Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Волейбол

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Содержание 2. Организация, планирование и учет работы по волейболу в коллективе физической культуры 3. Организация учебно-тренировочной работы 4. Планирование и учет учебно-тренировочной работы. Планирование занятий 6 a) Подготовительный период b) Соревновательный период c) Переходный период 5. Организационно-методические указания 8 6.

Список использованной литературы 10 ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В КОЛЛЕКТИВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Для того чтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно с показа кинофильма о соревнованиях по волей¬болу, например о чемпионате мира, на каком-либо вече¬ре или после общего собрания.

Затем проводится встре¬ча с известными волейболистами страны, города, лучши¬ми тренерами, которые рассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, о том, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хо¬рошо провести показательную игру лучших команд го¬рода, ДСО или ДСШ, шефствующего коллектива. Все это вызывает у присутствующих большой интерес к во¬лейболу, который очень важно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практических занятий.

Комплектование учебных групп во многом предопре¬деляет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого .разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в неболь¬шом коллективе, где число желающихс оставляет всего 15—20 человек, комплектование не представляет особо¬го труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их

подготовленности и потенциальных возможно¬стей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто послабее, — в другую и т. д. При отборе учитываются следующие показатели: уро¬вень физической подготовленности, способность к овла¬дению техникой игры, способность к тактическому мыш¬лению в игре, антропометрические данные, уровень овла¬дения навыками игры в волейбол. Для выявления уровня физической подготовленности применяются

контрольные испытания: вертикальный Прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику СО сторонами 10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейболь¬ную сетку в прыжке. Высоту вертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжес¬ти тела

независимо от роста испытуемого. Основные спо¬собы определения «прыгучести»: вытягивание сантимет¬ровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры; доставание подвешенной размеченной ленты, где отме¬чается начальное положение ладони по кончикам паль¬цев и конечное — в высшей точке взлета вверх; по поло¬жению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и ко¬нечное положение. Прыжок в длину должен выполняться на мягкую опо¬ру.

Отмечается расстояние от стартовой линии до бли¬жайшего к ней следа ступни. Для испытаний по бегу надо начертить два равносто¬ронних треугольника: у одного сторона 10 м, у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треуголь¬нику (против движения часовой стрелки) пробегает 30 м. Во втором испытании он пробегает 15 м левым бо¬ком к треугольнику, после чего поворачивается кругом

и пробегает еще 15 м, но правым боком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки). Метание с места производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить его двумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходного положения. Нужно подпрыг¬нуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бро¬сить затем мяч вперед.

Метание теннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в руке располагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель—гимнастический мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствовать возрасту и полу испытуемых. Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагают выполнять технические

приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показа этих приемов инструктором или кем-либо из во¬лейболистов, приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-впе¬ред, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах. Выполнение оцени¬вается в баллах (по 5-балльной системе). По первоначаль¬ным попыткам выполнить технический прием можно в известной мере судить о возможностях

того или иного испытуемого в овладении техникой. О способностях к овладению тактикой судят по на¬блюдениям в играх. Такие наблюдения помогают опреде¬лить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее при¬обретенные двигательные умения и навыки. По поведе¬нию в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти¬ческого мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом.

Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение раз¬ных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятст¬вий и т. д. Используются также подвижные игры, ^ где можно определить быстроту реакции в сочетании с быст¬ротой перемещения и другими действиями: «Ден^и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Не¬вод»; различные варианты игры «Салки»; игры с мячом: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Борьба за мяч»,

«Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя и четырьмя мячами). В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность вы¬явить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели в указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические при¬емы и тактические действия и успешнее действует в игре.

Кроме всех показателей, надо располагать также све¬дениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые. Широкий круг показателей при комплектовании учеб¬ных групп необходим для того, чтобы более полно выя¬вить возможности каждого желающего играть в волей-бол. Руководствоваться только наблюдениями в конт-рольных

играх по волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хо¬рошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некоторое вре¬мя, и в результате регулярных занятий такой игрок обой¬дет многих уже играющих в волейбол. Как известно, учебно-тренировочный процесс у квали¬фицированных спортсменов делится на периоды: подгото¬вительный, соревновательный и переходный.

Периодиза¬ция учебно-тренировочной работы обусловливается зако¬номерностями формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям. Календарные сроки проведения основных соревнований для определенного контингента занимающихся служат оп¬ределяющим пунктом при планировании. Планирование учебно-тренировочной работы для на¬чинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом

занимающихся. Так, у волейболистов, тре¬нирующихся много лет, преобладают совершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высоким нагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим дей¬ствиям. Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки

в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отлича¬ется от аналогичной для квалифицированных волейболи¬стов. Все внимание на этом этапе должно быть направле¬но на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действи¬ям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди нович¬ков.

Общий план работы секции составляется и утвержда¬ется на весь период работы (в нашем пособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении плана надо учитывать состав занимающихся, условия и харак тер работы предприятия или учреждения, условия для за-нятий волейболом. План секции охватывает все вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется не¬сколько учебных групп, создается бюро секции в количе¬стве 3—5 человек.

Бюро секции должно оказывать актив¬ную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику. Правильное планирование учебно-тренировочной ра¬боты во многом определяет успех в подготовке волейбо¬листов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы сек¬ции, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет уровень подготовки руководи¬теля занятий — инструктора-общественника или кого-

либо из занимающихся, лучше других подготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя. Основные документы планирования: типовая програм¬ма, учебный план, график прохождения учебного мате¬риала по месяцам или неделям, рабочий план и план-кон¬спект занятия. Эти документы необходимы при много¬летней учебно-тренировочной работе. Настоящее учебное пособие, как уже говорилось, не рассчитано на многолетнюю учебно-тренировочную ра¬боту.

Оно ставит своей задачей дать начальный курс обу¬чения волейболу и помочь общественному физкультурно¬му активу в массовой подготовке волейболистов. Поэтому мы здесь подробно не рассматриваем вопросы планиро¬вания. Однако основные положения планирования учте¬ны при поурочном изложении учебного материала. Учте¬ны также закономерности формирования двигательных навыков, специфика волейбола, содержание if методика физической подготовки, обучения технике и тактике, со¬отношение средств физической, технической

и тактиче¬ской подготовки, периодизация учебно-тренировочного процесса и т. д. Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного заня¬тия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции коллектива физкультуры. Основная форма занятий с начинающими—группо¬вой урок. Он состоит из трех частей: подготовитель¬ной, основной и заключительной.

Продолжи¬тельность подготовительной части 15—25 мин основ¬ной—90—100 мин заключительной—5 мин. Цель подготовительной части урока заключается в ор¬ганизации занимающихся: построение, принятие рапор¬та, проверка посещаемости, сообщение задач урока, уп¬ражнения в движении, в основном на внимание. Осуще¬ствляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к раз¬витию двигательных качеств.

В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты. В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из кото¬рых—главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и рас¬пределение времени на отдельные упражнения.

Во время совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продук¬тивность занятий и особенно важно при непродолжитель¬ном периоде обучения. В задачу заключительной части урока входит органи¬зованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги. Важным условием эффективности учебно-тренировоч¬ной работы является

правильная постановка учета этой работы. Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из виса. Для определения уровня технической подготовленности используются упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударах. Проверку по физической подготовке и технике целесообразно

проводить в начале и конце го¬да. Для этого можно выделить дополнительные специ¬альные занятия. ' В текущем учете основное место занимают наблюде-ния за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют их в игре. Процесс обучения на занятиях по волейболу тесно связан с воспитанием у занимающихся моральных и во¬левых качеств. В центре воспитательной работы должно стоять развитие коммунистического отношения к труду.

