Реферат по предмету "Финансы"


Финансовая политика РФ в современных условиях

--PAGE_BREAK--
Глава 1. Финансовая политика государства: цели, содержание и виды.
1.1 Цели и задачи финансовой политики.



Целью финансовой политики является наиболее полная мо­билизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворе­ния насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важ­ное значение придается повышению эффективности использова­ния финансовых ресурсов путем их распределения между сфера­ми общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

На разных этапах развития экономики и в отдельных регио­нах может сложиться ситуация, когда цель финансовой полити­ки временно будет состоять в сохранении уже достигнутого ре­ального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отне­сти следующие:

1. Повышение объема и эффективности использования фи­нансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воз­действия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресур­сов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удов­летворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2. Оздоровление и структурная перестройка экономики: по­вышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе — восстановление конвертируемос­ти рубля.

3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяй­ства. Социальная направленность финансовой стратегии прояв­ляется не только в изыскании возможностей увеличения фи­нансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, опреде­ляющей развитие производства, направление и структуру ис­пользования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели про­ведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов ин­фляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглажива­ние экономических циклов (под этим в первую очередь понима­ется использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главная задача финансовой политики в период современ­ных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и пре­дотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности мате­риального положения отдельных групп населения, и чем много­численнее та часть, которая проигрывает от социальных изме­нений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.

В основе определения границ перераспределения финансо­вых ресурсов должна лежать необходимость формирования оп­тимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень разви­тия военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

• обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

• установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

• организацию регулирования и стимулирования экономи­ческих и социальных процессов финансовыми методами;

• выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.


1.2 Содержание и значение финансовой политики

Содержание финансовой политики многогранно. Она вклю­чает следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финан­сов, которые формируются на основе изучения требований эко­номических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и произ­водственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период; при этом исходят из пу­тей достижения поставленных целей, предусмотренных эконо­мической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать спе­цифику каждого этапа развития общества, особенности как внут­ренней, так и международной обстановки, реальные экономичес­кие и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устой­чивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от администра­тивных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в эко­номике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансо­вого строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финан­совой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспе­чение тесной взаимосвязи между составными частями экономи­ческой политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит из следующих основных на­правлений:

• налоговой политики;

• бюджетной политики;

• денежно-кредитной политики;

• ценовой политики;

• таможенной политики;

• социальной политики;

• инвестиционной политики;

• внешнеторговой политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

достижение социальной стабильности в обществе;

оздоровление государственных финансов;

восстановление нормального функционирования банковской сферы;

поддержка сбалансированности товарных и денежных по­токов;

достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федера­тивного государства;

создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

меры по искоренению финансовых злоупотреблений и кор­рупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики явля­ется налоговая политика. Она должна учитывать интересы госу­дарства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объе­ма ресурсов, который является достаточным для выполне­ния принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и ле­гитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выра­женный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направ­лена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора эконо­мики. Ее основные задачи:

дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;

создание единого реестра налогоплательщиков;

усиление налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

• определению доли валового внутреннего продукта, моби­лизуемой в бюджет;

• установлению оптимальных взаимоотношений между фе­деральными органами власти и органами власти субъектов Фе­дерации;

• оптимизации структуры расходной части бюджета;

• распределению расходов между бюджетами разных уров­ней;

• определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

• управлению государственным долгом;

• определению источников финансирования дефицита бюд­жета и т.п.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:

принятие мер по экономии государственных средств;

централизацию всех доходов и средств федерального бюдже­та на счетах органов Федерального казначейства;

принятие мер по перечислению дивидендов на акции, нахо­дящиеся в государственной собственности, прибыли Банка Рос­сии в федеральный бюджет;

проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

проведение связанных расчетов с использованием механиз­ма целевого финансирования расходов по погашению задолжен­ности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслужи­вания и погашения внешнего долга;

реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство ши­роко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление до­верия к ней и стимулирование организованных сбережений на­селения. Денежно-кредитная политика включает: реструктуризацию банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением бан­ками обязательных нормативов;

оптимизацию объема и структуры денежной массы; установление рыночной ставки процента; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение от­тока капиталов за границу;

активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство мо­нопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах на­прямую зависят от изменения цен на товары и услуги назван­ных отраслей.

Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины ока­зывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, по­скольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок им­портных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт то­варов и услуг из страны.

Финансовая политика государства имеет социальную направ­ленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим ме­роприятиям:

• выплате в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослу­жащим, других государственных социальных трансфертов, а так­же выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выпол­нением их обязательств по финансированию текущих выплат ра­ботникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцирован­ной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и ок­ладов работников бюджетной сферы;

• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;

• реализации пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного фи­нансирования пенсий;

• упорядочению системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на мало­обеспеченные слои населения;

• регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается це­ленаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы и системы оплаты труда, начисление заработной платы
Реферат Организация делопроизводственной службы
Реферат Feminist Social Theory Essay Research Paper How
Реферат Правовые возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законами субъектов Российской Федерации
Реферат История семейного права 2
Реферат Машина без бензина
Реферат Ссудный процент и его роль в экономики
Реферат Psych Review Of American Beaut Essay Research
Реферат Субєктивізм та обєктивізм в творчості Клода Сімона на матеріалі роману Дорога Фландрії
Реферат Суеверия, оккультизм и магия в представлениях современного человека
Реферат The Flamboyant Hester Prynne Essay Research Paper
Реферат Базы данных и системы управления базами данных 2
Реферат Специальная лексика. Жаргонная и арготическая лексика
Реферат Экспериментальные школьные системы обучения
Реферат Глобализация мировой экономики - проблемы и последствия