УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также необходимо оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени — на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета — это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки — между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем.
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, когда необходимо избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж. Если товар является скоропортящимся, лучше использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания прода
ет товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.
Контроль дебиторской задолженности
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
—
Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, лучше составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.
—
Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов,
можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
— Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
— Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Кредитная политика
При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот — о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей — характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
Дебиторская задолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
4. Условия платежей за отгруженную продукцию — один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:
а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б) срок кредита;
в) скидка за своевременность оплаты.
Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
— оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
— контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
— анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом ис
пользовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАСТОЯЩЕЙ (ТЕКУЩЕЙ) И БУДУЩЕЙ СТОИМОСТИ ДЕНЕГ
Одна из базовых концепций экономики коммерческого предприятия и теории принятия управленческих решений состоит в том, что стоимость определенной суммы денег- это функция от времени возникновения денежных доходов или расходов. То есть стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на денежном рынке, в качестве которой может выступать норма ссудного процента (или процента). В данном случае под процентом понимается сумма доходов от использования денег на денежном рынке.
Учитывая, что инвестирование представляет собой обычно длительный процесс, в оценке инвестиций часто приходится сравнивать стоимость денег в начале их инвестирования со стоимостью денег при их возврате в виде будущей прибыли, амортизационных отчислений и т.п.
Точкой приведения может быть:
- начало инвестиционного проекта
- первый год
- год завершения инвестиций (строительства)
- последний год жизненного цикла инвестиций (расчетного периода)
- окончание жизненного цикла (расчетного периода)
Приведение по шкале времени может осуществляться на основе процессов наращения и дисконтирования.
Наращение — это процесс определения возвращаемой (будущей) суммы денежных средств, если известны исходная сумма вложений, процентная ставка дохода от них и период накопления. Дисконтирование — процесс приведения денежных сумм, получаемых в будущем, к более раннему (начальному) моменту времени.
Таким образом, в процессе сравнения стоимости денежных средств при их инвестировании и возврате принято использовать два основных понятия:
- будущая стоимость денег, FV;
- настоящая (текущая, современная) стоимость денег, PV.
Будущая стоимость денег представляет собой сумму инвестированных в настоящий момент средств PV, в которую они превратятся через некоторый период времени с учетом определенной ставки процента. Определение будущей стоимости связано с процессом наращения этой стоимости, которое представляет собой поэтапное увеличение суммы вклада путем присоединения к его первоначальному размеру суммы процентов.
Суть сложного процента в том, что на наращенные в предыдущем периоде суммы вновь начисляются проценты, т.е. происходит многоразовое наращение. Поэтому компаундинг - рост во времени некоторой денежной суммы в результате реинвестирования получаемых на нее процентов. Будущая стоимость, или сложный процент, рассчитывается по так называемой процентной ставке. В инвестиционных расчетах процентная ставка применяется не только как инструмент наращения стоимости денежных средств, но и в бо
лее широком смысле — как измеритель степени доходности инвестиционных операций.
Настоящая (текущая, современная) стоимость денег представляет собой сумму будущих денежных поступлений, приведенных с учетом определенной ставки процента (так называемой дисконтной ставки) к настоящему периоду.
Определение настоящей стоимости денег связано с процессом дисконтирования, который представляет собой операцию, обратную наращению при обусловленном конечном размере денежных средств. В этом случае сумма процента (дисконта) вычитается из конечной суммы (будущей стоимости) денежных средств. Такая операция возникает в тех случаях, когда нужно знать, сколько средств необходимо инвестировать сегодня, чтобы через определенный период времени при известном проценте годовых получить заранее обусловленную их сумму.
Частные случаи:
Постоянные потоки платежей. Поток платежей, все члены которого постоянные величины, а временные интервалы между платежами одинаковые, называется аннуитетом (финансовой рентой, рентой). Основные параметры аннуитета:
- член аннуитета - величина каждого отдельного платежа;
— период аннуитета- временной интервал между платежами;
- срок аннуитета — время от начала реализации аннуитета до момента поступления последнего платежа;
- процентная ставка — ставка, используемая для расчета наращения или дисконтирования платежей, составляющих аннуитет.
Наращенная сумма аннуитета – сумма всех членов потока платежей с начисленными на них процентами на конец срока (на дату последней выплаты).
С помощью коэффициентов дисконтирования можно подсчитать текущую стоимость любого единовременного денежного платежа. Однако инвестирование средств в различные проекты в большинстве случаев предусматривает выплаты, производимые через определенные промежутки времени. При этом возникает ряд последовательных платежей, которые обычно называют потоком платежей. Поэтому в экономической оценке инвестиций чаще всего требуется определить дисконтированную (текущую) стоимость денежного потока.
ЗАДАЧА
Акционерное общество решило приобрести новое оборудование стоимостью 12 млн. руб. Анализ проекта показал, что он может быть профинансирован на 25% – за счѐт дополнительной эмиссии акций и на 75% – за счѐт заѐмного капитала. Средняя ставка по кредиту – 8%, а акционеры требуют доходность на уровне 12%.
Определить, какой должна быть доходность проекта в процентах к сумме, чтобы удовлетворить интересы всех инвесторов.
Решение:
В итоге акционерное общество получило 9 млн руб. в виде кредита и 3 млн руб. в виде поступлений от эмиссии.
WACC =((9,0*0,08)+(3,0*0,12))/12,0=0,09
или
WACC==0,08 • 0,75 + 0,12 • 0,25 = 0,09.
Таким образом, WACC (уровень доходности) для Акционерного общества по данному проекту составит 9%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанова, Г.Г. Чигарев – М.: КНО-РУС, 2005.
2. Михайлушкин А.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
3. Мороз А.В., Мороз О.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2003.
4. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Ковалѐвой. – М.: Инфра-М, 2004.
Нормативные документы
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Ч. 1. От 30.11.1994 № 51-ФЗ; Ч. 2. От 26.01.1996 № 14-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч. 1. От 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч. 2. От 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
8. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
9. О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности: Распоряжение федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 20.12.2000 № 226-р.
10. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.
11. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций: Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 № 16.