Реферат по предмету "Финансы"


Управление оборотными активами организации и его совершенствование в современных условиях

--PAGE_BREAK--
2. Политика предприятия в области оборотных активов.
2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия.
ООО «Квадрат» возглавляет директор – Семенов Алексей Федорович. Имеет опыт работы в строительстве 15 лет, окончил институт по специальности «Экономика в строительстве». До образования своего предприятия работал заместителем начальника по производству в крупной строительной организации. Главный инженер окончил технический институт, на данном предприятии работает со дня его образования и является учредителем совместно с директором предприятия, стаж работы в строительстве 20 лет. Главный бухгалтер – дипломированный специалист по бухгалтерскому учету, окончила ИжГТУ по специальности «Бухгалтерский учет на предприятии», стаж работы 10 лет.

Персонал предприятия ООО «Квадрат» делится по профессиям, специальностям, уровню квалификации и т.д. структура персонала представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура персонала ООО «Квадрат»

Категории персонала

Состав

Руководители

Директор, главный инженер, начальники отделов: производственно – технический, бухгалтерии (финансового отдела), отдела договоров.

Специалисты

Работники инженерно – технических служб (мастер, производитель работ), экономических, бухгалтерских, юридических специальностей, отдел кадров.

Служащие

Секретарь, кассир, агент, курьер.

Рабочие

Плотники, маляры, штукатуры, кровельщики, каменщики, плиточники, бетонщики, стропальщики, монтажники конструкций, подсобные рабочие, водители, крановщики, бульдозеристы, трактористы, охрана и другие.



На предприятии постоянно работает 466 человек (по итогам 2007 года), (30 – 45 человек, временные рабочие, занятые в основном на летний период).

При дальнейшей успешной работе, директор предприятия планирует увеличить объем работ, за счет новых и долговременных заказов, тем самым привлечь новых постоянных работников. В настоящее время из числа рабочих на предприятии работают: плотники – 3, 4 и 5 разрядов; штукатуры – маляры – 3, 4, 5 разрядов; каменщики – 3, 4, 5, 6 разрядов; плиточники – 3, 4, 5 разрядов и многие другие.

Нужно отметить, что в основном на предприятии ООО «Квадрат» трудятся мужчины, они составляют большую часть коллектива 60%, и лишь 40% женщины, это в основном бухгалтерия, финансовый отдел, отдел кадров, секретарь, курьер, так как большинство работ связано с физическим трудом.

Структура предприятия ООО «Квадрат» – линейная, простая и представлена на рисунке 1.





Рисунок 1. Структура предприятия ООО «Квадрат».
Структура имеет следующие преимущества:

·        обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;

·        позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурс (кадровые);

·        способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления;

·        позволяет четко отслеживать работу отделов и работников предприятия в целом;

·        разработке стратегических решений по сбыту продукции.

Дадим краткую характеристику каждого отдела данного предприятия.

Главный инженер возглавляет деятельность производственно – технического отдела, и контролирует работу охрану и рабочих. Следит за планом производства работ непосредственно на строительных объектах.

Бухгалтерия и финансовый отдел осуществляют бухгалтерский учет хозяйственной деятельности предприятия; контроль над эффективным расходованием денежных средств и материальных ресурсов; правильного расходования средств фонда оплаты труда; составляют бухгалтерские отчеты по предприятию, анализ и планирование в системе управления финансовыми средствами; работа с налоговыми органами и т.д.

Отдел договоров осуществляет работу по поиску клиентов для заключения договоров с организациями и частными лицами. Следит за правильностью подписания договора и надлежащем его исполнении.

Производственно – технический отдел осуществляет и обеспечивает рабочими проектами, технологическими картами, внедряет новые, более усовершенствованные технологии в строительстве и применение их на практике, а также обеспечение повышения производительности труда и снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

Отдел кадров занимается подбором персонала для работы на предприятии совместно с руководителем предприятия, оформляет документацию о приеме на работу, и увольнении.

