Реферат по предмету "Экология"


Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраны природы

Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраныприроды
 

Охрана окружающей среды (природоохраннаядеятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений,иных юридических лиц и граждан, направленная на:
– сохранение и восстановлениеприродной среды,
– рациональное использование ивоспроизводство природных ресурсов,
– предотвращение загрязнения,деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредноговоздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидациюее последствий.
Охрана окружающей среды являетсянеотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивогоэкономического и социального развития общества.
Субъектами отношений в областиохраны окружающей среды являются:
– Президент Республики Беларусь,
– Совет Министров РеспубликиБеларусь,
– специально уполномоченныереспубликанские органы государственного управления в области охраны окружающейсреды,
– местные Советы депутатов,исполнительные и распорядительные органы,
– иные государственные органы,органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
– общественные объединения, иныеюридические лица Республики Беларусь,
– граждане Республики Беларусь, втом числе индивидуальные предприниматели.
Государственное управление вобласти охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь,Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами,иными специально уполномоченными республиканскими органами государственногоуправления и их территориальными органами, местными Советами депутатов,исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
К специально уполномоченнымреспубликанским органам государственного управления относятся:
– Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь,
– Министерство здравоохраненияРеспублики Беларусь,
– Министерство по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь,
– Министерство лесного хозяйстваРеспублики Беларусь,
– Государственный комитет поимуществу Республики Беларусь,
– иные республиканские органыгосударственного управления в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
– Президент Республики Беларусь вобласти охраны окружающей среды:
– определяет единую государственнуюполитику;
– утверждает государственныепрограммы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейсреды;
– устанавливает порядокпредоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения опредоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательнымиактами Республики Беларусь;
– объявляет зоны экологическогобедствия;
– устанавливает срокприостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зонеэкологического бедствия;
– осуществляет иные полномочия,возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актамиРеспублики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:
– обеспечивает реализацию единойгосударственной политики Республики Беларусь;
– принимает нормативные правовыеакты в области охраны окружающей среды;
– обеспечивает разработку ивыполнение государственных программ рационального использования природныхресурсов и охраны окружающей среды;
– устанавливает порядок разработкии утверждения территориальных комплексных схем рационального использованияприродных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;
– определяет меры по охранеокружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов иулучшению качества окружающей среды;
– устанавливает порядокиспользования природных ресурсов, если иное не установлено законодательнымиактами Республики Беларусь;
– устанавливает лимиты наприродопользование, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь;
– вносит Президенту РеспубликиБеларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лицналоговых и иных льгот;
– устанавливает порядок ведениягосударственных кадастров природных ресурсов, а также порядок ведениягосударственного учета в области охраны окружающей среды;
– утверждает Положение о Краснойкниге Республики Беларусь;
– устанавливает порядок передачимест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений,относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, под охранупользователям земельных участков и (или) водных объектов, формы паспортов местобитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихсяк видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и охранногообязательства, а также порядок и условия их выдачи;
– устанавливает порядокформирования и ведения государственного фонда данных о состоянии окружающейсреды и воздействиях на нее;
– принимает решения об объявлениитерриторий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения,их преобразовании или о прекращении их функционирования;
– объявляет в необходимых случаяхотдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска изонами экологического кризиса;
– устанавливает порядок веденияНациональной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
– определяет порядок проведения ииспользования данных мониторинга окружающей среды;
– устанавливает порядок осуществлениягосударственного контроля в области охраны окружающей среды и определяетперечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих правоосуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды;
– устанавливает порядокматериального поощрения должностных лиц Министерства природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов,выявивших правонарушения в области охраны окружающей среды;
– определяет состав экологическойинформации общего назначения, подлежащей обязательному распространению,обладателей такой информации, обязанных ее распространять, и периодичность еераспространения;
– устанавливает форму и порядоксоставления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;
– устанавливает порядок исчисленияразмера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
– обеспечивает организацию иразвитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды иформирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовкуспециалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
– осуществляет международноесотрудничество в области охраны окружающей среды;
– осуществляет иные полномочия,возложенные на него законодательством Республики Беларусь.
– Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на негополномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:
– реализует единую государственнуюполитику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
– в пределах своей компетенцииразрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числеразрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовыеакты;
– осуществляет государственноеуправление в области охраны окружающей среды;
– организует разработкутерриториальных комплексных схем охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководствоэтой разработкой;
– устанавливает лимиты на сбор,заготовку или закупку дикорастущих растений и (или) их частей;
– осуществляет в установленномпорядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в областиохраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
– осуществляет государственноерегулирование деятельности в области экологической сертификации;
– в пределах своей компетенцииобеспечивает единство измерений в области охраны окружающей среды;
– осуществляет в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь лицензирование деятельности, связанной сиспользованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
– координирует деятельностьреспубликанских органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и использования природных ресурсов;
– проводит государственнуюэкологическую экспертизу;
– утверждает перечень видов и объектовхозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающуюсреду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательномпорядке;
– определяет порядок использованиясредств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы в соответствиис законодательными актами;
– ведет учет аналитическихлабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающей среды,устанавливает требования к таким лабораториям;
– осуществляет государственныйконтроль за использованием и охраной земель (включая почвы),общераспространенных полезных ископаемых и торфа, поверхностных и подземныхвод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, растительного и животногомира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природныхландшафтов, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, обращением с отходами впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
– определяет порядок осуществленияконтроля общественными инспекторами охраны природы и их полномочия;
– принимает решения о полном иличастичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной ииной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– предъявляет претензии юридическимлицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд овозмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также иски в суд опрекращении юридическими лицами или гражданами хозяйственной и инойдеятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
– запрашивает и получаетбезвозмездно от республиканских органов государственного управления, местныхисполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных нанего;
– организует учет и оценкуприродных ресурсов;
– ведет совместно ссоответствующими республиканскими органами государственного управленияследующие государственные кадастры природных ресурсов: недр, водный,атмосферного воздуха, растительного мира, животного мира, торфяного фонда, атакже отходов и иные кадастры и координирует деятельность этих органов по ихведению;
– организует в установленномпорядке ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь;
– формирует государственный фондданных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее;
– ведет Красную книгу РеспубликиБеларусь, осуществляет государственный контроль за состоянием диких животных идикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгуРеспублики Беларусь;
– организует работу по выявлениюмест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений,относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и учетуэтих мест;
– разрабатывает и утверждает мероприятияпо охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам,включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам, подпадающимпод действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта1973 года (далее, если не предусмотрено иное, – Конвенция), и осуществляетконтроль за их выполнением;
– выдает разрешения на изъятиедиких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным вКрасную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания;
– организует экологическуюпаспортизацию объектов;
– устанавливает порядок веденияэкологического паспорта предприятия;
– предоставляет и распространяетэкологическую информацию в соответствии с законодательством и международнымидоговорами Республики Беларусь;
– информирует органыгосударственного управления, юридические лица и граждан о состоянии окружающейсреды и мерах по ее охране;
– взаимодействует с общественнымиобъединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающейсреды, организует сеть общественных инспекторов охраны природы;
– участвует в развитии системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированииэкологической культуры, организует пропаганду знаний в области охраныокружающей среды;
– осуществляет международноесотрудничество в области охраны окружающей среды;
– изучает, обобщает ираспространяет опыт зарубежных стран в области охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов;
– координирует выполнениемеждународных договоров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды иосуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь разрабатывает и вносит в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в Совет МинистровРеспублики Беларусь:
– проекты актов законодательстваРеспублики Беларусь в области охраны окружающей среды;
– проекты государственных программрационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
– предложения по вопросам охраныокружающей среды и рационального использования природных ресурсов для включенияих в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития РеспубликиБеларусь;
– предложения по установлениюСоветом Министров Республики Беларусь лимитов на природопользование;
– представления об объявлении,преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природныхтерриторий республиканского значения;
– предложения об объявленииотдельных участков территории Республики Беларусь зонами экологического риска изонами экологического кризиса;
– предложения по формированию ииспользованию государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;
– предложения об установленииотдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот.
Местные Советы депутатов в областиохраны окружающей среды:
– утверждают территориальныепрограммы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов иохране окружающей среды;
– распоряжаются на подведомственнойим территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами,находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;
– отменяют решения местныхисполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельныхучастков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче ихв собственность, не соответствующие действующему законодательству РеспубликиБеларусь о земле;
– передают в установленном порядкевыявленные места обитания диких животных и места произрастания дикорастущихрастений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов;
– осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные исполнительные ираспорядительные органы в области охраны окружающей среды:
– разрабатывают и представляют вместные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды ипринимают меры по их выполнению;
– принимают меры по защите прав изаконных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающейсреды;
– осуществляют на подведомственнойим территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр,вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь;
– определяют места размещенияотходов;
– организуют сбор, перевозку,хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на ихтерритории;
– принимают решения о полном иличастичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной ииной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– предъявляют претензии юридическимлицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд овозмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также иски в суд опрекращении юридическими лицами или гражданами хозяйственной и инойдеятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
– организуют развитие системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры;
– изучают предложения юридическихлиц, в том числе общественных объединений, а также граждан по вопросам охраныокружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
– осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общественные объединения,осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
– разрабатывать, пропагандировать иреализовывать в установленном порядке программы рационального использованияприродных ресурсов и охраны окружающей среды, защищать права и законныеинтересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольнойоснове граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
– участвовать в разработке проектовгосударственных, отраслевых, местных и иных программ и мероприятий порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды испособствовать их выполнению;
– за счет собственных ипривлеченных средств осуществлять мероприятия по воспроизводству природныхресурсов и обеспечению экологической безопасности;
– вносить в государственные органыи направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей средыи рационального использования природных ресурсов;
– принимать участие в подготовке иобсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемойхозяйственной и иной деятельности, в частности путем проведения общественныхслушаний;
– организовывать и проводить вустановленном порядке общественную экологическую экспертизу;
– создавать в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы ирасходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды;
– оказывать содействиегосударственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
– осуществлять общественныйконтроль в области охраны окружающей среды;
– обращаться в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственногоуправления, иные организации и к должностным лицам для получения полной,достоверной и своевременной экологической информации;
– обращаться в государственныеорганы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, иполучать своевременные и обоснованные ответы;
– предъявлять в суд иски овозмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу своих членов(участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полномили частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и инойдеятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– выступать в средствах массовойинформации по вопросам охраны окружающей среды.
Законодательством РеспубликиБеларусь могут быть определены иные права общественных объединений,осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды.
Общественные объединения,осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работупо пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышениюэкологической культуры граждан, сообщают в территориальные органы Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местныеисполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерациональногоиспользования природных ресурсов, нарушениях законодательства РеспубликиБеларусь об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайныхситуациях, нарушениях технологических процессов, в результате которых произошлоили может произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействиена окружающую среду.
Согласно статье 14 ЗаконаРеспублики Беларусь «О животном мире» охрана объектов животного мира и (или)среды их обитания осуществляется уполномоченными государственными органами вобласти охраны и использования животного мира, иными государственными органами(организациями), должностными лицами государственной лесной охраны в пределахих компетенции, пользователями объектов животного мира, а также юридическимилицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и инуюдеятельность, не связанную с пользованием объектами животного мира, но оказывающуювредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания илипредставляющую потенциальную опасность для них.

Список использованных источников
1. Об охране окружающей среды: закон Республики Беларусь от26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. – 2008. – № 170.
2. Об охране и использовании животного мира: закон РеспубликиБеларусь от 19 сентября 1996 г. № 598-XІІІ // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь.
3. Об обращении с отходами: закон Республики Беларусь от 20июля 2007 г. № 271-З // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. – 2008. – № 170.
4. Балашенко, С. А., Лаевская, Е. В., Макарова, Т. И. Правона благоприятную окружающую среду (как его защитить?) // Практ. Пособие: Минск,2000.
5. Гоев, А. В. Экологическое право Республики Беларусь. — Минск: Молодеж.науч.о-во, 2000.
6. Экологическое право: учеб.пособие / С. А. Балашенко, Е. В.Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова, И. С. Шахрай, Н. А. Шингель; под ред.Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. — Минск: Изд.центр БГУ, 2008.
7. Веденин, Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентоввысших учебных заведений. – М.: Право и закон, 2000. – 336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технико-экономические расчеты к проекту отделения переработки КХК коллективного химического конц
Реферат Путешествие на Мальту московского боярина БП Шереметева
Реферат Назначение наказания как меры уголовно-правового воздействия
Реферат Развитие физических качеств школьников разного возраста 2
Реферат Анализ хозяйственной деятельности и мотивации персонала Махачкалинского почтамта УФПС РД
Реферат Уилсон, Чарльз конгрессмен США
Реферат Развитие арго- и экотуризма в Республике Беларусь
Реферат Развитие экстремального туризма в регионе Кабардино Балкария
Реферат Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Реферат Создание мануфактурной промышленности при Петре I
Реферат Elizabeth Peabody Essay Research Paper Teacher and
Реферат Налоговая полиция
Реферат Анализ изменений в Закон Об аудиторской деятельности
Реферат Dancing With Wolves Essay Research Paper Dances
Реферат Вероятность