--PAGE_BREAK--В процессе анализа решаются следующие задачи:
· изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
· исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
· выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
· выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
· Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).
· Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).
Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.
Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.
В отчёте о движении денежных средств, форма № 4, содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.
Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.
5. Цели и задачи долгосрочного планирования
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчетности о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативный бюджет.
Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского отчета и финансового контроля. Финансовый отчет организации должен включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации
Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, регрессионный анализ.
Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов:
1) Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей.
2) Опросы потребителей. Они проводятся для определения их покупок в прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры.
3) Анализ временных рядов. Необходим для учета временных колебаний величины продаж товара.
4) Использование метода процента от продаж – следующий шаг в финансовом планировании. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из запланированной величины продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж.
5) Регрессионный анализ – еще один метод определения потребности в капитале. Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту взаимосвязь в диалектике. Поэтому метод дает иногда более тесные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.
Долгосрочное финансовое планирование призвано реализовать стратегические цели развития предприятия, а также определить задачи и параметры текущего финансового планирования. Это планирование состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период.
6. Простые ставки учетных процентов, сложные учетные ставки
Учётная ставка — это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег. Сама плата в данном случае называется дисконтом.
Также учётной ставкой называют ставку процента, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. В российской практике применяется термин ставка рефинансирования.
Учётная ставка — ставка процента, под который центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам. Чем выше учётная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот.
Учётная ставка — учётный процент, курс, процент, взимаемый банком с суммы векселя при покупке его банком до наступления срока платежа; центральным банком при учете правительственных ценных бумаг или кредита под них.
Простая и сложная учётная ставка.
При учёте по «простой» учётной ставке дисконт взимается по отношению к общей сумме обязательства и представляет собой каждый раз одну и ту же величину. Иначе говоря,
P = S? (1 – n d),
где
P – сумма выплаты;
S – общая сумма обязательств (сумма выплаты плюс дисконт);
n – число периодов до уплаты;
d – учетная ставка, выраженная в долях.
При учете по «сложной» учетной ставке сумма выплаты рассчитывается по формуле:
P = S (1 – d)n
7. Номинальная и эффективная ставка сложных процентов
Номинальная ставка – годовая ставка процента, исходя из которой определяется величина ставки процентов в каждом периоде начисления, при начислении сложных процентов несколько раз в год.
Эта ставка:
· Во-первых, не отражает реальной эффективной сделки;
· Во-вторых, не может быть использована для сопоставлений.
Если начисление процентов будет производиться m раз в год, а срок долга — n лет, то общее количество периодов начисления за весь срок финансовой операции составит:
N = n? m.
Отсюда формулу сложных процентов можно записать в следующем виде:
FV = PV? (1 + j/m)N = P? (1 + j/m)m?n,
Где j — номинальная годовая ставка процентов.
Наряду с номинальной ставкой существует эффективная ставка, измеряющая тот реальный относительный доход, который получен в целом за год, с учетом внутригодовой капитализации. Эффективная ставка показывает, какая годовая ставка сложных процентов дает тот же финансовый результат, что и m – разовое наращение в год по ставкеj/m:
(1 + i)n = (1 + j/m)m?n,
следовательно i = (1 + j/m)m – 1.
Из формулы следует, что эффективная ставка зависит от количества внутригодовых начислений.
Расчет эффективной ставки является мощным инструментом финансового анализа, поскольку ее значение позволяет сравнивать между собой финансовые операции, имеющие различные условия: чем выше эффективная ставка финансовой операции, тем (при прочих равных условиях) она выгоднее для кредитора.
8. Методы снижения риска: диверсификация производства как способ снижения риска. Страхование как способ защиты от риска. Хеджирование как способ защиты от риска
Диверсификация как метод снижения финансовых рисков заключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности обычно при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфеля предприятия. Механизм диверсификации позволяет минимизировать валютные, процентные, инвестиционные и некоторые другие виды рисков.
Диверсификация видов деятельности может быть вертикальная и горизонтальная. Вертикальная диверсификация предполагает распределение ресурсов между абсолютно различными, несхожими видами деятельности, горизонтальная — распределение ресурсов между разными предприятиями сходного профиля деятельности.
Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля предприятия из различных видов валют.
Депозитный риск уменьшается за счет размещения денежных средств в нескольких различных банках. При этом доходность портфеля не должна снижаться.
Инвестиционный риск минимизируется с помощью формирования портфеля ценными бумагами различных эмитентов, а также реального инвестирования ресурсов в инвестиционные проекты с различной отраслевой и территориальной направленностью.
Таким образом, с помощью диверсификации происходит усреднение отдельных видов финансовых рисков предприятия. Но не все виды финансовых рисков могут быть уменьшены с помощью диверсификации.
Эффективным методом минимизации риска является страхование и его разновидность — самострахование. Сущность страхования состоит в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска. Однако данный метод имеет ряд ограничений. Во-первых, цена страхования должна соотноситься с размером возможного убытка. Во-вторых, не все виды рисков принимаются к страхованию страховщиком, а только те, потери от которых он может оценить. Кроме того, есть риски, не страхуемые в принципе.
Лучшим видом страхования является комплексная защита. Если это невозможно, целесообразно выделить из всей группы рисков те, которые влекут за собой наибольшие потери.
Разновидностью страхования является самострахование, когда и качестве страховщика выступает само предприятие. Суть самострахования заключается в создании на предприятии резервных фондов, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов и убытков. Резервные фонды могут создаваться в денежной форме, в виде страховых запасов товарно-материальных ценностей, целевых денежных фондов в системе бюджетов предприятия.
При всех положительных сторонах этого метода минимизации рисков страховые фонды отвлекают из оборота предприятия значительный объем материальных и финансовых ресурсов, в результате него эффективность использования собственного капитала снижается, возникает необходимость в привлечении внешних источников финансирования, что ведет к возникновению других видов финансовых рисков.
Важное значение в управлении рисками имеет повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности. Как правило, решения принимаются в условиях неопределенности экономической среды и ограниченности информации. Сделать более точный прогноз и тем самым снизить риск можно, только обладая полной и достоверной информацией. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею — в сферу предпринимательства. В этих условиях важной задачей менеджера является правильное определение цены информации. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения информацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии.
Хеджирование осуществляется предприятиями, работающими в тех форах предпринимательства, где движение цен на товары может Оказать отрицательное влияние на прибыль.
Хеджирование (буквально — ограждение от потерь) представляет собой механизм уменьшения риска финансовых потерь, основанный на использовании производных ценных бумаг, таких, как форвардные и фьючерсные контракты, опционы, свопы и др. В этом случае фактически минимизируются инфляционные, валютные и процентные риски.
Фьючерсы предусматривают покупку или продажу финансовых пли материальных активов в будущем на определенную дату, но по цене, зафиксированной на момент заключения контракта. Заключая фьючерсный контракт, предприятие получает гарантию получения товаров в нужный срок по нужной цене, снижая инфляционные риски и риск неосуществления поставки. Используют два основных вида хеджированиия:
1) длинный хедж, когда фьючерсный контракт покупают в ожидании роста цен;
2) короткий хедж, когда фьючерсный контракт продают для защиты от снижения цен.
Суть механизма хеджирования и использования фьючерсных контрактов заключается в том, что если предприятие несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в том же объеме как покупатель фьючерсных контрактов на то же самое количество активов, и наоборот. Но предприятие может и отказаться от контракта, если будет иметь более выгодные условия с другим поставщиком.
При использовании опциона в основе сделки лежит премия, которую предприятие уплачивает за право продать или купить в течение предусмотренного срока ценные бумаги, валюту и т.д. в определенном количестве и по фиксированной цене. Опцион дает право купить или продать актив, но владелец опциона не обязан завершать сделку. Как правило, в условиях инфляции реальная цена товара выше его цены по опциону. Кроме того, опцион, как и фьючерс, можно перепродать с определенной прибылью для предприятия.
Рынки фьючерсов и опционов обеспечивают защиту предприятия от изменений, которые происходят между текущим моментом и моментом, когда сделка должна завершиться. Но эта защита требует определенных затрат.
В основе свопов лежит обмен финансовыми активами с целью снижения возможных потерь. Своп — это обмен обязательствами по платежам, в котором обе стороны договора обмениваются предпочтительными для них видами платежных средств или порядком проведения платежей. Своп происходит потому, что партнеры выбирают условия другого контракта, более выгодного для них, например, обменивают фиксированные ставки ссудного процента на плавающие, или платежи в валюте одной страны на платежи в валюте другой страны, или сроки наступления платежей и др.
9. Оценка обыкновенных акций. Показатель оценки акции
В соответствии с принятыми нормами выпуска обыкновенных акций сумма выплачиваемых дивидендов зависит от результатов деятельности предприятия в соответствующем периоде времени, обычно в течение года. Тем не менее оценка стоимости обыкновенных акций предполагает некоторый поток дивидендов, которые при оценке стоимости играют такую же роль, как процентные платежи при оценке облигации. Только в отличие от облигаций этот поток является бесконечным и не предполагается возврата исходной инвестиции. С учетом всего отмеченного выше оценка стоимости обыкновенной акции осуществляется по формуле
продолжение
--PAGE_BREAK--