Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый ГуманитарныйУниверситет
Факультет Правоведение
Экологическое право.
РЕФЕРАТ
ЖИВОТНЫЙ МИРКАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.
Исполнитель:Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2
Москва — 1996
П Л А Н
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫММИРОМ.
1. Животный мир как объект эколого-правового режима.
2. Особенности государственного управления эколого-правовым режимомживотного мира: понятие, органы, функции.
3. Право пользования животным миром и его виды.
4. Правовая охрана животного мира.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Всевзаимосвязано со всем — гласит первый экологический закон, а значит, и шаганельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющихмиграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность.Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемахнапоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитуюслоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природныеобъекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Животный мир, являясь составной частью природной среды,выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимыйкомпонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий нафункционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородиепочв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды икачество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеетбольшое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов,промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальныхценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного,китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеютбольшое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектомиспользования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы,пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающиев состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянноили временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектомсельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные,содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных,эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на правесобственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам,и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимсягосударственной и личной собственности.
Особенностью животного мира являетсято, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдениеопределенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. Приистреблении, нарушении условий их существования определенные виды животныхмогут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот,поддержание условий существования животного мира, регулирование численностиживотных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют ихвосстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательнойдеятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание ивыведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животныхи переселение их в естественные места обитания.
Особенностигосударственного управления эколого-правовым режимом животного мира.
В соответствии с действующимзаконодательством в области регулирования отношений по охране и использованиюживотного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общихмероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области;разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональномуиспользованию животного мира; установление систем государственного учетаживотных и их использования и порядка ведения государственного кадастраживотного мира; государственный контроль за охраной и использованием животногомира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в областиэколого-правового режима пользования животным миром осуществляется СоветомМинистров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на тогосударственными органами по охране и регулированию использования животногомира и иными государственными органами. Специальноуполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам — Главноеуправление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ(Главохота РФ), по рыбным запасам — министерства рыбного хозяйства республик,их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовымрежимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных иих использование, государственный кадастр животного мира; планированиемероприятий в области охраны и использования животного мира; государственныйконтроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров,связанных с пользованием животным миром.
Для обеспечения охраны и организациирационального использования животного мира ( ст. 31 Закона) проводитсягосударственный учет животных и их использования и ведется государственныйкадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическомраспространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристикинеобходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных идругие необходимые данные.
На основании постановления СоветаМинистров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учетаживотных и их использования и государственного кадастра животного мира”,предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведениюгосударственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведениегосударственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастрживотного мира включает данные государственного учета животных и ихиспользования по количественным и качественным показателям, а также сведения,необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения испециализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народногохозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животногомира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организациипроведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету изанесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядкеобъектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морскиемлекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса исельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенныев перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, атакже находящиеся на территории государственных заповедников и природныхнациональных парков. Наряду с дикими животными объектом государственногокадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные,водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мирасо средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиямисуществования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охранойи использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всемиминистерствами, государственными комитетами, кооперативными и другимиобщественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданамиобязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядкапользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, обохране и использовании животного мира.
Государственный контроль за охранойи использованием животного мира осуществляется соответствующими органамиисполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролемосуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованиемживотного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия,учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контролявыполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения вобластях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охранелесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за охранойи воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране ивоспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод)Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям,автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активнуюроль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органамиконтроль за охраной и использованием животного мира производится и обществамиохотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира,создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Правопользования животным миром и его виды.
Правовойосновой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являютсяЗакон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье ирыболовное законодательство.
Пользователями животного мира (ст.10 Закона) могут быть государственные, кооперативны и другие общественныепредприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлятьследующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включаядобывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектамохоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных иэстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных — почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; вцелях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользованияживотным миром является охота (ст.12 Закона) — промысловое добывание дикихзверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению СоветаМинистров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьегохозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами обществаохотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившиегосударственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьембилете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевкуна производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел(отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организацииспортивно-любительской охоты созданы добровольные общества — республиканскиеобщества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество“Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытанийпо охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет,путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела(отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такимидокументами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловыхживотных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных,лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядкенаучно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраныживотного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) — промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих,а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных — осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используютсяили могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водныхживотных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаютсярыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем.Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и воднымбассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных,перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы наодного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другиетребования.
Промысловая добыча производится нарыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам сгосударственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями.За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется побилетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организациипроводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский ловразрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: наводоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуетсяобществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которыеопределены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств,обществ охотников и рыболовов, — по разрешениям, выдаваемым этими обществамибесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям,организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, неотносящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаютсяперечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям,выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами поохране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов,добывание которых запрещается.
В соответствии со ст. 16 Законадопускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных безизъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст.17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельностидопускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушенияСреды их обитания.
Среди оснований прекращения правапользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минованиенадобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срокапользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектовживотного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения,организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнениепользователями установленных правил, норм и иных требований по охране ииспользованию животного мира.
Правоваяохрана животного мира.
Основныетребования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлениимероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояниеживотного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся:необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянииестественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путеймиграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных;научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животногомира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения ипредотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится,что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должныосуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видамживотных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны животного миразафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию вдругих статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условийразмножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственнойдеятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительственаселенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, всовершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов,введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлениилесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезныхископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных,разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыханаселения, а также при размещении, проектировании и строительствежелезнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей,линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехническихсооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнениюданного требования (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Законапредприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животныхпри проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, атакже при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мерзапрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья иотходов производства.
В целях охраны животного мираустанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках,заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены видыпользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целямизаповедывания.
Большое значение имеет охрана редкихи находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные(ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибелиэтих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, недопускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозойисчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специальноуполномоченные на то государственные органы по охране и регулированиюиспользования животного мира должны принимать меры к созданию необходимыхусловий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие дляразведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу внаучно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологическихколлекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специальноуполномоченными на то государственными органами по охране и регулированиюиспользования животного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейшийрусский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, чтомощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли,поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты ит.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человекавозросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие — Чернобыльская АЭС нанеслонепоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями нетолько с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле,изменения планетарных процессов.
Поскольку отношение людей к природесуществует только через производственные отношения, то экологопользованиесвязано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическимиотношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различиеэколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализаправоприменительной практики.
Возрастание угрозы экологическойкатастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимостирационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающейСреды в рамках всего международного сообщества.
В последнее время в нашей странепроизошли необратимые перемены — распался Союз ССР и исчезли союзные структуры.Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должнозаставить задуматься о создании единого экологического пространства для выходаиз экологического кризиса. Именно в объединении — путь к решению всех стоящихперед республиками экологических проблем.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.В.Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2.Конституция Российской Федерации.
3. ЗаконРСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основызаконодательства РФ “О здравоохранении”.