--PAGE_BREAK-- Иерархический принцип лежит в основе построения ОКП и ГС. Его суть в том, что классификаторы начинают построение с вершины пирамиды. На вершине наиболее большой главный признак для используемой номенклатуры товаров, подчиняющихся этому признаку. Дальнейшая детализация особенностей товаров осуществляется на нижестоящих уровнях. На разных уровнях могут встречаться признаки уже бывшие ранее на других уровнях. Характерной особенностью иерархического принципа является то, что на каждой ступени может быть использован только один признак, но несколько раз на разных уровнях классификационной модели.
3.2. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).
Он был создан в СССР. Его создание продолжалось несколько десятилетий и продолжается до сих пор. Необходимость создания ОКП во время СССР была продиктована задачами планового управления народным хозяйством с рядом сопутствующих задач, таких как создание для всей отрасли единообразного классификатора.
ОКП создан на иерархической схеме. На общегосударственном уровне была разработана пятиступенчатая система “Высших классификационных группировок”. В задачу ВКГ входит классификация продукции от высших уровней (отраслевых) до уровня вида, не затрагивая внутривидовой уровень(ТСР). В свою очередь отрасли или министерства поручали разрабатывать ТСР предприятиям страны. Окончательная разработка не завершена и никогда не будет завершена.
При создании ОКП на уровне высших группировок была принята следующая группировка : класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.
Используется арабская смешанная система. На уровне классов сотенная --2 цифры, а подкласс, группа, подгруппа, вид — десятичная — 1 цифра.
ОКП — многотомное издание. Конкретные работы начинаются с отраслевой принадлежности товаров, то есть с определения класса. Практически всегда используя ОКП, можно определить состоящий из 6 цифр.
При создании ОКП были использованы следующие принципы: на одном уровне можно использовать только один признак, что обеспечивает единообразие толкования классификации; возможность резервирования.
Большинство видов товаров, как правило, достаточно детально могут быть классифицированы 10-ю цифрами, но иногда достаточно 5 цифр. В таком случае неиспользованные в классификации группировки ВКГ заполняются нулями.
3.3. Пример кодирования .
1. Класс 11. Нефть сырая и газ, услуги по их добыче, кроме изыскательных работ (1 1 0 0 0 0 0 )
2.Подкласс 1 Нефть сырая и природный газ ( 1 1 1 0 0 0 0 )
3.Группа 1 Нефть сырая (1 1 1 1 0 0 0 )
4.Подгруппа 1 Нефть сырая необработанная ( 1111100 – 1111132)
5.Вид 1 Нефть сырая, обезвоженная и обессоленная
(1111210-1111320 )
6.Подвид 1 Нефть сырая добытая, материковая и прочая
( 1111131)
3.4.1. Гармонизированная система.
Гармонизированная система имеет номенклатуру, которая по своей сути является классификацией. Созданию гармонизированной системы и номенклатуры гармонизированной системы способствовало развитие мировой торговли. В начале века возникла необходимость в единой международной классификации для решения задач, аналогичным задачам ОКП.
Решение задач по созданию гармонизированной системы началось после первой мировой войны в Лиге наций.
Целями гармонизированной системы являются:
1. Способствовать развитию международной торговли.
2. Укрепление сбора и анализа статистических данных в области международной торговли.
Таким образом с 01.01.1985 года гармонизированная система и ее номенклатура стали официальным международными документами, после того как конвенцию ратифицировали 40 стран.
В отличие от ОКП при построении номенклатуры гармонизированной системы используются смешанные принципы: иерархический и фасета. на каждом уровне только один признак конкретизации. От более общего к конкретизации. Использование фасета позволяет создать более гибкую структуру, но в тоже время затрудняет работу НГС.
В НГС товары различаются по двум основным принципам: материалы из которых товар сделан и функции товаров.
3.4.2. Структура гармонизированной системы.
По иерархическому принципу нижестоящие признаки подчиняются вышестоящим, по фасетному — внуриклассификационные группировки. С целью обеспечения удобства работы пользователей создаются детальные примечания по всем групировкам. Их цель — получение возможности определения рзмера внутривидовой группировки.
Уровни :
1. Раздел
2. Группа
3. Подгруппа
4. Товарная позиция
5. Товарная подпозиция
6. Товарная субпозиция.
Этот 6-ти уровневый классификатор является базой НГС. При создании разделов используются следующие признаки: происхождение, материалы, назначение, химические свойства, значение товара в мировой торговле. При создании группировок заложен принцип последовательной обработки товаров от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий. При товарной позиции и субпозиции к каждой группировке может применяться собственная последовательность признаков, но чаще всего: степень обработки, назначение, вид материала, значение товара в мировой торговле.
