РЕФЕРАТ Тема: ”Техника выполнения и метод предписания алгоритмиче-ского типа при обучении некоторым акробатическим элементам”. Содержание 1. Метод предписания алгоритмического типа 2. Техника выполнения акробатических элементов по методу алгоритми-ческого предписания: А) кувырок вперед; Б) переворот в сторону; В) переворот вперед; Г) стойка на руках. МЕТОДОД ПРЕДПИСАНИЙ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО
ТИПА Одна из важнейших задач обучения является действиям – повышение эффективности педагогического процесса. Идея интенсификации учебного процесса неразрывно связана с проблемой управления мыслительными про-цессами и двигательной деятельностью учащихся. Вопрос, о том как обучать подростков двигательным действиям, чтобы они получали хорошую разностороннюю физическую подготовку, научились технически правильно выполнять гимнастические упражнения и умели управлять своим движениями, привлекает педагогов, тренеров и ученых.
Умение выполнять различные гимнастические упражнения нужны не сами по себе, а для решения задач физического воспитания в широком смысле этого слова. Это возможно только в случае, если молодой гимнаст будет физически все сторонне развит, овладеет современной техникой гимнастических упраж-нений, а также научится оценивать движения в пространстве, во времени, по степени мышечных напряжений и овладеет соответствующими способами этой оценки. Решение этих задач обязывает вести поиск наиболее рациональных ме-тодов обучения гимнастическим
упражнениям. Существующие методы, как правило, используются тренерами выбороч-но, по их желанию. В системе обучения нет правил, обязывающих преподава-теля пользоваться различными методами обучения в зависимости от их целе-сообразности. Какой бы из существующих методов тренер ни применял, он стремится, возможно, быстрее обучить движению в целом. Такое стремление приводит к тому, что обучение проводится по методу «проб и ошибок», много времени тратится на исправление ошибок.
Ход обучения при такой методике становится плохо управляемым. Преподаватель говорит о допущенных ошиб-ках, разъясняет их причину, но заставить сделать упражнение правильно ему не всегда удается. Это объясняется тем, что суммарная оценка качества исполнения или констатация допущенных ошибок в самых общих чертах не дает возможности занимающимся точно оценивать свои действия и сравнить возникшие у них конкретные мышечные ощущения с фактическим выполнением заданного действия.
Не удивительно, что двигательные навыки часто формируются сти-хийно, вследствие чего закрепляются движения с ошибками, а в ряде случаев и технически неправильные. Необходимо, чтобы в процессе обучения занимающиеся подавали кон-кретную информацию о результатах выполнения каждой части двигательного акта и его количественных характеристиках и сравнивали возникающие у них ощущения с результатами своих действий. Недостаток существующей методики обучения усугубляется и тем,
что подростки стремятся быстрее освоить но¬вые упражнения и без всякого жела-ния выполняют упражнения, связанные с физической подготовкой, а отработ-кой деталей техники. Тонкая дифференцировка основных компонентов движений, требующая умения различать пространственные и временные характеристики, а также степень мышечных усилий задача довольно сложная для детей и подростков. Отсутствие достаточной физической подготовки и умения различать про-странственные, временные и силовые
характеристики движений часто приводит к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками в точности исполне-ния изучаемых двигательных действий. Успешное решение задач формирования двигательных навыков у детей и подростков возможно при учете физиологических и психологических основ формирования двигательных навыков. Обучение предполагает учет физиче-ской подготовленности учащихся, их возрастных особенностей и двигательных возможностей. Это обязывает преподавателя (тренера) тщательно подбирать учебный материал,
систематизировать его и, пользуясь современными методами, обучать юных гимнастов. Алгоритмизация в обучении позволяет эффективно использовать методы срочной и текущей информации, ме¬тоды кибернетики и моделирования педаго-гических явлений, а также технические средства обучения. Она тесно связана с программированным обучением, а, следовательно, с научной организацией учебного процесса. Программированное обучение предусматривает расчле¬нение учебного ма-териала на части, на элементы
и составление программ, которые бы предопре-деляли ход процесса обучения. Без этого программированное обучение невоз-можно. Основная цель обучения — улучшение качества усвое¬ния учебного мате-риала, а это возможно при повышении интенсивности труда учащихся. Пред-писания алгоритмического типа должны предлагать учащимся для изучения оптимальную «дозу» учебного материала, причем в определенной последова-тельности.
