Содержание Введение 3 Принципы обучения и воспитания, используемые в физической культуре 4 Методы физического обучения и воспитания 9 Заключение 16 Список литературы 17 Введение Физическую (двигательную) подготовку – раздел спортивной подготовки – имеет смысл рассматривать как совокупность знаний и умений, взятых из других наук об обществе, человеке и природе: философии, социологии, педагогике, психологии, анатомии, физиологии, химии, физики, математики
и др а также традиций воспитания у разных народов. Физическая подготовка способствует увеличению и жизненно необходимых действий, корреляционно связанных с психическими проявлениями и установками, наряду с потребностями организма человека в дыхании, пищеварении и т.п. В основе физической подготовки лежат: процесс тренировки – приучение к выполнению какого-либо действия путем многократных повторений и тренированности – биологической (функциональной и морфологической)
приспособляемости человека, меняющийся в зависимости от воздействий тренировки. Состояние тренированности зависит от свойств живого организма переходить в состояние повышенной работоспособности после реабилитации мышечного утомления – периода сверхвосстановления, что связано с повышением физических нагрузок, чередованием соответствующих отрезков отдыха и работы. Принципы обучения и воспитания, используемые в физической культуре
Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физвоспитания разработана научно-методическая основа тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности; коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает
высокую эффективность учебно-тренировочного процесса. Принцип научности означает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом, примером научного подхода к методам обучения. Принцип всесторонности – повышение уровня всестороннего развития – главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают
развитие физических качеств, необходимых для выполнения специальных приемов техники и тактики. Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств – это единый взаимообразный процесс. Принцип сознательности и активности – это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса.
Если физические упражнения и технические приемы выполняются с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким. Умение тренироваться самостоятельно и активно с чувством личной ответственности необходимо каждому занимающемуся. Принцип повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении
недели, месяца, года, многих лет. Тренировки должны при этом проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники.
Поэтому в системе физвоспитания есть правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Альпинист, не совершивший в течение двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рассматривается как потерявший свою квалификацию на один разряд, и не допускается к восхождению без определенного тренировочного цикла. Такие же правила предусмотрены и в других видах спорта.
Функциональное состояние организма после тренировочного занятия можно разделить на три фазы. Первая – утомление со всеми присущими ему признаками выражается в пониженной работоспособности организма. Вторая – восстановление работоспособности организма до начального уровня. Третья – повышение работоспособности до уровня выше начального. Длительность каждой фазы зависит от степени тренированности, интенсивности и продолжительности.
Если последующее занятие совпадает со второй фазой, то переутомление исключается, но и не создаются предпосылки для повышения работоспособности. Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2—3 тренировочных занятия в неделю с продолжительностью каждой тренировки от 1,5 до 2,5 часов. Спортсменам предлагается тренироваться чаще, 4—6 раз в неделю, и уделять более продолжительное время
отдельным занятия. Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку. Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И. П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться совершенно невыполнимыми, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой
работы, постепенное усложнение задач и действий – все эти положения основаны на принципе постепенности. Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать разминку. Весь тренировочный процесс должен строиться постепенно, по мере повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому. В одном тренировочном цикле (недельном, месячном или годовом) сохраняются примерно одинаковые
уровни средней интенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются. Принцип доступности показывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Доступность тесно связана с принципами систематичности и постепенности. Судить о доступности занятий следует по действиям обучающихся. Если какой-либо прием выполняется большинством бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми вообще
не выполняется из-за трудности – значит этот прием для занимающихся в данное время не доступен. Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией дает наилучшие результаты в тренировочном процессе команд, коллективных видах спорта. Но команда состоит из разных людей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим при коллективных тренировках.
Индивидуальные особенности выявляются на основании собеседований, тестов и контрольных упражнений на силу, быстроту, выносливость, технику и др. При построении тренировочного процесса и планировании тренировок индивидуальные особенности членов команды следует учитывать путем определенной дозировки нагрузок. Принцип наглядности заключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение целиком и по частям.
Показ должен выполнить тренер или обученный этому приему. С успехом можно использовать для наглядности фотографический материал и киноленты, плакаты и рисунки. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, но не нужно слепо копировать какой-либо прием. Наглядность необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса. В начале обучения – показ приема, выполненного в совершенстве; далее – показ в том виде, как его выполняют
на тренировках; после выявления и исправления ошибок – сравнительный анализ различных особенностей выполнения приема. Все это можно сделать с помощью технических средств, однако сила примера оказывает гораздо большее влияние. Недостаточно подготовленный равняется прежде всего на товарищей, в чем заключается особенность коллективных тренировок. Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала.