3.4.3. Кодировка в ГНС.
Первое отличие от ОКП в том, что при кодировании в НГС используются два вида символики: при кодировании разделов — римская, а остальных — арабская.
При это коды разделов и подразделов, использующих римские символы никаких взаимосвязей между собой не имеют.
Для товарной подпозиции цифровой код вообще не предусмотрен и не используется. “Дефис” используется для дальнейшей конкретизации и детализации.
Римская символика в международной части кода НГС не учитывается. Оставшиеся для кодирования арабские символы в группировках используют сотенную систему кодирования, при этом после каждой группы из двух цифр ставится точка. Для установки единой системы разрядности меду частями цифрового кода принято дополнять цифрой “0” коды тех классификационных группировок, которые в дальнейшем детализируются.
В мировой практике в некоторых структурах классификация и кодирование осуществляется до 14 знаков. В НГС заложены больщие возможности резервирования, благодаря использованию римских цифровых кодов.
3.5. Пример кодирования товаров на основе нефтепродуктов.
Раздел
Группа
Глава4. Потребительские свойства нефти
Нефть, получаемая непосредственно из скважин, называется серой. В различных областях народного хозяйства применяются как сырая нефть, так и различные продукты, получаемые из нее в результате переработки.
В процессе первичной переработке сырую нефть очищают от пластовой воды, примеси неорганических веществ и других. Затем очищенную нефть подвергают прямой перегонке на современных установках. На первом этапе перегонка осуществляется в условиях атмосферного давления. При нагревании нефти до 250 градусов выкипают углеводороды, относящиеся к бензиновой и лигроиновой фракциям. В пределах температур 250-315 градусов выделяются керосино-газолийные фракции, а при 300-350 градусах — масляная (соляровая) фракция. Остаток называется мазутом.
Мазут долго считался бесполезным отходом перегонки нефти. Затем его стали использовать как топливо. А позднее из него путем дальнейшей перегонки научились извлекать бензиновые, керосиновые и масляные фракции.
Методы переработки тяжелых остатков перегонки нефти развивались и совершенствовались по мере расширения спроса на керосин, бензин и другие нефтепродукты.
По мере бурного развития автомобилестроения во всем мире быстро возрастал спрос на бензин. То количество бензина, которое получали простой перегонкой, уже не удовлетворяло потребности в нем. В сырой нефти содержание бензиновых фракций невелико, всего 10-15%. Поэтому ученые исследовали возможность получения дополнительного бензина из мазута. Этот способ получил название термический крекинг. Благодаря ему 60 % бензина добывается из мазута.
Моторное топливо карбюраторных двигателей внутреннего сгорания испытывает детонацию в процессе сгорания. Это чрезвычайно быстрый, приближающийся к взрыву процесс горения топливной смеси, нарушающий нормальную работу мотора. Стойкость бензинов к детонации принято оценивать октановым числом.
Обычно автомобильный бензин, получаемый при прямой перегонке нефти, обладает невысокими антиденотационными свойствами. Его октановое число составляет 60-70. Для улучшения антиденотационных свойств бензинов прямой перегонки их перерабатывают в условиях каталитического крекинга.
Существует еще много способов переработки нефти и получения из нее продуктов потребления. Природный газ выходящий на поверхность вместе с нефтью тоже подвергается переработке и из него извлекаются пары бензина.
Все продукты, полученные из сырой нефти разделяются на две группы: направляемые на непосредственное потребление (бензин, керосин, дизельное топливо, масла, котельно-печное топливо и т.д.) и используемые как сырье для нефтехимии ( направляются на дальнейшую переработку).
Роль нефти и природного газа в качестве исходного сырья для химической промышленности уникальна. В настоящее время более трети объема продукции мировой химической промышленности вырабатывается из нефтегазового сырья. На основе нефтяных углеводородов возникло производство синтетического каучука, этилового спирта, пластмасс, синтетических волокон и др. материалов.
Полимеры различных углеводородов (полиамиды, полиэфиры, поливинлы, полиолефины) используются для производства различных синтетических волокон — капрона, нейлона, лавсана и т.д. Исходными продуктами для производства синтетических волокон являются бензол, циклогексан, фенол и непредельные газообразные углеводороды.
Путем окисления парафиновых углеводородов получают целый ряд важных продуктов: высшие спирты, синтетические жирные кислоты, формальдегид, метанол, уксусную кислоту, ацетон и другие.