Экономическим назначением предприятия является производство работ, услуг для строительного рынка. Объемы проделанной работы характеризуют масштаб экономики предприятия.

ООО «Квадрат» производит и оказывает следующие виды работ, услуг:

·        участие в строительстве и реконструкций зданий и сооружений;

·        участие в восстановление специальных объектов;

·        оказание услуг плотника, каменщика плиточника, штукатуров маляров и других строительных специальностей;

·        строительство социальных и культурных объектов;

·        благоустройство входных групп фасадов;

·        ремонт офисных помещений, коттеджей, квартир;

·        ремонт промышленных помещений;

·        теплоснабжение, водоснабжение канализация строительных площадок под строительство объектов;

·        внутренняя и внешняя отделка помещений и многие другие виды работ.

Задачей капитального строительства является создание, ускоренное обновление основных фондов строительного производства и кардинальное повышение эффективности их использования.
2.2. Состав, структура и эффективность использования

оборотных активов предприятия.
         Улучшение использования оборотных активов с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, так как высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций. Рациональное и эффективное использование оборотных активов способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. В этих условиях предприятие своевременно и полностью выполняет свои расчетно-платежные обязательства, что позволяет успешно осуществлять коммерческую деятельность.

         Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, одним из которых является соотношение размещения их в сфере производства и сфере обращения. Чем больше оборотных средств обслуживают сферу производства, а внутри последний – цикл производства, тем более рационально они используются.

         О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств, который определяется как отношение прибыли от реализации к остаткам оборотных средств.

         Значение эффективного управления оборотными средствами.

         Эффективное управление оборотными средствами имеет для предприятия важное значение по следующим причинам:

1.       Величина оборотных средств составляет больше половины всех ее активов.

2.       Решение вопросов, связанных с оборотными средствами, является непрерывным процессом и требует, в отличие от других сфер деятельности финансового директора, большего количества времени. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.

3.       Оптимальное управление оборотными средствами ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств предприятия.

4.       Правильное управление оборотными средствами позволит максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск.
         Проведем анализ динамики и состава оборотных активов предприятия ООО «Квадрат», и данные сведем в таблицу 2.

Анализ динамики и состава оборотных активов

предприятия ООО «Квадрат»

Таблица 2. тыс. руб.

Вид средств

Наличие средств

Структура средств

На начало года

На конец года

Изме-

нение

На начало года

На конец года

Изме-

нение

Запасы

7400

14400

+7000

49,3

53,3

+4,0

В том числе:













сырье и материалы

3800

6200

+2400

25,3

23,0

-2,3

незавершенное строительство

1200

1500

+300

8,0

5,6

-2,4

готовая продукция

2200

6400

+4200

14,7

23,7

+9,0

расходы будущих периодов

200

300

+100

1,3

1,1

-0,2

Налоги по приобретенным ценностям

800

1200

+400

5,3

4,5

-0,8

Дебиторская задолженность

2500

5400

+2900

16,7

20,0

+3,3

Краткосрочные финансовые вложения

3000

3600

+600

20,0

13,3

-6,7

Денежные средства

1300

2400

+1100

8,7

8,9

+0,2

Итого:

15000

27000

+12000

100

100

-



Данные таблицы 2., показывают, что наибольший удельный вес в оборотных активах занимают запасы. На их долю на начало года приходилась 49,3%, а на конец – 53,3% оборотных активов. Однако в составе запасов увеличилась доля готовой продукции в связи с трудностями сбыта. К концу года также увеличилась доля дебиторской задолженности, что свидетельствует об ухудшении финансовой ситуации на предприятии.

Основные показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств, является коэффициент оборачиваемости. Он показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период (месяц, квартал, год).

Для анализа оборачиваемости оборотных средств предприятия ООО «Квадрат», составим таблицу 3.
Показатели используемых оборотных средств

предприятия ООО «Квадрат»

                                                                           Таблица 3 тыс. руб.

