Реферат по предмету "Педагогика"


Патриотическое воспитание школьников

Патриотическоевоспитание школьников.
 
В полной мере и здоровой натуре тяжелолежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своёкровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину ¾значит пламенно желать видеть в ней осуществлениеидеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
БелинскийВ.Г.
Патриотическое воспитаниеявляется одним из приоритетных направлений в системе образования России, таккак способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания,готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционныхобязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание— многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированнаядеятельность государственных органов, общественных объединений и организаций поформированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувстваверности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В нашей школе разработанаи функционирует Программа патриотического воспитания учащихся. Программарассчитана на период с 2006 по 2011 гг.
Цельпатриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма какважнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьниковпрофессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлениюв различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгув условиях мирного и военного времени, высокой ответственности идисциплинированности.
Для достижения этой целитребуется выполнение следующих основныхзадач:
ü  создание научно-методическогообеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;
ü  создание новой эффективной системыпатриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития ушкольников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу игосударству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
ü  утверждение в сознании и чувствахшкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения ккультурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижагосударственной службы;
ü  формирование у учащихся активнойжизненной позиции
ü  формирование у школьников потребностив здоровом образе жизни
Основополагающиепринципы и направления их реализации
Среди основополагающихпринципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящиеположения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются
ü  научность;
ü  гуманизм;
ü  демократизм;
ü  приоритетность исторического,культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
ü  системность, преемственность инепрерывность в развитии школьников;
ü  многообразие форм, методов и средств,используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
ü  направленность воспитания на развитиевозможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуальногоподхода;
ü  тесная и неразрывная связь с другимивидами воспитания.
Реализация этихпринципов впроцессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у неенового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственнойслужбе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляетсяпо следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высшихценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явленийреальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющихпринципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включаетразвитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которойпроявляется готовность к достойному служению Отечеству, формированиевысоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинскойчести, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознаниенеповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости засопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственностиза происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековойистории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военнойорганизации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз,понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашихнародов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимостьи самостоятельность страны.
Политико-правовое — формирование глубокого пониманияконституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессовв обществе и государстве, военной политики, основных положений концепциибезопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, другихвойск, воинских формирований и органов в политической системе общества игосударства.
Включает ознакомление сзаконами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, сфункциями и правовыми основами деятельности военной организации общества,осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров,начальников, старших должностных лиц.
Интернациональное — воспитание важнейшихдуховно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих спецификуформирования и развития нашего общества и государства, национальногосамосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включаетбеззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность квеликому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитаниенациональных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженномуслужению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбынародов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного иответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремленияк активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешноговыполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает мотивы, целии задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализацииличности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высокихрезультатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностьювыполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозироватьи реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое — формирование у школьников высокойпсихологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственныхзадач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологическихкачеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включаетизучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе,профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятиепсихологической напряженности, преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.
Данные направленияадаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают напервой ступени формирования патриотического воспитания, затем работапродолжается на второй и третьей ступени соответственно.
Все эти направленияорганически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практическойдеятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческимиосновами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.
Работа по патриотическомувоспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшуюособенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне игармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что процессвоспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей ивоспитанников, как организация определенных отношений между учащимися,воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексныйподход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитанияшкольников. Он объективно требует сочетания всех сторон гармоничноразвивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форморганизации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы,семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания исамовоспитания школьников. Только при правильном учете методологическойобусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболеесущественные характеристики как принципа коммунистического воспитания. Намкажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторывоспитательного влияния, но их превращение в действительность не можетпроисходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя.
Богатым источникомвоспитательного влияния процесса обучения является его содержание.Руководствуясь пониманием роли своего предмета во всесторонним и гармоничномразвитии личности школьника, учитель выделяет в содержании образования ведущиемировоззренческие идеи, важные в воспитательном отношении понятия, законы итеории.
Воспитательное влияниепроцесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельностишкольников, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессеобучения выступают также и методы обучения. В тесной связи с содержаниемметоды обучения влияют на развитие диалектическою мышления школьников,вооружают их умением связывать обучение с жизнью. От правильного выбора и использованияметодов обучения зависит развитие познавательной активности школьника,образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний вглубокие личные убеждения учащихся.
Активная учебнаядеятельность школьников протекает на уроках, лекциях, практических занятиях,экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому дляповышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущейроли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применениеразнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру деловогообщения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активнойпознавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личнойпричастности к решению общественно ценных задач учебной работы.
Фундаментом научногомировоззрения являются знания, которые даёт общеобразовательная школа. Именноздесь человек знакомится с основами естественных и общественных наук, готовитсяк жизни и дальнейшему образованию. Мировоззрение человека отражаетдействительность сквозь призму общественных отношений, жизненных интересовличности, и, следовательно, содержат оценку мира человеком, направленности егомышления, чувств, поведения.
Мы можем говорить осформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные намзнания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позициявыросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Большие возможностидля этого дают предметы школьной программы.
Работа по формированиюмировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связатьсвой предмет с жизнью, практикой. Преподавание необходимо вести так, чтобыперед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него притягательные,которые он считает своими, в решение которых он вовлекается»[1].
Огромное значение ввоспитательной работе отдаётся общению с природой, изучение родного края. Этаработа, ведущаяся целенаправленно всеми учителями-предметниками, имеетнесколько аспектов. Значительное место в курсах биологии, географии, химии занимаетразъяснение мер Российского государства по охране природы. Учитель показывает,что деятельность человека в природе должна строго соответствовать её законам.Уроки географии, химии, биологии дают первоначальные навыки научногопредвидения изменений в природе при хозяйственной деятельности человека. Неостаётся без внимания экономический аспект охраны природы. С каждым годом всёболее истощаются богатства недр страны. Именно поэтому необходимо научитьбудущих граждан ценить природный материал, научить необходимости егорационального использования и возможности его экономии и т.д.
Содержание задач поматематике может быть либо отвлечённым, либо тесно связанным с окружающей жизнью,с актуальными проблемами ускорения научно-технического прогресса, развитияпроизводства, осознания роли человеческого фактора в повышениипроизводительности труда. «Одним лишь умом, ¾ пишет Шалва Александрович, ¾ ребёнок может только осмыслить иуловить знания, а если руками то же, то он постигнет и жизненность знаний, ноесли ещё и сердцем ¾ тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и станутдля него орудием доброго преобразования и созидания»[2].Особый интерес у ребят вызывают задачи на материале истории, архитектуры,культуры городов России и истории школы. Большой материал по составлению задачна краеведческом материале представлен в журнале «Математика в школе» № 10 2007год. Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовыхдеятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно по этомуна всех уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научныхтрудах выдающихся людей России.
Приоритетным направлениемсодержания программы по музыке является русская музыкальная культура. Фольклор,классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и русскойправославной церкви), современные направления музыкального искусства формируюту учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, ктрадициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественнойкартине мира. На уроках музыки учитель раскрывает школьникам глубокий смыслпонятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношениек таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро,счастье, дружба, долг. Патриотическая тема проходит буквально во всех классах спервого по восьмой. Общение с классической, народной и современной музыкойпатриотической направленности обогащает мировосприятие детей, обостряет чувстваи эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь и себя в этойжизни.
Необходимо всегдапомнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения неможет решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личностишкольника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения свнеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединениявоспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.