с заявлением  документ, подтверждающий оплату за выдачу лицензии, представляется заявителем до ее получения. Документы, подтверждающие оплату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, регистрируются в журнале регистрации материалов по лицензированию, а их копии хранятся в специальной папке с описью хранящихся в ней документов.
Переоформление лицензии.
Переоформление лицензии производится в случаях, предусмотренных нормативным актом. Для переоформления лицензии лицензиат подает заявление в выдавший лицензию лицензионный орган. В заявлении указывается причина, по которой необходимо переоформить лицензию. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие имевшее место изменение, а также квитанция об уплате лицензионного сбора. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с момента происшедшего изменения.
Заключение
Таким образом, деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общие основания такого рода определены в постановлении Правительства РФ " О лицензировании отдельных видов деятельности".
Список литературы:
1.            Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237;

2.            О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001 г., №33 (Часть I), ст. 3430;

3.            Силантьева, М.М. Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учебное пособие / М.М. Силантьева, Н.В. Карлова, О.Н. Мироненко; под ред. В.В. Невинского. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. Отпечатано в типографии ГРАФИКС г. Барнаул, ул. Ползунова, 45б, т. (3852) 63-77-02;

4.            Постановление Правительства РФ N 1078 от 29.11.94 г. «О порядке лицензирования экологической деятельности ».
Содержание:
1.            Введение……………………………………………………………….3

2.            Экологическое лицензирование: …………………………………4-6

             — виды деятельности, подлежащие лицензированию………7-8

3.            Процесс экологического лицензирования………………………9-15

4.            Разграничение функций в процессе лицензирования. Порядок выполнения работ по лицензированию:

              — структура………………………………………………….16-17

              — прием заявлений на получение лицензий………………18-19

              — переоформление лицензии…………………………………19

5.            Заключение…………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………21

Аспекты рационализации природопользования
                Качество окружающей среды и здоровье человека
  Психическое и физическое самочувствие человека, его  настроение,  деловая

активность в решающей степени зависят от состояния его здоровья.      продолжение
--PAGE_BREAK--Но  только

подорвав его, человек  полностью  осознаёт,  что  именно  здоровье  является

главным  благом,  определяющим  возможность   пользоваться   всеми   другими

благами.

  Здесь важна зависимость двух процессов:

Чем выше уровень использования  извлечённых  природных  ресурсов,  тем  ниже

уровень загрязнения окружающей природной среды. Дело в том, что  большинство

загрязняющих окружающую среду вредных веществ  является  ни  чем  иным,  как

природными ресурсами, оказавшимися не на своём месте. Сера,  свинец,  ртуть,

даже радиоактивные элементы не приносят никакого вреда,  пока  находятся  на

своих  месторождениях,  но  если  их  оттуда  извлечь  и   использовать   не

полностью, то вся  оставшаяся  часть,  называемая  отходами  производства  и

потребления, превращается  в  загрязняющие  и  даже  отравляющие  окружающую

среду вещества.

  Самыми важными для здоровья и жизни человека являются качество воздуха  и

качество  питьевой  воды  и  продуктов   питания,   а   также   естественный

радиационный фон, уровни шума и электромагнитных колебаний,  не  превышающие

допустимые значения.

  Чтобы содержание загрязняющих веществ не вело к повышению заболеваемости,

оно не должно превышать ПДК – норматива, устанавливаемого в  законодательном

порядке санитарными правилами.

  ПДК – предельно допустимая концентрация различных видов  загрязнителей  в

воздухе, воде или почве, превышение которой  оказывает  вредное  воздействие

на человека, растения и животных.

  В настоящее  время  почти  в  сотне  городов  РФ  ПДК  различных  веществ

периодически превышается в 10 раз и более.

  В каждом кубическом сантиметре городского воздуха содержится до 100  тыс.

мельчайших частиц, большинство из  которых  опасны  для  здоровья.  В  одних

только  выхлопах  автомобильных  двигателей   содержится   несколько   сотен

компонентов  (окись  углерода,  окислы  азота,  сажа,  бензапирен  и   др.),

значительная часть которых способна вызвать  различные  заболевания,  вплоть

до рака лёгких.

  Так как воду для бытовых нужд в РФ  берут  в  основном  из  поверхностных

источников (рек, озёр, водохранилищ),  то  перед  подачей  в  водопровод  её

приходится не только очищать от  различных  отходов,  но  и  обеззараживать.

Основными методами при этом являются хлорирование и  озонирование.  Развитые

страны давно уже перешли на  озонирование  как  наиболее  безвредный  способ

обеззараживания.  Но  он  более  дорогой,  поэтому  в  нашей   стране   пока

используют хлорирование. Однако это может привести к образованию в  питьевой

воде  диоксина  –  самого  страшного  из   всех   веществ,   синтезированных

человеком. Даже  в  очень  незначительных  дозах  он  вызывает  заболевания,

вплоть  до  рака  и  генных  мутаций.  Если  суммировать   все   последствия

потребления загрязнённой воды, то окажется,  что  она  является  прямой  или

косвенной причиной возникновения 70-80% заболеваний.

  В последние годы всё 6ольшую опасность  для  здоровья  населения  создаёт

повышенный  естественный  радиационный  фон,  который  в  норме   составляет

примерно 15 мкР/ч. Это связано с последствиями ядерных испытаний, аварий  на

атомных  объектах,  с  нарушением  правил  сбора  и  хранения  радиоактивных

отходов промышленными и научными предприятиями и медицинскими  учреждениями,

использующими радиоактивные изотопы и др.

  Шум также является причиной нервных заболеваний, понижения слуха  и  даже

белокровия,  а  главное,  он   способствует   развитию   сердечно-сосудистых

заболеваний.  По  мнению  учёных,  шум  сокращает  продолжительность   жизни

человека в больших городах на 8-12 лет. В Древнем  Китае  существовала  даже

звуковая казнь за богохульство.

  Вредным для  здоровья  является  уровень  шума,  превышающий  80-100  дБ.

Громкий разговор превышает 60 дБ,  а  на  выступлении  оркестра  современной

музыки сила звука может достигать 110-120 дБ.
                          Научно-технический аспект
  Резкое ухудшение экологической обстановки в мире во  многом  совпадает  с

бурным  научно-техническим  развитием,   умножившим   возможности   человека

эксплуатировать природные богатства и влиять на окружающую  среду.  На  этой

основе  некоторые  люди  делают  вывод  о  необходимости  задержки   научно-

технического развития и  даже  возвращения  к  доиндустриальному  состоянию.

Однако, во-первых, это нереально, во-вторых, в этом нет  необходимости,  так

как не сам по себе прогресс,  а  его  антигуманная  направленность  лежит  в

основе создавшегося положения, в-третьих, это только уменьшит наши шансы  на

выживание.

  В ходе своего исторического развития человечество уже не раз сталкивалось

с экологическими кризисами, характеризующимися несоответствием  потребностей

развивающегося  общества  возможностям  природы,  в  результате  чего  людям

приходилось менять формы и методы эксплуатации.

  Бурное развитие общества и  его  производительных  сил  в  середине  века

привело к  экологическому  кризису  массового  уничтожения  лесов  и  прочих

ресурсов  растительного  и  животного  мира,   следствием   которого   стала

промышленная   революция,   ориентированная   на    широкое    использование

минеральных ресурсов

  Однако если в предыдущие эпохи человечество могло себе позволить выходить

из создавшихся кризисных ситуаций в течение столетий и даже тысячелетий,  то

современный кризис требует  принятия  срочных  мер.  Иначе  уже  к  середине

следующего  века  он  перейдёт  в  экологическую  катастрофу,  при   которой

разрушительные  процессы  выйдут   из-под   контроля   человека   и   примут

необратимых характер.

  Научно-технический прогресс отмечается не только в промышленности, но и в

сельском  хозяйстве,   где   также   часто   сопровождается   истощением   и

загрязнением природных ресурсов. Это связано  с  использованием  минеральных

удобрений без учёта требований экологических законов и  строгого  соблюдения

сроков внесения этих удобрений, что ведёт к загрязнению  продуктов  питания,

почвы, эвтрофикации водоёмов.

  Такие же последствия имеет и скопление отходов  крупных  животноводческих

ферм,  их  попадание  в  открытые  водоёмы  и  подземные  воды.   Чрезмерное

удобрение почвы навозом, так же как  и  минеральными  азотными  удобрениями,

ведёт к отравлению её нитритами.

  Особую опасность для окружающей среды и  здоровья  человека  представляет

собой чрезмерное использование пестицидов.

  Наконец,  сельскохозяйственная  техника,  сконструированная   без   учёта

экологических требований, также оказывает влияние  на  окружающую  природную

среду.  Вспашка  плугами  сухой  лёгкой  почвы  способствует   возникновению

пыльных бурь.

  Эти опасности нарастают с каждым годом, так как в  силу  действия  закона

снижения  энергетической  эффективности  природопользования   для   удвоения

урожая необходимо десятикратно увеличивать количества удобрений,  пестицидов

и затрат мощности машин.

  Только при взаимосвязанном развитии  естественных  и  гуманитарных  наук,

техники  и  экологической  культуры  возможно  построение  ноосферы.  Только

интегрированная  наука  может  подсказать  приемлемый   путь   перехода   от

цивилизации покорения природы, где прогресс отождествляется с  экономическим

ростом, к природоохранной цивилизации,  где  прогрессивным  будет  считаться

только такое развитие, которое  обеспечивает  действие  принципа  коэволюции

общества и природы.

  На  первых  порах  экологизация  научно-технического   прогресса   должна

проявляться в изучении безопасных пределов антропогенного давления  общества

на  окружающую  среду,  в  широком  использовании  чистых  и   неисчерпаемых

источников энергии, в более полной добыче  полезных  ископаемых  из  недр  и

полезного вещества из извлечённой породы, во внедрении ресурсосберегающей  и

безотходной технологии, позволяющей использовать вторичные ресурсы.
                            Экономика и экология
  О тесной связи экономики и экологии говорит даже название этих наук.  Оба

названия произошли от греческого слова «ойкос»-жилище.  Однако  до  сих  пор

само понятие «дом» в этих науках не совпадало.

  В своём  стремлении  найти  пути  наиболее  выгодного  ведения  хозяйства

экономика не учитывала в затратах  ущерба,  наносимого  природе.  Наибольшую

прибыль получал  тот,  кто  наиболее  безжалостно  использовал  природу  как

источник природных ресурсов и резервуар для отходов производства.

  Отсутствие  материальной  заинтересованности  производителей  в  бережном

отношении к  природе  и  соответственно  недостаточность  денежных  средств,

выделяемых для защиты окружающей среды, — одна из основных причин  доведения

последней до кризисного состояния.  И  только  тогда,  когда  это  состояние

стало оказывать  ощутимое  отрицательное  влияние  на  условия  производства

продукции и  получения  прибыли,  в  поле  зрения  экономики  стали  входить

экологические проблемы.

  Это отрицательное влияние  проявляется  в  истощении  наиболее  доступных

месторождений  полезных  ископаемых,  что  ведёт  к   удорожанию   сырья   и

материалов;   ухудшению   здоровья    работников,    что    отражается    на

производительности  их  труда;  ухудшению  работы  оборудования  и  качества

продукции  вследствие  загрязнённости  воздуха  и   воды,   используемых   в

производстве; снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

  Но и до сих пор средства, выделяемые на экологические нужды,  значительно

отстают от потребностей в них, что приводит к значительному превышению  сумм

ущерба, наносимого народному хозяйству  нерациональным  природопользованием,

над затратами по его рационализации.
                     Юридический и международный аспекты
  Деятельность по рациональному использованию  и  охране  окружающей  среды

контролируется,  регулируется  и  направляется  государством  через  систему

природоохранного законодательства. Только тогда, когда экологические  законы

и  требования,  осознанные  наукой,  находят   соответствующее   юридическое

оформление в виде законов,  декретов,  указов,  постановлений,  обязательных

для исполнения, они получают реальные шансы на претворение в жизнь.  Поэтому

постоянное    совершенствование    природоохранного    законодательства    в

соответствии с  развитием  науки  и  техники  имеет  важнейшее  значение.  В

последние  десятилетия  наблюдается   направление,   связанное   с   заботой

государства  об устранении ранее  допущенных  ошибок  в  природопользовании.

Принимается   целый   ряд   постановлений,   направленных    на    улучшение

экологической ситуации в «горячих точках» страны, таких как Байкал,  бассейн

Волги и Урала, Каспий и др.

  В ХХ в., особенно в последней его трети, стало ясно, что решить  проблемы

сохранения окружающей среды только на  уровне  отдельных  стран  в  принципе

невозможно. Причина в том, что природный комплекс  каждой  страны,  особенно

небольшой по площади  занимаемой  территории,  какими  являются  большинство

стран мира, неразрывно связан с природным  комплексом  соседних  стран,  или

даже является их основной частью, не говоря уже  о  том,  что  вся  биосфера

едина.   Поэтому   мало   совершенствовать   собственное   законодательство,

необходимо     всячески     способствовать      развитию      международного

законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в  деле  охраны

природы.
                              Заповедный аспект
  Очень важно сохранять видовое разнообразие  живых  организмов  на  Земле,

говоря  иначе  –  генофонда.  Без  этого  невозможна  эволюция  биосферы   в

прогрессивном направлении, нет  достаточного  материала  для  экологического

дублирования. С  потерей  видов  навсегда  теряются  оригинальные  свойства,

которые можно было бы использовать в генной инженерии будущего.

  За неполные 400 лет, в  течение  которых  ведутся  описания  животного  и

растительного мира, полностью исчезли более 60 видов млекопитающих  и  более

90 видов птиц.

  Большую опасность представляет хозяйственное освоение  прежде  заповедных

территорий. Охраняемая площадь  не  может  быть  произвольно  сокращена  без

нанесения  вреда  всему  заповеднику  в  целом  в  силу  действия  некоторых

экологических законов, в своей сущности гласящих, что уменьшение  территории

по сравнению с  оптимальными  размерами  приводит  к  уменьшению  количества

видов и размеров отдельных особей, а в конечном итоге – к полной  деградации

заповедных экосистем.
                             Эстетический аспект
  Иногда естественное стремление человека к природе, если оно не базируется

на воспитании бережного к ней отношения, может приносить  трудно  поправимый

вред. Речь идёт  о  туризме.  Там,  где  он  хорошо  организован,  проложены

маршруты,  оборудованы   стоянки,   активно   ведётся   просветительская   и

информационная деятельность, туризм способствует  экологическому  воспитанию

и оздоровлению  населения,  а  также  приносит  многомиллионные  доходы  его

организаторам, не причиняя слишком большого вреда окружающей среде.

  К сожалению, в РФ больше развит  «дикий»  туризм,  самодеятельный,  слабо

поддающийся  регулированию,    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет затрат по системе "Директ-костинг"
Реферат Паркинсонизм
Реферат Столипін та його аграрна реформа в Україні
Реферат Инфекционные болезни. Иерсиниозы
Реферат "Тарифи правила та умови надання юридичних та консультаційних послуг" (без пдв)
Реферат Образ Клеопатры в произведениях Шекспира и Шоу
Реферат Реклама - лекции
Реферат Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы
Реферат Будущее экологического образования: некоторые предположения
Реферат «Профилактика жестокого обращения с детьми» с привлечением психологов центров помощи семье и детям, представителей пдн и кдн с использованием материалов круглого стола
Реферат The Jungle Socialism Essay Research Paper The
Реферат Аудиторская деятельность согласно стандартам МСА
Реферат 2. Адрес (место нахождения) 247210, Гомельская область, г. Жлобин, ул. Промышленная, д
Реферат Основні види посадок і область їх використання
Реферат Режиссерское искусство советского театра второй половины ХХ века