Спорт помогает в работе. Труд, учеба и спорт неотделимы от понятия современного молодого человека Примером могут служить члены бригад коммунистического труда, для которых занятия спортом стали неотъемлемой час¬тью их быта. Каждый спортсмен должен стремиться стать лучшим производственником, быть лучшим в учебе, в об¬щественной жизни коллектива. Наше пособие рассчитано на 120 уроков. Срок неболь¬шой, однако неправильно думать, что в связи с этим нельзя будет успешно решать и воспитательные

задачи. Многое будет зависеть от того, насколько удастся создать сплоченный коллектив. Дружный коллектив возникает там, где есть общность интересов. Вот почему на первых порах, да и на всем протяжении обучения надо стремить¬ся вызвать глубокий и прочный интерес к занятиям во¬лейболом. Это послужит основой для воспитания у моло¬дежи привычки к систематическим занятиям физической культурой. А одна из основных задач начального курса обучения волейболу — воспитать

в людях потребность регулярно заниматься спортом. Беседы о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека, о выдающихся спортсме¬нах, интересных соревнованиях, встречи с ведущими спортсменами своего коллектива, города, республики, по¬казательные выступления известных спортсменов—вот примерный перечень мероприятий, которые создают за¬интересованность в занятиях спортом. И, конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могут способствовать пробужде¬ний

интереса к занятиям физической культурой и спор¬том или, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипа¬тию. Ни в кием случае нельзя отменять или переносить за¬нятия. На каждом занятии занимающиеся должны узна¬вать что-то новое, постоянно преодолевать трудности— это способствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано построение уроков, где даются и разно¬образные упражнения, и из урока в урок нарастают тре¬бования, предъявляемые к занимающимся.

К сожалению, бытуют еще взгляды на занятие волей¬болом как на нечто развлекательное, как на средство ак¬тивного отдыха. Да, занятия волейболом при правильном построении очень эмоциональны и доставляют занимаю¬щимся истинное наслаждение. Но будет грубой ошибкой сводить все занятия к выполнению нескольких упражне¬ний с волейбольным мячом, к двусторонней игре в волей¬бол. Вначале это, может, и будет интересно, затем бы¬стро наскучит, и желаемого результата мы не получим.

Овладение навыками игры при таких занятиях происхо¬дит очень медленно, а .интерес к занятиям постепенно пропадает. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ Секции волейбола создаются в коллективах физиче¬ской культуры, спортивных клубах, учебных заведениях. В секции волейбола принимаются мужчины, женщины, а также юноши и девушки в возрасте от 16—17 лет, желающие систематически заниматься волейболом и допущенные к занятиям врачом.

При секциях могут быть созданы груп¬пы из подростков 14—15 лет. Прием новичков в секцию должен проводиться в ок¬тябре—ноябре каждого года, в начале подготовительно¬го периода. Это однако не исключает возможности при¬ема в секцию в другое время года. Для проведения занятий создаются учебные группы. Число занимающихся в группе новичков—16—18 чело¬век, в группе III спортивного разряда—14—16 человек, а в группе

II и I спортивных разрядов— 12—14 человек. Количество учебных групп устанавливается в зависи¬мости от общего числа желающих заниматься, их возра¬ста, пола, спортивной подготовленности и наличия мате¬риальной базы. Учебно-тренировочные занятия в секции проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласно расписа¬нию, составленному с учетом занятости занимающихся производственной- и учебной деятельностью, имеющейся материальной базы. Кроме того, занимающимся целесо¬образно давать задания для самостоятельного,

более детального совершенствования отдельных приемов техни¬ки игры, повышения физической подготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма, На протяжении всего года в процессе учебно-трениро¬вочных занятий ведется подготовка к сдаче норм ком¬плексов ГТО и ГЗР. Для новичков и спортсменов III спортивного разряда выполнение норм осуществляет¬ся на учебных занятиях (по разделу физической подго¬товки). А для спортсменов

II и I разрядов осуществляет¬ся прием контрольных нормативов по общей и специаль¬ной физической подготовке. Учебно-тренировочные занятия проводятся тренерами или инструкторами, имеющими специальную подготовку а также инструкторами и тренерами-общественни¬ками. Во время организации и проведения занятий следует принимать меры для предупреждения травм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий оборудованию и инвентарю.

Все занимающиеся в секции обязаны проходить вра¬чебный осмотр в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения СССР, не реже одного раза в шесть месяцев. Особое внимание следует обращать на воспитываю¬щий характер учебного процесса, добиваясь воспитания занимающихся в духе морального кодекса строителей коммунизма. Большое значение имеет воспитание предан-ности своему коллективу, дисциплинированности, чувства долга,

смелости, воли и упорства в достижении постав¬ленных целей. Определенную помощь в организации и проведении воспитательной работы должны оказывать со¬вет коллектива физической культуры и бюро спортивной секции с учетом мероприятий, проводимых предприятия¬ми, учреждениями, учебными заведениями, совхозами и .колхозами. Основные задачи, стоящие перед учебными группами новичков (первый год занятий): — привитие интереса к волейболу и воспитание спор¬тивного трудолюбия; — укрепление

здоровья, всесторонняя физическая подготовка на базе освоения и сдачи Норм комплексов ГТО и ГЗР; — развитие качеств, необходимых волейболисту,— быстроты, силы, выносливости, ловкости; — изучение основных приемов техники игры и про¬стейших тактических действий в нападении и защите; — ознакомление с некоторыми теоретическими све¬дениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол; — приобретение опыта участия в соревнованиях (уча¬стие в соревнованиях

коллектива физкультуры). Основные задачи, стоящие перед учебными группами III разряда (последующий год занятий): — дальнейшее повышение уровня всесторонней физи¬ческой подготовленности, развитие необходимых волей¬болисту качеств—силы, быстроты, выносливости, ловко¬сти, скоростной и прыжковой выносливости; сдача норм комплексов ГТО и ГЗР; выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке; — усвоение основных теоретических сведений в соот¬ветствии с требованиями программы; — дальнейшее

изучение и совершенствование техники и тактики игры; — выполнение норм III спортивного разряда; — приобретение опыта участия в районных и город¬ских соревнованиях и совершенствование тактических на¬выков; . — приобретение знаний и навыков практического су¬действа соревнований. Основные задачи, стоящие перед учебными группами II и I разрядов (последующие два-три года занятий): — дальнейшее повышение уровня всесторонней и спе¬циальной

физической подготовленности; — выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке; — дальнейшее совершенствование технических прие¬мов и тактических действий в нападении и защите в усло¬виях игровой обстановки; — выполнение специальных требований по техниче¬ской подготовке; — выполнение и подтверждение норм II и I спортив¬ных разрядов; — накопление опыта участия в соревнованиях; — приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, составлении индивидуальных планов трени¬ровки; — приобретение инструкторских

навыков в организа¬ции и проведении учебно-тренировочных занятий, получе¬ние звания тренера-общественника по волейболу; — приобретение знаний и навыков практического су¬действа соревнований, получение звания судьи по спорту. Для занимающихся всех групп обязательна сдача за¬четов по теоретической подготовке. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ Программа предусматривает организацию и проведе¬ние систематической многолетней и круглогодичной

пла¬новой учебно-тренировочной и воспитательной работы. С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивного разряда—3 заня¬тия по 3 часа; с группами II спортивного разряда—3— 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда—4—5 заня¬тий по 3 часа. При разработке годовых планов учебно-тренировоч¬ных занятий секций

необходимо уделить должное внима¬ние следующим основным положениям: — непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки; — четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года; — определению для каждой группы средств и мето¬дов физической, технической, тактической и теоретиче¬ской подготовки в соответствии со спортивной квалифика¬цией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства; — определению содержания и средств

морально-воле¬вой и психологической подготовки занимающихся; — организации воспитательной работы; — организации врачебного и педагогического конт¬роля; — определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сы¬гровке команд; — определению уровня тренировочных и соревнова¬тельных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации. Имеющаяся практика работы по волейболу в боль¬шинстве физкультурных организаций страны и построения

годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на 2 цикла, каждый из которых, в свою очередь, делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и пере¬ходный. Учебный год для групп новичков можно не делить на 2 цикла, учитывая, что направленность занятий этих групп имеет в основном подготовительный характер. Примерная продолжительность периодов осенне-зимнего

цикла: — подготовительный период—с 1 октября по 15 де¬кабря; — соревновательный период—с 15 декабря по 15 марта; — переходный период—с 15 марта по 15 апреля. — Примерная продолжительность периодов весенне-ле-него цикла: — подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня; — соревновательный период—с 15 июня по 30 ав¬густа; — переходный период — с 1 по 30 сентября. Соответственно этому в спортивном году проводится несколько важнейших, основных для данной группы (команды),

соревнований по волейболу на летних пло¬щадках и в залах. В каждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужно достичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он должен со¬храниться и когда можно перейти к необходимому актив¬ному отдыху. Подготовительный период начинается с каждым но¬вым циклом тренировки и завершается к началу первых календарных игр основных соревнований. Основной задачей подготовительного периода являет¬ся всесторонняя

и хорошо организованная подготовка к успешному -выступлению в предстоящих соревнованиях команд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятий этого периода опробоваются новые методические приемы, производится подбор игроков в состав команд, осваиваются новые приемы техники и тактические действия, отрабатывается то, что будет взято на-вооружение командой в соревновательном периоде. Содержание и методика тренировки в подготовитель¬ном периоде осенне-зимнего и весенне-летнего циклов

имеют много общего. Изменения происходят только в средствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменением времени года и переходом в осен¬нем подготовительном периоде в зал. Для более четкого планирования учебно-тренировоч¬ной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два этапа. Первый этап (в подготовительном периоде осен¬не-зимнего цикла с 1 по 30 октября, а весенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).

Основное внимание на первом этапе должно быть уде¬лено разносторонней общей, физической подготовке. Поэ¬тому ей отводится до 40—45% общего времени, в то вре¬мя как технической подготовке отводится 35—40%, а так¬тической—20—25%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) изучается и восстанавливается техника игровых приемов и тактиче¬ских действий, развиваются волевые качества; значитель¬ное внимание уделяется психологической подготовке

иг¬роков, а также комплектуются команды. Средства, применяемые на первом этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения на гимнастических сна¬рядах и с предметами, акробатические упражнения, кроссы, бег по беговой дорожке, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических дейст¬виях. В теоретической подготовке приобретаются или углу¬бляются знания, составляющие общую основу спортивной деятельности.

Основные формы тренировки на этом этапе: специали¬зированные и комплексные занятия по общей, специаль¬ной физической и технической подготовке с постепенным увеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени их интенсивности. Второй этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15 декабря, весенне-летне¬го—с 15 мая по 15 июня). Основная задача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитие специальных качеств и навы¬ков

(по всем разделам подготовки), специфичных для волейболистов, и приобретение спортивной формы. Физическая подготовка занимает 25—30% общего вре¬мени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повыша¬ется удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготов¬ки должно составлять примерно 1:2). Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на

развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и спе¬циальной выносливости (особенно в прыгучести и в удар¬ных движениях). Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обста¬новке, с учетом функций, выполняемых игроками. Тактическая подготовка на этом этапе начинает пре¬обладать (40—45% общего времени).

