--PAGE_BREAK--
2. Структура и принципы увеличения уставного капитала коммерческого банка РФ.
2.1. Требования Центрального Банка к вновь создаваемым коммерческим банкам по формированию уставного капитала.
Количество банков в России последнее время постоянно снижается. Так сколько банков в России и сколько из них мелких банков? В конце года и с учетом финансового кризиса вопрос о численности банков является вполне уместным и актуальным.
Для осуществления контроля Банк России имеет право запрашивать все документы и всю необходимую информацию. Жесткий контроль за формированием уставного капитала вновь создаваемого банка обусловлен особым положением банковского общества на рынке финансовых услуг. Поскольку банки работают с привлеченными средствами, то уже на этапе создания банка необходимо заботиться о положительной репутации банках[9].
В соответствии с Инструкцией Банка России от 14.09.2004г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», юридические лица – учредители кредитной организации или банка должны иметь:
— устойчивое финансовое положение;
— достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
— действовать в течение последних трех лет;
— выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года;
— кредитные организации – учредители должны быть финансово устойчивыми в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации кредитной организации;
— юридические лица – учредители, не являющиеся кредитными организациями, в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, должны иметь прибыль и своевременно выполнять обязательства перед кредиторами
Кроме общих норм, регулирующих правоотношения по поводу формирования уставного капитала коммерческого банка, необходимо иметь в виду и специальные нормы, которые, разумеется, являются не менее, а порой и более значимыми при образовании и дальнейшей деятельности банка. Речь идет о тех требованиях, которые принципиально отличают уставный капитал банка от капитала других коммерческих организаций. Эти требования содержатся в различных нормативных документах, которые, как и любые другие правовые документы, могут быть разделены на законы и подзаконные акты, на постоянно действующие и постоянно изменяющиеся.
Главными среди таких нормативных документов являются, разумеется, ст. 11 и 15 Закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», которые содержат в себе основные нормы по поводу уставного капитала.
Все предъявляемые к уставному капиталу коммерческого банка требования могут быть разделены на три группы: содержательные, или качественные, количественные и процедурные.
Первая группа требованийпредполагает, что уставный капитал коммерческого банка формируется за счет определенного рода средств, т.е. при его формировании запрещается использовать некоторые виды имущества. При этом необходимо иметь в виду, что коммерческий банк — это организация, работающая с финансовыми инструментами, и поэтому при ее образовании необходимы прежде всего денежные средства. Но далеко не любые денежные средства могут использоваться при формировании уставного капитала банка. Возможность использования средств зависит от источника их происхождения и наличия каких-либо обременении.
Первый запрет содержится в ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности», которая не разрешает использовать при формировании коммерческого банка средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также иные объекты собственности, т.е. любое имущество, находящееся в ведении федеральных органов государственной власти. Этот запрет носит условный характер, поскольку он устанавливает что использование названных средств (для краткости будем именовать их бюджетными) возможно только в том случае, если принят специальный федеральный закон либо законодательный акт субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы оценить истоки и характер этого запрета и потребность в нем, необходимо иметь в виду историю его происхождения. Как известно, прежняя редакция Закона о банковской деятельности также содержала в себе аналогичный, но более категоричный запрет, не допускавший использование бюджетных средств ни при каких условиях. В такой редакции виделась вполне обоснованная позиция, связанная с тем, что коммерческие банки — это предпринимательские или коммерческие организации, а бюджетные средства создаются и должны использоваться не для получения прибыли, а для удовлетворения интересов общества, т.е.интересов публичных.
Но логика развития и становления реального федерализма в Российской Федерации наряду с положительными сторонами вызвала к жизни такие свойства местной власти, как тяготение к финансовой независимости. Применительно к банковской сфере это выразилось в том, что главы администраций в субъектах РФ стремились создать свои муниципальные банки, принадлежащие по своему уставному капиталу региону и в силу этого регулируемые им и зависимые от него. В Москве такой банк уже давно создан.
В этой связи нельзя не отметить, что создание коммерческих банков за счет бюджетных средств — это по своей правовой природе, если руководствоваться общими правовыми принципами, незаконное действие. Кроме уже высказанного суждения о целевом характере бюджетных средств, который в этом случае нарушается, следует иметь в виду и соображения конкуренции на финансовом рынке. Хотя в настоящее время этот рынок не охватывается антимонопольным регулированием в полной мере, нельзя не видеть, что муниципальные банки, обслуживая региональные бюджеты, практически никогда не могут оказаться банкротами, по меньшей мере до тех пор, пока будут существовать эти бюджеты. А если учесть, что в некоторых регионах местные администрации приняли решения рекомендовать перевести на обслуживание в муниципальные банки все бюджетные учреждения, то становится ясно, что на финансовом рынке таким образом устанавливается своеобразная монополия — монополия потребителя. Поэтому формулировку закона в этой части не следует считать соответствующей ни правовым требованиям, ни законам рыночной экономики.
Кроме этого запрета Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает правило, в соответствии с которым для формирования уставного капитала не могут использоваться привлеченные денежные средства. Понятие привлеченных денежных средств в банковском праве требует обстоятельного исследования, о чем речь пойдет дальше. В контексте сформулированного запрета, очевидно, следует вести речь о тех средствах, которые не принадлежат учредителю на праве собственности либо по поводу которых существуют какие-то обременения. Такое толкование следует считать слишком широким, но вполне обоснованным для данного случая. Дело в том, что требования банковской безопасности и ликвидности предполагают минимальные гарантии, предоставляемые банком своим клиентам. Как уже было сказано, уставный капитал должен прежде всего гарантировать интересы кредиторов. Это означает, что, с юридической точки зрения, денежные средства, вносимые в уставный капитал, должны проходить определенную проверку на юридическую чистоту.
В числе содержательных ограничений необходимо упомянуть и о письме ЦБ РФ, которое в принципе запретило при формировании уставного фонда коммерческих банков использовать ценные бумага и нематериальные активы. При оценке этого запрета следует обратить внимание на то, что этот нормативный акт принят до введения в действие новой редакции закона «О банках и банковской деятельности» и в настоящее время находится с ней в противоречии.
Среди количественных требований, предъявляемых к уставному капиталу коммерческого банка, первым требованием является, разумеется, требование о его минимальном размере. Вопрос этот не так прост, как может казаться на первый взгляд. Действительно, согласно ст. 11 Закона, Банк России устанавливает этот минимальный размер, но возникает вопрос, насколько действия Банка России социально-экономически обусловлены и соответствуют разумным правовым требованиям. Иными словами, необходимо обсуждать проблему пределов и форм реализации Банком России своего права на установление минимального размера уставного капитала.
В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2010 г. количество банков России составляет – 1058, и из них — 438 (42%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб. Из общего количества банков России 522 банков, или 49,3 % зарегистрированы в Москве. При такой численности банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,38 млн. человек получается, что на каждые 19.0 тысяч населения столицы приходится один банк.
Количество действующих банков России
На 01.01.2008г.
На 01.01.2009г.
На 01.01.2010г.
снижение (-)/рост (+) к 01.01.2009 г.
1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
632
621
598
-23
г.Москва
555
543
522
-21
2
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
81
79
75
-4
3
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
118
115
113
-2
4
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
134
131
125
-6
5
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
63
58
54
-4
6
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
68
68
62
-6
7
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
40
36
31
-5
Всего по Российской Федерации
1136
1108
1058
-50
Таблица 1.
Количество банков в РФ.
Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрированы в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период.
Размеры банка это можно определять исходя из размера уставного капитала банка. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (с дополнениями) определен минимальный размер собственных средств (уставного капитала) кредитной организации (банка), согласно которого установлено, что минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в размере 180 миллионов рублей.
Для банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже размера в 180 миллионов рублей, определено, что они имеют право продолжать свою деятельность при условии, что размер собственных средств (капитала) банка не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. Чтобы удержаться на плаву, «мелкие» банки должны работать с высокими прибылями и в разы опережать ведущие банки по качеству обслуживания, не допуская снижения своего капитала (см. табл. 2)
Таблица 2.
Группировка банков исходя из величины зарегистрированного уставного капитала.
Размер уставного капитала (млн.руб)
Количество банков на 01.01.2008 г.
Удельный вес (%)
Количество банков на 01.01.2009 г
Удельный вес (%)
Количество банков на 01.01.2010 г
Удельный вес (%)
Всего
1136
100
1108
100
1058
100
От 300,0 и выше
302
26,6
339
30,62
350
33,1
От 150,0 до 300,0
248
21,8
254
22,9
252
23,8
От 60,0 до 150,0
207
18,2
194
17,5
204
19,3
От 30,0 до 60,0
161
14,2
140
12,6
117
11,1
От 10,0 до 30,0
120
10,6
99
8,9
71
6,7
От 3,0 до 10,0
61
5,4
51
4,6
38
3,6
До 3,0
37
3,3
31
2,8
26
2,5
. .
Кроме того, для мелких банков Законом «О банках и банковской деятельности» (с дополнениями) установлено, что размер собственных средств (капитала) банка с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей, а с 1 января 2012 года — не менее 180 миллионов рублей.
Итак, на 01.01.2010 года только 602 банка (350 + 252) имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ или близок к этому.
За три последних года, при общем снижении количества банков в России, наблюдается увеличение количества крупных банков с уставным капиталом от 300,0 млн.руб. и выше [13].
В изменение количества банков России Мировой финансовый кризис существенные коррективы уже внес, и будет продолжать их вносить дальше. Сначала многие банки стали испытывать недостаток ликвидности, затем нехватку и ускоряющееся снижение капитала. Затем пришло осознание, что необходимо объединяться, чтобы выжить.