Значительное количество продуктов получается в результате реакций хлорирования и нитрирования низших парафиновых углеводородов (взрывчатые вещества, хлороформ хлористый метил и т. д.)
В результате химической переработки получают неорганические продуты: водород, серу и серную кислоту. Водород — исходное вещество для получения аммиака. Из аммиака получают в свою очередь получают углекислый аммоний и т.д. Этот список продуктов, которых можно получить при переработке нефти — бесконечен.
Глава 5. География нефти
В 1992 г. до начала процесса приватизации около 95% российской нефти добывалось в двух нефтеносных регионах. На долю Западной Сибири приходилось около 70% и Волго-Уральского региона — примерно 25%.Тимано-Печерская провинция, Северный Кавказ, Сахалин и Калининградская область в совокупности обеспечивали примерно 5% нефтедобычи страны.
Западная Сибирь. В 1961 году были открыты Мегионское и Усть-Балыкское нефтяные месторождения, что подтвердило верность прогнозов относительно богатейших запасов углеводородного сырья в Западной Сибири. За период с 1961 по 1964 гг. открыли еще 27 месторождений, причем 1964 год считается началом промышленного освоения Тюменской нефти. К 1965 г. был веден в эксплуатацию первый магистральный нефтепровод Шаим-Тюмень, а в 1967 г. — трубопровод, связывающий Усть-Балык и Омск.
В 1970 г. объем нефтедобычи в Западной Сибири составлял уже 31.4 млн. тонн., что вывело ее на третье место среди нефтяных регионов России. В тот период добычу нефти осуществляли нефтепромысловые управления (НПУ) Юганскнефть, Сургутнефть, Мегионнефть, Правдинскнефть, Шаимнефть, Нижневартовскнефть и Томскнефть.
За период с 1970 по 1975 гг. объемы добычи нефти выросли более чем в 4 раза и достигли 148 млн. тонн., причем на долю Тюменской области приходилось 141.4 млн. тонн. Активно разрабатывалось Самотлорское месторождение, открытое в 1965 г. обеспечивая стабильный ежегодный прирост объемов добычи. К 1975 г. Западная Сибирь давала примерно 30% всей нефти СССР. В этот период расцвета советской нефтяной промышленности было открыто 22 новых месторождения, в том числе такие гиганты как Федоровское, Когалымское, Холмогорское и др. В 1973 г. было завершено строительства нефтепровода Самотлор-Тюмень-Альметьевск, что позволило доставлять тюменскую нефть в центральные районы страны и экспортировать ее по нефтепроводу «Дружба». К 1980 г. ежегодный объем добычи нефти в Западной Сибири возрос до 312.6 млн. тонн, что составляло около 50% всей нефтедобычи Советского Союза, а максимальный объем добычи на Самотлоре составил в начале восьмидесятых годов около 140 млн. тонн в год.
Волго-Уральский район. В годы первых пятилеток в Волго-Уральском районе были открыты Бугурусланское, Краснокамское, Сызранское и Туймазинское нефтяные месторождения. Советское правительство поставило задачу создания там «второго Баку». В 1932 г. запасы нефти были обнаружены в Ишимбаевском районе Башкирии, и к 1937 г. эта республика давала до 1 млн. тонн в год. В годы войны заводы нефтепромыслового оборудования были эвакуированы из Баку в Волго-Уральский район, что развило и укрепило его промышленную базу.
Первые промышленные запасы нефти в Татарии были обнаружены в 1943 г. В 1948 г. было открыто гигантское Ромашкинское месторождение, а всего за период с 1943 по 1950 гг. было открыто более 20 нефтяных месторождений. К 1960 г. Татария вышла на первое место среди нефтедобывающих регионов Советского Союза — на ее долю приходилось 42.8 млн. тонн из общего объема 147.8 млн. тонн. Максимум добычи был достигнут в 1975 г. и составил 103.7 млн. тонн, после чего начался спад. В 1993 г., когда Татария отмечала 50-летний юбилей своей нефтяной промышленности, объемы добычи нефти составили всего 25.2 млн. тонн.
Из прочих промысловых районов следует отметить перспективные на сегодняшний день Тимано-Печерскую нефтегазоносную провинцию, Северный Кавказ и особенно Каспийский шельф
Нефть из одного региона сильно отличается по качеству от нефти из другого региона. Например, каспийские месторождения содержат глубоко залегающую нефть и являются 3 % от всего мирового запаса нефти, но на их разработку потребуется 8-10 % мировых капиталовложений в разработку нефти. Следовательно, разрабатывать эти месторождения сейчас невыгодно. Далее рассмотрим коммерческую рентабельность транспортировки нефти и какие проекты выгодны для инвесторов.
Глава 6: Коммерческая рентабельность транспортировки нефти.
В числе приоритетных направлений развития инфраструктуры нефтяной промышленности, от которых во многом будет зависеть состояние экономики отрасли (да и страны в целом) в тот период, когда извлечение нефти на новых месторождениях достигнет десятков миллионов тонн в год, может выть названа проблема создания разветвленной сети трубопроводного транспорта — нефте-, газоконденсатопродуктопроводов.
НЕФТЕГАЗОВЫЕ месторождения Казахстана уже связаны нефте,-газопроводами различной протяженностью с объектами переработки сырья в РФ (гг. Орск, Оренбург, Самара), непосредственно в Казахстане (гг. Атырау, Актау, Жана-Узень). Однако все эти магистральные сооружения функционируют уже достаточно длительное время и, кроме как снабжение действующих мощностей отмеченных заводов нефтью и газом никаких других функций не несут. Более того, в перспективном периоде совершенно не предусматривается их использование в качестве артерий, имеющих экспортное направление.
Республикой совместно с другими государствами прорабатывается множество вариантов, касающихся «переброски» сырья Прикаспийского региона по различным маршрутам. Каждый из них имеет свои особенности экономического, социального, политического характера, что обусловливает необходимость проведения тщательного экспертного анализа всех сторон выдвигаемых проектов.
С экономической точки зрения кроме строительства самого нефтепровода потребуется вложить дополнительно огромные финансовые ресурсы в создание необходимой инфраструктуры: терминалы по приему и перекачке нефти в Баку и Актау, формирование танкерного флота для транспортировки сырья с восточного побережья Каспия на западное. К примеру скажем, что по некоторым оценкам ориентировочная стоимость строительства выносного точечного причала вблизи г. Новороссийска составляет 640 млн долларов.
И еще одно обстоятельство, требующее проведения детальной коммерческой проработки. Относится оно к распределению доли участия каждого партнера, вступившего в договорные отношения по этому проекту. Если турецкая сторона будет полностью финансировать строительство нефтепровода из Грузии до терминала в Средиземном море, то она становится фактическим хозяином сооружения со всеми вытекающими отсюда экономическими, политическими, социальными и другими последствиями. В конечном итоге, рассматривая такую возможность транспортировки каспийской нефти в перспективе, следует ответить уже сейчас на многочисленные вопросы, в том числе и на такой: насколько выгодно будет экспортировать углеводороды в этом направлении, учитывая большие издержки при их добыче и транспорте через море.
Предупреждение об ограничении прохода танкеров через Босфор заставило членов КТК искать пути выхода из ситуации, которая способна в самое ближайшее время повлиять на экспортные возможности государств, входящих в его состав. Наиболее реальным вариантом представляется направление потоков сырья по трассе: экспортный нефтепровод до Новороссийска, далее танкерами через Черное море в болгарский порт Бургас, а затем по вновь построенной трехсоткилометровой трассе до греческого порта Александруполис. Стоимость проекта, по мнению экспертов, будет примерно в 10 раз меньше турецкого направления. К тому же в этом случае принимается в расчет фактор политической-стабильности по всей территории трассы, достаточно приемлемые технические решения и возможность экспортирования больших объемов сырья.
Окончательный выбор конкретного проекта и принятие решений на правительственном уровне зависят теперь от того, насколько беспристрастно с позиции экономической оценки будет произведена экспертиза всех разделов технико-экономических обоснований.
ЕЩЕ ОДИН вариант экспорта каспийской нефти из Казахстана предлагается иранской стороной. Он предполагает направить поток нефти от месторождения Тенгиз до порта Актау, далее танкерами через Каспийское море в иранский порт Рашти, а затем по нефтепроводу, протяженностью более 1500 км, к терминалам, расположенным на острове Хари в Персидском заливе. По ряду соображений проект не относится к числу привлекательных для государств Каспийского бассейна, и прежде всего по той причине, что Персидский залив является регионом сосредоточения огромных по объему запасов углеводородного сырья. Достаточно сказать, что к текущему моменту государства, расположенные вблизи от него, обладают примерно двумя третями мировых запасов нефти, обеспечивающими им суммарную годовую добычу в 900 млн тонн.
Вполне понятно, что на фоне такого мощного экспортного потенциала 10 20 млн тонн казахстанской нефти, экспортируемой по иранскому варианту, не смогут составить серьезную конкуренцию.
Пока идея строительства трансазиатского нефтепровода витает в воздухе, уже предприняты реальные шаги для сооружения транспортной артерии Западный Казахстан Синьцзян-Уйгурский Автономный Район протяженностью 3 тыс. км и стоимостью примерно 3,5 млрд долларов, где она соединится с китайской трубопроводной системой. Важность такого проекта для Китая очевидна. На нефтеперерабатывающем заводе в г. Урумчи, выпускающем в настоящее время автомобильный бензин, дизельное топливо, кокс и некоторые другие продукты, в планах развития заложено производство полистирола, пластических масс, синтетических материалов, удобрений. Поступление казахстанской нефти позволит ввести в действие весь технологический цикл на проектируемую мощность, выпускать сотни видов полимерной продукции и экспортировать ее, возможно, и в Казахстан, с достаточно высокой коммерческой выгодой. Следовательно, и этот казахстанский рынок будет контролироваться китайскими компаниями в ущерб непосредственно своему производству. При этом Китаем будет зарезервирован значительный объем собственных ресурсов (за счет загрузки завода импортным сырьем), который может быть использован с большей эффективностью в других регионах страны или реализован на внешнем рынке.
На этом фоне исключительно важное значение приобретает условие экспорта нефти такого качественного состава, который не имел бы резких различий с сырьевыми эталонами, установленными в международной практике торговли ею, такими, как Западно-Техасская (для регионов, тяготеющих к США), Дубайская (Персидский залив), Брент (Европа). Качественные отличия экспортируемой нефти от базисных сортов влекут за собой значительное снижение ее продажной цены.
В этой связи следует иметь в виду, что нефти перспективных месторождений Казахстана по своим физико-химическим свойствам относятся к высокосернистым углеводородам. Для крупной по объемам сделок торговли ею требуется в местах добычи вычленить из ее состава сернистые соединения — меркаптаны, а заодно и некоторые виды солей. При этом условии нефть будет иметь достаточно надежные качественные параметры, определяющие вполне конкурентоспособный уровень.
Качественные параметры нефти Тенгизского месторождения уже неоднократно становились предметом разногласий между ее производителем и потребителями. Каждая из сторон доказывала свою правоту в тех случаях, когда речь заходила об экспортно-импортных операциях, осуществляемых между Казахстаном и Россией. Камнем преткновения, как правило, становилось содержание меркаптанов в поставляемом сырье.
Еще на стадии создания нефтедобывающего предприятия «Тенгизнефтегаз» было известно, что содержание сернистых соединений в извлекаемом из недр углеводородном ресурсе исключительно высоко. Это обстоятельство заставило по-иному оценить последствия их воздействия на трубопроводную систему, технологическое оборудование перерабатывающих заводов, на экологическое состояние регионов, которые будут непосредственно ощущать воздействие этих веществ в случае порывов нефтепроводов, выбросов в атмосферу.
Несмотря на это, очистка стала производиться только в 1996 году. Не исключено, что ей подвергается не весь объем добываемой сегодня нефти, так как претензии к ее качественным параметрам высказываются уже не только со стороны российских потребителей. Как стало известно, иранская сторона, куда производятся первые поставки (по соглашению между Ираном и Казахстаном последний обязался экспортировать от 2 до 6 млн т нефти в течение 10 лет), в марте 1997 г. потребовала временно приостановить отгрузку Тенгизской нефти из-за наличия в ней различных агрессивных и токсичных соединений, отрицательно сказывающихся на технологическом оборудовании Тегеранского НПЗ.
продолжение
--PAGE_BREAK-- В то же время главный аспект проблемы освоения углеводородных ресурсов Каспия и прилегающих к нему территорий, лежит в плоскости безоговорочного сохранения устойчивого экологического равновесия.
Глава 7 Стандарты для рассматриваемых товаров
Основные требования предъявляемые к нефтепродуктам и нефти выражаются в следующих стандартах:
Бензины авиационные 02 5111 ГОСТ 1012-72 П.1.2.; p.p.1б., 2. Топливо для реактивных двигателей 02 5121 ГОСТ 10227-86 П.1.2.; p.p.3.,
Топлива термостабильные Т-6 и Т-8В для реактивных двигателей 02 5121 ГОСТ 12308-89 Пп.1.2.1.; р.р.2.,
Топливо дизельное 02 5130 ГОСТ 305-82 П.2.2.; p.p.4.,
Топливо нефтяное. Мазут 02 5211, 02 5213 ГОСТ 10585-75 П.2.1.; p.p.3., 4.
Бензины автомобильные 02 5212 ГОСТ 2084-77 П.2.2.; p.p.3., 4.
Топливо моторное для средне-оборотных и малооборотных дизелей 02 5221 ГОСТ 1667-68 П.3.1.; р.р.4., 5.
Масла авиационные 02 5311 ГОСТ 21743-76 П.2.2.; p.p.3., 4.
Масла моторные для автотракторных дизелей 02 5313 ГОСТ 8581-78 П.2.2; p.p.3., 4.
Масла моторные для дизельных двигателей 02 5313 ГОСТ 12337-84 П.2.2.; р.р.4., 5.
Масло МТ-16п 02 5313 ГОСТ 6360-83 П.1.2.; p.p.3., 4.
Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей 02 5314 ГОСТ 10541-78 П.2.2.; р.р.3., 4.
Масла моторные для быстроходных дизелей транспортных машин 02 5335 ГОСТ 25770-83 П.2.2.; р.р.3., 4.
Масла трансформаторные 02 5351 ГОСТ 982-80 П.2.2.; p.p.4.,
Масло трансформаторное селективной очистки 02 5351 ГОСТ 10121-76 П.2.2.; р.р.2., 3.
Масло конденсаторное 02 5352 ГОСТ 5775-85 П.2.2.; p.p.4., 5.
Масла трансмиссионные 02 5360 ГОСТ 23652-79 П.2.2; p.p.4., 5.
Масла для судовых газовых турбин турбин ГОСТ 10289-79 П.1.2.; p.p.3., 4.
Масла турбинные 02 5371 ГОСТ 32-74 П.2.2.; p.p. 3., 4.
Масла компрессорные 02 5372 ГОСТ 1861-73 П.2.2.; p.p.3.,4.
Масло компрессорное из сернистых нефтей КС-19 ГОСТ 9243-75 025372, 02 5376 П.1.2.; p.p.2.,3
Масла для холодильных машин 02 5373 ГОСТ 5546-86 П.2.2.; p.p.4., Масла синтетические 02 5399 ГОСТ 21791-76 П.1.3.; p.p.2., 3. Смазка ВНИИНП-274 02 5420 ГОСТ 19337-73 П.2.2.; p.p.3., 4. Смазка Униол-2 02 5431 ГОСТ 23510-79 П.1.2.; p.p.3., 4.
Смазка Литол-24 02 5441 ГОСТ 21150-87 Пп.1.2.1.; p.p.2.,3.
Глава 8. Сертификация и приемка товаров.
8.1. Порядок и последовательность сертификации.
Изготовитель продукции (продавец, исполнитель)
Отечественная продукция Импортная продукция
8.2. Схема сертификации
Испытания в аккредетированных лабораториях другие способы доказания соответствия Проверка производства Инспекционный контроль сертифицированной продукции. Система качества производства
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
8.3 Приемка товаров
Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству.
Эта инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Обязательными условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами.
В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров.
В целях сохранности качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству объединение и его производственная единица, предприятие, организация – изготовитель обязаны обеспечить:
1. строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
2. отгрузку продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам.
Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна;
3. четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции, отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;
4. своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю.
5. Строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.
При приемке груза от органов транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза для перевозки:
1. проверить в случаях, предусмотренных в указанных правилах, наличие на транспортных средствах или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнеров, наличие защитной маркировки груза;
2. проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе;
3. проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждений и порчи, сроки доставки, а также произвести осмотр груза.
В случае получения от органа транспорта груза без проверки количества мест, веса и состояния груза его получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.
При приемки груза от органов транспорта получатель во всех случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом – отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта. В случае неосновательного отказа получатель обязан обжаловать этот отказ и произвести приемку груза в соответствии с настоящей Инструкцией.
Продукция поступившая в исправной таре принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя. На складах продукция должна храниться в условиях, обеспечивающих сохранность ее качества и комплектность ее.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
1. при иногородней поставке – не позднее 24 дней после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
2. при одногородней поставке – не позднее 10 дней после поступления продукции на склад получателя
3. в условиях Крайнего Севера, в отдаленных районах досрочного завоза – не позднее 80 дней.
Оборудование, поступившее в таре и имеющее гарантийные сроки службы или хранения проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков.
Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 6 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки.
Одновременно с приемкой по качеству производится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий.
Приемка продукции производится уполномоченными на то руководителями предприятия-получателя или его заместителем – компетентными лицами. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции. Предприятие-получатель обязано:
1. создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешивание с другой однородной продукцией;
2. следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также своевременностью проверки и в установленном порядке;
3. обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;
4. систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями. Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции. Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, каике документы отсутствуют.
Выборочная проверка качества продукции с распространением результатов проверки на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя, если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
При одногородной поставке вызов представителя изготовителя и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.
В уведомлении о вызове, направленном изготовителю, должно быть указано:
1. наименование продукции, дата и номер счет фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
2. основные недостатки, обнаруженные в продукции;
3. время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности;
4. количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции
Уведомление о вызове представителя должно быть направлено не позднее 24 часов после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договорами.
Представитель одногороднего изготовителя обязан явиться не позднее чем на следующий день. Иногородний представитель обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова сообщить будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществлять приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя обязан явиться не позднее, чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого на проезд, если иной срок не предусмотрен Основными и Обязательными условиями поставки, другими обязательными правилами или договором.
Представитель изготовителя должен иметь удостоверение на право участия в определении качества и комплектности поступившей продукции.
Изготовитель может уполномочить на участие в приемке получателем продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции.
При неявке представителя изготовителя в установленный срок проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров – экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, обязаны строго соблюдать правила приемки продукции и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
По результатам приемки по качеству и комплектности с участием представителей получателя и изготовителя, составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности. В этом акте должно быть указано:
1.наименование получателя продукции и его адрес;
2.номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
3.фамилия, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
4.наименование и адрес изготовителя и поставщика;
5.дата и номер телефонограммы о вызове представителя изготовителя, или отметки о том, что вызов договором не предусмотрен;
6.номер и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной и документа, удостоверяющего качество продукции;
7.дата прибытия продукции на станцию назначения, время выдачи груза органом транспорта, время доставки продукции на склад получателя;
8.номер и дата коммерческого акта, если такой был составлен при получении товара от органа транспорта;
9.условия хранения товара на складе получателя до составления акта;
10.состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки;
11.при выборочной проверке – порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки;
12.за чьими пломбами отгружена и получена продукция, исправность пломб;
13.количество, полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;
14.количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их;
15.номера стандартов, технические условия по которым производилась проверка качества продукции;
16.заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции.
Акт устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.
Изготовитель или получатель при наличии оснований вправе опротестовать заключение инспекции по качеству, бюро товарных экспертиз или научно-исследовательского института в их вышестоящую организацию. Копия этого заявления направляется другой стороне. Повторная экспертиза продукции может быть проведена также по поручению арбитража или судебно-следственных органов.
Претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответствующей по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, образцам, предъявляется получателем изготовителю в установленный срок.
Глава 9. Характеристика цены .
В 4-ом квартале, после некоторого укрепления в сентябре, мировая цена нефти опять упала, несмотря на технические осложнения на промыслах некоторых нефтедобывающих стран за пределами ОПЕК и ограничение добычи почти в пределах принятых обязательств странами картеля. Спрос на нефть держится на очень низком уровне во всех регионах мира. На протяжении 3-го квартала пополнение товарных запасов в странах ОЭСР происходило очень интенсивно — 0,5 млн баррелей (68 тыс. тонн) в день. Реализация военной угрозы США в отношении Ирака может резко изменить ценовую ситуацию. Несмотря на то, что рынок остался безразличен к последнему обострению событий, реальные бомбы могут внести физический сбой в поставки иракской нефти. Цена немедленно отреагирует, однако ее повышение будет краткосрочным из-за очень слабых показателей основных конъюнктурообразующих факторов. Кроме того, США из опасения быть обвиненными в антигуманитарных действиях вряд ли будут намеренно разрушать нефтеэкспортные терминалы Ирака.
Основная причина — низкий спрос
В 3-м квартале, в продолжение тенденции 2-го, мировой спрос на нефть вырос только на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В России спрос упал, в Южной Корее в сентябре- был на 10% меньше, чем год назад; показатель подвижного (рассчитанного за 12 прошедших месяцев) среднемесячного значения спроса к сентябрю снизился на 3% в Японии и на 1,2% в Германии. В результате промышленного спада рост мирового торгового оборота сократился на шесть пунктов. Экономика некоторых стран Дальнего Востока продолжает пребывать в стагнации, и к ним вот-вот присоединится Бразилия.
Можно ожидать, что в 1999 году потребности в нефти в странах ОЭСР, после теплой зимы 1997-1998 года, несколько вырастут; тогда увеличение мирового спроса за весь год может составить 50 млн тонн в отличие от 30 млн тонн предыдущего года. Без этих дополнительных 20 млн тонн цена на нефть подняться не может.
Взаимовлияние цены и запасов
1998 год наглядно продемонстрировал, как фактор интенсивного пополнения товарных запасов нефти превращается из следствия в причину слабой рыночной конъюнктуры. В первом полугодии в нефтехранилища поступило, судя по разнице между спросом и добычей, 442 млн баррелей (60 млн тонн) нефти. Высокий уровень запасов оказал дополнительное давление на цену. В результате в 3-м квартале, вместо обычного для этого периода изъятия нефти, нефтехранилища пополнились еще на 39 млн баррелей, что опять повлияло на снижение цены. Используя вместо абсолютного показателя относительный, мы получим более наглядную картину: на конец 1997 года суммарный объем нефти в нефтехранилищах соответствовал 81 дню мирового потребления, а на начало 4-го квартала 1998 года — уже 87 дням. Шесть лишних дней, в течение которых мир обеспечен запасами наличной нефти в хранилищах — вот что держит нефть на отметке $12/баррель. Это состояние не бесконечно, запасы должны снизиться, но на это требуется время.
Прогноз цены нефти: три сценария
Поднявшись в конце октября на $ 1,5/баррель, к середине ноября цена вновь вернулась на уровень $ 11-11,5/баррель. Прогноз не предусматривает принципиального изменения конъюнктуры в ближайшей перспективе. Только такие факторы, как особенно суровая зима или бомбардировка Ирака, могут заставить цены поползти вверх. Суммарный показатель соблюдения обязательств по ограничению добычи странами ОПЕК остается очень высоким — более 95%, чему в значительной мере способствуют осложнения на промыслах Нигерии, из-за которых в октябре добыча в стране снизилась до 1,9 млн барр/день (см. Добыча нефти странами ОПЕК). Прогноз строится по трем сценариям. Первый — в 1999 году страны организации сумеют удерживать добычу в пределах квоты. Тогда в течение зимы цена нефти «Брент» стабилизируется на уровне $12,3/баррель. В течение первого полугодия товарные запасы постепенно снизятся, и во втором начнется медленный подъем цен. Среднегодовая цена нефти «Брент» в 1999 году составит $12,8/баррель — несколько ниже, чем в 1998 году (см. Прогноз цены нефти «Брент»).
Второй сценарий — члены ОПЕК не соблюдают квоты. При допущении, что ежеквартально добыча ОПЕК будет увеличиваться на 200 тыс. баррелей в сутки, цена нефти на протяжении всего года едва превысит $12/баррель. Запасы в нефтехранилищах будут снижаться значительно медленнее, препятствуя подъему цены вплоть до конца года. Среднегодовая цена «Брент» составит $12,2/баррель.
Третий сценарий предусматривает рост спроса в случае суровой зимы или снижение поставок в результате военного развития событий в Ираке. По прогнозам, нынешняя зима будет несколько холоднее, чем обычно, что может поднять спрос на 300 тыс. баррелей в сутки в первом квартале 1999 года. В случае бомбардировок Ирака мы оцениваем возможное снижение поставок иракской нефти на 0,9 млн баррелей в день в течение месяца. В этом сценарии с холодной зимой и/или военной акцией должно увеличиться изъятие нефти из нефтехранилищ, особенно в зимние месяцы. В результате в начале 1999 года на рынке нефти начнет восстанавливаться равновесие, и постепенно появится тенденция к росту. В этом случае, при условии, что нефтепроизводители не поднимут добычу, соблазнившись ценами, среднегодовая цена в 1999 году приблизится к $14/баррель.
С другой стороны, если зима будет мягкой, то нефтехранилища останутся полными. На протяжении зимних месяцев цена нефти «Брент» будет продолжать ползти вниз, опустится до $11/баррель во втором и в третьем кварталах, и в 4-м вернется на уровень $12/баррель. Среднегодовая цена 1999 года в этом случае составит $11,4/баррель, то есть на 11% ниже, чем в 1998 году.
Глава 10. Заключение.
В современной России не так уж много вопросов, привлекающих внимание большинства россиян. К ним не относятся выборы президента и Думы, мало кого интересует, кто будет следующим премьер-министром. Курс доллара и цены на нефть занимают граждан значительно больше. Доллар уже давно вошел в нашу жизнь, а вот цены на нефть стали волновать в конце 1997 начале 1998 годов и особенно после 17 августа, когда непродолжительный период процветания сменился бесконечным спадом.
продолжение
--PAGE_BREAK--