Показатель

На начало 01.01.06

На начало 01.01.07

Изменение

( +: — )

Годовой объем товарной продукции

570000

608000

+38000

Среднегодовая стоимость оборотных средств

61671

75000

+13329

Количество дней в году

360

360



1. коэффициент оборачиваемости оборотных средств

9,24

8,10

— 1,14

2. коэффициент загрузки

0,11

0,12

+ 0,01

3.длительность оборота в днях

0,30

0,34

+ 0,04



Из таблицы 3., видно, изменение произошли в коэффициентах загрузки на — 0,23, и длительности оборота в днях на — 85,8. Это говорит о том, что произошло ускорение оборачиваемости оборотных средств в днях и коэффициент загрузки, тоже стал больше на — 0,23 или на 23%.

Исчисление оборачиваемости оборотных средств может производится по плану, так и фактически. Плановая оборачиваемость может быть рассчитана только по нормируемым оборотным средствам, фактическая – по всем оборотным средствам, включая ненормируемые. Сопоставление плановой и фактической оборачиваемости отражает ускорение или замедление оборачиваемости нормируемых оборотных средств. При ускорении оборачиваемости происходит высвобождение оборотных средств из оборота, при замедлении возникает необходимость в дополнительном вовлечении средств в оборот.

2.3. Управление денежными средствами и другими

 финансовыми инструментами.

В условиях рыночной экономики значимость денежных средств и их эквивалентов определяется следующими причинами:

·        Рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций);

·        Предостороженность (необходимость погашения непредвиденных платежей);

·        Спекулятивность (возможность участия в заранее непредусмотренном выгодном проекте).

Денежные средства включают денежные средства в кассе и денежные средства в банках. Денежные средства используются для текущих денежных платежей. Денежные средства, не предназначенные для текущих платежей и на расходование которых установлены определенные ограничения, не включаются в состав оборотных активов.

На рисунке 3, показаны стрелки, направленные внутрь, показывают притоки денежных средств, наружу оттоки.



Рис.3. Денежные средства предприятия.

Денежные средства — это монеты, банкноты, депозиты в банках. Денежными средствами считаются также банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки кассиров и чеки, удостоверенные банком, чеки, выданные отдельными лицами, счета сбережений и др.

К ликвидным ценностям, примыкающим к денежным средствам, относятся также легкореализуемые ценные бумаги, приносящие владельцу доход в виде процента или дивиденда. Эти бумаги в случае необходимости могут быть легко реализованы на рынке ценных бумаг и превращены в наличность. Покупка ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании. Она осуществляется в интересах выгодного помещения временно свободных денежных средств. Легкореализуемые ценные бумаги приобретаются компаниями на тот период времени, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Легкореализуемые ценные бумаги подразделяются на краткосрочные свидетельства, долгосрочные обязательства и ценные бумаги, дающие право собственности.

Управление денежными средствами состоит в определении оптимальной суммы денежной наличности. Это одна из важнейших задач финансового менеджмента и финансового менеджера.

Оптимальная для предприятия сумма денежной наличности определяется под влиянием противоположных тенденций. С одной стороны, деловая репутация фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас, в частности это необходимо для своевременного погашения текущих обязательств, оплаты труда, развития производства и т.д. Отсутствие денежных средств может привести предприятие к банкротству. С другой стороны, большая сумма свободных денежных средств осложняет проблему учета и контроля за их движением, увеличивает опасность обесценения свободных денежных средств, увеличивает потери от инфляции, увеличивает потерю упущенных возможностей от их использования.

Существует целый ряд математических моделей, разработанных в помощь финансовому менеджеру при определении оптимальной суммы денежной наличности.

         Модель, созданная Уильямом Бемолем (W. Baumol), поможет определить оптимальную  сумму денежных средств для компании в определенных условиях. Ее целью является минимизировать сумму постоянных затрат по сделкам или возможные расходы (упущенную выгоду) по содержанию остатков денежных средств, которые не приносят дохода:



     где, F — фиксированные затраты по сделке;

Т — общая сумма денежных средств, необходимых на данный период

I — процентная ставка рыночных ценных бумаг;

С — остаток денежных средств;

С* — оптимальная сумма денежных средств.

Оптимальная сумма денежных средств определяется по формуле:



Существует также модель регулирования денежных операций, когда денежные выплаты являются неопределенными. Модель Миллера — Oppa(M.Millerи D.Orr) устанавливает верхний и нижний пределы для остатка денежных средств. Когда достигается верхний предел, производится перевод денежных средств в рыночные ценные бумаги; когда достигается нижний предел, переводят ценные бумаги в денежные средства, никаких сделок не происходит, пока остаток денежных средств находится в этих пределах.

Факторы, которые необходимо учитывать, используя модель Миллера-Орра: фиксированные расходы, связанные со сделкой с ценными бумагами (F), предполагаемыми равными как для покупки, так и для продажи; ежедневная ставка дохода по рыночным ценным бумагам (i); и изменяемость ежедневного чистого движения ликвидности (а). Контрольными пределами в формуле Миллера-Орра являются: верхний предел — "d" долларов; нижний предел — «О» долларов.

Оптимальные кассовые остатки денежных средств рассчитываются:



Оптимальное значение dопределяется как 3z. Средний остаток денежных средств приближенно рассчитывается как (z+ d) /3.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Политика управления денежными активами является частью управления оборотными активами и направлена на оптимизацию их остатков с целью обеспечения платежеспособности предприятия.

К основным этапам формирования политики управления денежными активами относятся:

1.   Анализ структуры и состояния денежных активов предприятия в предшествующем периоде;

2.                       Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия;

3.                       Дифференциация среднего остатка денежных активов в разрезе национальной и иностранной валют;

4.                       Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов;

5.                       Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов;

6.                       Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия.

                Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение четырех крупных блоков процедур, требующих определенного внимания финансового менеджера:

·                Расчет финансового цикла;

·                Анализ движения финансовых средств;

·                Прогнозирование денежных потоков;

·                Определение оптимального уровня денежных средств.

            Далее коротко рассмотрим каждый из блоков.

            Расчет финансового цикла. Это оценка прежде всего эффективности производственной и коммерческой деятельности. Что касается финансовой деятельности, одним из главных элементов который является способность предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

            Анализ движения финансовых средств. Данный анализ позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Наиболее распространен прямой метод, предполагающей идентификацию всех операций, затрагивающий дебет денежных счетов (приток денежных средств) и кредит денежных счетов (отток денежных средств).

            Прогнозирование денежных потоков. Смысловая нагрузка этого блока определяется тем обстоятельством, что многие решения финансового характера, например инвестиции и выплата дивидендов, нередко предполагают единовременные оттоки крупных объемов денежных средств, которые должны быть своевременно накоплены. Прогнозирование денежных потоков является неприемлемым атрибутом бизнес — планирования и вообще взаимоотношений с потенциальным и (или) стратегическим инвестором.

            Определение оптимального уровня денежных средств. Смысловая нагрузка последнего блока определяется необходимостью нахождения компромисса между, с одной стороны, желанием обезопасить себя от ситуаций хронической нехватки денежных средств и, с другой стороны, желанием вложить свободные денежные средства, в какое – то дело с целью получения дополнительного дохода.

            Финансовые инструменты.

            Финансовые инструменты– относительно новое понятиев теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним – производные инструменты, деривативы) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций предприятий на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

            С помощью финансовых инструментов предприятии осуществляют множество операций, причем эти инструменты могут как формироваться предприятием, так и приобретаться ею. Выбор и значимость отдельных инструментов определяется различными обстоятельствами и зависят от вида деятельности предприятия. В частности, для финансовых институтов особую значимость имеют производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, форварды, свопы), с помощью которых они и получают основную часть своего дохода; тогда как для предприятий сферы производства подобные инструменты не являются приоритетными.

            В основе многих финансовых инструментов и операций лежат ценные бумаги. Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявление.

