Реферат по предмету "Педагогика"


Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и младших школьников

Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и
младших школьников

Крячко А. А.
Введение в традицию

В
московском центре поддержки семьи "Рождество" на протяжении ряда лет
создавалась программа студийных занятий с родителями и детьми от 1,5 до 8-ми
лет, которую авторы назвали "Введение в традицию".

Одним
из основополагающих ее разделов является тематический блок "Наше
Отечество". Через систему тематических впечатлений дети, год от года,
знакомятся с русской семейно-бытовой, трудовой, детской игровой, художественной
культурой, с важнейшими вехами отечественной истории, великими битвами и
полководцами, русскими святыми, напутственным смыслом годового круга
праздников.

Нет
сомнения в том, что культурные национальные архетипы оказывают значительное
влияние на формирование личности и гражданского, патриотического сознания.
Многие педагоги и психологи сегодня с тревогой отмечают, что подмена и ломка
культурных архетипов являются одним из факторов повышенной невротизации
современного поколения детей и подростков, не говоря уже о потере нравственных
ориентиров.

Однако
невозможно не увидеть, что решение воспитательных задач исключительно на
этнокультурном материале и применительно к различным возрастным группам детей
возлагает на педагогов особую ответственность в нынешней ситуации обострения
национальных и религиозных настроений. К тому же такой подход, как правило,
исключает из системы отечественных культурно-исторических ценностей такие
важнейшие, вполне традиционные понятия, как добрососедство и гостеприимство. В
самом деле, русские люди веками жили и строили добрососедские отношения со множеством
малых народов, населяющих нашу Родину. Без этого опыта представление о
подлинной  традиционной культуре может
стать неполным и однобоким.
Род – народ - Родина как семья народов

Для
того чтобы чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего
Отечества не приняло со временем черты национальной нетерпимости и
превосходства, представляется немаловажным выстроить содержание занятий так,
чтобы поэтапно, не торопясь, провести ребенка 
по своеобразной "лесенке". Ступени ее могут быть такими:

-
моя семья

-
мой род

-
наш народ и Родина

-
наша Родина, как семья народов

-
народ Божий, Церковь Христова, для которой нет формальных границ.

В
программе "Введение в традицию", созданной педагогами Центра
"Рождество", за многие годы работы сложился определенный опыт
"сопровождения" детей разного возраста по этим ступенечкам, которым
сегодня предоставлена возможность поделиться.

Первые
ступени - культура родного народа; понятия 
род - народ – Родина

(от
1,5 до 5-ти летнего возраста)

Первые
ступени предложенной "лесенки" - опора, база, фундамент, который
может закладываться в течение ряда лет, питая душу ребенка самобытными образами
культуры родного народа, его идеалами.

Младший
возраст - это благодатное время введения ребенка в народную семейно-бытовую культуру.
Здесь в помощь педагогу и родителям из воспитательного потенциала народной
культуры пригодятся традиция пестования и потешения (нынче представляемая в так
называемых "пальчиковых играх"), и колыбельные песни, и кукольные
образы - зверушки, пупсы и игры с ними, и сказки, и строй календарных песен и
праздников, и отражение природных изменений в творческих заданиях для малышей.

В
среднем дошкольном возрасте происходит более углубленное знакомство с
культурной и духовно-нравственной традицией, напутственным смыслом годового
круга праздников, представлениями о национальном герое и родной земле. Активно
используются педагогические возможности сказок, подвижных  и познавательных игр, рукоделия, тематических
бесед, творческой деятельности.

Обращение
в ходе бесед и творческих заданий к физической карте нашей страны помогает
оценить многообразие природных богатств России (темы "Лесная
кладовая", "Сокровища недр", "Богатства водоемов" и
пр.) На следующей возрастной ступени вниманию детей предлагается другой тип карты.

Вторая
ступень - Родина, как семья народов

(для
детей 6 - 7-летнего возраста)

Целый
тематический цикл занятий посвящен этой теме. Впервые вместо физической карты
России появляется карта ее федеративного устройства. Она дает наглядное
представление о многообразии этносов, населяющих нашу Родину, и помогает
совершить своеобразное "путешествие" к ним в гости.

Такое
путешествие становится возможным при помощи родителей. Программа "Введение
в традицию" вообще предполагает деятельное участие семей в ходе занятий,
но в этот тематический цикл мамы и папы включаются особенно активно. Их задача
- представить по выбору один из малых народов России, сыграть роль
гостеприимных хозяев.

Педагог
объявляет детям о том, кто из народов нашей страны "зовет" нас
сегодня в гости, вместе мы намечаем по карте маршрут, выбираем удобное
"средство передвижения" и с соответствующей песенкой (про самолет или
поезд, кораблик и т.п.) отправляемся в путь.

Нас
встречают "хозяева". Они представляют нам элементы народных костюмов,
утварь, украшения и другие предметы материальной культуры, разучивают с
"гостями" несколько слов на своем языке, угощают любимыми блюдами
национальной кухни, показывают сказку своего народа или приглашают
поучаствовать в народной игре. Народные игры, сказки, предметы материальной
культуры и искусства отражают специфику их жизни: природные условия, основные
занятия и пр.

Общей
педагогической задачей этого цикла занятий является сравнительное обращение как
к специфическим, отличным от русских, проявлениям культуры, так и к тому общему
содержанию, которое невозможно не заметить в таком путешествии. Оказывается,
что все мамы на свете, на каком бы языке ни пели они свои  колыбельные песни, ни рассказывали сказки,
стремятся поделиться со своими малышами самым дорогим и ценным из того, что
знают они о жизни и месте человека в ней, о путях праведных и нечестивых,
смиренных и гордых, ленивых и трудолюбивых. К какой бы культуре мы ни
обратились, практически везде мы услышим родительское напутствие, общее для
разных народов: будь трудолюбив и усерден, терпелив и честен, умей достойно и
проигрывать, и побеждать, храни и созидай свой дом, умей постоять за него, за
свой народ, за нашу Родину.

Третья
ступень: "Во Христе нет ни эллина, ни иудея…"

(для
7 - 8-летних детей)

Одним
из важнейших разделов, составляющих программу "Введение в традицию",
является тематический блок "Основы православной культуры". Родители,
приходящие со своими детьми на занятия в центр "Рождество", разделяют
представление о том, что культурообразующей религией в нашей стране является
православие. Поэтапному введению в духовную традицию помогают тематические
беседы, слайд-фильмы, песни, праздники года и система приуготовительных занятий
к ним на всех возрастных этапах.

Но
вот в тематическом цикле занятий для младших школьников, продолжающемся в
течение Великого поста, карту России сменяет политическая карта мира. С ее
помощью мы совершаем познавательное "путешествие" к разным народам,
населяющим землю. Отправной точкой таких путешествий служат беседы о путях апостольских.
Словно проходя по разным землям вслед за учениками Христа, мы не только узнаем
о жизни, подвижничестве, благовестии каждого из них, но и об особенностях
населяющих Европу, Средиземноморье, Африку народов.

Так,
поэтапно, за национальными ценностями могут быть открыты перед детьми и
наднациональные - в полноте бытия Церкви, для которой нет границ, призванной
соединять в братской любви и служении разные народы Земли.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.