ФедеральноеАгентство по образованию ГОУВП УлГТУ
Кафедра БЖД и ПЭ
Реферат поэкологии
«Историяразвития экологии»
Ульяновск2009/10 уч. гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Вступление
Первыйэтап
Второйэтап
Третийэтап
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВCТУПЛЕНИЕ
Существованиецивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Онавозникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства иорудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрелапрактический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь завыживание, должен был иметь определенные знания о видах животных, их повадках,местах обитания. [1]
Уже тогда люди воздействовали на численность и разнообразие животныхи растений, но отсутствие орудий и навыков охоты не позволяли им опустошатьприродную среду. Человек методом проб и ошибок накапливал эмпирические знанияоб окружающем его мире. Люди постепенно познавали повадки и пути передвиженияживотных, на которых охотились; полезные и вредные свойства растений,особенности их жизненных циклов и места произрастания; в поисках убежищ изучалирельеф местности и т. д. [2]
В истории развития экологии можно выделить 3 основных этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Зарождение и становление экологии как науки ( до 60-х гг. ХIХ в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средойих обитания, делались первые научные обобщения. [3]
Первоначальночеловек больше воздействовал на фауну. В интересной статье М. И. Будыкопоказано, что в степях Евразии мамонта истребили палеолитические охотники накрупных травоядных. Эскимосы расправились со стеллеровой коровой в Беринговомморе; полинезийцы прикончили птицу моа в Новой Зеландии; арабы и персы путемпостоянных охот вывели львов в Передней Азии; американские колонисты всего запол века (1830-1880) перебили всех бизонов и голубей, а австралийские — несколько видов сумчатых. Перенеся свои действия на флору, человек произвел ещебольшие деформации природы. Оседлое скотоводство, при котором большоеколичество скота скапливается на относительно небольшом пространстве, велет кобеднению фитоценоза. Особенно радикально действуют козы. Они весьма помоглидревним римлянам и эллинам уничтожить в Средиземноморье лес из жестколистного дубаи сосны, который заменился вечнозеленым кустарником- маквисом. [4]
Цивилизация возникла тогда, когда человек научился использоватьогонь и орудия труда, позволившие ему изменять среду обитания. Более чем за 600поколений до нас появилось земледелие, которое решило будущее человечества.«Этим рычагом, -писал В. И. Вернадский (1925), — человек овладел всем живымвеществом на планете.… Человек глубоко отличается от других организмов посвоему действию на окружающую среду. Это различие, которое было велико с самогоначала, стало огромным с течением времени».
Переход к земледелию и затем к скотоводству явился кардинальнымрубежом в истории человечества. Обеспечение продуктами питания способствовалоросту народонаселения: к 2500 г. до н. э. население Земли достигло 100 млнчеловек. По теории Н. И. Вавилова, древнейшие цивилизации зародились именно вцентрах происхождения культурных растений.
С развитием цивилизации развивались экологические познания иэкологические проблемы.
Уже к началу новой эры многие древние цивилизации погибали из-занеумелого хозяйствования. Так, например, Вавилонское царство погибло вследствиенепродуманного строительства ирригационных систем и интенсивного использованияводы изрек Тигр и Евфрат в целях орошения. По словам Л. Н. Гумилева (1990),очередная «победа над природой» погубила великий город: к началу новой эры отнего остались одни руины.
То же самое наблюдалось в Египте, Шумере, Ассирии и другихстранах. Иероглифы на пирамиде Хеопса уже тогда предупреждали: «Люди погибнутот неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».
Уже в античные времена люди понимали проблемы, которые тeпepь называют экологическими.Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) творил о влиянии факторов среды на здоровьелюдей.
Платон (427 — 347 гг. до н. э.) писал: «Вода не исчезала, кактеперь, скатываясь в море по оголенной земле, а то, что сохранилось, еслисравнивать это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное телобольного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли,оставив лишь остов суши».
Великий Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) — автор более 300сочинений: «Метафизика», «История животных», «Физика», «О небе»» и др. — поправу считается основателем многих естественных дисциплин, в том числесистематики животных. Он описал свыше 500 видов животных и рассказал об ихповедении: о зимней спячке рыб, перелетах птиц, паразитизме кукушки, способесамозащиты каракатицы и т. п.