Под предписаниями алгоритмического типа в обучении двигательным действиям следует понимать точные, строго определенные и доступные пред-писания о порядке и характере действий каждого обучаемого для овладения тем или иным двигательным действием или их группой (сходной по структу-ре). Иными словами, предписания предусматривают разделение учебного мате-риала на части (дозы, порции или учебные задания) и обучение занимающихся этим частям в строго определенной последователь¬ности.
Только овладение пер-вой серией учебных заданий дает право переходить ко второй и последующим сериям под строгим контролем преподавателя или самих занимающихся. Изу-чаются предписанные действия, выполнение которых в установленном порядке позволяет освоить изучаемое гимнастическое упражнение. При составлении предписаний алгоритмического типа анализировать учеб-ный материал следует с учетом: 1) специфических особенностей процесса, кото-рый должен предшествовать обучению,
т. е. систематизации учебного материала, на который будут составляться алгорит¬мические предписания; 2) правил (требо-ваний) составле¬ния предписаний алгоритмического типа. Учебный материал систематизируется в определенной логической последо-вательности с учетом освоения дру¬гих разделов программы и структуры изучае-мых упражнений. В предписании необходимо точно указывать характер каждого действия.
Учебный материал должен быть до¬ступен всем, кому он предписан. Строгая оп-ределенность и направленность действий учащихся позволяет управлять процес-сом обучения. Учащиеся, обладающие одина¬ковыми исходными данными, доби-ваются одинаковых ре¬зультатов. Предписания алгоритмического типа могут быть составлены как для одно-го двигательного действия (гимна¬стического упражнения), так и для целых се-рий, доступных на том или другом этапе обучения, имеющих структурное
сход-ство. Все серии учебных заданий должны быть взаимосвязаны различными вариан-тами зависимости; сложность их должна последовательно нарастать. Наличие взаимосвязи между сериями учебных заданий определяет порядок и последова-тельность изучения частей учебного материала. У занимающихся, обладающих хорошо развитыми фи¬зическими качествами, быстрее и качественнее формируются двигательные навыки, выполнение которых связано с проявлением этих физических качеств.
Следовательно, прежде чем обу-чать детей намеченным двигательным действиям, следует определить, какие фи-зические качества нужно у них развить, чтобы они успешно освоили изучаемые движения. В одних случаях необходимо развивать силу тех или других групп мышц, в других — гибкость, в третьих — быстроту мышечных сокращений, а иногда и несколько из них или все названные качеств. Определяется конкретное нормативное требование (тест), обязывающее уметь выполнить то или другое действие
в определенной форме с соблюдением заданных условий (подтянуться в висе, согнуть руки в упоре, поднять ноги в висе определенное число раз с заданной скоростью и амплитудой). Эти уп-ражнения входят в первую серию учебных заданий. Вторая серия учебных заданий должна включать упражнения на освое-ние исходных и конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются изучаемые упражнения.
Исходные и конечные положения рекомендуется изу-чать в тех случаях, когда осваиваются упражнения в висах и упорах. Пра-вильное положение в висе и упоре создает предпосылки для рациональной техники выполнения гимнастических упражнений. Первая и вторая серии учебных заданий, как правило, осваиваются од-новременно. В третью серию учебных заданий входят действия, обеспечивающие ус-ловия для выполнения изучаемого дви¬жения (размахивания в висе и упоре на том или другом снаряде, маховые движения ногами, темповый подскок, пред-
шествующий некоторым прыжковым или акробатиче¬ским упражнениям). Ос-воение этих действий должно предшествовать обучению всем маховым упраж-нениям на гимнастических снарядах. Четвертую серию учебных заданий составят действия, связанные с обу-чением умениям оценивать выполняемые движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий. Умение оценивать движения в пространстве, времени и по степени мы-шечных усилий способствует более
быстрому и качественному формированию двигательных навы¬ков. Это объясняется тем, что выработанные дифференци-ровки количественной характеристики движений положительно переносятся на другие действия, сходные по двигательной структуре. Выработанная дифференцировка амплитуды маха в упоре или висе бла-годаря положительному переносу навыка способствует успешному освоению более сложного движения, выполняемого на таком же махе.
Благодаря поло-жительному переносу дифференцировок, выработанных при выполнении срав-нительно простых движений, можно выполнять отдельные компоненты целост-ного движения, овладевать учебным материалом по частям (малыми дозами) в об-легченных условиях. Количество и степень точности вырабатываемых дифференцировок (про-странства, времени и силы) зависят от структуры и координационной сложности изучаемого дви¬жения. Иногда достаточно уметь оценивать только амплитуду маха и степень сгибания и разгибания тела, а иногда
— скорость или степень мышеч-ных усилий, чтобы осво¬ить то или другое двигательное действие. При обучении более сложным упражнениям необходим комплекс дифферен-цировок, обеспечивающих условия для правильного выполнения основных дейст-вий, составляю¬щих техническую основу изучаемого упражнения. Пятая серия учебных заданий — подводящие упражне¬ния и части изучаемо-го двигательного действия. Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях или с помощью тренера в различных технических
устройств (рис. 48). Разобранную схе-му предписаний алгоритмического ти¬па следует рассматривать как примерную. При обучении отдельным гимнастическим упражнениям некоторые серии учебных заданий можно исключать. Это делается, например, в тех случаях, когда физиче-ская подготовка уже осуществлена при обучении предыдущим упражнениям или когда исходные и конечные положения хорошо знакомы занимающимся. Более того, основные действия, обеспечивающие выполнение изучаемых движений, а также действия, связанные
с управлением движениями, могут быть хорошо зна-комы обучаемым. В таких случаях предписание алгоритмического типа может состоять из че-тырех или из трех серий учебных заданий. При изучении каждой серии учебных заданий учитываются ин-дивидуальные особенности занимающихся (их готовность к освоению изучаемого материала); контролируется правильность выполнения учебных заданий; определяется порядок перехода от одного задания к другому.
Влияет на качество исполнения учащимся того или другого учебного задания. Метод предписаний алгоритмического типа позволяет ликвидировать не-производительную трату времени на уро¬ке; занимающиеся все время активно и са-мостоятельно работают над тем или другим учебным заданием. Пользуясь предписаниями и самоконтролем за ходом усвоения каждого учебного задания, юные гимнасты могут самостоятельно изучать учебный матери-ал. Следует также учитывать, что различные гимнастические упражнения
да-ются юным гимнастам не для того, чтобы они умели их выполнять, а для форми-рования у них определенных знаний и умений. Может оказаться, что овладение двигательным действием более «длинным путем» рациональнее, чем коротким, так как умения выполнять различные гимнастические упражнения нужны не сами по себе, а для формирования двигательной функции у юных гимнастов. Двига-тельная функция формируется успешно у детей в том случае, если они умеют управлять своими движениями
и знают пути формирования этих умений. Таким образом, метод предписаний алгоритмического типа дает возможность не только обучать гимнастическим упражнениям и осваивать их самостоятельно, но и фор-мировать у юных гимнастов двигательную функцию. Преподаватель должен научиться составлять предписания алгоритмическо-го типа и уметь пользоваться ими с целью обучения. Ему необходимо уяснить сущность метода, усвоить правила составления предписаний алгоритмического ти-
па и хорошо знать систематику и структуру гимнастических упражнений. При составлении предписаний алгоритмического типа возникает вопрос о том, до какой степени дробности целе¬сообразно расчленять изучаемые упражне-ния. Очевидно, количество учебных заданий в каждой серии будет зависеть от ко-ординационной сложности предписания и уровня подготовленности занимающих-ся, для которых они даются. Метод предписаний алгоритмического типа опирается на методы, сущест-вующие в педагогике,
и дополняет их. При таком методе обучения все занимаю-щиеся осваи¬вают учебный материал в нет неуспевающих. Изучаемым материалом овладевают все, только в разные сроки; время, необходимое на усвоение учебных заданий, определяется в зависимости от индивидуальных способностей детей. При этом обеспечивается более действенная обратная связь и как следствие ее свое-временная реакция преподавателя. При обучении методом предписаний алгорит-мического типа используются все методы и приемы
обучения, существующие в гимнастике. Они объединяются в определенную систему. В первой серии учебных заданий, связанной со специ¬альной физической подготовкой, четко выражен метод сопряженных воздействий (В. М. Дьячков, 1967 г.); во второй серии — метод расчленения и прием фиксации; в третьей серии — метод решения част-ных двигательных задач (Л. П. Семенов, 1956 г.); в четвертой серии —метод срочной информации (В.
