;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;.;;..;;...;;....;;
.....; ;......; ;.......; ;........; ;.........; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;Содержание
Введение
Глава 1.Собственный капитал предприятия
1.1 Понятие собственного капитала и его структура
1.2 Источники финансирования собственного капитала
Глава 2.Управление совственным капиталом
2.1 Задачи и этапы управления собственным капиталом
2.2 Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия
2.3 Дивидендная и эмиссионная политика предприятия в управлении собственным капиталом предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал.
Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.
Финансовая политика предприятия является узловым моментом в наращивании темпов его экономического потенциала в условиях рыночной системы хозяйствования с ее жестокой конкуренцией.
Важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Оценка собственного капитала служит основой для расчета большинства из них.
Учет собственного капитала является важным участком в системе бухгалтерского учета. Здесь формируются основные характеристики собственных источников финансирования деятельности предприятия.
Предприятию необходимо осуществлять анализ собственного капитала, поскольку это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости.
Динамика изменения собственного капитала определяет объем привлеченного и заемного капитала. В последние годы произошли значительные изменения в структуре денежного капитала, в результате повышения доли привлеченного и заемного капитала.
Основная проблема для каждого предприятия, которую необходимо определить – это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Эта проблема практически для всех предприятий остается пока нерешенной, о чем свидетельствует значительный недостаток собственного оборотного капитала. Следовательно, существует объективная потребность во всестороннем изучении, анализе и улучшении методологии и организации бухгалтерского учета собственного капитала хозяйствующих субъектов.
Целью курсовой работы является: рассмотреть понятие и структуру собственного капитала, управление собственным капиталом: задачи, этапы, механизм, а так же роль дивидендной и эмиссионной политики в управлении собственным капиталом.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть собственный капитал предприятия.
Проанализировать управление собственным капиталом.
Глава 1. Собственный капитал предприятия
1.1 Понятие собственного капитала и его структура
Собственный капитал представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.1
В российской практике капитал предприятия часто разделяют на капитал активный и пассивный. С методологической точки зрения это неверно. Такой подход является причиной недооценки места и роли капитала в бизнесе и приводит к поверхностному рассмотрению источников формирования капитала. Капитал не может быть пассивным, так как является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, находящуюся в движении, в постоянном обороте. Поэтому более обоснованно здесь применять понятия источников формирования капитала и функционирующего капитала .
Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.
Собственный капитал (СК) организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации.Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов (рис.1). Коммерческие организации, функционирующие на принципах рыночной экономики, как правило, владеют коллективной или корпоративной собственностью.
Собственниками выступают юридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорация акционеров. Уставный капитал, сложившийся как часть акционерного капитала, наиболее полно отражает все аспекты организационно-правовых основ формирования уставного капитала.
Рис. 1.Формы функционирования собственного капитала предприятия
Акционерный капитал— это собственный капитал акционерного общества (АО). Акционерным обществом признается организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Уставный капитал при этом представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В силу своей устойчивости уставный капитал покрывает, как правило, наиболее неликвидные активы, такие, как аренда земли, стоимость зданий, сооружений, оборудования.
Особое место в реализации гарантии защиты кредиторов занимает резервный капитал, главная задача которого состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия до того, как будет уменьшен уставный капитал.
В Гражданском кодексе РФ предусмотрено требование о том, что, начиная со второго года деятельности предприятия его уставный капитал не должен быть меньше, чем чистые активы. Если данное требование нарушается, то предприятие обязано уменьшить (перерегистрировать) уставный капитал, поставив его в соответствие с величиной чистых активов (но не менее минимальной величины). Формирование резервного капитала является обязательным для акционерных обществ, его минимальный размер не должен быть менее 5% от уставного капитала.2
В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия, независимо от организационно-правовой формы его собственности.
Следующий элемент собственного капитала — добавочный капитал, который показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.--PAGE_BREAK--
В хозяйствующих субъектах возникает еще один вид собственного капитала — нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение .
В составе собственного капитала могутбытьвыделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал — капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного каптала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая — добавочным капталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья — добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).
Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала — чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.
1.2 Источники финансирования собственного капитала
Все источники формирования собственного капитала можно разделить на внутренние и внешние (рис.2).
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:
1. Ограниченность объема привлечения, а, следовательно, и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.
/>
Рис. 2.Источники формирования собственного капитала
2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.
3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Основываясь на экономической сущности собственного капитала, экономистом Ухиной О.И. предположено выделить следующие критерии оптимальной структуры собственного капитала:
1. Для обеспечения защитной функции, присущей собственному капиталу, величина уставного капитала должна отвечать требованиям, заложенным в законодательных актах. Прежде всего, это касается минимально возможного размера на момент образования, а также условия, что в процессе функционирования хозяйственных обществ размер их чистых активов должен сохраняться в размере меньше уставного капитала. Но уже на этом этапе возникают противоречия в российской практике.3
Удельный вес уставного фонда в собственном капитале настолько мал, что не может выступать критерием устойчивости предприятия, т.к. переоценка основных фондов отражается в добавочном капитале, и сопоставление чистых активов в данной ситуации более целесообразно производить не только с суммой уставного, но и добавочного капиталов.
2. Функционирующие предприятия должны иметь достаточный размер собственного капитала, который обеспечит финансовую устойчивость предприятия. Предполагается, что его должно быть достаточно для формирования не только основного, но и собственного оборотного капитала. Тем самым будут обеспечены защитная и регулирующая функции капитала, а также функция изменения направления производства, т.е. возможности развития.
3. Для реализации функции капитала, выражающейся способностью приносить доход, критерием может служить эффективность использования собственного капитала.
Наиболее эффективное его использование возможно при условии привлечения кредита, несмотря на его платность. На это указывает эффект финансового рычага. Соответственно соотношение собственного и заемного капиталов должно иметь оптимальное значение для каждого конкретного предприятия исходя из его стратегии и возможностей.
4. Цена собственного капитала указывает на высокую цену предприятия, его финансовую устойчивость, а также позволяет реализовать покупательную способность капитала и его регулирующую функцию.
5. Капитал выступает как агент производства, служит будущим потребностям. Исходя из этого в состав собственного капитала необходимо включить нераспределенную прибыль (или прибыль, направленную в специальные фонды для осуществления развития производства). Все это должно быть выражено в дивидендной политике. Определение пропорций в распределении прибыли – это один из ключевых вопросов. Для предприятия важно как собственное развитие, так и выплата дивидендов учредителям, что способствует повышению цены предприятия. Достижение оптимальных размеров в распределении прибыли возможно исходя из внутренних темпов роста предприятия.
6. Защитная и регулирующая функции полностью могут быть реализованы только при создании минимального размера резервного капитала. Особенно это важно для сельскохозяйственных предприятий, которые подвержены как предпринимательским, так и природно-экономическим рискам. При этом следует учесть российскую практику и те противоречия которые, возникают при определении минимального размера резервного капитала, величина которого поставлена в прямую зависимость от величины уставного капитала, что регламентируется в законодательных актах. Однако стоит заметить, что в настоящее время в большинстве АКО размер уставного капитала очень мал, а это значит, что в случае возникновения непредвиденных убытков минимальный уровень резервного капитала не играет того значения буфера, которое ему приписывается.
Таким образом, рассматривая проблему формирования рациональной структуры капитала, целесообразно сделать вывод о том, что подходя к решению этого вопроса с учетом критериев оптимальности многие предприятия могут достичь необходимый уровень финансовой устойчивости, обеспечить высокую степень развития, снизить факторы риска, повысить цену предприятия и вывести производство на более эффективный уровень. Соотношение же между собственными и заемными источниками средств, служит одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие. Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – это стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Глава 2.Управление собственным капиталом
2.1 Задачи и этапы управления собственным капиталом
Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Основными задачами управления собственным капиталом являются
— определение целесообразного размера собственного капитала;
— увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
— определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
— определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
На первом этапе анализаизучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.
На втором этапе анализарассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.
На третьем этапе анализаоценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле : продолжение
--PAGE_BREAK--
Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр (1.1.)
где Псфр –общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Метод ускоренной амортизации активной части основных средств увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако, следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислении в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к определенному уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Доктор экономических наук, профессор Бланк И.А. потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:
СФРвнеш = Псфр — СФРвнут, (1.2.)
где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
— обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
— обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле :
/>(1.3.)
где Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;
СФР – планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;
А – планируемый прирост активов предприятия;
ПП – планируемый объем потребления чистой прибыли.
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
— обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
— формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;
— формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.
2.2 Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.
Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
— прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);
— прибыли от реализации имущества;
— прибыли от внереализационных операций.
Среди этих видов главная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название „Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" [Cost-Volume-Profit-relationships; „CVP"] позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «CVP» предприятие решает следующие задачи:
1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.
2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.
3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы валовой операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.
4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции.
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маргинальной операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».
Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема peaлизации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.
Однако, степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее включать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле :
/>(1.4.)
где Кол – коэффициент операционного левериджа;
Ипост – сумма постоянных операционных издержек;
Ио – общая сумма операционных издержек. продолжение
--PAGE_BREAK--
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:
/>(1.5.)
где Эол – эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %;
ОР – темп прироста объема реализации продукции, в %.
Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, используя указанную формулу, можно определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа.
Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.
Для того чтобы ответить на этот вопросы, необходимо ознакомиться с понятием финансового рычага и рассмотреть вопрос его функционирования.
Финансовый рычаг («финансовый леверидж») — это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и «ценой» заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).
Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.
Для расчета эффекта финансового рычага можно применять следующую формулу:
ЭФР = (Рк — Рзк) х ЗС / СК, (1.6.)
где Рк — рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);
Рзк — рентабельность заёмного капитала (отношение цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);
ЗК — заёмный капитал (среднее значение за период);
СК — собственный капитал (среднее значение за период).
Таким образом, эффект финансового рычага определяет границу экономической целесообразности привлечения заёмных средств.
Высокое положительное значение ЭФР показателя свидетельствует о том, что предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.
Если рентабельность вложений в предприятие выше цены заёмных средств, следует увеличивать финансирование из заёмных источников, при этом темп роста прибыли будет зависеть от скорости изменения структуры капитала предприятия (отношения сумм заёмного и собственного капитала). Однако наращивание суммы долга в структуре пассивов сопровождается снижением ликвидности и платёжеспособности заёмщика, ростом рисков, повышением цены предоставляемых кредитов. В результате прибыль от использования и цена заёмных источников выравниваются, что приводит к нулевому значению эффекта финансового рычага.
Дальнейший рост удельного веса заёмного капитала чрезвычайно увеличивает риск банкротства хозяйствующего субъекта и должно восприниматься руководством как сигнал к погашению части долга или поиску источников роста прибыли.
Согласно (1.6.) рентабельность совокупного капитала изменяется в зависимости от динамики отдельных составляющих приведённой формулы. Влияние оказывают следующие факторы: прибыль от хозяйственных операций, цена привлечённых ресурсов, соотношение собственного и заёмного капитала.
Очевидно, с увеличением доли привлечённых средств в структуре капитала и снижением финансовой устойчивости происходит уменьшение темпа роста прибыли вплоть до отрицательного значения (т.е. до абсолютного уменьшения прибыли). Таким образом, преследуя цель максимизации прибыли, предприятие должно наращивать долю заёмного капитала в источниках финансирования при положительном значении ЭФР, одновременно не допуская финансовой неустойчивости.
При анализе ЭФР необходимо отметить проблему обеспечения достоверности информации, используемой при расчёте показателя. ЭФР рассчитывается на базе традиционных бухгалтерских источников информации, что предполагает её корректировку с учётом особенностей анализа. Например, замещение денежной формы расчётов товарной подрывает основу определения рентабельности и доходности предприятия, финансовый результат искажается бартерными сделками. В этой ситуации необходимо корректировать исходные данные с использованием детализированной информации.
Таким образом, эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия предполагает активное и целенаправленное воздействие на структуру капитала с целью получения максимальной прибыли от вложенных средств. Оценить оптимальный объём финансирования из заёмных источников возможно с помощью критерия ЭФР. Он позволяет заблаговременно принять решение о воздействии на динамику источников финансирования в нужном направлении для недопущения роста риска инвестиций.
На наш взгляд, решая задачу формирования рациональной структуры средств предприятия, помимо расчета количественных показателей, необходимо учитывать качественные факторы, в том числе:
Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств и более значительные постоянные расходы.
Уровень и динамика рентабельности. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и обходится в большей степени собственными средствами.
Структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, способными служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне оправдано.
Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более предпочтительным выглядит долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем выше налоги, тем сильнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту.
Отношение кредиторов к предприятию. Конкретные условия предоставления кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Для малого и/или начинающего свою деятельность предприятия доступ к кредитным ресурсам особенно затруднен из-за рискованного финансового положения предприятия, недостаточности обеспечения кредита, отсутствия кредитной истории.
Состояние рынка капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке капиталов иногда приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств.
2.3 Дивидендная и эмиссионная политика предприятия в управлении собственным капиталом предприятия
Дивидендная политика предприятия
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Проблемами, решение которых обуславливает необходимость выработки дивидендной политики, являются следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:
1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики.
2. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.
3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики.
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию.
5. Оценка эффективности дивидендной политики акционерного общества.
Эмиссионная политика предприятия
Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций. продолжение
--PAGE_BREAK--
Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.
Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.
Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:
— реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
— необходимость существенного улучшение структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости, обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);
— намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);
— иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.
Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.
Несомненно, выше обозначенные методы и подходы к управлению собственным капиталом являются основополагающими. Однако, при оценке инвестиционной привлекательности предприятия первостепенной задачей при управлении собственным капиталом является его оценка.
Заключение
Собственный капитал представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
Рассматривая проблему формирования рациональной структуры капитала, целесообразно сделать вывод о том, что подходя к решению этого вопроса с учетом критериев оптимальности многие предприятия могут достичь необходимый уровень финансовой устойчивости, обеспечить высокую степень развития, снизить факторы риска, повысить цену предприятия и вывести производство на более эффективный уровень. Соотношение же между собственными и заемными источниками средств, служит одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие. Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – это стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Основными задачами управления собственным капиталом являются
— определение целесообразного размера собственного капитала;
— увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
— определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
— определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.
Список литературы
Бланк И.А. Управление формированием капитала.- К.: «Ника-Центр», 2008. – 512 с.
Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника – Центр, 2008. – 523 с.
Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2007. – 1120 с.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. Т.1. — 497 с.
Ван Хорн, Джеймс К. Вахович. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. – 11 – е изд. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. – 992 с.
Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Упреждающее управление на основе информационных технологий: Учеб. пособие // Под ред. д-ра экон. наук Э.Н. Кузьбожев; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2006. – 152с.
Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия // Финансовый менеджмент.- 2009.-№2.–с.21-34.
Ефимова О.В. Анализсобственного капитала// Бухгалтерский учёт. – 2005. — № 1.- с. 95-101.
Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.- 496 с.
Ковалёв В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.- 160 с.
Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, проблемы, концепции, методы: Учеб. пособие/Пер. с фр. под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы: ЮНИТИ,2009. – 576 с.
Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: Дело и сервис, 2001. – 304 с.
Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 14. –М.: “ИНФРА-М”, 2004. -280с.
Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций, методы, модели, техника вычислений: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007, — 400 с.
Макалкин И.А. Собственный капитал: структура, формирование и использование. // Главбух – 2005 – №18;
Парамонов А.В. Учёт и анализ предпринимательского капитала// Аудит и финансовый анализ. – 2004 — № 1.- с. 25 – 72.
Парушина Н.В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Бухгалтерский учёт. – 2005. — № 3.- с. 72 – 78.
Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 717 с.
Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика: учебное пособие. –М.: ИЧП “Издательство Министр”, 2004. – 264 с.
Третьяков В., Куц А. Источники финансирования – из чего выбрать. // Рынок ценных бумаг – 2005 — №19. Стр.14;
Финансовый бизнес – план: Учеб. Пособие/ Под. Ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с.
Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. -2-е изд., перераб и доп. –М.: Изд-во Перспектива, 2005. -574с.
Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд. _ М.: Перспектива, 2004. – 655 с.
Финансы предприятий / Под ред. Колчина Н.В. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008
Финансы предприятий. Учебное пособие /Под ред. Бородиной Е.И. — М.: Банки и биржи.ЮНИТИ, 2005