Реферат по предмету "География"


Производительные силы

Понятие и состав производительных сил мирового хозяйства

Состояние экономики страны зависит от уровня развития её производительных сил. Уровень производительных сил определяет динамику роста национального богатства и производительности общественного труда.

Производительные силы общества — это взаимозависимая совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.

В их составе можно выделить следующие важнейшие элементы, составляющие производительные силы:

социальные (труд, наследие культурно-хозяйственного развития)

естественные (минеральные и биологические ресурсы)

технологические (сочетание используемых средств производства и способов его организации)

К факторам, непосредственно определяющим состояние, динамику и характер (интенсивный, экстенсивный) развития производительных сил, следует отнести в первую очередь рациональное использование природных и трудовых ресурсов, научно-технический прогресс, эффективную организацию национальной экономики, взаимовыгодное участие в международном разделении труда и экономическом сотрудничестве.

Определенное влияние на развитие производительных сил страны (или региона) оказывают внешние и внутренние условия: географическое положение, наличие природных ресурсов, трудовые навыки и культурные традиции, политическая стабильность, международное сотрудничество.

Типы производительных сил

Можно выделить следующие основные типы производительных сил в зависимости от уровня развития и характера использования их основных элементов и социально-экономической организации производства: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

В настоящее время господствующим в мировой экономике является индустриальный тип производительных сил.

Доиндустриальные формы использования элементов производительных сил и организации хозяйства господствуют в традиционных секторах экономики многих развивающихся стран, особенно в тропической Африке и некоторых районах Азии и Латинской Америки. По существу, экономика большинства стран указанных стран — это дуализм доиндустриальных и индустриальных элементов производительных сил.

Постиндустриальный (основанный на информационных технологиях) характер развития производительных сил характерен для отдельных районов (и отраслей экономики) ведущих развитых стран, в первую очередь США, Японии, Англии, Франции, Германии, а также для ряда новых индустриальных стран и Китая.

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс — важнейший фактор развития производительных сил, влияющий на состояние всех их элементов.

На современном этапе научно-технического прогресса существенно снижается роль природных ресурсов в экономическом развитии, постепенно уменьшается зависимость обрабатывающей промышленности от минерального и сельскохозяйственного сырья. Под влиянием научно-технического прогресса происходят изменения в средствах труда. Развитие микроэлектроники, робототехники и биотехники привело к созданию гибких промышленных систем, в которых все операции по механической обработке изделия выполняются последовательно и непрерывно. Это расширяет возможности автоматизации, позволяет увеличить производительность труда в результате повышения коэффициента использования оборудования и сокращения затрат времени на вспомогательные операции. Развитие научно-технического прогресса привело к сокращению временного разрыва между разработкой технологии и ее применением на практике, а это в свою очередь сократило цикл жизни промышленных изделий.

Современный этап научно-технического прогресса можно характеризовать как постиндустриальную стадию, в ходе которой формируется новая система производительных сил, основанная на глобальном информационном пространстве, новейших технологиях, включая технологии управления и организации хозяйства. Различают две формы научно-технического прогресса — эволюционную (в рамках сложившихся технологических способов) и революционную (создание новых научно-технологических принципов).

Ведущей движущей силой, определяющей направления и характер развития производительных сил, является экономическая роль государства, которая, используя свои институты власти, прежде всего законодательной, формирует организационно- и социально-экономические отношения в обществе, основанные на многообразии структуры форм собственности и соответствующих типов хозяйств в рамках определенного способа производства.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Phyllis Wheatley Essay Research Paper Televangelists like
Реферат Князь Александр Невский и Новгород. Их взаимоотношения
Реферат Египет. Лидер Арабской Лиги
Реферат Numbers And Artificial Intelligence Essay Research Paper
Реферат Пряности характеристика, стандарты, экспертиза
Реферат Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской социально-философской мысли середины
Реферат Економічні фукнції та механізм функціонування ринку цінних паперів
Реферат Стандартизация в рыночных отношениях
Реферат Гіпертиреоз.
Реферат История формирования, основные черты рельефа и полезные ископаемые Австралии
Реферат Greek Grave Steles Essay Research Paper To
Реферат Информатизация общества 5
Реферат 1. Латуни – сплавы меди с цинком. Их разделяют на литейные и деформируемые. К литейным латуням относятся латуни типа лс, лк, ла, лаж, лажмц. Химический состав литейных латуней
Реферат А. С. Пушкина и поэме «Руслан и Людмила» в 5 а, 5 б, 5 в классах Учитель русского языка и литературы Минаева Т. Н. г. Ивантеевка, 2008 2009 уч год цель турнира: обобщить полученные на урок
Реферат Gangs 3 Essay Research Paper Gangs in