С. Фарфель, 1963 г.); в пятой серии — методы расчле-нения подводящих упражнений и решения частных двигательных задач. Всегда ли нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа при обучении гимнастическим упражнениям? Нет. Многим из них можно обучать по сложившейся методике. К таким относятся строевые, общеразвивающие, от-дельные прикладные упражнения, простые прыжки, а также различные уп-ражнения в смешанных висах и упорах В современной практике физического воспитания среди
общеприня-тых методов обучения все большое значение приобретают предписание алго-ритмического типа. Этот метод является одной из составных частей про-граммированного обучения. Предписание алгоритмического типа предусмат-ривает разделение учебного материала из серии учебных заданий, последова-тельное выполнение которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Предписание алгоритмического типа требует описание трех типов задания: - информационные задания – упражнения,
которые должен выпол-нить ученик; - операционные задания – указания о том, как должно выполняться упражнение; - контрольные задания – действия, по которым осуществляется контроль за умением выполнять изучаемое упражнение. Кувырок вперед. Обучение. Техника. Из упора присев, разгибая ноги, переместить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед перейти в упор присев и встать. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:
1. переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги; 2. подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь; 3. переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, за-хватывая руками середину голеней. Серии учебных заданий Информационные задания Операционные задания Контрольные задания 1 наклоны и вращения головой повороты кистями приседания 2
Упор присев 3-4 Перекат вперед 5 кувырок вперед в сед ноги врозь то же то же кувырок вперед то же 6 Кувырок вперед Вперед, назад, влево и вправо Сцепив пальцы рук Ноги врозь, медленно и быстро (на всей стопе) Ноги врозь, тяжесть тела на руках, голова опущена вперед, спина круглая Из положения лежа на спине со-гнувшись перейти в сед в группи-ровки или в упор присев И з упора стоя ноги врозь с прямыми ногами кувырок не касаясь головой опоры
То же в сед в группировке То же, но сгруппироваться Из упора присев руки впереди, сгибая и разгибая ноги, выполнить кувырок Из упора присев сед ноги врозь кувырок вперед Из стойки ноги врозь упор присев, кувырок вперед, встать в и. п. Выполнение требований операци-онного задания То же То же Полностью выпрямляя но-ги, группироваться при касании матов лопатками
Два раза без остановки Переворот в сторону. Обучение. Техника. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, встать в сойку ноги врозь, руки вверх. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. опираться руками следует поочередно на одной линии;
2. надо разводить ноги шире в стойке на руках и не прогибаться; 3. поворот при выходе в стойку на руках следует начинать маховой ногой. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на руках. Серии учебных заданий Информационные Задания Операционные задания Контрольные задания 1 поднимание рук вверх наклоны в сторону махи ногами 2
Выпад в сторону с накло-ном и выпрямлением туловища 3 Стойка на руках 4 стойка на руках ноги врозь и опус-кание в сторону стойка на руках ноги врозь с пово-ротом переворот боком то же 5 Соединение темпового подскока с переворотом Встать на носки, руки вверх В широкой стойке ноги врозь на-клоны влево и вправо, руки вверх Махи ногами в стороны с опорой о рейку Наклониться в сторону, одноименную согнутой ноге, с по-следующим
выпрямлением туло-вища и ноги, руки вверх Стойка на руках с помо-щью партнера или опираясь ногами о стену Выполнить стойку на ру-ках ноги врозь с помощью партне-ра, который поддерживает товари-ща за плечо и туловище, а затем опускает на ноги в стойку ноги врозь Помочь проводкой по движению, выйти в сойку ноги врозь с поворотом, поддерживая со стороны спины за бедра снаружи Переворот в сторону с проводкой по движению
Переворот в сторону с поддержкой в завершающей фазе Вначале изучить темповой под-скок, затем соединить его с пере-воротом в сторону Выполнить требования операцион-ного задания То же Выполнить махи на девяносто гра-дусов и выше Выполнить требование информационного задания Уметь выполнить стойку медленно и быстро Выполнить требование помогающего Выполнить требование помогающего
Выполнить переворот с помощью Выполнить переворот самостоя-тельно на оценку Переворот вперед. Обучение. Техника. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками вверх, быстро наклониться вперед, выйти в стойку на руках, оттолкнуться руками и встать на ноги, руки вверх. Проверка готовности. Обучающийся должен знать что: 1. при выполнении переворота вперед голова должна держаться ровно;
2. во время прохождения через вертикаль руки не сгибаются; 3. при исполнении переворота вперед руки ставить на ширине плеч. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на руках и мост. Серии учебных заданий Информационные задания Операционные задания Контрольные Задания 1-2 Махи ногами назад, стоя лицом к гимнастической стенке
Стойка руки вверх, наклоны вперед с касанием руками пола Руки вверх, падая вперед на стену, сильно и быстро оттолкнуться от нее 3 шагом одной вперед наклон вперед и быстрый выход в стойку на руках то же, но у стены на которой под-вешен гимнастический мат то же, но делая толчок руками в мо-мент выхода в стойку на руках 4 Сочетание первого и второго уп-ражнения в одном действии с оцен-кой времени выхода в стойку на руках
и толчка руками 5 выход в стойку толчком руками на плече помогающего то же, но с падением спиной на руки помогающим переворот вперед с места с 2-3 ма-тов с помощью и самостоятельно Стойка на руках с помощью тре-нера, нажимая руками на пол, поднимать и опускать тело за счет движения плечевого пояса Поднимание и опускание штанги прямыми руками за счет движения плечевого пояса Оттолкнуться прямыми руками Определить время при выходе в стойку на руках.
Время засекать с момента отрыва маховой ноги от пола до касания ногами мата Определить время отталкивания руками и выхода в стойку. На хо-роший толчок требуется 0,1-0,2 сек. Переворот вперед с помощью подвесного пояса и резиновых амортизаторов Переворот вперед с постановкой рук и ног на разметки Выполнить махи на девяносто гра-дусов выше Выполнить требование информа-ционного задания
То же Уметь выполнять стойку с помо-щью максимально быстро Выполнить толчок руками с помо-щью тренера Выполнить требования помогаю-щего Выполнить переворот вперед само-стоятельно на оценку Стойка на руках. Обучение. Техника. И.п руки вперед к верху. Сделав широкий выпад, накло-ниться вперед, опереться руками на ширине плеч.
Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, вы-прямиться. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. при опоре руками надо держать пальцы врозь; 2. в стойке на руках следует максимально вытягиваться, не проги-баться; 3. присоединять толчковую ногу к маховой надо возможно позже.
Обучающийся должен уметь имитировать стойку на руках, выпол-нять стойку на голове и вис прогнувшись. Серия учебных заданий Информационные Задания Операционные Задания Контрольные задания 1 руки вверх поднимание и опускание плеч наклоны вперед выпад вперед махи ногами 2 Выпад вперед 3 То же 4 стойка на руках то же то же 5 То же Встать на носки, руки вверх, вытя-нуться. Из исходного положения руки вверху поднимание и опускание
плеч с набивным мячом или с гри-фом штанги Стоя на расстоянии двух шагов от гимнастической стенки и опираясь руками о рейку наклоны вперед. При наклоне руки и туловище не сгибать. Из основной стойки выпад толчко-вой ногой вперед. Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку. Выпад вперед с опорой прямыми руками об пол В выпаде махом одной и толчком другой сменить положение
ног Из упора лежа. С помощью двух занимающихся, которые стоят с боку, поднимают за бедра и голени, выполнить стойку на руках. Из основной стойки махом одной и толчком другой стойка на руках. Оказывать помощь, используя при-ем проводки по движению. Стойка на руках с поддержкой или с опорой ногами о стенку. Толчком одной и махом другой стойка на руках с поддержкой.
То же без поддержки. Выполнить требование операцион-ного задания То же То же То же Высота маха девяносто градусов и выше Выполнить требование операцион-ного задания Выполнить 3-4 раза подряд Выполнить требование помогаю-щих То же Стойка на руках с опорой спиной и ногами о стенку Стойка на руках на оценку
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |