Реферат по предмету "Финансы"


Теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК в условиях устойчивог

--PAGE_BREAK--

2. Основные направления денежно-кредитного регулирования в РК

2.1 Задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования


Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен. Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления: — официальной ставки рефинансирования;

— уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

— нормативов минимальных резервных требований;

— в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

Основной задачей денежно кредитной политики Национального Банка Казахстана является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

— уровни ставок вознаграждения по кредитам Национального Банка Казахстана банкам;

— норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и видам привлеченных средств (резервные требования);

— операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;

— кредиты банкам;

— интервенция на валютном рынке. Интервенция на валютном рынке, являясь одним из инструментов денежно-кредитного регулирования, имеют двоякое значение: во-первых, с их помощью регулируется денежная масса, находящаяся в обращении; во-вторых, регулируется валютной курс национальной денежной единицы;

— введение в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы кредитных операций отдельных видов;

— официальная учетная (дисконтная) ставка.

Основные функции Национального Банка РК в осуществлении денежно-кредитного регулирования:

— устанавливает ставку рефинансирования, а также ставки вознаграждения по операциям РЕПО и ставкам вознаграждения по кредитам «овернайт» и «овердрафт». Ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровням инфляции и инфляционных ожиданий. Ставки вознаграждения используются Национальным Банком Казахстана для воздействия на рыночные ставки вознаграждения в рамках осуществляемой государственной денежно-кредитной политики;

— в целях регулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижении рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным Банком Республики Казахстан используется также механизм резервных требований, рассчитываемых как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств перед банками, и устанавливается в размере не более 40 процентов. При нарушении норматива минимальных обязательных резервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф. При прекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный срок возвращает банку зарегистрированные в Национальном Банке Казахстана средства;

— используя косвенные методы денежно-кредитного регулирования в случае невозможности приостановления инфляционных процессов, Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Говоря о компетенции Национального Банка Республики Казахстан, нельзя не сказать о его полномочиях в области валютного регулирования;

— являясь основным органом валютного регулирования, Национальный Банк Казахстана определяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан валютных операций;

— согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана регулирует курс национальной валюты страны к иностранным валютам. Он же устанавливает официальный курс для целей бухгалтерского учета, таможенных и налоговых платежей;

— рамках осуществления денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана вправе проводить интервенцию на валютном рынке. Под интервенциями Национального Банка Казахстана на валютном рынке понимается купля-продажа иностранной валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс казахстанского тенге. Интервенции на валютном рынке осуществляются Национальным Банком Казахстана самостоятельно с использованием любых видов валютных сделок через любые банки и валютные биржи.


2.2 Основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста

Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику.

Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План). Настоящий План определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

При разработке прогнозов показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы использовалась модель трансмиссионного механизма. При расчетах использовались предположения, что в среднесрочном периоде темпы роста мировой экономики и конъюнктура мировых товарных рынков будет благоприятствовать развитию экономики Казахстана. Кроме того, за основу расчетов и предположений взяты параметры Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (далее – Среднесрочный план). Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.

Прогнозирование потенциальной инфляции на 2007-2009 годы по модели P-star показывает, что в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета сохранится инфляционный фон развития экономики, хотя динамика инфляции будет иметь понижательную тенденцию в среднесрочном периоде (рис. 2).

Учитывая большую зависимость дальнейшего состояния экономики страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2007-2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:

— сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);

— сценарий «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);

— сценарий «высокие цены на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).


Рисунок 2 – Прогнозируемый уровень инфляции за 2008-2009 годы
Фактически по итогам сентября 2009 года инфляция в годовом выражении также замедлилась и составила 5,8%, что является самым минимальным уровнем, начиная с сентября 2003 года (в декабре 2008 года – 9,5%). Данный уровень инфляции в 3,5 раза ниже максимального значения уровня инфляции за последние годы, наблюдавшегося в летние месяцы 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 3,6% (в декабре 2008 года — на 10,8%), непродовольственные товары – на 6,6% (на 5,7%), платные услуги – на 8,0% (на 11,4%).
Таблица 1 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала») на конец периода

 

2006

2007

2008

2009

Инфляция (в среднем за период), %

8,6

6,2-7,2

6,0-7,0

6,0-7,0

Официальная ставка рефинансирования, %

9,0

8,0

7,5

7,5

Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США

19,1

21,3

23,2

25,2

изменение в %

170,4

11,3

8,9

8,7

Денежная база, млрд. тенге

1501

1828

2221

2468

изменение в %

126,5

21,8

21,5

11,1

Денежная масса, млрд. тенге

3716

5046

6439

7753

изменение в %

79,9

35,8

27,6

20,4

Депозиты резидентов, млрд. тенге

3115

4272

5464

6574

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

4736

6161

7766

9647

Уровень монетизации экономики, %

38,1

42,5

45,9

46,9



Таблица 2 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала») на конец периода

 

2006

2007

2008

2009

Инфляция (в среднем за период), %

8,6

7,3-8,3

6,9-7,9

6,9-7,9

Официальная ставка рефинансирования, %

9,0

9,0

8,5

8,5

Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США

19,1

24,1

28,1

32,1

изменение в %

170,4

26,2

16,6

14,2

Денежная база, млрд. тенге

1501

2129

2683

3293

изменение в %

126,5

41,8

26,0

22,7

Денежная масса, млрд. тенге

3716

5375

7040

8877

изменение в %

79,9

44,7

31,0

26,1

Депозиты резидентов, млрд. тенге

3115

4528

5901

7460

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

4736

6682

8914

11153

Уровень монетизации экономики, %

38,1

44,5

48,4

51,3



Таблица 3 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий высоких цен на нефть) на конец периода

 

2006

2007

2008

2009

Инфляция (в среднем за период), %

8,6

8,2-9,2

8,0-9,0

8,0-9,0

Официальная ставка рефинансирования, %

9,0

9,7

9,5

9,5

Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США

19,1

25,4

31,8

37,7

изменение в %

170,4

33,0

25,3

18,4

Денежная база, млрд. тенге

1501

2295

3190

4170

изменение в %

126,5

52,8

39,0

30,7

Денежная масса, млрд. тенге

3716

5636

7850

10249

изменение в %

79,9

51,7

39,3

30,6

Депозиты резидентов, млрд. тенге

3115

4700

6552

8662

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

4736

7151

10033

13062

Уровень монетизации экономики, %

38,1

46,6

54,0

59,2



Фактически в октябре 2009 года чистые международные резервы Национального Банка в текущих ценах выросли на 0,7% (или на 132,9 млн. долл. США) и составили 20,2 млрд. долл. США (с начала года – на 1,7%).

Основным фактором роста международных резервов Национального Банка послужило увеличение активов в золоте на 8,9% (с начала года – на 25,0%) в результате проведенных операций и роста его цены на мировых рынках на 4,3%. При этом, продажа валюты на внутреннем валютном рынке, операции по обслуживанию внешнего долга Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке были частично нейтрализованы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) в октябре 2009 года снизились на 0,4% (с начала года – на 0,9%).

За октябрь 2009 года международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 23,7 млрд. долл. США), выросли незначительно, на 0,1%, и составили 44,5 млрд. долл. США (с начала года – снижение на 6,0%). Активы Национального фонда в национальной валюте составили 600 млрд. тенге (облигации АО «ФНБ «Самрук-Казына» и АО «НХ «КазАгро»).

Денежная база в октябре 2009 года сжалась на 6,7% и составила 2563,7 млрд. тенге (с начала года – расширение на 68,1%) вследствие снижения чистых внутренних активов Национального Банка, в основном, за счет роста обязательств перед Правительством и банками (по краткосрочным нотам).

За октябрь 2009 года узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, сжалась на 7,3% до 2041,7 млрд. тенге (с начала года – расширение на 36,8%).

За сентябрь 2009 года денежная масса выросла на 2,7% до 7255,0 млрд. тенге (с начала года – на 15,8%) за счет увеличения как чистых внешних, так и внутренних активов банковской системы.

За сентябрь 2009 года объем наличных денег в обращении вырос на 0,3% и составил 809,7 млрд. тенге (с начала года – снижение на 5,6%), депозиты в банковской системе также выросли, на 3,0%, до уровня 6445,3 млрд. тенге (с начала года – рост на 19,2%). Опережающие темпы роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении обусловили повышение доли депозитов в структуре денежной массы с 88,6% в августе 2009 года до 88,8% в сентябре 2009 года.

Также Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.

Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала.

В условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную политику, а Национальный Банк – мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.

Правительство и Национальный Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютного курса.

С учетом изменяющихся внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике Правительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития страны на ближайшие десять лет с учетом:

— повышения устойчивости экономики к внешним вызовам; проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного климата в стране; — модернизации инфраструктуры;

— развития человеческого капитала;

— ускоренной диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного сектора;

— повышения эффективности государственного аппарата;

— эффективного управления внешним долгом страны.

Это будет первая национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые принципы планирования, ориентированного на результат.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет и анализ доходов и прибыли организации пути их со
Реферат Бухгалтерский учёт долгосрочных инвестиций 2
Реферат Бухгалтерский учет операций ООО Лилия
Реферат My Traffic Accident Essay Research Paper My
Реферат Бухгалтерский баланс и счета
Реферат Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на
Реферат Бухгалтерский учет на предприятии ООО Стрежевское ДРСУ 2
Реферат Демократия и свобода выбора
Реферат Бухгалтерский учет оптовой торговли ООО Торгоград
Реферат Бухгалтерский баланс и его роль в управлении финансами
Реферат Бухгалтерский учет на предприятии 2
Реферат Бухгалтерська звітність підприємства
Реферат Бухгалтерська звітність на підприємстві недержавної форми власност
Реферат Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами 2
Реферат Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции ООО КАМТЕНТ