Первый уровень (знакомство) характеризуется умением узнавать изученный объект среди остальных, выбирать его из совокупности объектов. Второй уровень (репродукция) характеризуется умением воспроизводить изученный материал, но не выходя при этом за рамки заученных сведений. Третий уровень (умение) характеризуется умением решать практические задачи по изученному материалу, применять известные общие методы в конкретных условиях.
Четвертый уровень (творчество) характеризуется умением создавать новые подходы и методы решения проблем в сфере деятельности Методы физического обучения и воспитания Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата. Выделяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса обучения) и общепедагогические
( применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам физической культуры относятся:  методы строго регламентированного упражнения;  игровой метод (использование упражнений в игровой форме);  соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений
и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:  словесные методы;  Методы наглядного воздействия. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физической культуры как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического обучения и воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.).
Физическая нагрузка строго регламентирована по объему и интенсивности, что позволяет варьировать ею от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач. Точно дозированы интервалы отдыха в выполняемом упражнении, что способствует исключению случаев перетренировки в занятиях с любым возрастным контингентом, эффективное освоение техники физических упражнений. Методы строго регламентированного упражнения предусматривают разучивание упражнений в целом и по частям.
Метод целостного разучивания упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.). Целостным методом можно осваивать отдельные детали, элементы или
фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается разучиванию упражнений по частям (расчлененно-конструктивный метод).
Расчлененно-конструктивный метод применяется на начальных этапах обучения. Он предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. В практике физической культуры целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно.
Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению. В практике физической культуры среди методов строго регламентированного упражнения выделяют также метод сопряженного воздействия. Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуются в условиях, требующих
увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом, бежит по дистанции с амортизаторами, которые противодействуют движению и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических особенностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания и развития физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными нагрузками. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются:  равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений);  стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений). Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило,
повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Метод переменного упражнения характеризуется направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие упражнения: 
переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);  переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок);  прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с интервалами отдыха между подходами до полного восстановления);  варьирующее упражнение с переменными
интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется: 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от3 до 5 мин);  нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800-400-200-100 м с короткими интервалами отдыха между ними). Кроме перечисленных имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального
упражнения (круговой метод). Он используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. Игровой метод В системе физической культуры игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются:  обеспечение всестороннего,
комплексного развития физических качеств и совершенствования двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии;  избирательное развитие определенных физических качеств (подбираются соответствующие игры);  наличие соперничества среди занимающихся, что требует значительных физических усилий и проявления волевых и других психологических качеств;  широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер
действий игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;  целенаправленное формирование у занимающихся нравственных качеств (взаимопомощь и сотрудничество, сознательная дисциплинированность, воля, коллективизм и др.), что обеспечивается соблюдением правил игры в условиях противоборства;  эмоциональная привлекательность и фактор удовольствия, способствующие воспитанию устойчивого положительного интереса и деятельного мотива
к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Соревновательный метод Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся, выполнения спортивного разряда или достижения высокого результата (рекорда).
Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической и физической напряженности в условиях конкурентной борьбы. Обязательным условием соревновательног7о метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет:  стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;  определять и оценивать качество владения двигательными
действиями;  обеспечивать максимальную физическую нагрузку;  содействовать воспитанию волевых качеств. Общепедагогические методы физической культуры К общепедагогическим методам относятся практические, наглядные, словесные методы, работа с книгой. Каждый из этих общих методов имеет свои модификации (способы выражения). К практическому методу относятся следующие его разновидности: опыты, упражнения, учебно-производительный
труд. Разновидностями наглядного метода являются: иллюстрация, демонстрация, наблюдения. Словесный метод объединяет в своем понятии объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, инструктаж, лекцию, дискуссию, диспут. Методы работы с книгой подразделяются на следующие разновидности: чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование. Общепедагогические методы физической культуры выполняют следующие функции: обучающую, развивающую,
воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Заключение Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физвоспитания разработана научно-методическая основа тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности; коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью.
Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса. Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата. Выделяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса обучения) и общепедагогические
( применяемые во всех случаях обучения и воспитания). С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физической культуры как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить
успешную реализацию комплекса задач физического обучения и воспитания. Список литературы 1. Баранов В.А Венгкинский Т.П Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. – М.: РГТЭУ, 2004, – 104 с. 2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону:
Феникс,2002, 384 с. 3. Железняк Ю.Д Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – Издательский центр «Академия», 2002, 264 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |