Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спортивный отбор

Содержание Введение 3 Уровни отбора 4 Методики спортивного отбора 5 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки 6 Отбор и спортивная специализация 11 Заключение 14 Список литературы 15 Введение Тема моей работы - "спортивный отбор". Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю¬щих определить высокую степень предрасположенности

(одарен¬ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком¬плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь¬зование различных методов исследования (педагогических, меди¬ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое определение спортивного отбора звучит так: Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме¬нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки. А также… Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про¬цесс принятия и реализации решения о включении или невклю¬чении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея¬тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа¬листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные

достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Уровни отбора Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе¬го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен¬тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским

и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон¬кретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта. Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно¬стями к успешному овладению конкретным видом спорта.

Организационно от¬бор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп¬ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про¬должительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических спо¬собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала. Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно¬шей и девушек (возраст 16—17 лет),

обладающих высоким уровнем способно¬стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.). Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу¬ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель¬ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова¬ния во время специально проводимых для этого учебно-

тренировочных сборов. Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор¬ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени¬ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор¬ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем¬пионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп¬пы

экспертов из числа ведущих специалистов данного региона. Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро¬вень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо¬собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные

особенности организма, свойства высшей нервной дея¬тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле¬дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш¬ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным,

вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается. Методики спортивного отбора Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея¬тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа¬листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель¬ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле¬нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис¬ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ¬ного спортсмена в число запасных и т. д. Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор¬тивной деятельности.

Так, если новичок зачисляется в спортив¬ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра¬щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля¬ется спортивный отбор, может иметь различную величину—от не¬скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность.

Напротив, замены спорт¬сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра¬вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне¬ния соперником семиметрового штрафного броска). Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди¬датов и принятие положительного

или отрицательного решения с его последующей реализацией. В современной теории спортивного отбора наибольшее внима¬ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия: спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте¬пени; селекция—отбор спортсменов по мере роста пх мастерства; комплектование команд — формирование коллектива для уча¬стия в соревнованиях,

в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний. В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со¬ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив¬ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так¬тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых

ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо¬дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова¬тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со¬ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на¬конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени

их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д. Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд¬ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед. Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по¬скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится

и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож¬но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж¬ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи¬более важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и гуловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига¬тельных способностей.

В видах спорта со сложной координацией (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт¬смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен¬ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты. Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в

котором его способности раскроются в наибольшей степени. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак¬торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори¬ентация.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви¬тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно¬ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана¬лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро¬вья. С помощью психологических методов определяются особен¬ности психики спортсмена, оказывающие влияние

на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь¬бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт¬сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко¬мандой. Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. Спортивная ориентация — система организационно-методичес¬ких мероприятий, позволяющих наметить направление

специали¬зации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно¬сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод¬ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен¬ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос¬тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив¬ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер¬ных для системы отбора. Способности — это совокупность качеств личности, соответ¬ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно¬сительную легкость в овладении знаниями,

умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ¬альные способности (необходимые для достижения высоких ре¬зультатов в конкретной деятельности, виде спорта). Спортивные способности во многом зависят от наследствен¬но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос¬тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор¬тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус¬ловливают успешность

будущей спортивной деятельности. По¬скольку роль наследственно обусловленных признаков мак¬симально раскрывается при предъявлении к организму занима¬ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений. Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате¬лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре¬нировки.

При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате¬лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз¬вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос¬тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет¬ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа¬тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых

вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между¬народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми¬рования юного спортсмена. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша¬ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг¬рах. Он осуществляется в четыре этапа. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта.

Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи¬теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан¬тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со¬четающих морфологические, функциональные и психические ка¬чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде¬ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии

начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле¬дует использовать как ориентировочные. На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто¬вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер¬шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те¬чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне¬ние контрольно-переводных нормативов, разработанных

для каж¬дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи¬зических качеств и спортивных результатов. В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча¬тельного определения его индивидуальной спортивной специали¬зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт¬рольные испытания, медико-биологические и психологические

исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла¬бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин¬дивидуальной спортивной ориентации занимающегося. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Основными методами отбора на данном этапе являются антропо¬метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси¬хологические

и социологические обследования. Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со¬ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы¬работались определенные представления о морфотипах спортсме¬нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас¬кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле

не¬обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще¬ственного значения и т.п. Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо¬ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне¬ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова¬ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить,

в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки. Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су¬дить о наличии необходимых физических качествах и способнос¬тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на¬зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим

трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи¬тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро¬ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле¬нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности

личнос¬ти спортсмена. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про¬явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви¬жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных

возможностях. А потенциальный спор¬тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка¬честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро¬ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме¬на к обучению в том или ином виде деятельности. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие,

способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль Психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв¬ляются в значительной мере природными свойствами централь¬ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель¬ности, решительности,

целеустремленности, способности моби¬лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова¬нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор¬ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие. С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений

с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи¬тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не¬обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре¬нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях. Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта,

эффектив¬ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста. Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под¬хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат

здесь практически не несет информации о перспектив¬ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.). На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив¬ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго¬товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова¬тельной деятельности спортсменов с экспертной

оценкой и с по¬следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова¬ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования. На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро¬вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу¬ющих показателей: 1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус¬тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль¬ных условиях; 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель¬ности. По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова¬ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин¬дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со¬ставы сборных команд областей,

краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви¬тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель¬ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч¬ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно¬ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под¬готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос¬ти; уровень тактической

подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь¬ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те¬чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ¬ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного

вида спорта на уров¬не результатов мастера спорта международного класса. Отбор и спортивная специализация Спортивный "отбор" или "выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж¬ны, само собой разумеется, определенные предпо¬сылки. К числу важнейших из них относятся, кро¬ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере¬сы.

Несомненно также, что их выявление, форми¬рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро¬ятность того, что процесс спортивного совершен¬ствования будет развертываться в оптимальном ва¬рианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития вы¬является предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация,

то есть формирование магистральной нацеленности спор¬тивной деятельности и целесообразный выбор пер¬спективных путей ее развертывания, согласующихся с индиви¬дуальной предрасположенностью. Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре¬менного спорта и сильное обострение конкуренции на между¬народной спортивной арене обусловили актуальность проблема¬тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци¬онно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено

достаточно много исследова¬ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от¬ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от¬бора. Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат¬ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви¬де спорта, определением

в зависимости от этого направленнос¬ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи¬тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив¬ного совершенствования. Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти¬воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по¬иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной

системы их подготовки, с другой — в своих утвердившихся фор¬мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос¬ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "мало¬перспективные" или вовсе "бесперспективные" и на этом основа¬нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро¬шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных

школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл. С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де¬лается в процессе приобщения к спорту для определения

спор¬тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото¬рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за¬даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль¬ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек¬тивы лишь с позиции вероятной величины

чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив¬ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что¬бы с возможно большей эффективностью содействовать разви¬тию их индивидуальных способностей, формированию и удов¬летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель¬ности, особенно на стадии приобщения

к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях дол¬жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво¬рения спортивных интересов. Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех,

кто посвящает себя спорту высших дос¬тижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спор¬тивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не "отбраковы¬вает" никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, мо¬жет стимулировать спортивные дерзания.

Неодномоментность и динамичность спортивной ориен¬тации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достиже¬ниям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозмож¬но по двум основным причинам: во-первых, спортивная предрасположенность — многослож¬ный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется

не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности; во-вторых, индивидуальные возможности спортивных дос¬тижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей ин¬дивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от "диагноз" — распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спор¬тивную ориентацию

необходимо осуществлять не в качестве не¬коего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновля¬емого процесса. Многолетнюю спортивную деятельность принято подразде¬лять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — ста¬дию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию "спортив¬ного долголетия" [5]. Закономерности оптимального построе¬ния системы подготовки спортсмена обязывают в пределах пер¬вой

стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым вы¬бором предмета углубленной спортивной специализации, нап¬равления и параметров последующей спортивной деятельности. Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в за¬висимости от индивидуального возраста начала занятий спор¬том, реально складывающихся особенностей содержания и пос¬троения спортивной тренировки, характера соревновательной

деятельности, индивидуальных особенностей развития спорт¬смена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной дея¬тельности в детском и подростковом возрасте во многих случа¬ях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближе¬нии корректно определить целесообразное направление спор¬тивной специализации и спрогнозировать спортивные перспек¬тивы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подле¬жит более или менее существенным коррекциям, особенно

ког¬да в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нуж¬но будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достиже¬ний либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта. Заключение Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель¬ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле¬нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис¬ления,

исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ¬ного спортсмена в число запасных и т. д. Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор¬тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив¬ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра¬щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля¬ется спортивный отбор, может иметь различную величину—от

не¬скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт¬сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра¬вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне¬ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: • определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность; • прогнозирование возможностей конкретных канди¬датов; • принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией. Список литературы 1. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений М.:

Издательский центр "Академия", 2000 480 с. 2. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского М.: Физкультура и спорт, 1986 352 с. 3. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец.

03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина М.: Просвещение, 1990 287 с. 4. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов Киев: Олимпийская литература, 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.