Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Искусственный интеллект – настоящее и будущее

Министерство ВысшегоПрофессионального Образования РФ.
Российский ГосударственныйГуманитарный Университет.
Институт Психологии.
Сорокин Александр Алексеевич
IIIкурс, 1 группа.Реферат
"Искусственный интеллект –настоящее и будущее".
 
Москва,2001 год.
СОБСТВЕННОИСКУСТВЕННЫЙИНТЕЛЛЕКТ (вместо Пролога).
 Интеллект– это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются ввиду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательно, прежде всегок мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.
Так как изопределения интеллекта вытекает, что единственным его обладателем является человек, то и ИИ можно воспринимать в данном направление, как модель человека,созданная для выполнения обычных задач человека вместо него самого. Основнымиособенностями  ИИ служат умениеобучаться, доказывать, принимать решения, адекватно реагировать. Данный ИИбудет иметь целостную (неизменяемую структуру), строго сформулированныезадачи(жесткую командную логику) и строится будет методом соединенияфункциональных блоков, представляющих собой модели глаз, рук, языка, памяти,мыслительных операций… В наше время многие эти блоки уже искусственнореализованы и, как может показаться, достаточно их просто соединить между собойи ВОТ ОН! Но в результате дальше робота мы пока не идем. (процессор вкомпьютере, некоторые интерпретаторы — это тоже одна из ЕГО реализаций) С какойтрудностью мы сталкиваемся на этом пути? — Разработка целостной искусственнойструктуры под конкретную задачу может иметь работоспособную реализацию толькодля этой задачи (или класса задач). То что могут понять разработчики они этореализуют, но обязательно возникнет такая ситуация, которую разработчики неучли или не поняли, и все, сложная система перестанет НУЖНЫМ образомфункционировать. Таким образом любая так созданная система в дальнейшем будетменяться и модифицироваться, причем нами людьми.(хотя по идее и этот процессможно автоматизировать, но полностью избавится от человека при данном подходебудет нельзя).
ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ.
   Есть такая фраза: «Чужойразум потемки». То есть невозможно понять по каким принципам онфункционирует(в обозримом будущем ответ будет на 100 % субъективным). А значитне возможно и реализовать однозначно модель функционирования данного разума. Ноесли взять предметом исследования среду, где он функционирует (долженфункционировать) и выделить базовый элемент (мельчайшую составляющую). Тодальнейший вопрос будет только в описании всевозможных состояний этого элементаи правила его связей с другими (с внешним миром). При выяснении этих вопросовсоздать искусственный базовый элемент не составит труда. В дальнейшем припомещении этого элемента в среду он будет развиваться в ней самостоятельно(скорость развития можно будет увеличить, искусственно повышая количество«благоприятных» факторов). «Разумность» поведения этогоискусственного элемента будет определятся его внутренними задачами, выведенными(запомненные) «выжившими» и усиленными в последующих поколениях(соединениях). При возникновении у элемента каких то препятствий всуществовании выживут только те, которые найдут способ от них избавится (независеть). Такой подход к реализации ИИ обуславливается свойствами развития,размножения, накопления опыта, выделение главного(нахождение минимальнойдостаточности), мутации, субъективности… Со временем собственно базовыйэлемент приобретет составную, но неделимую структуру и будет функционировать вдругом представлении среды (среда не поменяется, но отношение нового базовогоэлемента к ней будет несколько другим). Когда система построенная из базовыхэлементов достаточно разовьется (будет иметь сложную структуру, аследовательно определенное количество опыта), то она сможет статьдействительным Искусственным интеллектом, который также как и человек будетнепредсказуем и не однозначен. И перед человеком будет задача только внаведении интерфейса с этим ИИ. (для решения определенных задач будетнеобходимо, чтобы искомый ответ был нужен ИИ, что приведет к общению «наравных»).
Выбор по какому пути идти лежит насамом исследователе. Разработки ведутся, как в том так и в другом направлении.Первый путь, а вернее отдельные функциональные органы, развиты лучше из-зареальной и понятной пользы в исследовании для человека. Второй путь находитразвитие в теории. Достигнув конечного результата на любом из данных путейможно вывести результат исследований для другого. В первом случае из полученноймодели будет необходимо убрать ВСЮ программную начинку, строго регламентирующуюкак должен функционировать ИИ и протекающие внутри него процессы. Во втором наоснове опыта, полученного из наблюдения за беспрепятственным развитием базовогоэлемента (вдумайтесь, не ради ли этого нас создал БОГ (высший разум) ), делаетсянебольшая коррекция и ИИ функционирует как человек (в зависимости от ценностейпонятных человеку и воспринимая мир, как человек).

Предлагаемая ниже схема — один из вариантов реализации Искусственногоинтеллекта. Это пока общая схема на основе которой можно реализовать какчеловекоподобный ИИ, так и базовый элемент для ИР. Хочу сказать, что не имеетсмысла рассматривать процессороподобные схемы которые являются низшей степеньюабстракции (теоретически, для доказательства невозможности создании ИИпрограммно, достаточно доказать невозможность реализации ИИ на определеннойархитектуре процессора: если нельзя реализовать на базовой архитектурепроцессора, то невозможно и при программной реализации).
Искусственный интеллект буду рассматривать без учета его взаимодействия свнешним миром, то есть только учитывать внутренние процессы, протекающие всоздаваемом объекте. Этого достаточно, потому что все внешние процессы,доступны ИИ только тогда, когда они имеют «отражение» на еговнутренние процессы.(у человека это понимается под психическими процессами)
На рисунке вы можете видеть схему на которой представлены ряд блоков (не полныйсписок и с учетом только важных связей между ними ). Обсуждать имеетсмысл только функциональность блоков и добавление новых. Все остальное наданном этапе пока не актуально.
PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=»
Расскажу о каждом блоке подробнее.
Блок
 целеопределения.
Цель- это главная движущая(приказывающая) сила, заставляющая функционировать направленно и определенно.Ее определение необходимо для принятия решения о конкретных действиях(операциях) и выборе в спорных (не однозначных) ситуациях. Любая система несможет функционировать, если у нее нет начала и не определен конец (впрограммирование это операнды скобок). Должна присутствовать ГЛАВНАЯ цель.Например Фрейд выделял у человека — сексуальное влечение, Дарвин у животных –борьбуза существование.
Для ИИ я предлагаю взять более универсальную — стремление к размножению.
Первичная цель(главная) должна быть одна, чтобы не было на заключительном этапенеоднозначности вывода, но она может быть и составной и изначально не определенной(не понятной). При движении к конкретной цели сразу возникают два параллельныхпроцесса: один из которых пытается понять, что нужно сделать; другой выполнитьее(даже если еще не понятно, что именно). В такой системе очень полезнавозможная ситуация, когда цель фактически уже выполнена, но понимание этого ещене наступило, это свойство предоставляет системе (ИИ) возможность самойфункционировать, выбирая себе новые цели.
Блок
«контекста»
 или отражения.
Любая цель и действие выполняются всвоем контексте(системе данных и знаний). Деятельность любого процесса заметнотолько если она изменяет элементы контекста. Контексты разных целей (процессов)могут пересекаться или включаться один в другой, что определяется связанностью(однотипностью) этих целей. Если происходит операция уточнения цели, тоуточняется и контекст (становится меньше). Контекст может состоять из однихэлементов (структур данных, знаний) или из разных. В первом случае решаетсявопрос о связях (количестве) базовых элементов, во втором случае о правилахприведения одного элемента контекста в другой. (Четкое разграничении структурыот собственно данных, позволяет описывать ситуацию, когда механизм выведенныйна структуре одного контекста применяется к совершенно другому контексту).
Блок
Внутреннего
 состояния.
Строго фиксированный по количествусодержащихся в нем элементов. Блок внутреннего состояния, служит для заполненияпробелов при недостаточном количестве входной информации или принеоднозначности выбора. Значения элементов блока изменяются по какому топравилу, предусматривающему установку элементов в новое (отличное от прежнего)состояние или в соответствии с функцией равномерного распределения.
Блок
связанных
структур.     
Представляет собой структурную организацию, схем, которые использовались припоиске тех или иных решений. На самом верху схема, используемая (составленная)последней. Схемы выбираются в зависимости от входных параметров и текущегоконтекста. При не обнаружении нужной схемы возможный вариант решения находитсяметодом перечисления (комбинаторики) всех возможных вариантов. Отрицательныйрезультат тоже запоминается, чем дольше функционирует носитель блока, тембольше просчитанных схем содержится в блоке связанных решений. Фактически блокпредставляет собой многомерную матрицу (где n стремится к бесконечности), гдекаждая координатная ось представляет собой реализацию однородного контекста(контекста, заполненного однотипными элементами, но отличающимися по свойству). Внутри блока связанных структур за счет перечисленных выше свойств блокаконтекста осуществляется объединение одинаковых схем, а также обратный процессза счет выделения блоков с одинаковыми схемами осуществляется указание навозможное объединение контекста.
Следующие три блока представляютсобой результат работы Блока связанных структур (данные из этих блоковапраксимируются на данные Блока связанных структур), но я их выделяю, потомучто они имеют сильно выраженную функциональность.
Блок
аксиом(жестких
правил).
Содержит некоторую последовательность правил, которые всегда активируются приопределенных входных параметров. Данные этого блока передаются при размноженииследующему поколению. Правила блока не могут быть удалены даже если онипостоянно ведут к отрицательному (неблагоприятному развитию событий). Но онимогут исчезнуть, если при размножении в другом «родительском» Блокеаксиом имеется обратное правило. Аксиомы заносятся в этот блок при условиибольшого числа повторений и (или) при определенном состоянии (например только водной из конфигурации Блока внутреннего состояния-состояния мутации )
Блок
смены
контекста.
Содержит список правил (действий) которые влияют на изменение(смену) текущегоконтекста, а также определяют список доступных переходов из текущего контекста,когда есть необходимость покинуть текущий. В данном блоке формируется система,которая позволяет осуществляться прямо не связанным действиям( например присборке Кубика-рубика, поворотом одной стороны изменяются четыре другие )
Блок
констант
изменений.
При выявлении конкретного значения между желаемым(определяемым целью)состоянием и текущим состоянием требуется выполнить какое-то действие длядостижения его. Но это действие не может быть осуществлено напрямую (простойлогической операцией), а только таким действием, которое «понятно»для рассматриваемой системы. В зависимости от текущего контекста (задаеткоординатную ось) выясняется есть ли возможность (был ли опыт) произвестидействие для перехода в искомое состояние. Если нет, то решение ищетсяиспользуя Блок смены контекста( например при поиске конкретного образа вконтексте «глаз», осуществляется действие которое двигает(поворачивает) «голову», что приводе к «неявному» изменениюпервоначального контекста )
Блок
проверки.
Данный блок реализует единственную операцию: проверку на равенство двух входныхпараметров. Веса для доказательства истинности условия последовательноуточняются (спускаются по списку объединенных контекстов вниз) до той поры покане придут к общему контексту и не попадут на одну и ту же ячейку (а не будутиметь одно и тоже значение!!! ) Если системе доступно понятие «число»,то должен существовать контекст который содержит все возможные представленияцифр (10 цифр- для десятичной) и правила по которым они составляются иприменяются. Причем никогда не будет равенства между значением не связанного счислом элемента контекста и значениям собственно числа. Данная системапозволяет «гибко » подходить к логическому выводу.
Блок
внимания.
Имеет функцию «узкого» места (семафора) в системе. Блок вниманиявыбирает один из функциональных блоков и осуществляет процесс изменения егосодержания в зависимости от установок с других блоков (текущие значения которыхне могут быть изменены пока они не будут выбраны Блоком внимания ). Подконтроль Блока внимания попадают только те блоки которые отвечают за выборнаправления движения системы.
ПЕРСПЕКТИВЫ (вместо эпилога).
 Мы рассмотрели одну из моделей искусственногоинтеллекта. Разумеется она не так совершенна, как требовалось бы для полноценногодвойника ИИ. Например возникают всё же затруднения с получением начальнойкреативности данного (да и любого) интеллекта, и если говорить ещё точнеепроблемы с стартовым запуском (с началом действия) интеллекта. Лично язадумываясь над этим вопросом вижу ещё одну серьёзную предпосылку к работе вданной области, так сказать параллельную созданию ИИ и ИР. Являет ли собойсоздание ИИ ещё и создание копии человека, я говорю нет и вот почему. Как высебе представляете человеческий интеллект отрезанный от эмоциональной сферы иинтуиции. Плюс, если у данного ИИ ведущая мотивация размножение, то это же ещёне говорит о том, что у ВСЕХ людей тоже ведущая мотивация размножение. Не всеже оставляют после себя потомство. Я упоминаю это потому что нужно твёрдо решатьперед началом работ предпосылку эксперимента, для чего это создаётся. Без технеобходимых вещей, которые я упомянул выше ИИ уже не будет просто человеком, ибоналичие логики, креативности и способности к размножению ещё не достаточно дляполноценного становления ИИ в разряд с человеком.
Пока, в обозримомбудущем мы можем предположить появление (да и то с маленькой вероятностью) ИИпо образу, ну скажем схемы приведённой в данной работе. “Я” имеющая основную (да и наверное единственную) цель выживание ин6е более напоминает мне живую анохинскую функциональную систему. Оставилпотомство, и вроде уже можно сворачивать деятельность и распадаться. Остаётсянадеяться на упорный мозговой штурм наших потомков, которые быть может вдалёкий день решат проблему синтезирования разума.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ.
Реферат сделан поматериалам сайта www.si.ru,огромное спасибо авторам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :