Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экология"


Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраны природы

Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраныприроды
 

Охрана окружающей среды (природоохраннаядеятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений,иных юридических лиц и граждан, направленная на:
– сохранение и восстановлениеприродной среды,
– рациональное использование ивоспроизводство природных ресурсов,
– предотвращение загрязнения,деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредноговоздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидациюее последствий.
Охрана окружающей среды являетсянеотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивогоэкономического и социального развития общества.
Субъектами отношений в областиохраны окружающей среды являются:
– Президент Республики Беларусь,
– Совет Министров РеспубликиБеларусь,
– специально уполномоченныереспубликанские органы государственного управления в области охраны окружающейсреды,
– местные Советы депутатов,исполнительные и распорядительные органы,
– иные государственные органы,органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
– общественные объединения, иныеюридические лица Республики Беларусь,
– граждане Республики Беларусь, втом числе индивидуальные предприниматели.
Государственное управление вобласти охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь,Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами,иными специально уполномоченными республиканскими органами государственногоуправления и их территориальными органами, местными Советами депутатов,исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
К специально уполномоченнымреспубликанским органам государственного управления относятся:
– Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь,
– Министерство здравоохраненияРеспублики Беларусь,
– Министерство по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь,
– Министерство лесного хозяйстваРеспублики Беларусь,
– Государственный комитет поимуществу Республики Беларусь,
– иные республиканские органыгосударственного управления в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
– Президент Республики Беларусь вобласти охраны окружающей среды:
– определяет единую государственнуюполитику;
– утверждает государственныепрограммы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейсреды;
– устанавливает порядокпредоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения опредоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательнымиактами Республики Беларусь;
– объявляет зоны экологическогобедствия;
– устанавливает срокприостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зонеэкологического бедствия;
– осуществляет иные полномочия,возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актамиРеспублики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:
– обеспечивает реализацию единойгосударственной политики Республики Беларусь;
– принимает нормативные правовыеакты в области охраны окружающей среды;
– обеспечивает разработку ивыполнение государственных программ рационального использования природныхресурсов и охраны окружающей среды;
– устанавливает порядок разработкии утверждения территориальных комплексных схем рационального использованияприродных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;
– определяет меры по охранеокружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов иулучшению качества окружающей среды;
– устанавливает порядокиспользования природных ресурсов, если иное не установлено законодательнымиактами Республики Беларусь;
– устанавливает лимиты наприродопользование, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь;
– вносит Президенту РеспубликиБеларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лицналоговых и иных льгот;
– устанавливает порядок ведениягосударственных кадастров природных ресурсов, а также порядок ведениягосударственного учета в области охраны окружающей среды;
– утверждает Положение о Краснойкниге Республики Беларусь;
– устанавливает порядок передачимест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений,относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, под охранупользователям земельных участков и (или) водных объектов, формы паспортов местобитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихсяк видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и охранногообязательства, а также порядок и условия их выдачи;
– устанавливает порядокформирования и ведения государственного фонда данных о состоянии окружающейсреды и воздействиях на нее;
– принимает решения об объявлениитерриторий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения,их преобразовании или о прекращении их функционирования;
– объявляет в необходимых случаяхотдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска изонами экологического кризиса;
– устанавливает порядок веденияНациональной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
– определяет порядок проведения ииспользования данных мониторинга окружающей среды;
– устанавливает порядок осуществлениягосударственного контроля в области охраны окружающей среды и определяетперечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих правоосуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды;
– устанавливает порядокматериального поощрения должностных лиц Министерства природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов,выявивших правонарушения в области охраны окружающей среды;
– определяет состав экологическойинформации общего назначения, подлежащей обязательному распространению,обладателей такой информации, обязанных ее распространять, и периодичность еераспространения;
– устанавливает форму и порядоксоставления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;
– устанавливает порядок исчисленияразмера возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
– обеспечивает организацию иразвитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды иформирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовкуспециалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
– осуществляет международноесотрудничество в области охраны окружающей среды;
– осуществляет иные полномочия,возложенные на него законодательством Республики Беларусь.
– Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на негополномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:
– реализует единую государственнуюполитику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
– в пределах своей компетенцииразрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числеразрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовыеакты;
– осуществляет государственноеуправление в области охраны окружающей среды;
– организует разработкутерриториальных комплексных схем охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководствоэтой разработкой;
– устанавливает лимиты на сбор,заготовку или закупку дикорастущих растений и (или) их частей;
– осуществляет в установленномпорядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в областиохраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
– осуществляет государственноерегулирование деятельности в области экологической сертификации;
– в пределах своей компетенцииобеспечивает единство измерений в области охраны окружающей среды;
– осуществляет в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь лицензирование деятельности, связанной сиспользованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
– координирует деятельностьреспубликанских органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и использования природных ресурсов;
– проводит государственнуюэкологическую экспертизу;
– утверждает перечень видов и объектовхозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающуюсреду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательномпорядке;
– определяет порядок использованиясредств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы в соответствиис законодательными актами;
– ведет учет аналитическихлабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающей среды,устанавливает требования к таким лабораториям;
– осуществляет государственныйконтроль за использованием и охраной земель (включая почвы),общераспространенных полезных ископаемых и торфа, поверхностных и подземныхвод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, растительного и животногомира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природныхландшафтов, ведением охотничьего и рыбного хозяйства, обращением с отходами впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
– определяет порядок осуществленияконтроля общественными инспекторами охраны природы и их полномочия;
– принимает решения о полном иличастичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной ииной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– предъявляет претензии юридическимлицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд овозмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также иски в суд опрекращении юридическими лицами или гражданами хозяйственной и инойдеятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
– запрашивает и получаетбезвозмездно от республиканских органов государственного управления, местныхисполнительных и распорядительных органов, юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных нанего;
– организует учет и оценкуприродных ресурсов;
– ведет совместно ссоответствующими республиканскими органами государственного управленияследующие государственные кадастры природных ресурсов: недр, водный,атмосферного воздуха, растительного мира, животного мира, торфяного фонда, атакже отходов и иные кадастры и координирует деятельность этих органов по ихведению;
– организует в установленномпорядке ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь;
– формирует государственный фондданных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее;
– ведет Красную книгу РеспубликиБеларусь, осуществляет государственный контроль за состоянием диких животных идикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгуРеспублики Беларусь;
– организует работу по выявлениюмест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений,относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и учетуэтих мест;
– разрабатывает и утверждает мероприятияпо охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам,включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам, подпадающимпод действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта1973 года (далее, если не предусмотрено иное, – Конвенция), и осуществляетконтроль за их выполнением;
– выдает разрешения на изъятиедиких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным вКрасную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания;
– организует экологическуюпаспортизацию объектов;
– устанавливает порядок веденияэкологического паспорта предприятия;
– предоставляет и распространяетэкологическую информацию в соответствии с законодательством и международнымидоговорами Республики Беларусь;
– информирует органыгосударственного управления, юридические лица и граждан о состоянии окружающейсреды и мерах по ее охране;
– взаимодействует с общественнымиобъединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающейсреды, организует сеть общественных инспекторов охраны природы;
– участвует в развитии системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированииэкологической культуры, организует пропаганду знаний в области охраныокружающей среды;
– осуществляет международноесотрудничество в области охраны окружающей среды;
– изучает, обобщает ираспространяет опыт зарубежных стран в области охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов;
– координирует выполнениемеждународных договоров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды иосуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь разрабатывает и вносит в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в Совет МинистровРеспублики Беларусь:
– проекты актов законодательстваРеспублики Беларусь в области охраны окружающей среды;
– проекты государственных программрационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
– предложения по вопросам охраныокружающей среды и рационального использования природных ресурсов для включенияих в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития РеспубликиБеларусь;
– предложения по установлениюСоветом Министров Республики Беларусь лимитов на природопользование;
– представления об объявлении,преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природныхтерриторий республиканского значения;
– предложения об объявленииотдельных участков территории Республики Беларусь зонами экологического риска изонами экологического кризиса;
– предложения по формированию ииспользованию государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;
– предложения об установленииотдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот.
Местные Советы депутатов в областиохраны окружающей среды:
– утверждают территориальныепрограммы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов иохране окружающей среды;
– распоряжаются на подведомственнойим территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,недрами, водами, охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами,находящимися в их ведении, а также осуществляют контроль за их использованием;
– отменяют решения местныхисполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельныхучастков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче ихв собственность, не соответствующие действующему законодательству РеспубликиБеларусь о земле;
– передают в установленном порядкевыявленные места обитания диких животных и места произрастания дикорастущихрастений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов;
– осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные исполнительные ираспорядительные органы в области охраны окружающей среды:
– разрабатывают и представляют вместные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды ипринимают меры по их выполнению;
– принимают меры по защите прав изаконных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающейсреды;
– осуществляют на подведомственнойим территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр,вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь;
– определяют места размещенияотходов;
– организуют сбор, перевозку,хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на ихтерритории;
– принимают решения о полном иличастичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной ииной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– предъявляют претензии юридическимлицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд овозмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также иски в суд опрекращении юридическими лицами или гражданами хозяйственной и инойдеятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
– организуют развитие системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры;
– изучают предложения юридическихлиц, в том числе общественных объединений, а также граждан по вопросам охраныокружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
– осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общественные объединения,осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
– разрабатывать, пропагандировать иреализовывать в установленном порядке программы рационального использованияприродных ресурсов и охраны окружающей среды, защищать права и законныеинтересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольнойоснове граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
– участвовать в разработке проектовгосударственных, отраслевых, местных и иных программ и мероприятий порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды испособствовать их выполнению;
– за счет собственных ипривлеченных средств осуществлять мероприятия по воспроизводству природныхресурсов и обеспечению экологической безопасности;
– вносить в государственные органыи направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей средыи рационального использования природных ресурсов;
– принимать участие в подготовке иобсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемойхозяйственной и иной деятельности, в частности путем проведения общественныхслушаний;
– организовывать и проводить вустановленном порядке общественную экологическую экспертизу;
– создавать в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы ирасходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды;
– оказывать содействиегосударственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
– осуществлять общественныйконтроль в области охраны окружающей среды;
– обращаться в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственногоуправления, иные организации и к должностным лицам для получения полной,достоверной и своевременной экологической информации;
– обращаться в государственныеорганы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, иполучать своевременные и обоснованные ответы;
– предъявлять в суд иски овозмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу своих членов(участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полномили частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и инойдеятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие наокружающую среду;
– выступать в средствах массовойинформации по вопросам охраны окружающей среды.
Законодательством РеспубликиБеларусь могут быть определены иные права общественных объединений,осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды.
Общественные объединения,осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работупо пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышениюэкологической культуры граждан, сообщают в территориальные органы Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местныеисполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерациональногоиспользования природных ресурсов, нарушениях законодательства РеспубликиБеларусь об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайныхситуациях, нарушениях технологических процессов, в результате которых произошлоили может произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействиена окружающую среду.
Согласно статье 14 ЗаконаРеспублики Беларусь «О животном мире» охрана объектов животного мира и (или)среды их обитания осуществляется уполномоченными государственными органами вобласти охраны и использования животного мира, иными государственными органами(организациями), должностными лицами государственной лесной охраны в пределахих компетенции, пользователями объектов животного мира, а также юридическимилицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и инуюдеятельность, не связанную с пользованием объектами животного мира, но оказывающуювредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания илипредставляющую потенциальную опасность для них.

Список использованных источников
1. Об охране окружающей среды: закон Республики Беларусь от26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. – 2008. – № 170.
2. Об охране и использовании животного мира: закон РеспубликиБеларусь от 19 сентября 1996 г. № 598-XІІІ // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь.
3. Об обращении с отходами: закон Республики Беларусь от 20июля 2007 г. № 271-З // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. – 2008. – № 170.
4. Балашенко, С. А., Лаевская, Е. В., Макарова, Т. И. Правона благоприятную окружающую среду (как его защитить?) // Практ. Пособие: Минск,2000.
5. Гоев, А. В. Экологическое право Республики Беларусь. — Минск: Молодеж.науч.о-во, 2000.
6. Экологическое право: учеб.пособие / С. А. Балашенко, Е. В.Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова, И. С. Шахрай, Н. А. Шингель; под ред.Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. — Минск: Изд.центр БГУ, 2008.
7. Веденин, Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентоввысших учебных заведений. – М.: Право и закон, 2000. – 336 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях
Реферат Отзыв лицензии у коммерческого банка
Реферат Диагностика банкротств предприятий
Реферат Evil And Primitivism In Man Essay Research
Реферат Алгебра высказываний
Реферат Greenpeace Ships Essay Research Paper Greenpeace began
Реферат Winesburg Ohio Essay Research Paper In the
Реферат Реклама на установках "Призмавижен"
Реферат Greenpeace Essay Research Paper Greenpeace History The
Реферат Политические воззрения К.П.Победоносцева
Реферат Недвижимые вещи как объекты гражданских прав
Реферат Функционирование нервной системы пиявки
Реферат #G0 гост 22761-77 Группа В09 государственный стандарт союза сср металлы и сплавы метод измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия
Реферат Обеспечение безопасности жиэнедеятельности работников организации
Реферат Патриотическое воспитание школьников