На сегодня многие банки претерпевают следующие трансформации:
— Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
— Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
— Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация.
Но вначале несколько позитивных сведений. Закон установил и Банк России реализовал правило, в соответствии с которым у коммерческих банков и небанковских кредитных организаций минимальные размеры уставного капитала должны быть разными. Этот дифференцированный подход ранее соотносился с организационно-правовыми формами банка.
Для тех кредитных организаций, которые уже передали Банку России документы для регистрации, действует норматив, установленный на день принятия документов [7]. Такое решение представляется вполне разумным и целесообразным, но остается вопрос по существу: какой минимальный размер уставного капитала коммерческого банка должен считаться оптимальным и насколько установленные в России правила адекватны и разумны. Вопрос этот скорее экономико-управленческий, чем юридический, хотя некоторые юридический аспекты в нем есть.
Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего обратиться к практике других стран. Как известно, во многих странах мира для банков существует определенный норматив. Так, в Великобритании минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. фунтов стерлингов, во Франции — 15 млн. франков. В Германии этот норматив устанавливают для каждого вновь создаваемого банка Комитет по надзору за кредитными учреждениями и Национальный федеральный банк в размере, достаточном для выполнения обязательств перед кредиторами и обеспечения сохранности имущества.
Наиболее интересным представляется опыт США, где минимальный размер уставного капитала зависит от того региона или города, где находится банк и чьих жителей и организации он будет обслуживать. Так, если банк создается в городе с населением до 2 тыс. человек, ему достаточно собрать 25 тыс. долларов; если в этом населенном пункте проживают до 30 тыс. человек, то понадобится уже 50 тыс. долларов, а если численность проживающих превышает 30 тыс., то для создания банка необходим минимальный уставной капитал в 100 тыс. долларов.
Сказанное позволяет сделать вывод: по размеру минимального уставного капитала можно судить об ориентации государства на то или иное развитие банковской системы. В настоящее время эта ориентация отчетливо сохраняет свою приверженность к крупным банкам, что для России является традиционным и если учесть правовое значение уставного капитала банка, о чем речь шла выше, то, наверно, и минимально необходимым. Несомненно, любому государству нужны очень крупные банки, способные из своего уставного капитала кредитовать большие конверсионные и иные программы, дать кредит правительству и т.п. Но означает ли это, что не имеют права на жизнь небольшие банки, расположенные в далеких от центра России регионах, где до настоящего времени действуют только филиалы Сберегательного банка РФ, которые кстати не являются филиалами в правовом смысле.
В ряду количественных ограничений следует назвать и ограничение предельной доли неденежных средств в уставном капитале коммерческого банка. Эту величину также устанавливает Банк России, который избрал для формирования такого ограничения следующий подход. Эта величина дифференцируется в зависимости от срока деятельности банка, что вполне закономерно. В течение первых двух лет она не должна превышать 20%, а в последующие годы — не более 10% уставного фонда. При этом в понятие неденежных, или материальных, средств включаются оборудование, другие основные производственные средства и материальное имущество, используемые банком в его основной деятельности [10].
Специальное формальное требованиепредъявляется к уставному фонду коммерческого банка, формируемому с участием иностранного капитала. При этом возникающие правоотношения регулируются Условиями открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Особенностями установления этого количественного параметра являются следующие: — устанавливается лимит суммарного участия всего иностранного капитала на определенный год; — этот лимит рассчитывается исходя из суммарной величины уставного капитала всей банковской системы; — он определяется в виде специального закона, принимаемого на основе предложения Правительства РФ, согласованного с
Процедурные требования, связанные с порядком формирования уставного капитала, предполагают особые сроки и правила внесения соответствующих денежных и материальных средств. Для формирования уставного капитала банка установлен сокращенный по сравнению с общим срок — один месяц. Он исчисляется с момента уведомления учредителей Банком России о произведенной регистрации банка. Это должно быть сделано в течение трех дней после регистрации.
Если учредители в месячный срок не оплатят уставной капитал хотя бы в какой-либо части, Банк России может, как сказано в ст. 15 ЗоБД, аннулировать решение о государственной регистрации. Вряд ли термин «аннулирование» можно признать удачным, поскольку он не имеет правового определения. Очевидно, лучше, с юридико-технической точки зрения, говорить о признании регистрации несостоявшейся или недействительной.
Кроме этого срока для формирования уставного капитала предусмотрен особый порядок. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает коммерческому банку корреспонденский счет, на котором сосредоточиваются все взносы участников. На время формирования уставного капитала этот счет не может быть использован для каких-либо операций, кроме операций, связанных с внесением соответствующих взносов.
Далее, как процедурные требования следует рассматривать антимонопольные правила формирования уставного капитала. Они состоят в том, что приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и/или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% — предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка купли-продажи акций (долей) кредитной организации считается разрешенной.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20% акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Существует процедурный запрет также для участников формирования уставного капитала. Он состоит в том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
продолжение
--PAGE_BREAK--