--PAGE_BREAK--
Выделяются следующие виды доходов:
· оплата труда – является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифно-квалификационные требования, районные коэффициенты, виды заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д.;
· социальные трансферты – представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий, и иных социальных выплат, выплачиваемых из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством;
· доходы от предпринимательской деятельности – являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и определяются той величиной доходов, которая поступает в домашнее хозяйство предпринимателя;
· доходы от собственности – являются наиболее разнообразными. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п.;
· другие доходы – образуются в виде поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.
Расходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям и представлены в таблице 2. [9]
Таблица 2. Состав денежных расходов населения РФ, (млрд. руб.)
В их составе можно выделить следующие расходы:
· на покупку товаров и оплату услуг – их условно можно подразделить на две категории: текущие расходы и капитальные расходы.
Текущие расходы – это затраты, связанные с первоочередными нуждами. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продовольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг связи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобретением лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольственных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера и т.п.
Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капитальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, антиквариата, ювелирные изделия и т.п.;
· обязательные платежи и разнообразные взносы – обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также, платежей по страхованию, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д. Обязательными для домашних хозяйств являются платежи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц;
· приобретение недвижимости – данные расходы включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоянного, сезонного или временного проживания, а также отдыха;
· на прирост финансовых активов – эти расходы включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения.
Важнейшей задачей ближайших лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом. Величина доходов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной экономикой.
2.4. Государственный кредит
Многие авторы выделяют такое звено финансовой системы, как государственный кредит.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве:
1. заемщика;
2. кредитора;
3. гаранта.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
Рисунок 5. Структура бюджетных ссуд, предоставляемых государственным бюджетом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются:
· добровольность;
· возвратность и платность;
· на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ
Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из основных дискуссионных вопросов. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления распределения прибыли.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Страхование представляет собой особую форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующих типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.), резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов.
Страхование жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связано с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
· Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Социальное страхование как финансовая категория представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
· Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.
Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
· Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.
· Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения. Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.
С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальным страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Договор страхования заключается между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями – заемщиками (страхователями). Объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.
Развитие коммерческого расчета и усиление имущественной ответственности предпринимателей по широкому кругу обязательств предполагают включение в российскую страховую практику таких видов страхования, как страхование ответственности работодателей, страхование деловой ответственности, страхование ответственности от экологических рисков, страхование ответственности за качество продукции, страхование ядерной ответственности.
· Страхование предпринимательских рисков – новая отрасль страхования для России, охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – предпринимательская деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие предпринимательских рисков осуществляется при помощи:
— страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;
- страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.
Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).
Теперь можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:
1. Различные фонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования, которые являются внебюджетными фондами, а значит их финансы являются составной частью государственных и муниципальных финансов.
2. Финансовые организации, которые являются юридическими лицами и целью их деятельности является получение прибыли, что характерно для коммерческих предприятий.
Значит, страхование не является отдельной сферой финансовой системы РФ, а является структурными элементами звеньев двух других сфер.
В ходе рассмотрения второй главы были рассмотрены характеристики основных элементов финансовой системы, даны понятия этим составляющим.
Глава 3. Особенности российской финансовой системы
и перспективы ее развития
3.1. Особенности российской финансовой системы
Финансовое состояние российской финансовой системы за последние годы улучшилось: в 2002 году впервые после кризиса российская банковская система зафиксировала прибыльность своей деятельности, что связано с хорошими финансовыми результатами крупнейшего банка страны. Сбербанк закончил 2002 год с прибылью в 36.4 млрд. руб., что на 67% выше соответствующего показателя на конец 2001 года. Остальные коммерческие банки по итогам 2002 года все же зафиксировали убытки (в объеме 8.6 млрд. руб.), хотя по сравнению с предшествующим годом произошло их существенное сокращение (на 70%).
Тенденция сокращения совокупного банковского капитала, возникшая после кризиса 1998 года, в апреле 1999 года переломилась, и с тех пор собственные средства коммерческих банков постепенно увеличиваются. На 1 января 2003 года совокупные собственные средства (капитал) российских банков составили 581.8 млрд. руб., что на 29% выше значения, зафиксированного на начало прошлого года (на 01.01.2002 он составлял 451.4 млрд. рублей).
Увеличение совокупного банковского капитала отмечается и в пересчете в долларовом эквиваленте (по курсу ЦБР) – зафиксирован рост на 22%. Банковский капитал в рублевом исчислении относительно предкризисного уровня уже давно считается восстановленным (на 01.08.1998 он составлял 131.1 млрд. рублей).
Таким образом, в качестве основных тенденций в российской банковской системе в пост – кризисный период можно выделить следующие:
· банковская система самостоятельно восстановилась и по большинству параметров достигла предкризисного состояния;
· выход банковской системы на предкризисный уровень не означает ликвидацию банковского кризиса, поскольку потребности в поддержании положительных темпов роста реального сектора предъявляют к банковскому сектору новые требования;
· прослеживается тенденция к укрупнению банковской системы как за счет усиления роли государства, так и посредством привлечения внешних инвесторов.
3.2. Перспективы развития российской финансовой системы
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, и др.
В среднесрочной перспективе в Российской Федерации планируется увеличить объем трансфертов населению через внебюджетные фонды РФ (рисунок 5).
продолжение
--PAGE_BREAK--