Для античного периода характерно описательное направление в науке,основанное на эмпирических знаниях о природе. В это же время человек былвыделен из природы и поставлен в центр мироздания. Обожествление природысменилось антропоцентризмом — человек стал мерой всех вещей.
В средние века науки о природе развивались медленно в силурелигиозного догматизма и схоластики. Научные достижения античного мираотделены от новой истории тысячелетием библейских догм, сковывавших развитиеестествознания.
Следует упомянуть, однако, о легендарном враче Авиценне (980 — 1037),родившемся и жившем в Средней Азии. Его воззрения формировались под влияниемПлатона, Аристотеля, Гиппократа и других античных классиков. Мировуюизвестность имеет его книга «Канон врачебной науки», в которой есть разделы овлиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и временгода.
Другим видным ученым этого времени был немецкий химик и врач Т.Парацельс (1493 — 1541), идеи которого о дозированном влиянии природныхфакторов были развиты в XIX веке в работах Ю. Либиха и В. Шел форда.
Но большая часть знаний, накопленных, в основном, греками, былаутрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки Ю. Цезаремв 48 г. до н. э. Окончательно ее сожгли арабы в 642 г. н. э.
В XVIII веке ботанические и зоологические наблюдения были обобщеныв работе «Система природы» шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707 — 1778), который разработал основы научной систематики животных и растений. Хотяон и сформулировал гипотезу постоянства видов: «их столько, сколько былосотворено Творцом», но тем не менее признавал образование разновидностей подвлиянием условий жизни.
Среди многих ученых выделяется французский натуралист Жорж Луи деБюффон. Он издал огромный труд в 44 томах
«Естественная история», из которой взошли ростки эволюционнойтеории о происхождении организмов». Бюффон пишет: «Перед нами встает вопрос обизменении видов, вопрос о преобразованиях, происходящих с незапамятных времен,и, по-видимому, имевших место в каждом семействе».
В Германии поборником естественного происхождения организмов, ихродства и постепенного развития был Иммануил Кант (1724 — 1804).
В России путь эволюционной идее прокладывал М. В. Ломоносов (1711- 1765). Он писал, что лик Земли многократно менялся, на месте морей появляласьсуша, и наоборот; земные пласты постепенно поднимались и изгибались, образуягорные складки, изменялся климат, изменялись флора и фауна: «слоны и южныхземель травы на севере важивались».
Жан Батист Ламарк (1744 -1 829) — один из самых крупныхпредставителей науки того времени. В книге «Философия зоологии» он впервыешироко поставил вопрос о влиянии среды на организмы, но не сумел объяснитьпричин их «пригнанности» к среде обитания. Ж. Б. Ламарк так сформулировалвыводы своих изысканий: «Спустя множество следующих друг за другом поколений,индивиды, относившиеся по происхождению к одному виду, в конце оказываютсяпревращенными в новый вид, отличный от первоначального».
Одним из первых естествоиспытателей, понявших необходимостьсинтеза наук при изучении природы, ее живых и неживых элементов, был великийнемецкий ученый Александр Гумбольдт. Говоря о целостном изучении природы вобобщенном теоретическом труде «Космос», он писал: «Мое внимание будетустремлено на взаимодействие сил, влияние неодушевленной природы нарастительный и животный мир, их гармонию».
Одновременно с Александром Гумбольдтом на существующее в природеединство среды и организмов и их эволюционное развитие указывал знаменитыйроссийский зоолог Карл Рулье (1814 — 1858). Он утверждал, что природа вечна;все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. В природе всеобразуется путем медленных непрестанных изменений.
Они были предвестниками эволюционной идеи и целостного восприятияприродных комплексов, состоящих из живых и неживых компонентов. Большой вклад вразвитие экологических представлений в этот период внесли российскиеестествоиспытатели А. Т. Болотов (1738 — 1833), И. И. Лепехин (1740 — 1802), П.С. Паллас (1741 — 1811). [2]
ВТОРОЙ ЭТАП
Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (60-е гг. XIXв.- 50-е гг. XX в.).
Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф.Рулье (1814-1858), Н. А. Севецова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846-1903),впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратилисвоего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американскийэколог Ю. Одум (1975) считает Докучаева одним из основоположников экологии. Вконце 70-х гг. XIX в. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшеепонятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенныхусловиях среды. [3]
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин(1809-1882). Ключевое положение в учении Дарвина занимает теория естественногоотбора в результате борьбы за существование. Обычно производится гораздо большеживых организмов, чем может выжить, поэтому ведется борьба за существованиелибо между особями одного или различных видов, либо физическими условиямижизни. Дарвин писал, что каждый организм зависит не только от условийместообитания, но и от всех других окружающих его существ. В результатеестественного отбора сохраняются те организмы, в которых произошли изменения,дающие преимущества для существования в данных условиях.
Такой ход рассуждения дал основание современнику и последователюДарвина немецкому ученому Эрнсту Геккелю заявить о целесообразности выделенияновой науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ друг с другом ис окружающей средой.
Взгляды Ч. Дарвина на борьбу за существование не только как наборьбу организмов друг с другом, но и с окружающей неживой средой послужили темнаучным фундаментом, на котором Э. Геккель в 1866 г. возвел здание новой науки. В России страстным поборником и популяризатором эволюционнойтеории Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля был К. А. Тимирязев. В 1939 г. в работе «Чарльз Дарвин и его учение» ал: «С установлением понятия приспособления явиласьновая область науки, получившая придуманное Геккелем название экология». [2]
Геккель определял экологию как «общую науку об отношенияхорганизмов к окружающей среде». Современные определения экологии, отличаясь вдеталях у разных авторов, сводятся к представлению о «биологической науке, изучающейорганизацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней:популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» [5]
Экологический подход к изучению природы, как следует из всеговышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова«экология» не было. Заслуга Геккеля в том, что он первый предложил названиеновой науки и определил предмет ее исследования. И хотя экология каксамостоятельная отрасль биологических наук была выделена еще в конце XIXстолетия, содержание ее все время расширяется, продолжая формироваться и по сейдень.
Важным шагом на пути становления экологии следует считать введениев 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз-закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определенном биотопе. Биотоп-совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз (Ф. Даль, 1903).
В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин«экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины — экологии растений.[6]
Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А Н.Бекетов (1825 — 1902), Н. А. Северцев (1827 — 1885) и др.
В самом конце XIX века с призывом развернуть междисциплинарныекомплексные исследования природных систем выступил выдающийся русскийученый-почвовед В. В. Докучаев (1846 -1903). Именно закономерная связь между«силами», «телами» и «явлениями», между «мертвой» и «живой» природой,растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, ичеловеком, его бытом и духовным миром — с другой, и составляет сущностьпознания «естества», — считал он. Практическое осуществление этих идей связанос именем Г. Ф. Морозова (1867 — 1920) — создателя учения о лесе. Онподчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое,в географический индивидуум. В 1925 г. эти идеи реализовались немецкимгидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему,где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.
В начале XX века оформились экологические школы ботаников,зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороныэкологической науки: экология животных, экология растений, экологиямикроорганизмов, экология насекомых, экология озера, экология леса и т. п.
В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделиласьна экологию особей – аутэкологию и экологию сообществ- синэкологию. Это делениераспространилось затем и на общую экологию. В основе аутэкологии лежатисследования взаимосвязей конкретных организмов и среды. Синэкология пришла насмену аутэкологии после того, как в начале века появились представления о популяциях.Она изучает
взаимодействия совокупности популяций с внешней средой. [2]
В 1935 году Артур Трансли, британский эколог, придумал терминэкосистема- интерактивные системы, установленные между биоценозом (группа живыхсуществ), и их биотопов, окружающей средой, в которой они живут. Таким образом,Экология стала наукой экосистем. [7]
В начале 40-х годов В.Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепциюбиогеоценоза, имевшую большое значение для развития теоретической базыэкологии. (Н) В этом учении нашли отражение идеи о единстве организмов сфизическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе таких связей,об обмене веществами и энергией между ними. [2]
Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», гдерассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании каксовременного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной ивоздушной). Предшественником и единомышленником В. И. Вернадского был I). В.Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческомтеле.
В. И. Вернадский (1863—1945) обосновал роль живого вещества какнаиболее мощного геохимического и энергетического факторов — ведущей силыпланетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космосажизни на планете Земля, а также значение космических связей для биосферы.Впоследствии эта космическая линия в экологии была развита в трудах А. Л.Чижевского, основателя современной пауки гелиобиологии.
В. И.Вернадский проследил эволюцию биосферы и пришел к выводу, что деятельностьсовременного человека, преобразующего поверхность Земли, по своим масштабамстала соизмерима с геологическими процессами на планете. В результате сталоясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учетазакономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менеезавершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферыразума. [1]
Важнымэтапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадиюноосферы. Работам Вернадского былсвойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания онвидел единственное доказательство существования прогресса. [8]
Владимир Иванович Вернадский- признанный классик естествознания.Он основал новые отрасли знаний: биогеохимию и радиологию, был одним изсоздателей генетической минералогии, геохимии. Никто из ученых XX века не имел соизмеримых достижений. Венцом его научноготворчества стало учение о биосфере, области жизни на планете. Оно явилосьсинтезом идей и фактов, относящихся к десяткам наук! [9]
По мнению Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важнымфакторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:
1) Открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений,связанных с диссимметричностью пространственной структуры молекул, какотличительной особенностью живых тел;
2) Явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы иих влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живоевещество, но и разнообразные неживые тела, которые Вернадский называет косными(атмосфера, горные породы, минералы и т.д.), а также биокосные тела,образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды ит.п.) Хотя живое вещество по объему и весу составляет незначительную частьбиосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных сизменением облика нашей планеты. [4]
Этот период, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным.Благодаря ему в экологии зародилось научное направление — популяционнаяэкология, приоритетной проблемой которой являются биотические взаимодействия вбиоценозе. Недостаток этого направления в том, что даже при изучении сообществасуть явлений сводится к функционированию отдельных популяций, т. е. кразложению биоценоза на составляющие элементы. [2]
Во второй половине XX в связи с прогрессирующим загрязнениемокружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экологияприобретает особое значение.
ТРЕТИЙ ЭТАП
(50-е гг. XX в. – до настоящего времени) Превращение экологии вкомплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающейчеловека среды. Из строгой науки экология превращается в «значительный циклзнания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии,теории культуры, экономики..» (Реймерс, 1994). [3]
Середина XX века была отмечена расширением комплексныхисследований экосистем (В. И. Жадин, Г. Г. Винберг, Р. Линде-ман, Г. Одум и Ю.Одум, Р. Маргалеф и многие другие). В 1956 г. под редакцией В. И. Жадина издается в 4-томный труд «Жизнь пресных вод»; в 1961 г. выходит монография В. И. Жадина и С. В. Герда «Реки, озера и водохранилища СССР». В этихработах описываются особенности водных экосистем. В 1964 г. коллективом авторов под руководством В. Н. Сукачева была опубликована книга «Основы леснойбиоценологии». В ней сделана попытка путем синтеза информации раскрытьколичественные закономерности функционирования и эволюции такой сложнойдинамической системы, как лесной биогеоценоз.
Однако эффективная реализация методологии системного подхода кизучению экосистем стала возможной лишь в начале 70-х годов XX столетия, когдав распоряжение экологов поступили мощные ЭВМ и были разработаны методымоделирования динамических систем, которые в совокупности с экспериментами инаблюдениями получили название системного анализа. Развитие целостного взглядана экосистемы привело к возрождению на новой экологической основе учения обиосфере В. И. Вернадского, который в своих идеях опередил современную емунауку. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность ифункционирование которой определяются фундаментальными экологическими законамибаланса вещества и энергии. [2]
Во второй половине XX века начал осуществляться переход кпониманию необходимости сохранения естественной природы и стабильной окружающейсреды. Осознание важности этой проблемы произошло прежде всего в тех странах,которые являлись крупными потребителями энергии и других природных ресурсов, апоэтому были основными загрязнителями окружающей среды. Своего рода точнойотсчета в существовании природоохранной деятельности, основанной на новоммышлении, следует считать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО,принятые в декабре 1968 года. Из идеи были интегрированы в решенияСтокгольмской конференции 1972г. («Декларация принципов»). На конференции ООН вРио-де-Жанейро (1992г.) была принята «Декларация по окружающей среде иразвитию», содержащая согласованные со 179 правительствами документы,определявшие права и обязанности стран в деле обеспечения развития цивилизациии благосостояния людей.
В последние годы под давлением ухудшающейся экологическойобстановки во многих странах мира, а также благодаря деятельности международнойобщественности («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век и др.) вопросамформирования нового мышления придается всё большая экологическая направленностьна всех уровнях обучения, а также и воспитания людей. Это актуально для жизникаждого человека от самого рождения и до ухода его из жизни. Меняются лишьакценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном-образовательный, а во взрослом- сознательный.
В высшей школе роль и значение экологического образованиясущественно возрастает, так как выпускники вузов в своей профессиональнодеятельности участвуют либо в экологическом воспитании и образовании новыхпоколений, либо в развитии новых технологий, процессов в сфере производства иуслуг. Позитивные изменения в структуре экономики обеспечат устойчивое развитиеобщества и создадут для населения Земли лучшие условия жизни при рациональномиспользовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя еебудущим поколениям.
Устойчивое развитие экосистем Земли вызывает:
1) Необходимость широкой пропаганды новых этических принциповпотребления, отвечающих разумной жизни человечества «по средствам»
2) Необходимость сохранения окружающей среды при одновременномразвитии человеческого общества.
Деятельность людей в этих направлениях связана с формированиемнового мировоззрения, сущность которого может быть определена созидательнымотношением человека к природе: человек- не покоритель, а защитник природы. Этоттезис должен стать жизненным принципом каждого жителя Земли. Осознанное егоиспользование предполагает глубокое понимание результатов воздействияантропогенной деятельности на окружающую среду. Понимание взаимодействиячеловека и природы, анализ последствий его деятельности и путей ихлиберализации, планирование стратегии, основанной на заботе о природе ичеловечестве, постигается через системы экологического обучения и воспитанияобраза жизни.
В принятом 10 января 2002 г. Федеральном законе России «Об охране окружающей среды» усилены многие положения предыдущего закона (1991г.),связанные с управлением в области охраны окружающей среды, правами иобязанностями граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, стребованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственнойи иной деятельности, а также с правами особо охраняемых территорий,экологической экспертизы, мониторинга и контроля. Эти и другие положения Законапризваны обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. [10]
Таблица. Календарь становления экологии как науки
Годы
Автор
Страна
Экологическая информация «Экономика природы» — 1749 К. Линней Швеция
описал типологию местообитаний. Предложил основы систематики
«Естественная история» — 1749 Ж. Бюффон Франция
высказал идеи изменчивости видов под влиянием среды
«Опыты о законе народонаселения» — предложил 1798 Т. Мальтус Англия
уравнение геометрического (экспоненциального) роста популяции, представил первую математическую модель роста популяции
«Гидрогеология» — зало- 1802 Ж.-Б. Ламарк Франция
жил основы концепции о биосфере, предложил термин «биология»
«Философия зоологии» — 1809 Ж.-Б. Ламарк Франция дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм — среда»
1836
1840
1845
1859
1861
1866
1870
1875
1895
1896
1898
1903
1911
1912
1915
1915
1918
1921
1926
1927
1933
1935
1939
1939
1942
1944
1944
1953
1963
1968
1971
1994
Ч. Дарвин
Ю. Либих
А. Гумбольд
Ч. Дарвин
И.М. Сеченов
Э. Геккель
Г. Спенсер
Э. Зюсс
Е. Варминг
У. Хэдсон
А. Шимпер
К. Раункиер
В. Шелфорд
Г.Ф. Морозов
Г.Н.Высоцкий
И. К. Пачоский
Х. Гамс
Х. Берроцз
В.И.Вернадский
Э. Леруа
Д. Н. Кашкаров
А. Тенсли
Ф. Клементс,
В. Шелфорд
К. Тролль
В. Н. Сукачев
В.И.Вернадский
В.И.Вернадский
Ю. Одум
В. Б. Сочава
Дж. Форрестер,
Д. Медоуз
Б. Коммонер
Н. Ф. Реймерс
Англия
Германия
Германия
Англия
Россия
Германия
Англия
Австрия
Дания
Англия
Германия
Дания
США
Россия
Россия
Россия
Швейцария, Автрия
США
СССР
Франция
СССР
США
США
Германия
СССР
США
СССР
США
СССР
США
США
Россия
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» —описал экологические наблюдения, которые легли в основу труда «Происхождение видов...»
Сформулировал закон минимума
«Космос», в 5 томах-
сформулировал законы географической зональности и вертикальной поясности в распределении растений и животных.
«Происхождение видов…» — привел большой материал о влиянии абиотических факторов среды на изменчивость организмов
«…организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда влияющая на него»
Предложил понятие «экология»
«Изучение социологии»-
Заложил основы экологии человека.
Предложил понятие «биосфера»
«Экологическая география растений»- впервые использовал термин «экология» по отношению к растениям; предложил понятие «жизненная форма»
Предложил понятие «волны жизни» для описания динамики численности животных
«География растений на физиологической основе»- одна из первых работ по экофизиологии
Создал учение о жизненных формах растений на основе понятия, введенного Е.Вармингом
Сформулировал закон толерантности
«Учение о лесе»- классическая работа по изучению лесных сообществ
Предложил понятие «экотоп»
Предложил понятие «фитоценоз»
Предложил понятия «биоценологии» как науки о сообществах живых организмов;
«фитоценологии»- науки о растительных сообществах
« География как человеческая экология»- сформулировал задачу изучения взаимоотношения человека и территории, на которой он проживает
«Биосфера»- определил глобальные функции живого вещества
Предложил понятие «ноосфера», получившее дальнейшее развитие в трудах Т. Де Шардена, В. И. Вернадского
«Среда и сообщества», «Основы экологии животных»- первые отечественные учебники по экологии
Предложил понятие «экосистема»
Ввели термин «биоэкология», опубликовав одноименную монографию
Обосновал новое научное направление- «экология ландшафта»
Предложил понятие «биогеоценоз», заложил основы биогеоценологии
Развил представление о трофических уровнях и «пирамиде энергий», установил правило 10%
«Несколько слов о ноосфере»
«Основы экологии» и «Экология»- одни из лучших современных учебников по экологии. Неоднократно переизданы. Русские переводы- 1975 и 1986 гг.
Предложил понятие «геосистема»
Выдвинули идеи глобальной экологии в работах «Римского клуба»
«Замыкающий круг»- сформулировал четыре закона экологии. Русский перевод – 1974 г.
«Экология (теории, законы, принципы и гипотезы)»- систематизировал понятия современной «большой экологии»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Напротяжении тясячелетий человек пытался покорить природу, но только недавноосознал, что Земля — не более чем «космический корабль» с ограниченнымиресурсами. Нерачительное использование и загрязнение окружающей среды могутсделать невозможной жизнь последующих поколений. [1]
Человечестводолжно направить достаточные усилия на уменьшение загрязнения воздушногобассейна, вод, почв; активно разрабатывать экологически безопасные технологии,в том числе предотвращающие разрушение озонового слоя, уменьшить тепловоезагрязнение среды. Обеспечить благополучное будущее на Земле можно, толькосохранив генетические ресурсы биосферы, ее видовое разнообразие. [5]
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1)Николайкин
2)Алексеев, Экология
3)Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.-576 с.
4)Елисеев, Лучшие рефераты по экологии.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.- 318стр.
5)С. И. Розанов. Общая экология. – Издательство «Лань», 2005г.- 288 с.
6)http://www.botsad.ru
7)http://ru.wikipedia.org
8)Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере./П. С.Карако. — Мн.: Экоперспектива, 2007. — 208 с
9)Вернадский
10)В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко и др., Экология.- М.:Университетская книга, Логос. – 504с.