Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта и Туризма. Валеология. Тема: Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста). Выполнила: ученица 4 курса, 4 факультета, 1 группы З. Наталья Москва, 2004 г. Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью.
Выработка отношения - важнейшее условие оздоровления общества. Стратегия валеологии - увеличение количества и качества здоровья. Валеология - эта наука о здоровье, о здоровом человеке. Валеологическое воспитание должно быть направлено на развитие валеологического сознания личности, которое включает валеологические знания; о трех основных направлениях - взаимодействие человека с самим собой,
с другими людьми и с окружающим миром. Чувство и валеологическая ответственность побуждает человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные последствия в отношении собственного организма и образа жизни. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей,
экологической обстановки в местах их проживания, качество питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Зачастую у родителей отсутствует интерес к состоянию здоровья своих детей.
Забота о больном ребенке вытесняет заботу о здоровом. По данным Министерства Образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; уровень освещенности в школах значительно занижен; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучного психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения
социально-экономической обстановки. С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Протяженность работы, сидя, на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Близорукость /миопия/, связанная со значительной зрительной нагрузкой.
Обучение в школе зачастую связано с резким уменьшением числа здоровых по зрению детей, ростом патологии. Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы - 13%. Велико число детей с неврологической патологией /заикание, ночной энурез и др./, выявляются функциональные изменения сердечно - сосудистой системы - 9%, многие дети болеют кариесом. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе,
что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера. Причинами неблагополучия со здоровьем школьников являются внутришкольные факторы: I. Действующий в школе учебный план обрекает учащихся на перегрузку. II. Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.
Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы /умственной работоспособности/ улучшаются, к концу занятий эти показатели ухудшаются. Когда в расписании чередуются "трудные" и "легкие" предметы /уроки труда, физкультуры/, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник и среду, а наиболее низкой на пятницу и субботу.
При составлении расписания не учитываются дни повышенной и пониженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами. III. Перегруженность учебных программ, посещение дополнительных уроков повышает нагрузку выше всяких гигиенических нормативов. IV. Школьная мебель не имеет маркировки, а поэтому не подбирается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Это одна из причин нарушений осанки, сколиозов и других нарушений
опорно-двигательного аппарата. Для нормального роста и развития детей, укрепление их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, охраны зрения, состояния психологических функций важное значение имеют такие факторы, как уровень освещенности в школьных помещениях, т.е. качество воздушной среды. Из-за плохой вентиляции и нерегулярного проветривания классных комнат температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3-5С (в норме должно составлять 18-20С).
Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности учащихся к концу уроков. В младших классах обязательно нужно проводить физминутку во время каждого урока и ежедневно проводить точечный массаж для повышения сопротивляемости организма детей при простудных заболеваниях. Низкий уровень физического здоровья ребенка закономерно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу, снижает его познавательные интересы. Констатируется много конфликтов между детьми, возникающих
на основе отрицательных эмоций, раздражения и усталости. Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести валеологическую работу в школе. 2. Усилить работу с родителями. 3. Пропагандировать здоровый образ жизни. Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести борьбу с вредными привычками;
2. Проводить профилактическую работу по устранению заболеваний как зоб, ОРЗ, ОРВИ, верхних дыхательных путей; 3. Проводить санацию ротовой полости; 4. Укрепление здоровья детей через уроки здоровья и физической культуры. Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экономической обстановки в местах проживания, качество питания медицинского обслуживания, профилактические работы с детьми медиков и педагогов, системы
оздоровительных учреждений. Список литературы: Войнов В.Б Лысенко С.С Кутасов С.Е. Результаты валеологического контроля занятий оздоровительной гимнастикой и спортом в начальной школе // Валеология 2000 №2 Зайцев Г.К Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб 2000. – 16 с. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 3-е
изд — СПб 2001 Кураев Г.А Чораян И.О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психо-эмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках // Валеология 2001 №1 Кураев Г.А Леднова М.И Морозова Г.И Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология 2002 №3
Кураев Г.А Иваницкая Л.Н. Особенности суммарной электрической активности мозга у детей 6-10 лет // Валеология 2003 №1 Литвиненко О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания // Автореф. канд. дисс Ростов-н/Д, 2002 Литвиненко О.В. Время сенсомоторной реакции и внимание в детском возрасте // Валеология 2000 №2 Пименов Ю.С Ларионов Ю.К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем
Самара: Самар. дом печати, 1999 Торохова Е.И. Валеология: Словарь М.: ФЛИНТА; Наука, 1999
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |