--PAGE_BREAK--1.2. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
К некоммерческим организациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их не достаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждай являются государственные учреждения [13, с. 123].
Особенности правового положении отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательных учреждений определяет типовыми положениями об учреждениях начального профессионального образования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебном заведении и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учреждений культуры, науки и др.
Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются:
¾ поступления (регулярные и единовременные) от учредителей (участников, членов), установленные учредительными документами;
¾ добровольные взносы и пожертвования;
¾ выручка от реализации товаров, работ, услуг;
¾ дивиденды (доходы, проценты) получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
¾ доходы, получаемые от собственности; некоммерческой организации;
¾ другие не закрепленные законом поступления.
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
Юридические лица, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).
При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов ее членов. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав.
Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации.
В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций [4, с. 213]:
¾ благотворительная общественная организация (объединение);
¾ благотворительный фонд;
¾ благотворительное учреждение;
¾ благотворительная ассоциация.
Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.
Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели,, закрепленные в уставе.
Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления.
Законом предусмотрено, что благотворительные организации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация.
Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.
Гражданским кодексом РФ для некоммерческих благотворительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующие органы государственной власти требуют его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей.
При регистрации благотворительной некоммерческой организации, создающейся за счет средств учредителей, уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные средства и иное имущество, источники формирования которых можно подразделить на две группы:
1. целевые поступления в денежной и натуральной формах;
2. доходы от предпринимательской деятельности.
Целевые поступления составляют вступительные и членские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные Расходы.
Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).
Взносы учреждений могут быть в натуральной форме – учредители имеют право передать фонду право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач.
На осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий могут быть направлены ассигнования из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Основными формами поддержки благотворительных программ и проектов со стороны государства являются:
¾ субвенции (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе);
¾ грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества;
¾ субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов);
¾ бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляемые на возвратной основе).
Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот. Доходы от предпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций [14, с. 183].
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Финансы профессиональных союзов
Близки к финансам некоммерческих организаций финансы профессиональных союзов — массовых демократических организаций трудящихся, объединенных на основе общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфере обслуживания, культуры, управления. Финансы профессиональных союзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику, вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов.
Финансовые средства профессиональных союзов формируются из вступительных и ежемесячных членских взносов, поступлений от культурно-просветительных и иных источников.
Профессиональные союзы ставят целью содействие гармоничному развитию общества, обеспечение достойных человеку условий жизни и безопасных условий труда в соответствии с принятыми международными социальными стандартами. Профессиональные союзы выступают в защиту прав работающих на предприятиях прежде всего путем заключения коллективных договоров, в которых определяются взаимоотношения администрации и трудового коллектива в области экономического и социального развития.
В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» в коллективном договоре должны быть установлены обязательства администрации предприятия и коллектива рабочих и служащих по вопросам [16, с. 123]:
¾ экономического и социального развития предприятия;
¾ роста производительности труда, его материального и морального стимулирования;
¾ снижения себестоимости и повышения качества продукции на основе внедрения новой техники и технологии;
¾ улучшения использования основных и оборотных фондов, всех видов ресурсов;
¾ создания условий для высокопроизводительного труда, более рационального использования рабочего времени;
¾ улучшения лечебно-оздоровительного, санаторно-курортного обслуживания рабочих и служащих предприятия;
¾ иные вопросы, касающиеся администрации предприятия (организации) и профсоюзного комитета.
Коллективный договор заключается ежегодно профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива с администрацией в лице руководителя предприятия (организации), проект коллективного договора выносится на обсуждение общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия (организации).
Профессиональные союзы — это иерархическая трехуровневая система организации. Верхний уровень — Федерация независимых профсоюзов России; второй — отраслевые и территориальные профсоюзы; третий уровень — низовые членские профсоюзные организации.
Российские профсоюзы входят в международную организацию — Всемирную федерацию профсоюзов.
Каждый уровень организации профессиональных союзов действует на основе своего устава, в котором излагаются задачи и функции, вопросы финансового обеспечения профсоюзных организаций.
Для выполнения своих функций профсоюзы проводят оздоровительно-хозяйственную деятельность, на что требуется финансовое обеспечение. Они имеют оздоровительные и лечебные учреждения — пансионаты, дома отдыха, санатории.
Профессиональные союзы для осуществления уставных функций используют собственные, а также привлеченные и заемные денежные средства.
К собственным средствам профсоюзных организаций относятся членские взносы, доходы от деятельности собственных организаций и учреждений. В доходах профсоюзных организаций членские взносы составляют более 2/3 их совокупного объема. Размер членского взноса с каждого члена профсоюза установлен в размере 1%.
Финансы профессиональных союзов — это замкнутые перераспределительные отношения между их членами, отдельными первичными, отраслевыми, территориальными профсоюзными организациями при решении уставных задач.
Финансы профсоюзов и входящих в эту систему организаций, учреждений, предприятий складываются из трех групп финансовых отношений. Первая группа — это отношения, возникающие между профсоюзными организациями и их членами, носящие двусторонний характер: члены профсоюза уплачивают вступительные и членские взносы и получают от профсоюзов материальную помощь. Вторую группу составляют финансовые отношения профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями по начислениям на заработную плату и отчислениям в пользу профсоюзов на проведение культурно-массовой работы и др. Третья группа — это отношения внутри системы профсоюзов: между профсоюзными организациями и профсоюзными организациями и учреждениями (курортными, туристскими, лечебными).
Члены профсоюзов уплачивают членские взносы в низовые организации, которые перечисляют определенную долю этих взносов в вышестоящие профсоюзные организации, а те в свою очередь оказывают финансовую поддержку низовым членским профсоюзным организациям.
Профсоюзы обладают полной финансовой самостоятельностью и не несут перед государственным бюджетом никаких обязательств по своей основной деятельности (кроме собственных организаций, принадлежащих профсоюзам, которые вносят в бюджет налоговые платежи наравне со всеми организациями).
Внутри финансовых отношений системы профсоюзов применяется сметное финансирование с использованием перераспределения собственных средств между звеньями профсоюзной системы. Сметы доходов и расходов профсоюзных организаций составляются на всех уровнях профсоюзной системы.
Право распределения денежных средств профсоюзов принадлежит избранным профсоюзным органам, которые несут ответственность за своевременное поступление средств, их сохранность и правильное использование по смете [12, с. 64].
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ГОУ «СОШ № 5» Г. ТОБОЛЬСКА 2.1. Составление и исполнение сметы расходов
По определению смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.
Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками [8, с. 96]:
¾ плановый документ;
¾ отражает свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;
¾ составляется на определенный временной период;
¾ не определяет источники погашения планируемых затрат.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Бюджетные средства не должны смешиваться с внебюджетными, поэтому для учета внебюджетных средств предусматривается составление сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности. В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 12 ноября 2005 г. № 3-01-01/12-333 «О реализации Приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2005 года №46Н бюджетными учреждениями», смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год) в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя средств федерального бюджета на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. В доходной части сметы указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации расходов бюджета РФ. При этом в смете привязка расходов, осуществляемых за счет внебюджетных средств к конкретным источникам образования этих средств не осуществляется.
Тем не менее, для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. Внебюджетные средства в балансе должны быть отделены от бюджетных.
Нельзя упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету и утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах.
Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:
¾ численности учащихся (по соответствующим уровням обучения»;
¾ сроках и условиях обучения (по соответствующим уровням);
¾ материальной базе обучения.
Технически расчет потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя основными путями [15, с. 55]:
1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательным учреждением. Это процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Как и всякая сводная работа, приводит к большому количеству ошибок, дополнительных уточнений, согласований и т.д. В практической работе применяется при стабильной по срокам и условиям процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени. Использовался в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием.
2. Расчетом потребности в средствах, проводимых органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей, единым подходом к совокупности образовательных учреждений и, как результат, меньшей индивидуализацией расчетов.
Основными исходными данными для расчета потребности в средствах являются:
¾ контингент студентов, учащихся, воспитанников;
¾ нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников;
¾ материальная база образовательных учреждений – кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе.
Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности. Графически общая схема расчета представлена на рис. 1 в приложении.
ГОУ «СОШ № 5» осуществляет деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному Комитетом по образованию Администрации Тюменскойобласти. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования ГОУ «СОШ № 5» в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2) и баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма №1). Внебюджетные средства учитываются в уточненной смете доходов и расходов от предпринимательской и прочей, приносящей доход, деятельности на текущий период, которая согласовывается также с Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области. По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма №4) и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1).
Данные смет расходов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика утвержденных для финансирования ГОУ «СОШ № 5» бюджетных средств за период с 2005 по 2007 гг., тыс. руб.
Экономическая классификация расходов
2005 г.
2006 г.
%
2006 г.
2007 г.
%
Наименование статьи расходов
Код статьи
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос. служащих
100 100
664,90
1100,20
165,47
1100,20
1183,00
107,53
Продолжение таблицы 1
оплата труда гражданских служащих
110 110
664,90
1100,20
165,47
1100,20
1183,00
107,53
оплата труда внештатных сотрудников
110 140
Начисления на оплату труда
110 200
238,00
393,90
165,50
393,90
424,00
107,64
Приобретение предметов снабжения
110 300
578,50
602,60
104,17
602,60
708,00
117,49
медикаменты
110 310
2,00
3,00
150,00
3,00
3,00
100,00
мягкий инвентарь и обмундирование
110 320
90,40
31,00
34,29
31,00
67,00
216,13
продукты питания
110 330
454,10
534,60
117,73
534,60
613,00
114,67
оплата ГСМ
110 340
18,00
20,00
111,11
20,00
11,00
55,00
прочие расходные материалы
110 350
14,00
14,00
100,00
14,00
14,00
100,00
Командировки и служебные разъезды
110 400
6,00
8,00
133,33
8,00
7,00
87,50
Транспортные услуги
110 500
5,00
9,00
180,00
9,00
5,00
55,56
Оплата услуг связи
110 600
7,00
8,00
114,29
8,00
8,00
100,00
Оплата коммунальных услуг
110 700
1258,70
1141,20
90,67
1141,20
1430,00
125,31
оплата содержания помещений
110 710
57,30
59,40
103,66
59,40
44,00
74,07
оплата потребления тепловой энергии
110 720
633,30
707,70
111,75
707,70
884,00
124,91
оплата потребления электрической энергии
110 730
158,50
190,90
120,44
190,90
348,00
182,29
оплата водоснабжения помещений
110 740
399,60
173,20
43,34
173,20
154,00
88,91
прочие коммунальные услуги
110 770
10,00
10,00
100,00
10,00
0,00
0,00
Прочие текущие расходы на закупку товара
111 000
36,00
38,00
105,56
38,00
34,00
89,47
Продолжение таблицы 1
Трансферты населению
130 300
153,10
176,80
115,48
176,80
145,00
82,01
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования
240 100
200,00
50,00
25,00
50,00
29,00
58,00
Капитальный ремонт
240 300
150,00
90,00
60,00
90,00
56,00
62,22
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
3297,20
3917,70
118,82
3917,70
4029,00
102,84
Как видно из табл. 1, объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2006 год, почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию ГОУ «СОШ № 5» в 2005 году, а объем, утвержденный на 2007 год – на 3 %. Существенный рост объема финансирования в 2006 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:
¾ оплата труда гос. служащих – на 65,5 %;
¾ начисления на оплату труда – на 65,5 %;
¾ транспортные услуги – на 80 %;
¾ оплата потребленной электроэнергии – на 20,4 %.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции:
¾ приобретение предметов снабжения – на 17,5 %;
¾ оплата коммунальных услуг – на 25 %, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии на 82.3 %.
¾ оплата труда гос. служащих – на 7.5 %.
В то же самое время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился:
¾ транспортные услуги;
¾ оплата содержания помещений;
¾ трансферты населению;
¾ приобретение оборудования.
Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.
Если рассмотреть объемы утвержденного финансирования за последние 3 года в долларовом эквиваленте, получим следующую картину:
2005 год – средний курс доллара за год равен 29 руб. 17 коп.
Таким образом, в 2006 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «СОШ № 5», равная 3 297 200 руб. / 29 руб. 17 коп. = 113 034 $
2006 год – средний курс доллара за год равен 31 руб. 34 коп.
Таким образом, в 2007 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «СОШ № 5», равная 3 917 700 руб. / 31 руб. 34 коп. = 125 006 $
2007 год – средний курс доллара за год равен 30 руб. 69 коп.
Таким образом, в 2004 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «СОШ № 5», равная 4 029 000 руб. / 30 руб. 69 коп. = 131 281 $
В этом случае при сравнении полученных показателей получаем следующие темпы прироста:
Тпр1 = 125 006 $ / 113 034 $ * 100 % = 110.59 %
Тпр2 = 131 281 $ / 125 006 $ * 100 % = 105.02 %
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Составление и исполнение сметы доходов
Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы рассмотрим еще одну сводную таблицу (табл. 2.) на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов.
Таблица 2
Динамика объема финансирования ГОУ «СОШ № 5» за счет поступлений из бюджета за период с 2005 по 2007 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
2005 г.
% от сметы
2006 г.
% от сметы
2007 г.
% от сметы
Наименование статьи расходов
Код статьи
1
2
3
4
5
6
7
8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос. служащих
100 100
642,15
96,6
1100,1
99,9
1183,0
100
оплата труда гражданских служащих
110 110
642,15
96,6
1100,1
99,9
1183,0
100
Продолжение таблицы 2
оплата труда внештатных сотрудников
110 140
Начисления на оплату труда
110 200
218,6
91,9
389,9
99,0
424,0
100
Приобретение предметов снабжения
110 300
279,6
48,3
208,6
34,6
510,0
72
Медикаменты
110 310
2,0
100
0
0
0
0
мягкий инвентарь и обмундирование
110 320
53,6
59,2
18,8
60,7
47,3
70,6
продукты питания
110 330
224,0
49,3
184,7
34,6
445,9
72,7
оплата ГСМ
110 340
0
0
3
15
0
0
прочие расходные материалы
110 350
0
0
2,1
15
16,8
120
Командировки и служебные разъезды
110 400
0
0
0
0
0
0
Транспортные услуги
110 500
0
0
0
0
0
0
Оплата услуг связи
110 600
4
57,1
0
0
0
0
Оплата коммунальных услуг
110 700
937,7
74,5
1187,3
104
1123,5
78,6
оплата содержания помещений
110 710
16,3
28,4
0
0
42,5
96,6
оплата потребления тепловой энергии
110 720
629,5
99,4
676,0
95,5
826,2
93,5
оплата потребления электрической энергии
110 730
136,9
86,4
236,4
124
194,6
55,9
оплата водоснабжения помещений
110 740
155,0
38,8
274,9
158,7
60,2
39,1
Продолжение таблицы 2
прочие коммунальные услуги
110 770
0
0
0
0
0
0
Прочие текущие расходы на закупку товара
111 000
2,6
7,2
0
0
5
14,7
Трансферты населению
130 300
47,8
31,2
50,2
28,4
178,3
123,0
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования
240 100
0
0
0
0
67,0
231,0
Капитальный ремонт
240 300
85,5
57
0
0
50,0
89,3
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
2218,0
67,3
2936,1
74,9
3540,8
87,9
Как показывают данные табл. 2 ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2005 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Комитетом образования Администрации Волгоградской области сметы, то в 2007 — выполнение плана по сметному финансированию — 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2005 году и на 13 % выше, чем в 2006 году.
Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:
¾ оплата труда гражданских служащих;
¾ начисления на оплату труда;
¾ оплата коммунальных услуг.
Хуже всего финансируются:
¾ приобретение предметов снабжения
¾ командировки и служебные разъезды;
¾ транспортные услуги;
¾ оплата услуг связи
Также немаловажно рассмотреть динамику фактических расходов от выделенного финансирования. Эти данные представлены в табл. 3.
Данные табл. 3 свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2005 году наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4 % за счет остатков денежных средств с прошлого года, в 2006 году фактические расходы укладываются в смету – 99.5 %, а в 2007 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5 %. По статьям расхода: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на протяжении 3-х лет.
Таблица 3
Динамика фактических расходов ГОУ «СОШ № 5» за счет поступлений из бюджета за период с 2005 по 2007 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
2005 г.
% от финанси-
рования
2006 г.
% от финанси-
рования
2007 г.
% от финанси-
рования
Наименование статьи расходов
Код статьи
1
2
3
4
5
6
7
8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос. служащих
100 100
682,7
106,3
1115,1
101,4
1207,1
102,0
Начисления на оплату труда
110 200
243,5
111,4
397,4
101,9
428,9
101,2
Приобретение предметов снабжения
110 300
306,9
109,8
261,5
125,4
455,1
89,2
Командировки и служебные разъезды
110 400
0
0
0
0
0
0
Транспортные услуги
110 500
0
0
1,7
0
0
0
Оплата услуг связи
110 600
4
100
0
0
0
0
Оплата коммунальных услуг
110 700
938,8
100,1
1062,9
89,5
1080,0
96,1
Продолжение таблицы 3
Прочие текущие расходы на закупку товара
111 000
15,4
601,6
5,0
-
0
0
Трансферты населению
130 300
76,7
160,5
72,4
144,2
91,5
51,3
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования
240 100
0
0
0
0
67,0
100,0
Капитальный ремонт
240 300
91,5
107,1
5,8
-
23,5
47
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
2359,5
106,4
2921,8
99,5
3353,1
94,7
Помимо основной деятельности, ГОУ «СОШ № 5» также осуществляет предпринимательскую деятельность и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 17 %, а в 2007 году по сравнению с 2006 – на 19 %.
Что же касается динамики утвержденных расходов на осуществление предпринимательской деятельности, то эти данные можно получить, проанализировав табл. 4, построенную на базе данных сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды.
Итак, на протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 – оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения, что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные материалы.
Таблица 4
Динамика утвержденных расходов на осуществление предпринимательской деятельности за период с 2005 по 2007 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов
2005 г
%
2006 г
%
2007 г
%
Наименование статьи расходов
Код статьи
аренда
предп. д-ть
итого
аренда
предп.
д-ть
итого
аренда
предп.
д-ть
итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
100 000
Оплата труда гос. служащих
100 100
*
156,6
156,6
19,84
*
184,8
184,8
19,63
*
215,9
215,9
17,42
Начисления на оплату труда
110 200
*
60,5
60,5
7,67
*
69,7
69,7
7,40
*
77,3
77,3
6,24
Приобретение предметов снабжения
110 300
47,4
*
47,4
6,01
85,7
19,6
105,3
11,19
184,7
37,6
222,3
17,93
Командировки и служебные разъезды
110 400
*
*
*
*
*
*
Транспортные услуги
110 500
9,8
*
9,8
1,24
10,0
*
10,0
1,06
19,9
*
19,9
1,61
Оплата услуг связи
110 600
9,0
*
9,0
1,14
20,0
*
20,0
2,12
26,2
*
26,2
2,11
Продолжение таблицы 4
Оплата коммунальных услуг
110 700
29,5
*
29,5
3,74
88,2
*
88,2
9,37
121,0
43,3
164,3
13,25
Прочие текущие расходы на закупку товара
111 000
83,9
134,3
218,2
27,65
163,4
206,3
369,7
39,27
280,6
120,1
400,7
32,32
Трансферты населению
130 300
*
*
*
*
*
8,2
8,2
0,66
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования
240 100
24,0
51,0
75,0
9,50
*
*
*
84,9
84,9
6,85
Капитальный ремонт
240 300
*
183,2
183,2
23,21
*
93,7
93,7
9,95
20
*
20
1,61
ИТОГО РАСХОДОВ
800 000
203,6
585,6
789,2
100,00
367,3
574,1
941,4
100,00
652,4
587,3
1239,7
100,00
Общая динамика утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 19 %, а в 2007 по сравнению с 2006 годом – на 32 %.
Сравнивая данные о динамике утвержденных доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды, мы видим, что ежегодно сумма расходов превышает сумму доходов на величину остатка денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.
Данные баланса сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности составили:
В 2005 году – 128 577 руб., что больше, чем полученные доходы на 60 802 руб.
В 2006 году – 142 508 руб., что меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб.
В 2007 году – 304 572 руб., что меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--