--PAGE_BREAK--ТЕМА «ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ВБФ)»
1.
Социально-экономическая сущность ВБФ.
2.
Пенсионный фонд РФ (ПФ)
3.
Фонд социального страхования (ФСС)
4.
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)
1. Социально-экономическая сущность ВБФ.
ВБФ — это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти, имеющих строго целевое назначение.
ВБФ – это форма перераспределения НД и его использования на финансирование общественных потребностей.
Главная причина их создания и существования - необходимость выделить чрезвычайно важные для общества расходы в специальные группы и обеспечить их самостоятельными источниками доходов.
В финансовой системе РФ ВБФ были образованы в соответствии с законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» от 10.10.91г.
В настоящее время их деятельность регулируется:
1) Бюджетным кодексом;
2) Положениями о соответствующих фондах;
3) Специальными законами.
По экономическому содержанию ВБФ подразделяется на:
1) Социальные (ПФ, ФСС, ФОМС), цель их создания — расширить социальные услуги населению;
2) Экономические (обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики: экологические фонды, дородные фонды, НИОКР, и т.д.).
В зависимости от правового статуса ВБФ подразделяются на:
1) федеральные фонды;
2) региональные фонды.
ВБФ являются собственностью государства. Бюджеты федеральных фондов, отчеты об их исполнении рассматриваются Государственной Думой. ВБФ по основной деятельности освобождены от уплаты налогов.
Основными доходами социальных ВБФ являются:
- страховые взносы в виде ЕСН по установленным ставкам;
- средства ФБ;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств (от коммерческих финансово-кредитных операций)
Расходуются средства социальных ВБФ строго по целевому назначению. Как правило, в названии фонда отражается цель его использования: так, ПФ – на выплату пенсий, ФСС — на выплату пособий, ФОМС – на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам.
С 2005г. в составе доходов и расходов бюджетов ВБФ появляются расходы, не связанные с социальным страхованием, а предполагающие реализацию государственных гарантий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, относящихся к компетенции федеративных органов государственной власти, а также реализацию национальных проектов.
2. Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд (ПФ)– это первый из ВБФ, созданный в соответствии с законом «О Государственных пенсиях» от 22.12.1990г. Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее, свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
В настоящее время деятельность ПФ регулируется:
· Бюджетным кодексом;
· Положением о ПФ РФ
· Пенсионным законодательством.
Пенсионное законодательство включает следующие Федеральные Законы:
1) ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166 ФЗ от 15.12.01г.
2) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167 ФЗ от 15.12.01г.
3) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 ФЗ от 17.12.01г. Эти три закона вступили в силу с 01.01.02г.
4) ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в РФ» №111 ФЗ от 24.07.02г.
На каждое застрахованное лицо ПФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из базовой, страховой и накопительной. Финансирование выплаты базовой части осуществляются за счет суммы ЕСН, зачисленной в ФБ, а страховой и накопительной частей финансирование выплаты осуществляются за счет средств бюджета ПФ.
Бюджет ПФ формируется за счёт:
1. Страховых взносов в виде ЕСН по установленным ставкам;
2. Доходов от размещения временно свободных денежных средств (от коммерческих финансово-кредитных операций);
3. Средств ФБ;
4. Прочих (добровольные взносы, пени, штрафы).
Средства бюджета ПФ имеет строго щелевое назначение и используется на:
1. Выплаты государственных пенсий:
ü Трудовых пенсий по возрасту;
ü По инвалидности;
ü Потери кормильца;
ü За выслугу лет;
ü Социальная пенсия.
2. Выплаты пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и приравненным к нимпо пенсионному обеспечению гражданам.
3. Доставку пенсий.
4. Инвестиционную деятельность
5. Финансирование региональных программ социальной защиты пожилых, нетрудоспособных граждан.
6. Финансирование текущей деятельности ПФ (финансовое и материально-техническое обеспечение).
7. Пособия на погребение неработающим пенсионерам.
8. С 2006 года с ПФ осуществляется ежемесячная денежная выплата гражданам, отказавшимся от пакета социальных услуг.