Значительное вни¬мание уделяется освоению и совершенствованию индиви¬дуальных действий с учетом выполнения игроками обя¬занностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточня¬ются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдель¬ных игроков. Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в

условиях игровой и соревновательной обстановки. Средства, применяемые на втором этапе: общеразви-вающие упражнения, упражнения специальной физиче¬ской подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры. В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревно¬ваниям. В теоретической подготовке предусматривается изуче¬ние материалов по общим

основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных зада¬ний, выступление на теоретических занятиях с сообщения¬ми на различные темы технической и тактической подго¬товки. В конце этого этапа проводятся контрольные испыта¬ния по физической и технической подготовке, контроль¬ные и товарищеские встречи, в которых проверяется тех¬нико-тактическое мастерство команды и отдельных игро¬ков. Команды II и I разрядов на этом этапе могут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий ха¬рактер.

Основные формы тренировки на данном этапе — ком¬плексные занятия по физической, технической и тактиче¬ской подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях. Динамика нагрузки характеризуется уменьшением об¬щего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивно¬сти до уровня соревновательной и выше. Соревновательный период каждого цикла начинается вступлением команды в официальные календарные со¬ревнования

на первенство коллектива физкультуры, спор¬тивного клуба, района, города и т. д предусмотренные годичным планом тренировки и основных соревнований для команды, и заканчивается последней игрой команды. Главная задача соревновательного периода — дости¬жение максимальных стабильных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре,

учитывая возмож¬ности противника и свои. Физическая подготовка, направлена на достижение вы¬сокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренирован¬ности. Техническая подготовка должна обеспечить дальней¬шее совершенствование точности, быстроты и стабильно¬сти применения приемов в сложных условиях. В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры кон¬кретного противника и устраняются недостатки, выявлен¬ные в предыдущих

встречах. Общий удельный вес физической, технической и такти¬ческой подготовки сохраняется на уровне предсоревно-вательного этапа. Психологическая подготовка должна обеспечить мак¬симальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом. В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с не¬посредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игро¬вых действиях,

воли в преодолении отрицательных эмо¬ций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответствен¬ные моменты игры, подавленность, связанная с отдельны¬ми неудачами). Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешно¬му росту спортивного мастерства и выступлению в сорев¬нованиях. • Средства, применяемые в соревновательном периоде: в основном специальные игровые

упражнения, двусторон¬ние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых прие¬мов, а также в групповых и командных тактических действиях. Количество занятий при 1—2 календарных играх в неделю — не более трех. Общий объем нагрузок незначительно сокращается и затем стабилизируется, а их интенсивность возрастает до максимума и на этом уровне стабилизируется. Переходный период начинается после окончания со¬ревнований

полугодового цикла. Основные задачи: посте¬пенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. В переходном периоде следует предусмотреть .сохранение уровня общей физической подготовленности, обеспечить активный отдых и укрепление здоровья игроков. Средства: широко используются упражнения из дру¬гих видов спорта с преимущественным применением иг¬рового метода. Из средств активного отдыха рекоменду¬ется применять гигиеническую гимнастику, прогулки и туристские

походы, экскурсии, игры в городки, бадмин¬тон, рыбную ловлю, охоту и др. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание/волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства, Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тре¬нировке волейболистов

в различных группах подготовки. Воспитательная работа проводится по планам меро¬приятий коллектива физической культуры, спортивного клуба, но главным образом она осуществляется не¬посредственно в процессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивной секции, каж¬дое соревнование должно решать воспитательные задачи. Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация и использо¬вание групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений

содействуют повышению организованности и дисциплины занимающихся. Крайне важно поэтому добиваться, чтобы каждый урок был заранее и тщательно разработан с учетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения. Исходя из этого должны подбираться средства для проведения занятий, им должны быть под¬чинены организация и методика совершенствования спортивного мастерства занимающихся.

Теоретический материал следует преподносить в по¬пулярной и доступной форме в виде кратких бесед (15— 20 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов. В учебных группах II и I спортивных раз¬рядов теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи должны проводиться врачом. Как правило, на всех тренировочных занятиях следу¬ет широко применять средства и упражнения

общей и специальной физической подготовки. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической поготовке, должны проводиться во все пе¬риоды учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном периодах. Чтобы добиться технического мастерства, необходи¬мо учебно-тренировочные занятия с мячом регулярно со¬четать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и особенно акроба¬тикой. Занятия акробатикой позволят быстро овладеть ; приемами техники игры и в дальнейшем

ее совершен¬ствовать. ; Игровые приемы следует разучивать в сочетании с ; различными сложными акробатическими упражнениями, которые требуют от игроков хорошо развитой координа¬ции движений, ловкости, гибкости и других качеств. Овладение игровыми приемами в более сложных комби¬нациях, чем те, которые встречаются в игре, создает у за¬нимающихся уверенность в том, что в менее сложной обстановке они смогут успешно применять эти приемы. Акробатическую подготовку следует рассматривать как одно из основных средств индивидуального

физичес¬кого совершенствования и повышения спортивного мастерства волейболистов. Занятия должны строиться так, чтобы на каждом из , них волейболисты осваивали что-то новое. Нужно посто-| янно приучать занимающихся к преодолению трудностей, что способствует воспитанию волевых качеств. Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого могут быть выделены специальные |занятия.

Для учета теоретических знаний желательно про¬водить беседы со спортсменами по пройденному мате-риалу. Занимающиеся должны быть ознакомлены с-литературой по тематике теоретической подготовки во- лейболистов. Для учета физической, технической и тактической подготовленности игроков следует проводить: — наблюдения за занимающимися в процессе учебно тренировочных занятий; — проверку выполнения отдельных приемов техники игры; — выполнение установленных контрольных норма¬тивов; — систематический анализ игровой деятельности

за¬нимающихся. При совершенствовании игроков в выполнении от¬дельных упражнений необходимо использовать метод соревнования (на качество, количество и правильность выполнения тех или иных приемов). Анализ игровой деятельности волейболистов лучше 1,всего осуществлять в виде систематических установочных бесед с игроками команды перед соревнованием, в которых определяются конкретные задачи технико-так¬тического характера в предстоящей игре и разбираются проведенные игры с детальным анализом действий от¬дельных

игроков и команды в целом. При проведении занятий с женскими группами необ¬ходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратить внимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемы техники игры, чем мужчины. Это относится так¬же к совершенствованию тактических комбинаций и так¬тики отдельных приемов (например, тактики подачи или нападающего удара). Слабостью игры женских команд новичков,

III и II спортивных разрядов являются малая подвижность на площадке, недостаточная сила и быстрота ударов по мя¬чу, выполнение прыжков не вверх, а вперед-вверх. Часто бывают случаи травмирования пальцев при приеме бы¬стро летящих мячей. В процессе учебно-тренировочных занятий с волейбо¬листками необходимо большое внимание уделять акро¬батическим упражнениям, сочетая их с упражнениями в метаниях на точность и дальность, а также с передачами мяча

в различных направлениях. - Для совершенствования силы и быстроты выполнения нападающего удара нужно подбирать специальные упражнения типа бросков предметов различного веса. Одновременно с организацией спортивной секции и команд по волейболу, в которых участвует преимущест¬венно молодежь, совет коллектива физической культуры и бюро секции должны позаботиться о привлечении к занятиям волейболом трудящихся среднего возраста, организуя для них соревнования по упрощенным прави¬лам игры

и включая волейбол в программы занятий групп здоровья. Главное состоит в том, чтобы в спортивных секциях систематически проводились учебно-тренировочные за¬нятия, а спортивные соревнования и товарищеские встречи проходили по определенному плану. Только при этих условиях в коллективах физической культуры, спортивных клубах, учебных заведениях могут быть подготовлены квалифицированные спортсмены. СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры» ред. В. С. Хомутский М 1971 2. Ю. Д. Железняк «120 уроков по волейболу» М 1970 3. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв М 1980



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.