--PAGE_BREAK--Если в соответствии с условиями п.п. 10 и 12 Положения об УСН организация занимается производством продукции, имеет право на уплату налога по пониженной ставке и одновременно занимается розничной торговлей товарами несобственного производства, то при раздельном учете ставки налога будут следующими: 5 % от валовой выручки по реализации продукции и 20 % от валового дохода в розничной торговле.
В случаях одновременного применения различных ставок налога при упрощенной системе налогообложения организации должны отразить в приказе по учетной политике порядок ведения раздельного учета по видам деятельности, а также порядок формирования налоговой базы для каждой используемой ставки.
Бухгалтерский учет при УСН, порядок расчетов, кассовые операции
Согласно п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему и уплачивающие налог на добавленную стоимость, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, ведут бухгалтерский учет и отчетность в установленном порядке.
Остальные организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему учет, который включает:
· учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;
· упрощенный учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива;
· учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
· учет расходов за счет средств этого Фонда;
· учет реализованных товаров по покупной стоимости.
Информация, содержащаяся в книге учета доходов и расходов, используется:
· при проведении в соответствии с законодательством аудита;
· при опубликовании согласно законодательным актам отчетности акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;
· в иных целях в соответствии с законодательством.
Указанные в части первой п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.
В целях единообразного ведения бухгалтерского учета и отчетности организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, частные унитарные предприятия, созданные в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 (с доп. по состоянию на 17.04.2008), осуществляют его ведение в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008) (далее — Закон), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2004) (далее — Типовой план счетов бухгалтерского учета), иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, а также письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 05.02.2008 № 15-3/115 «Разъяснения по упрощенному ведению бухгалтерского учета организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, малыми и средними организациями, а также частными унитарными предприятиями».
При этом на бухгалтерский учет организаций и индивидуальных предпринимателей возлагаются следующие задачи:
· обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах своей деятельности, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и статистическими органами.
В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· ввести в штат должность бухгалтера;
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
· вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.
Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено Уставом предприятия.
Ведение бухгалтерского учета в организации (у индивидуального предпринимателя) осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.
При этом утверждаются:
· Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. При этом организации и индивидуальные предприниматели при необходимости самостоятельно могут открывать дополнительные субсчета к соответствующим счетам учета;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
· метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары, продукцию, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров, продукции, работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Начальным этапом бухгалтерского учета организации (индивидуального предпринимателя) является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.
При этом частные унитарные предприятия должны провести инвентаризацию активов (основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, денежных средств и т. д.) и обязательств (расчетов с поставщиками и подрядчиками, по кредитам, по налогам и сборам, по заработной плате и т. д.).
Организации и индивидуальные предприниматели применяют для документирования операций типовые формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым формам, содержащим соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
Первичные учетные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 10 Закона бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, разработанных самой организацией с соблюдением требований, установленных настоящей статьей. Данные регистры являются выходными формами в условиях автоматизации учета.
Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, а также численности работников.
При этом организации и индивидуальные предприниматели приспосабливают применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при условии соблюдения следующих требований:
· единая методологическая основа бухгалтерского учета, предполагающая ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
· взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
· сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
· накапливание и систематизация данных первичных учетных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью частного унитарного предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Для ведения бухгалтерского учета организации и индивидуальные предприниматели на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета составляют Рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит им вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций организации и индивидуальные предприниматели могут использовать рекомендуемый Рабочий план счетов бухгалтерского учета со следующей сокращенной системой счетов:
Используя Рабочий план счетов, организации и индивидуальные предприниматели осуществляют учет хозяйственных операций, отдельных видов активов и обязательств на определенных счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в Типовом плане счетов бухгалтерского учета.
Порядок расчетов, ведение кассовых операций организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляются в соответствии со следующими нормативными актами:
· Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (с изм. и доп. по состоянию на 13.05.2008);
· Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (с изм. и доп. по состоянию на 15.02.2007);
· Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2004 № 99/134 «О порядке приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем» (с изм. и доп. по состоянию на 08.08.2006);
· Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь", утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4.
ПОРЯДОК перехода на упрощенную систему налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение УСН с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на УСН, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые 9 месяцев текущего года, о средней численности работников за каждый месяц, а также о выбранной налоговой базе.
При определении валовой выручки за 9 месяцев текущего года необходимо выбрать за 9 месяцев:
1. для организаций — из налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль:
1.1. выручку от реализации произведенных товаров (работ, услуг), товаров, приобретенных для последующей реализации (далее — товары приобретенные), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (п.1 декларации);
1.2. сумму доходов от внереализационных операций (п. 4.1 декларации).
2. для индивидуальных предпринимателей — из налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса):
2.1. сумму доходов от реализации (п. 1.1 декларации);
2.2. сумму внереализационных доходов (п. 1.2 декларации).
продолжение
--PAGE_BREAK--