Бюджет ПФ РФ на 2007 год:
- доходы в сумме 1 845 094,0 млн. руб., из них 1 725 289,6 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий;
- расходы в сумме 1 727 799,9 млн. руб., из них 1 718871,0 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Контроль за использованием средств ПФ осуществляется Счетной Палатой и Наблюдательным Советом.
3. Фонд Социального Страхования (ФСС)
ФССпризван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
ФСС- государственное финансово-кредитное учреждение, свою деятельность осуществляет согласно: - Бюджетному кодексу,
- Положению о фонде,
- Закону «Об основах обязательного социального страхования»
Бюджет ФСС формируется за счёт:
1. Средств ЕСН по установленной ставке;
2. Средств от страхования по травматизму (ставка от 0,2 % до 4% от ФОТ, в зависимости от степени риска на предприятии, согласноФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний»);
3. Средств ФБ;
4. Доходов от коммерческих финансово-кредитных операций;
5. Поступлений за путевки, реализуемые по линии соц. страхования;
6. Прочих
Средства ФСС расходуются на:
1.Выплату различных пособий:
ü по временной нетрудоспособности;
ü по беременности и родам (в т.ч. усыновление);
ü женщинам, ставшим на учёт в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 недель);
ü по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет;
ü единовременное пособие при рождении (8тыс.) и на погребение (1 тыс.)
2.Финансирование санаторно-курортного обслуживания работников;
3. Инвестирование части временно-свободных денежных средств;
4.Обеспечение текущей деятельности фонда;
5. С 2006 года:
ü на уплату услуг роддомов на основе родовых сертификатов;
ü на уплату услуг лечебно – профилактических учреждений, связанной с дополнительной диспансеризацией граждан, работающих во вредных условиях.
Бюджет ФСС РФ на 2007 год:
- доходы в сумме 258 806,05 млн. руб., из них на обязательное социальное страхование 169 264,8 млн. руб.;
- расходы в сумме 287 493,5 млн. руб., из них на обязательное социальное страхование 199 603,9 млн. руб.
4. Фонды Обязательного Медицинского Страхования (ОМС)
Фонды ОМСобразованы в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91г., введены в полном объеме с 1993г.
Создаются фонды ОМС на федеральном и территориальном уровнях. Фонды призваны обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объемах, и на условиях соответствующих программ ФОМС. Финансовые средства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат. Деятельность фондов ОМС регулируется:
- Бюджетным кодексом;
- Положением «О фонде ОМС»;
- Законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ».
Согласно закона, на территории РФ предусматриваетсяобразование страховых медицинских компании, действующих при наличии лицензий. Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой медицинский полис, дающий право на получение бесплатно гарантированного объема медицинских услуг.
Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в собственности РФ и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:
1) Средств ЕСН по установленным ставкам;
2) Бюджетных средств;
3) Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;
4) Доходов от коммерческих финансово-кредитных операций;
5) Прочих источников.
Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу госгарантий, утверждается приказом Минздрава России. В соответствии с ним гражданам России не надо платить за скорую и неотложную помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, при осложнениях беременности, родах, за стационарную медицинскую помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима. Право на получение определенного объема бесплатных медицинских услуг граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и из финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов, что фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.
Средства фонда ОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов — это субвенция на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщиками, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории. К функциям территориальных фондов также относятся финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Финансовые средства территориального фонда ОМС расходуются на:
1) Финансирование страховых медицинских компаний по подушевым нормативам;
2) Выдача ссуд страховым медицинским компаниям;
3) Инвестирование временно свободных денежных средств;
4) Финансирование деятельности фонда;
5) Финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению;
6) С 2006 года — на реализацию программы обеспечения бесплатной лекарственной помощью лиц, на которых распространяется федеральная социальная поддержка и выбравших пакет соц. услуг;
7) Доплату врачам в рамках национального проекта.
Бюджет Федерального фонда ОМС на 2007 год:
- доходы в сумме 139 643,35 млн. руб.;
- расходы в сумме 139 573,35 млн. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--