Оказание влияния института физкультуры на нравственность Содержание ВВЕДЕНИЕ … 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …. 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ….7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….16 ВВЕДЕНИЕ Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, совершенствование физического
развития людей, обеспечение их лучшей подготовки к общественно полезному труду, к жизни. Главное педагогическое открытие древних греков – целостность, а говоря современным языком, системность воспитательных воздействий, формирующих в единстве физический облик, мир нравственности, глубину интеллекта и запас здоровья человека. В нашей жизни постепенно нарушилось соотношение требований к разуму и телу – первые из них завышены, а вторые занижены. И как следствие образовалась одна из деградаций современного
человека – гиподинамия – недостаток естественных движений. А отсюда недостатки сердечно-сосудистой системы, отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике. Это привело к печальной статистике, отражающей государственную политику по вопросам охраны здоровья: – 95% детей рождаются с патологией; – 40% выпускников школ по состоянию здоровья имеют ограничения
в выборе профессии; – 30% людейсоставляют группу риска; – 10% допризывников не соответствуют требованиям кондиций военнослужащего; – каждый третий ребенок начальной школы психически нездоров, не получив в школе в достаточной степени движений в силу объективных и субъективных причин (по данным Р.В. Силлы 45% уроков проводятся с недостаточной нагрузкой, нехватка инвентаря, оборудования, спортзалов, учителей-профессионалов, реально выполняемых программ, информации и т.п.) и не получив в достаточной
степени представлений о культуре физической, школьники становятся абитуриентами. Это определяет актуальность данной работы. 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Физическое воспитание является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей укрепление здоровья, без чего невозможна полноценная счастливая жизнь, радость творческого труда, полное развитие всех способностей и дарований человека. Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным
воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие, развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Занятия физкультурой и спортом имеют большое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется их здоровье и повышается работоспособность. Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в настоящее
время - в век научно-технической революции, когда бурное наступление техники на природу и изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь людей и характер их труда, оказывает значительное воздействие на физическое состояние человека. Так, значительно возрастает нагрузка на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать все возрастающий объем информации, связанной как с необходимостью получения более высокого уровня образовательной и профессиональной подготовки, так и с усвоением вообще
самой разносторонней информации с помощью окружающих его средств массовой коммуникации. Современная техника, повышающая производственные мощности, характеризуется значительным возрастанием параметров работы - температуры, давления, напряжения, скорости совершения операций, а это значительно увеличивает напряженность в работе и нагрузку на нервную систему. В условиях современного, высокомеханизированного и автоматизированного производства труд становится
все интенсивнее и напряженнее и требует эффективного восстановления нервных и физических сил В ряде профессий человек становится в условия, которые требуют серьезного испытания его физических и психических возможностей сознания и воли. Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает, что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, увеличивается доля работы, которая не требует значительных перемещений с места
на место. Создание новых технических средств, облегчающих труд человека, также способствует развитию новой угрозы человеку - гиподинамии, т. е. уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных процессов. Условия труда и жизни многих людей требуют частых разъездов, что в условиях возросших скоростей передвижения и огромных расстояний, которые преодолеваются очень быстро, требуют срочной адаптации человека к новым природным, температурным и климатическим условиям, а это также вызывает дополнительные нагрузки
на организм человека, часто ставит его в условия испытания физических сил и приспособительных возможностей его организма и нервной системы. Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие. Профилактическое значение физических нагрузок заключается в том, что они благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни.
Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование. Корригирующее влияние физкультуры заключается в возможности изменения недостаточности функций организма, их улучшении в результате упражнений. Особенно влияние физической нагрузки нужно отметить в отношении коррекции жировых отложений, так как
при израсходованном запасе глюкозы в организме человека основным энергетическим субстратом является жир. Тонизирующий эффект физических нагрузок заключается в выработке организмом во время упражнений эндорфинов и энкефалинов, положительно влияющих на настроение человека и состояние нервной системы. Дело в том, что невостребованность физической культуры неизбежно ведет к однобокости формирования человека. Замечено также, что физическая культура, спорт, здоровый образ жизни являются важнейшим противовесом
в корреляции многих параметров здоровья и уровня физического потенциала, необходимого для воспроизводства личности, как целостности, в своем телесно-духовном единстве. Поэтому общество, которое хочет быть цивилизованно-развитым, должно быть заинтересовано в решении одной из главных задач – через повышенный статус предмета ФК и через организацию диагностической системы мониторинга (форма организации, сбор, обработка, распространение
информации) формировать у обучаемых здоровый образ жизни (ЗОЖ), включающий осознание и освоение в первую очередь двух основных компонентов: 1. Отношение личности к своему телу как к ценности. По выражению М.М. Котлярова: «Тело – храм, в котором живет твоя душа, и если ты уважаешь себя, то содержи этот храм в надлежащем порядке». 2. Овладение личностью знаниями, умениями, искусством для формирования и содержания целостности своего храма (тела), исходя из многообразия средств и методик, ориентированных
в конечном итоге на поддержание необходимого уровня здоровья в своей профессиональной деятельности. Была проведена оценка здоровья школьников и выявлены следующие результаты: Группа с низким уровнем развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие виды спорта, требующие большой
мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю. Низкий уровень волевой и ценностно-смысловой организации личности; проявляется в ориентациях на "
сильные" в физическом отношении личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные. Группа с высоким уровнем физической культуры сознания (около 14 %). Проявляется в осмысленном отношении к занятиям физкультурой как к средству сохранения собственного здоровья и самоактуализации, к возможности оказания помощи слабым и в желании это делать не по принуждению;
данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но небезинтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, как на уровне моментальной реакции на ситуацию (хоккей, футбол), так и на уровне стратегического планирования сил (большой теннис,
шахматы). В целом уровень физической культуры сознания проявляется в ориентациях не на базовые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни. Высокая ценностно-смысловая и волевая организация личности. Готовность к риску на разумном уровне, способность к принятию взвешенных решений, целеустремленность, умение планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.
2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ Научные взгляды на физическую культуру личности В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, В.И. Столярова и других авторов позволяют конкретизировать дефиницию и структуру физической культуры личности как ведущей целеполагающей установки в системе физического воспитания.
В качестве отправной платформы понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности принимаются общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьев, Б.В. Ломов, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков). Исходя из этого предлагается следующее определение понятия "физическая культура личности": это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре
образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. При этом за основу берутся четыре ориентира. Первый ориентир - это разделение понятий "индивид" и "личность". При выведении понятия "индивид" в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Это не однозначно с понятием "индивидуальность", с помощью
которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамичес кое, "сверхчувствительное" качество. Личность - не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность - это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной
деятельности и т.д. Второй ориентир - деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром. Динамика личности анализируется в двух планах: в плане деятельности и в плане времени. Педагогика занимается именно динамикой личности. Деятельность человека является формой его реального существования, она биосоциальна по своей детерминации, имеет технологическую конкретику.
Для создания образовательной системы используют анализ самой деятельности (как образовательной, так и любой другой). Системное описание деятельности производится: 1. в рамках морфологии деятельностей по их составу и структуре (субъектам, объектам в их взаимодействии, простоте, сложности и пр.); 2. в рамках аксиологии - по их оценке, ценности, потребности в данных видах деятельности; 3. в рамках праксиологии - по их развитию и функционированию;
4. в рамках антологии - по способам их существования (люди, объекты, среда), характерам, способам познания деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, одни виды деятельности на определенном этапе являются ведущими и имеют большее значение для развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль, другие - подчиненную. По ходу изложения содержания сути деятельности целесообразно дать определение и понятию "физкультурно-спортивная деятельность", ибо до сегодняшнего дня
в теории физической культуры оно понимается неоднозначно. Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте представляется как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в ее различных видах (оздоровительной, прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской, самосовершенствовании и пр.). Понятие же "физкультурно-спортивная деятельность личности" видится в несколько ином аспекте:
как динамическая социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей физической культуры. При этом виды и формы физкультурно-спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться: частота и затраты времени; результат и динамика
изменений качеств личности. Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно значимые и профессионально значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности,
выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются ее деятельность и общение. В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1. физиологические потребности; 2. потребности безопасности; 3. потребности в социальных связях; 4. потребности самоуважения;
5. потребности самоактуализации. Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые - высшими (роста). Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать и в основе физкультурно-спортивной деятельности личности. При этом мотивационная составляющая технологии воспитания физической культуры должна вести занимающихся от личностно значимых мотивов к социально значимым, от низших потребностей к высшим. Четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности.
В общей педагогике имеется много примеров попыток структурировать личность. В нее включаются основные свойства, качества и признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от друга. Это говорит о том, что, во-первых, данная проблема довольно сложна, во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и, в-третьих, делать это все-таки надо, но при этом следует
идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой структурные модели физической культуры личности служат пятым ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований. Все модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих
физической культуры личности. Несомненно, во внимание берутся и четыре вышеуказанных ориентира. Таким образом, в технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (см. таблицу). Таблица Физическая культура личности (без учета взаимосвязей и пересечения компонентов) п/п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств 1
Знания и интеллектуальные способности Объем Эрудиция Научность Степень абстракции Обоснованность Осознанность Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению Умения Уровень усвоения 2 физическое совершенство физическое развитие Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика
Физические качества Двигательные умения Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания Двигательные навыки Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность физическая подготовленность Эталон Результат Динамика 3 Мотивационно-ценностные ориентации Мотивы Социально значимые Профессионально значимые
Личностно значимые Интересы Спортивные Физкультурно-оздоровительные Установки Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность Убеждения Степень осознанности Потребности Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические 4 Социально-духовные ценности Нравственность физкультурно-спортивная этика и культура
Эстетика Чувство прекрасного Чувство красоты Отношение к труду Трудолюбие Мировоззрение Степень научности знаний и убеждений Здоровый образ жизни Отказ от вредных привычек Системность Научная основа 5 Физкультурно-спортивная деятельность Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная
Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей
и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических
и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности. В представленной модели уточняются признаки и степень научности специальных знаний.
Без понятия о ступенях абстракции и степенях осознанности судить о качестве знаний сегодня в современной педагогике не представляется возможным. Предлагаемая структура физической культуры личности расширяет и представление о признаках двигательных умений и навыков, включаются такие показатели, как репродуктивный и продуктивный уровни выполнения двигательного действия. В соответствии с технологической структурой физической культуры личности конкретизируются ее уровни:
1. Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Мотивационно -ценностные ориентации и физкультурная деятельность проявляются ситуативно и невыраженно. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям.
В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, нет стремления к ее познанию и целенаправленному использованию. Определенный интерес и активность возникают в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания и других зависящих от ситуации причин. 2. Уровень начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной
деятельности. Причем знания имеют феноменологическую ступень абстракции, первую ступень осознанности и ученический или типовой уровень их усвоения. Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования.
Мотивы приобретают определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане установок. На этом уровне в основном доминируют физиологические потребности и потребности безопаснос ти. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности, стабильностью результатов и их положительной динамикой. Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью,
отмечаются попытки систематизации деятельности. 3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Научность знаний проявляется на аналитико-синтетической и прогностических ступенях абстракции, второй степени осознанности и на эвристическом уровне их усвоения.
Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурная деятельность имеют четко выраженную направленность и устойчивость. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование и организованные групповые формы занятий становятся нормой. 4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования
физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции (охватывает большой объем информации), третьей степени осознанности и творческом уровне усвоения материала. На этом уровне личностно, профессионально и социально значимые мотивы не имеют четкого разграничения,
как, впрочем, и все разновидности потребностей, и осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствую щей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Затраты времени, уровень достижений и динамика физкультурной деятельности оптимизируются. Ее социальные виды (пропагандистская, организаторская, судейская, инструкторская) трансформируются
в личностно значимый фактор. Физическое самообразование и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую основу. При исследовании системы используют не только представления об ее элементах, структуре, взаимосвязи элементов структуры и факторов, определяющих ее эффективность. Очевидно, что каждая созданная система должна функционировать. Системность образования и системность познания имеют функциональную природу.
Между тем ни одна из символических формул, известных в педагогике (формула управления деятельностью В.С. Лазарева; дидактического процесса В.П. Беспалько; деятельности П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной; бихевиоризма Э. Тордайка и К.Ф. Скинера и др.), не отражает в полной мере структуру деятельности, потому что всякая сложная система может эффективно функционировать, если набор существенно значимых элементов является функционально полным,
причем отражает субъект-субъектные отношения. Исходя из этого структурно-функциональная модель педагогической технологии формирования физической культуры личности принимает в нашем представлении вид следующей обобщенной формулы функциональных действий: ОФФД = Ц + (С+М) + Од + Уд (Пл. д + Ор. д + +Рук. д) +(Ид + Рд) + (Кд + Пд) + Кор. д где: Ц - диагностически поставленная цель деятельности;
С - стимул, сам вид деятельности как ее побудительная причина; М - мотив, побудительная причина к данному виду деятельности; Од - ориентировочные действия, осознание смысла деятельности (проблемы), поиск оптимальных способов ее решения; Уд - управление деятельностью; Пл. д - планирование деятельности; Ор. д - организация деятельности; Рук. д - руководство деятельностью;
Ид - исполнение, способ деятельности; Рд - результат деятельности, решение проблемной ситуации; Кд - контроль деятельности, анализ действий и результата; Пд - подкрепление деятельности через оценку результата, подтверждение правильности выполнения действий, реакция на стимул; Кор. д - коррекция деятельности. Данная формула представляет относительно полный общий функциональный цикл деятельности, ключ к любой
функциональной модели, которая по своей структуре может выглядеть значительно сложнее, потому что в каждом отдельном случае наполняется конкретным содержанием деятельности : определение содержания обучения; анализ предстоящей деятельности занимающихся; разработка мотивационной поддержки; диагностические операции и оценка степени нагрузки; построение алгоритма функционирования знаний; разработка оптимальной модели организации физического самосовершенствования и управление им; разработка оптимальной модели организации
внеучебной деятельности и управление ею; создание системы контроля качества усвоения учебного материала; определение типов и разработка структуры и содержания занятий; научно-методическое обеспечение образовательной технологии; создание системы коррекции педагогической технологии. Наличие функциональной модели организации учебного процесса и использование обобщенной формулы функциональных действий в значительной степени определяют уровень научной организации системы воспитания физической
культуры. Педагогическая технология формирования физической культуры личности должна иметь все признаки технологической системы. В рамках трансформационного подхода рассматривается как процесс последовательного перехода от одной структуры стратегии к другой (более сложной или эффективной), подчиняющейся закону трансформации, положительному переносу физических качеств, дополнению их комплексного развития самостоятельной (внеучебной) работой; накоплению знаний и повышению степени их научности, уровня усвоения и физической
культуры личности в целом. Принципами использования технологического подхода в формировании физической культуры личности выступают: единство связи элементов системы педагогической технологии; диагностичности целеполагания; функциональной полноты; научности знаний; функциональной взаимосвязи содержания форм и методов; открытости функционально-методических решений; объективной оценки конечного результата; культурологического подхода; преемственности и завершенности самоопределения в физической культуре; вариативности используемых
средств и методов; оптимизации. В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и студентов. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей.
Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры. Она актуализирует смысловую сторону педагогического процесса, наполняет его реальным содержанием. Центральной фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности.
Профессионализм - учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими
факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного процесса. Согласно слагаемым педагогической технологии операциональная составляющая должна обеспечивать при желании гарантированный результат на уровне положительной оценки. И что, пожалуй, наиболее значимо в педагогической технологии: содержание деятельности людей необходимо реализовывать в виде системы познавательных и практических задач, воспитания способностей, адекватных
основным составляющим физической культуры личности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О людях, которые много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть еще и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы.
Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура — часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят об¬щественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание.
На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физическими упражнениями занимались все.
Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры — вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной, формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т. е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая
подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуазной интеллигенции Я. А. Коменский, Ж Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигали в свое время проекты реформ системы образования,
в которых подчеркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных (первых) ступеней образования. В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер
спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим. Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности. Список использованной литературы 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Просвещение, 1997, с. 300. 2. Асмолов А.Г. Психология личности
М.: МГУ, 1990, с. 153 - 154. 3. Бальсевич В.К Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 - 7. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989 192 с. 5. Венда В.Ф. Система гибридного интеллекта:
Эволюция, психология, настроение М.: Просвещение, 1990 291 с. 6. Виленский М.Я Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности М.: Высшая школа, 1989, с. 33 - 36. 7. Долженко О.В Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе М.: Высшая школа, 1990 187 с. 8. Игропуло В.С Основы образовательных технологий
Ставрополь: Институт развития образования, 1996 226 с. 9. Левина М.Л. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности М.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996 232 с. 10. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М.: Высшая школа, 1991, с. 24 - 28. 11. Леонтьев А.
Н. Избранные психологические соч.: В 2 т. М 1983, т. 1, с. 392. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пос М.: Прометей, 1993 562 с. 13. Лубышева Л.И Косихин В.П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 - 15. 14.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 - 15. 15. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий Ставрополь: СГУ, 1999. -167 с. 16. Шаймарданов Р.Х. Технология интенсивного развития личности будущего учителя высшей квалификации
Казань: КГПУ, 1996 176 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |