СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Характеристика и организационно — правовоеобоснование выпуска и обращения ценных бумаг Российской Федерации 8
1.1 Нормативные документы,регулирующие рынок ценных бумаг 8
1.2 Классификация ценныхбумаг 10
1.3 Содержание и функцииценных бумаг 11
1.4 Обращение ценных бумаг 12
1.5 Понятие и классификацияфинансовых вложений 13
1.6 Вексель как ценнаябумага 15
1.7 Инвестиционные ценныебумаги 17
Глава 2 Условия выпуска иобращения государственных ценных бумаг 19
2.1 Основные видыгосударственных ценных бумаг 19
2.2 Государственныекраткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 20
2.3 Облигации федеральногозайма с переменным купонным
доходом (ОФЗ) 21
2.4 Облигациигосударственного сберегательного займа (ОСЗ) 22
2.5 Казначейскиеобязательства (КО) 23
Глава 3 Бухгалтерский учет государственных ценныхбумаг, налогообложение прибыли и доходов по ним 26
3.1 Особенностиналогообложения доходов по государственным ценным бумагам 26
3.2 Операции сгосударственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) 27
3.3 Операции сгосударственными облигациями федеральных займов (ОФЗ) с переменным купоном 32
3.4 Операции с облигациямигосударственного сберегательного займа (ОСЗ) 39
3.5 Операции сказначейскими обязательствами (КО) 41
Глава 4 Отдельные виды налогов, рассматриваемыепри операциях с государственными ценными бумагами (без учета налогообложенияинвестиционных институтов) 49
4.1 Налог на добавленнуюстоимость 49
4.2 Налог на имущество 50
4.3 Налог на операции сценными бумагами 51
4.4 Налог на пользователейавтомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 52
Глава 5 Учет и налогообложение операций свекселями 55
5.1 Операции с финансовымивекселями 55
5.2 Приобретение финансовыхвекселей 56
5.3 Реализация финансовыхвекселей 67
5.4 Учет организациямиопераций с товарными векселями 71
5.5 Учет операций стоварными векселями у организации-покупателя 72
5.6 Учет операций стоварными векселями у организации-продавца 74
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложения 83
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в обществепривело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Кним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый истандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовыеправа и обязанности.
Актуальность избранной темы дипломасвязана с тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладыватьзначительные денежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности,такой доходный сектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемыегосударством как одно из направлений неинфляционного покрытия бюджетногодефицита путем привлечения частных средств. Наиболее популярными средигосударственных ценных бумаг являются облигации федерального займа с переменнымкупонным доходом (ОФЗ), государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО) и облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ). Широкоеприменение получили казначейские обязательства (КО) и векселя.
Поэтому главные цели данной работы — анализ бухгалтерского учета и особенностей налогообложения государственныхценных бумаг таких как ГКО, ОФЗ, ОСЗ, КО, вопросы учета и налогообложенияопераций с векселями, поиск возможного выхода из ситуации, когда при наличии определенных противоречий внормативных документах рекомендации уважаемых авторов не в полной степениудовлетворяют.
Однако, поставленные задачи были бы неполностью выполнены, если при освещении объектов и предметов исследования небыли бы рассмотрены аспекты права. Вот почему в дипломе дается краткаяхарактеристика организационно-правового обоснования условий выпуска и обращенияценных бумаг, указанных выше.
За три с половиной года Министерствофинансов Российской Федерации (МФ РФ) как эмитент регулирует рынок объемомзаимствований, длиной и структурой размещаемых ценных бумаг с той доходностью иагрессивностью, которые определяются не только экономической ситуацией встране, но и политической. В приложении к данной работе в таблице 3 отраженадинамика роста объема государственного внутреннего долга по ГКО — ОФЗ в 1996г.,где отчетливо видно, что за период с января по июнь сего года, то есть в периодпредвыборной президентской кампании, объем государственного внутреннего долгапо этим ценным бумагам вырос практически в два раза. И, если посмотреть надоходность бумаг со сроком погашения декабрь 1996г. и январь 1997г., то очевидно,что она завышена.
После президентских выборов стратегияМФ РФ направлена исключительно на понижение доходности рынка государственныхценных бумаг, приведение его в соответствие с макроэкономическими показателямифинансовой системы страны, с показателями инфляции, бюджетного дефицита.
С середины июня МФ РФ не делаетсколь-нибудь существенных заимствований на рынке. Если взять итог по доходам запервые пять с небольшим месяцев первого полугодия и период, который последовалс июня, то соотношение можно оценить как 1:10, то есть средств берется явноменьше. В основном, это — рефинансирование предыдущих выпусков и приведение ихв ту длину, которая выгодна государству при платежном графике.
Проектом бюджета на 1997г.предполагается увеличить объем рынка государственных ценных бумаг до 330триллионов рублей и снизить процентную ставку до 20 процентов. Исходя из того,как складывается доходность по заимствованиям государств со сложившейся рыночнойэкономикой, где за основу берется “либор” — ставка межбанковских кредитов семикрупнейших лондонских банков плюс половина “либор”, предполагается, что и у насдоходность должна складываться так же, но с привязкой ее к инфляции.Положительный процент должен составлять около половины этой величины.Предполагается, исходя из того инфляционного хода, который планируется в1997г., что это будет где-то 5 процентов к концу следующего года. Если инфляцияв этом году превысит 20 процентов, то считается, что 10 процентов сверхинфляции будет нормальным доходом.
Произошел отказ от казначейскихналоговых освобождений. Казначейство в условиях большого недостатка средствпыталось решить проблему неплатежей, а получилось, что вместо того, чтобыпомогать, этот инструмент препятствует нормальному сбору налогов, оттягиваетденьги на финансовые рынки и не очень-то решает проблему, для которой былпредназначен.
При современном состоянии российскойэкономики, пока деньги не начнут в полном объеме выполнять присущие им функции,необходимы на какой-то ограниченный срок так называемые “квазивекселя” — определенный тип векселя. Он, хотя и имеет то же название, но либо обращаетсяпо своим правилам, либо допускает погашение не деньгами, либо имеет ограниченияпри передаче по индоссаменту. Яркий пример использования “квазивекселей” — выпуск казначейских обязательств. Взяв структуру и основные принципы обращенияот этого долгового инструмента, они имели свои специфические особенности (обязательные индоссаменты, расчет в пределах обязательных индоссаментов и т.п.). Но самое главное, инвестор, приобретая такой “квазивексель”, четкопредставляет специфику его обращения и знает, что он может от него получить. Вотличие от классических векселей, которые могут выпускаться только вдокументарной форме, выпуск “квазивекселей” возможен и в виде записей на счетах“депо”, и в документарной форме с централизованным хранением (в депозитарии безвыдачи на руки владельцам).
Одновременно, с увеличением объемарынка государственных ценных бумаг, возрастают объемы операций с векселями.Общее состояние экономики таково, что взаимные неплатежи российских предприятийне прекращаются. Нехватку “живых” денег, взаиморасчеты, скрытое кредитованиепредприятия пытаются проводить в том числе и через выпуск в обращение векселей.По некоторым оценкам, в обращение выпущено векселей на сумму до 30 триллионоврублей. Основная проблема — в необеспеченности и неконтролируемости большинстваиз них. Использование векселей для скрытого кредитования, создание вексельных“пирамид” часто сопровождаются нарушениями в области методологии учета и налогообложения.
В настоящее время в хозяйственнойпрактике широко используются два вида векселей: финансовые (банковские) итоварные (коммерческие). В названиях и тех, и других используется слово“вексель”. Но эти два вида векселей имеют разную нормативную базу, разные схемыотражения в бухгалтерском учете, разное налогообложение доходов по операциям сих использованием.
При использовании в хозяйственнойпрактике векселей предприятия сталкиваются с большим количеством вопросов вэтих аспектах. В первую очередь, это связано с тем, что практика применениявекселей намного опередила регламентирующую нормативную базу. Федеральный законРФ “О простом и переводном векселе” до сих пор не принят. В качественормативной базы могут применяться только постановления Правительства РФ,отдельные письма Минфина РФ и ГНС РФ.
В международной практике вексельное обращениерегулируется Женевской конвенцией 1930 г., установившей своеобразный закон опростом и переводном векселе. Конвенция вступила в силу 1 января 1934 г. СССРприсоединился к Международной конвенции о векселях в 1937 г. Хотя в связи свведением плановой экономики использование векселей во внутренних расчетах былозапрещено, во внешних расчетах организаций — экспортеров и импортеровдопускалось применение векселей. Законодательно регулировалось вексельноеобращение Положением о переводном и простом векселе, утвержденноепостановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341.
Вексельное обращение в России сталовозможно с 1991 г., когда постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 июня1991 г. “О применении векселя в хозяйственном обороте” было легализировано навсей территории страны во внутренних расчетах “Положение о простом и переводномвекселе.”
Теперь об особенностях обращения,налогообложнгия и бухгалтерского учета, рассмотренных в данной работе ценныхбумаг.
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ИОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Нормативныедокументы, регулирующие рынок ценных бумаг
1. Гражданский КодексРоссийской Федерации, часть I гл 7. Введен в действие Законом РФ от 30.11.94г.№52-ФЗ.
2. Федеральный Законот 22.04.96г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
3. Федеральный Законот 26.12.95г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
4. Федеральный Законот 21.11.96г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
5. Закон РоссийскойФедерации от 27.12.91г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий иорганизаций” с последующими изменениями и дополнениями.
6. Федеральный Законот 18.10.95г. № 158-ФЗ “О внесении изменений в Закон РСФСР “О налоге наоперации с ценными бумагами”.
7. Закон РоссийскойФедерации от 06.12.91г. №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” споследующими изменениями и дополнениями.
8. Положение опростом и переводном векселе, утвержденное постановлением Президиума ВерховногоСовета РСФСР от 24.06.91 г. №1451-1 “О применении векселя в хозяйственномобороте”
9. Указ Президента РФот 11.06.94г. № 1233 “О защите интересов инвесторов”.
10.ПостановлениеПравительства РФ от 08.02.93г. № 107 “О выпуске государственных краткосрочныхбескупонных облигаций” с последующими изменениями и дополнениями.
11.ПостановлениеПравительства РФ от 15.05.95г. №458 “О генеральных условиях выпуска и обращенияоблигаций федеральных займов”.
12.ПостановлениеПравительства РФ от 26.09.94г. № 1094 “Об оформлении взаимной задолженностипредприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельногообращения”.
13.ПостановлениеПравительства РСФСР от 28.12.91г. № 78 “Об утверждения положения о выпуске иобращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.
14.Положение опорядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств (утвержденоМФ РФ 21.10.94г. № 140 с изменениями от 09.03.95г. № 21).
15.Положение обухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом МФРФ от 26.12.1994г. № 170 с последующими изменениями и дополнениями.
16.План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий иИнструкция по его применению (утвержден приказом МФ СССР от 01.11.91г. споследующими изменениями и дополнениями.
17.“О типовых формахквартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в1996г.” Приказ МФ РФ от 27.03.96г. № 31.
18.“ О годовойбухгалтерской отчетности организаций за 1995г. Приказ МФ РФ от 19.10.95г. №115.
19.Письмо МФ РФ от31.10.94г. № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетностиопераций с векселями, применяемыми при расчетах педприятиями за поставкутоваров, выполненые работы и оказанные услуги” с изменениями от 16.07.96г. №62.
20.Указание ГНС РФ от09.03.93г. № ВГ-4-01/28ан и МФ РФ от 23.02.93г. № 05-01-04 “О порядкеналогообложения доходов банков и и предприятий от дисконта, полученного погосударственным облигациям” .
21.Письмо ГНС РФ и МФот 13.06.95г. № 53 “О некоторых вопросах, связанных с налогообложениемоблигаций с переменным купонным доходом”.
22.Письмо ГНС РФ от07.09.95г. № НП-6-1/477 и МФ РФ от 05.09.95г. № 1-35/12 “О некоторых вопросах,связанных с налогообложением облигаций сберегательного займа РоссийскойФедерации”.
23.Письмо ГНС РФ от29.06.95г. № НП-6-01/355 и МФ РФ от 30.06.95г. № 66 “О порядке применения льготпо налогообложению доходов от операций с казначейскими обязательствами (КО)”
24.Письмо ГНС РФ от29.06.95г. № 1-05-12/278 “О налогообложении юридических лиц при операциях свекселями”.
1.2 Классификацияценных бумаг
В соответствии с законодательствомценной бумагой является документ, составленный по установленной форме и приналичии обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права,осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этогодокумента.
Кценным бумагам относятся: государственные облигации, облигации, векселя,чеки, депозитные и себергательные сертификаты, банковские сберегательные книжкина предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другиедокументы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном импорядке отнесены к числу ценных бумаг.
Ценные бумаги по характеру передачиправ, удостоверенных ценной бумагой, могут быть предъявительскими, ордернымиили именными.
Предъявительскаяценная бумага — это такая форма выпускаемых ценных бумаг, которая непозволяет указывать на ней имя владельца. Для подтверждения прав держателянеобходимо предъявить бумагу должнику.
Ордернаяценная бумага (например, вексель) характеризуется тем, что права держателяреализуются как предъявлением данной ценной бумаги, так и путем совершениянадписей, удостоверяющих ее передачу.
Именнаяценная бумага содержит обозначение собственника в тексте документа, темсамым подтверждая полномочия держателя как субъекта выраженного в ней права.
Ценная бумага должна содержатьпредусмотренные законодательством реквизиты. В том случае, если ониотсутствуют, это влечет за собой недействительность ценной бумаги, ееничтожность.
Взависимости от эмитентов ценныебумаги подразделяются на:
— государственные ценные бумаги (ценныебумаги федерального правительства, местных администраций, государственныхминистерств и ведомств);
— ценные бумаги акционерных обществ,банков и инвестиционных компаний;
— ценные бумаги иностранных эмитентов;
По своей экономической природе ценные бумаги подразделяются на:
— долевые ценные бумаги, выражающиеотношения совладения (акции);
— долговые обязательства, опосредующиекредитные отношения (облигации, казначейские векселя и т.п.);
— производные фондовые ценности(опционы, варранты, сертификаты и т.п.).
1.3 Содержание ифункции ценных бумаг
Облигация- это долговое денежное обязательство, по которому кредитор (облигационер, тоесть владелец облигации) предоставляет эмитенту заем. Облигацией признаетсяценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента впредусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в нейпроцента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
Акция- ценная бумага, удостоверяющаявнесение доли (пая) в уставный капитал ее эмитента и закрепляющая право еедержателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в видедивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на частьимущества, оставшегося после ликвидации общества.
Вексель- ценная бумага установленной законом формы, удостоверяющая безусловноеобязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселеплательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренноговекселем срока определенную сумму его получателю или владельцу(векселедержателю).
Депозитныйсертификат — свидетельство банка о срочном процентном вкладе,удостоверяющее право вкладчика ( только юридического лица) на получение послеустановленного срока суммы вклада и начисленных процентов.
Производныеценные бумаги — различные разновидности обратимых ценных бумаг (акций,облигаций) опционные контракты, варранты.
В таблице 1 приложения приведеныпараметры, по которым предлагается ввести разграничение при определении понятийоблигация, сертификат и простой вексель, содержащиеся в проекте Закона “Оценных бумагах”. Некоторые элементы этого разграничения можно наблюдать уже исейчас.
1.4 Обращениеценных бумаг
Наряду с первичным размещением ценныхбумаг при их выпуске (эмиссии) юридические лица вправе совершать сделки слюбыми ценными бумагами, включая свои собственные, при их последующем обращениина вторичном рынке ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимается ихкупля-продажа инвесторами, в том числе при посредничестве профессиональныхучастников рынка ценных бумаг.
Сделки с ценными бумагами производятсяпосле их оформления в установленном порядке и, как правило, с оценкой порыночным ценам.
Цена (курс) акций и производных ценныхбумаг определяется в рублях за одну ценную бумагу; цена (курс) облигаций и государственных долговых обязательств — впроцентах к их нарицательной стоимости (номиналу).
Вторичный рынок ценных бумаг может бытьорганизованным — через фондовые биржи, и неорганизованным — внебиржевым.
Биржевой и внебиржевой рынки обязаныдействовать по четко установленным правилам, обеспечивающим регистрациюперехода прав собственности на объект сделок — ценные бумаги. Правособственности на ценные бумаги переходит к приобретателю:
— в момент получения им сертификата наценные бумаги;
— в момент осуществления записи посчету “депо” приобретателя в случае хранения сертификатов в депозитарии.
Сделка по купле-продаже ценных бумагоформляется договором, который может быть заключен непосредственно междудержателями ценных бумаг и инвестором, то есть лицами, не являющимисяпрофессиональными участниками рынка ценных бумаг. В основном сделки по купле-продажеценных бумаг производятся брокерами и дилерами — профессиональными участникамирынка ценных бумаг, которые дйствуют на основании договора поручения.
1.5 Понятие иклассификация финансовых вложений
Финансовые вложения в ценные бумагиклассифицируются:
1.По эмитентам
— государственные фондовые инструменты- ценные бумаги федерального правительства, местных администраций,государственных министерств и ведомств;
— инструменты частного сектора — ценныебумаги организаций, банков и инвестиционных фондов;
— инструменты иностранных субъектов — государственные и частные ценные бумаги, стоимость которых выражена виностранной валюте.
2. Посрочности
— долгосрочные вложения — инвестиции вакции акционерных обществ, финансовые векселя и облигации различных эмитентовсо сроком погашения более одного года. Вложения в ценные бумаги, по которымсрок погашения (выкупа) не установлен (например, акции) относятся кдолгосрочным в том случае, если их покупка произведена организацией с цельюполучения дохода по ним более одного года;
— краткосрочные вложения — отвлеченияденежных средств на покупку ценных бмаг со сроком их погашения менее одногогода.
Ценные бумаги имеют номинальную(нарицательную) и рыночную стоимость.
Оценка ценных бумаг, учитываемых всоставе финансовых вложений, производится:
— при их постановке на учет;
— в течение срока использования;
— на конец отчетного года;
— при выбытии ценных бумаг.
Оценка ценных бумаг при их постановкена учет (оприходовании) производится, как правило, в сумме, равной фактическимрасходам по их покупке организацией, осуществляющей вложения (инвестиции), нозависит также от видов ценных бумаг.
При выпуске (размещении) любого видаценных бумаг (первичной эмиссии), независимо от характера размещения и ихоплаты (с правом на доход или на условиях дисконта), ценные бумаги имеют своюпервоначальную, обозначенную на них, номинальную стоимость, но продаются приэтом, в том числе и на вторичном рынке ценных бумаг, с оценкой по рыночнойстоимости (по котировочной стоимости).
Оценка ценных бумаг по фактическойсебестоимости (покупной (рыночной) стоимости ценных бумаг, включая расходы поуплате комиссионных вознаграждений посредникам и другие расходы) является ихосновной оценкой у организации-инвестора при их приобретении и постановке научет.
В течение срока использования отдельныхвидов ценных бумаг может применяться их оценка по номинальной стоимости.
Данная оценка ценных бумаг используетсяв учете, когда организацией-инвестором покупаются государственные облигации идругие аналогичные ценные бумаги по цене, отличной от их номинальной стоимости.В данном случае организация-инвестор может принять решение о доведениифактическо