            Для предприятия (имеется ввиду предприятие, для которого операции с финансовыми инструментами не являются основным видом деятельности) операции с финансовыми инструментами сводятся к двум типам:

1.            Формирование инвестиционного портфеля стратегического характера;

2.            Формирование инвестиционного портфеля спекулятивного характера

            Портфель первого типа включает в себя ценные бумаги (акции) предприятия (компаний), имеющих, в известном смысле, стратегическую значимость для их держателя: например, это акции компаний, являющихся поставщиками данного предприятия, потребителями его продукции, работающих в том же сегменте рынка или в принципиально иных перспективных сегментах, регионах и т.п. Этот портфель достаточно консервативен, поскольку предприятие заинтересовано в эмитентах ценных бумаг, несмотря на складывающую рыночную конъюнктуру.

            Портфель второго типа включает высоколиквидные рыночные бумаги, используемые как эквивалент денежных средств (при необходимости ценные бумаги быстро конвертируются в денежные средства), и может  быть весьма динамичным.

            Одна из основных проблем, с которой приходится иметь дело предприятию, на балансе которого имеются финансовые инструменты, является их оценка и представление в отчетности. В системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеются два стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: признание и оценка», имеющие особую значимость для всех компаний, в балансах которых доля финансовых инструментов высока. Для повышения достоверности и реальности отчетных данных упомянутые стандарты рекомендуют более активно использовать оценку инструментов по так называемой справедливой стоимости, в основе которой лежат рыночные оценки.
2.4. Управление дебиторской задолженностью и

производственными запасами.
Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты долга заемщиком. Вексель полученный — это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

         К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности — это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений''.

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

1)         исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации ;

2)         исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов.

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия — покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше — получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок — потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока — платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Проведем анализ состава и давности образования дебиторской задолженности ООО «Квадрат». Данные сведем в таблицу 4.
Анализ состава образования дебиторской задолженности

ООО «Квадрат»

Таблица 4

Вид дебиторской задолженности

Сумма,

тыс. руб.

В том числе

до 1 месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше 1 года

За товары и услуги

3600

2650

450

280

92

128

Векселя к получению

1400

400

1000







Прочие дебиторы

400

220

110

70





Итого

5400

3270

1560

350

92

128

Удельный вес, %

100

60,5

28,9

6,5

1,7

2,4



Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает также
обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженность заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

1.   Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2.                       Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;

3.                       Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;

4.                       Формирование системы кредитных условий ;

5.                       Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

6.                       Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

7.                       Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

8.           Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

                Производственные запасы – это комплексная группа, включающая сырье, основные материалы, крупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части, малоценные и быстроизнашивающие предметы. В связи с различным характером функционирования их в процессе производства, методы нормирования отдельных элементов производственных запасов неодинаковы.

                Материально-производственные запасы — это материальные активы, которые предназначены для продажи в течение обычного делового цикла, производственного потребления внутри предприятия, производственного потребления в целях изготовления впоследствии реализуемой продукции. В составе материально-производственных запасов в отчетности должны быть отражены: готовая продукция, незавершенное производство, сырье и материалы.

Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов.

Эффективное управление предприятием во многом зависит от анализа и управления материально-производственными запасами. Это связано с тем, что они могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов; отвлекает из оборота ликвидные средства; увеличивает опасность обесценения этих товаров и снижения их потребительских качеств; приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров и так далее. Приводит к ухудшению финансового положения предприятия.

Вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важным разделом финансового менеджмента.

Для финансового управления предприятием важное значение имеет правильный выбор метода оценки фактической себестоимости материально-производственных запасов, уже находящихся в переработке и еще остающихся на складе. Для этих целей используются следующие методы оценки запасов:

1)      по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров;

2)  по средней себестоимости, в частности по средневзвешенной средней и по скользящей средней;

3)  по себестоимости первых по времени закупок — ФИФО;

4)  по себестоимости последних по времени закупок — ЛИФО.

Все методы оценки материально-производственных запасов приводят к существенно различным показателям чистой прибыли компании. Выбор метода оценки осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из особенностей его финансово-хозяйственной деятельности.

Метод оценки, исходя из определения себестоимости каждой единицы закупаемых запасов, — это учет их движения по фактической себестоимости. Для использования этого метода необходима точная адресная принадлежность всех производимых закупок товарно-материальных запасов к производимым товарам. Это достаточно трудно сделать и это обстоятельство ограничивает возможность применения метода, несмотря на его точность. Метод используется предприятиями, которые выполняют специальные заказы на производство продукции или совершают операции со сравнительно небольшими партиями дорогостоящих товаров.

Оценка запасов по средней себестоимости основана на использовании соответствующих формул расчета средних величин. Приближенность результата компенсируется простотой и объективностью исчислений.

Оценка по методу ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием, то есть запасы, которые первыми поступают в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. Следствием применения этого метода является то, что остатки запасов на конец периода оцениваются практически по их фактической себестоимости, а себестоимость реализованной продукции оценивается по стоимости наиболее ранних закупок. При использовании метода ФИФО предприятия могут стремиться повысить цены на реализуемую продукцию на основании повышения цен на материально-производственные запасы, хотя при производстве этой продукции были использованы запасы, купленные до повышения цен на них.

При использовании метода ФИФО чистая прибыль предприятия оказывается относительно завышенной даже при неизменности цен на реализуемую продукцию.

Сущность метода ЛИФО заключается в том, что поступление запасов в производство оценивается по себестоимости последних по времени закупок, себестоимость запасов на конец периода определяется исходя из себестоимости наиболее ранних закупок. Этот метод позволяет более точно определить себестоимость реализованной продукции и чистую прибыль от реализации, однако искажает себестоимость запасов на конец периода. В отличие от метода ФИФО метод ЛИФО обеспечивать увязку текущих доходов и расходов и позволяет сгладить влияние инфляции. Метод ЛИФО занижает прибыль, получаемую предприятием, и обеспечивает уменьшение налоговых платежей. Однако, невысокий финансовый результат деятельности за отчетный период может оказать негативное влияние на положение компании на финансовом рынке. Снижение уровня чистой прибыли приводит к снижению уровня рентабельности предприятия, сказывается на котировке ценных бумаг компании и др. Финансовый рынок „обязывает“ предприятие иметь определенный уровень прибыли.

         Целью управления товарно-материальными запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные запасы. Уровень капиталовложений в товарно-материальные запасы неодинаков для различных отраслей промышленности и для компаний в данной отрасли промышленности.

         Проведем анализ состояния товарно-производственных запасов ООО «Квадрат», по материалам в таблице 5.
Анализ производственных запасов

Таблица 5.

Вид запа-

сов

Кол-во, м

Цена, руб.

Остаток запасов, тыс. руб.

Изменение суммы запасов, тыс. руб.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Всего

В том числе за счет

Кол-во

Стоимо-

сти

Продолжение таблицы 5

А

1500

1520

750

900

1125

1368

+243

+15

+228

Б

1300

900

250

300

325

270

-55

-100

+45

С т.д.

2300

2500

50

60

115

150

+35

+10

+25

Итого









3800

6200

+2400

+600

+1800



         Данные, приведенные в таблице 4, показывают, что увеличение суммы производственных запасов произошло не столько за счет их количества, сколько за счет роста их стоимостью в связи с инфляцией.

         Формализация политики управления производственными запасами требует ответа на следующие вопросы:

·        можно ли в принципе оптимизировать политику управления величиной запасов;

·        какой объем запасов является минимально необходимым;

·        когда следует заказывать очередную партию запасов;

·                   каков должен быть оптимальный объем заказываемой продукции.     Ответы на все эти вопросы даются в теории управления производственными запасами. В частности, показано, что при некоторых ограничениях и предпосылках можно рассчитать размер оптимальной партии заказа (EOQ); соответствующая формула имеет вид:



  где,   EOQ – объем партии в единицах;

            F – стоимость выполнения одной партии заказа;

            D – общая потребность в сырье на период, ед.;

            H – затраты по хранению единицы сырья.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :