Реферат по предмету "Социология"


Профессиональный выбор как социальное действие

Профессиональныйвыбор как социальное действие

В область социологического знания понятие «социальноедействие» было введено М. Вебером, который называл социальным действием действиячеловека, совершающиеся по смыслу, предполагаемому действующим лицом, иориентируются на действия других людей. Вебер определяет действие, как такоеповедение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективнополагаемый смысл.
Представляется целесообразным для цели моего исследования обратитьсяк концептуальной схеме социального действия, представленной в работах Т.Парсонса. Данный ученый обращает внимание на то обстоятельство, что в процессенаучной концептуализации необходимо расчленение каждого явления на единицы илисоставные части. Основную единицу Т. Парсонс называет «единичным актом».
По его мнению, «… в этомсмысле “акт действия” или просто “акт” логически включает в себя следующее:
1)  предполагает агента, “деятеля” или“актора” (actor);
2) акт поопределению должен иметь “цель” (end), т.е. будущее положение вещей, на котороеориентировано выполняемое действие;
3) актпредпринимается в “ситуации”, направление развития которой в одном илинескольких отношениях кардинально отличается от того положения вещей, накоторое ориентировано действие, т.е. от цели. Эта ситуация, в свою очередь,может анализироваться с помощью двух типов элементов: тех, которые актор неможет проконтролировать, т.е. тех, которые он не может изменить, или тех,изменения которых, противоречащие его целям, он не может предотвратить, – содной стороны, и тех, которые он может контролировать, – с другой. Для первыхможно использовать термин “условия” действия, для вторых же – “средства”;
4) в аналитическомпонимании единицы действия изначально содержится определенный способ взаимоотношенийвсех элементов друг с другом. То есть в выборе альтернативных средств достиженияцели в той мере, в какой ситуация представляет такие альтернативы, существует“нормативная ориентация” действия».
На конкретном уровне подединичным актом Т. Парсонс понимает конкретный социальный акт, а под его«элементами» – конкретные целостности, из которых он состоит. Так, подконкретной целью он подразумевает «предполагаемое будущее положение вещей вцелом в той мере, в которой оно релевантно системе координат теории действия».
Что это означаетприменительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебногозаведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выборместа, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развитиядействия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этогопроцесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея,представление о пути и способах получения профессии, а также о содержаниипредполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах.Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но этопредвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т.Парсонса, – это и есть конкретная цель.
Таким образом, на нашвзгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессиональногосамоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональныхвыборов».
Таким образом,профессиональный выбор вотличие от профессионального самоопределения – это выбор, затрагивающий лишьближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом,так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случаевыбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредованотдаленными жизненными целями.
В предыдущей главе мыпришли к выводу, что содержание понятия «профессия» не может быть целиком иполностью сведено к экономическим отношениям. Обнаружение социокультурнойобусловленности следует ожидать на уровне анализа профессиональных экспектациймолодых людей.
Вэтом могут помочь основные положения деятельностно-ценностного подхода: 1) общество существует на базедеятельностного взаимодействия социальных субъектов; 2) стимулами деятельностиявляются потребности и ценности; 3) ценности лежат в основе социальных систем вкачестве стимулов человеческой деятельности; 4) главным стимулом деятельностиявляется социальная значимость.
Для решения задач данногоисследования также представляют интерес основные внутренние детерминантыпрофессионального выбора: самостоятельность, ориентация на советы окружающих,оптимизм, растерянность, идеализация профессионального будущего, рациональныйподход к проблеме выбора.
В единичный акт Т.Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация,разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б)условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствиис которым цель связывается с ситуацией...
Примем, что А – единичныйакт...
Единственный акт состоитиз следующих элементов.
S – ситуация. Ситуация,если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать всебя: С – условия, М – средства, i – нормативные или идеальные элементы, ie –символические выражения нормативных или идеальных элементов».
Если пользоваться даннымиобозначениями, то структура единичного акта представляется следующим образом:
А = S (C+M) + i + ie.
Рассмотримпрофессиональный выбор в данном контексте.
Цель. Т. Парсонс прирассмотрении схемы социального действия исходит из того, что действие всегдаявляется процессом, совершающимся в некотором временном промежутке. Онрассматривает процесс действия через призму его связи с целями. «Понятие“цель”, – утверждает Т. Парсонс, – всегда предполагает соотнесенность с будущимсостоянием, которое либо в настоящий момент не существует и не будетсуществовать, если актором что-то не будет для этого сделано, либо, наоборот,желаемое состояние существует, но оно не остается неизменным, если актор не предприметдля этого каких-то действий».
Строя планы на будущее, многие молодыелюди не отдают себе отчета в том, что реальное будущее – это не будущее вообще,а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Эти представлениявключают определенные жизненные притязания и согласуются с определеннымисроками их реализации.
По справедливому, на нашвзгляд, утверждению Э. Гидденса, «различия между “целями”, “мотивами” и“основаниями” довольно нечетки в повседневных рассуждениях, зачастую эти терминывыступают как взаимозаменяемые. Вопрос ”Какова была цель этого поступка?”равнозначен вопросу ”Каковы были основания такого поступка?”».
Применительно к проблеменашего исследования целью единичного акта является движение индивида пожизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемыйпрофессиональным выбором. Данная траектория детерминирована мотивами и потребностями,т.к. каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационныеэлементы, которые соответственно связаны с практиками действия.
Классическоймотивационной теорией заслуженно считается теория потребностей А. Маслоу, согласнокоторой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренниепотребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеютособую иерархию, направляющую профессиональное поведение человека: физиологическиепотребности; потребности в безопасности и стабильности; потребности в принадлежности(ассоциации); потребности в общественном признании; потребности самореализации.
Нами была предпринята попытка изучения мотивации выбора профессиии учебного заведения учащимися Шахтинского кооперативного техникума коммерции,бизнеса и права, имеющая цель – выявить намерения и ориентации учащихся вотношении образования и будущей профессии. Сбор данных проводился методомгруппового анонимного опроса (техника самозаполнения).
Опрошено50 респондентов в возрасте 17–19 лет (2/3 опрошенных составляли девушки,остальную часть – юноши). Обоснование выбора профессии представлено следующейоценочной шкалой:
1) у меня есть склонность к этому виду деятельности;
2) данная профессия поможет мне приобрести достойный социальный статус;
3) посоветовали родители;
4) повлиял авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию;
5) работа по данной профессии может обеспечить меня материально;
6) посоветовали друзья и сверстники.
Можно отметить, что ввыборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальныеспособности и склонности к данному виду деятельности (23,8 балла).
Значительная частьреспондентов призналась, что на выбор профессии решающее влияние оказали другиелица – родители (15,9 балла) или знакомые, работающие по данной профессии (14,3балла), что свидетельствует о несформировавшейся собственной профессиональнойидентичности.
Среди мотивов выборасущественна доля таких, как социальный престиж профессии (22,2 балла) и высокийзаработок (14,3 балла). Как известно, престижность является важнейшим факторомпрофессионального выбора. Сама «престижность» определяется степенью уважения кданному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего даннымобъектом или данной деятельностью. В большинстве случаев молодой человеквыбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержаниетруда, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишьодно из средств зарабатывать и строить определенный, «престижный» образ жизни.
Анализ ответов учащихсяШахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса на вопрос о планах набудущее показал, что 20 % респондентов желают работать по выбраннойспециальности; 28 % сомневаются в том, что они смогут найти работу поспециальности, но не отказываются работать по ней; 30 % собираются работать поспециальности и продолжать обучение в высшем учебном заведении. И только 2 %респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Все это позволяет надеятьсяна пополнение кадров специалистами, получившими специальную профессиональнуюподготовку.
Анализ ответов студентовЮжно-Российского государственного университета экономики и сервиса на вопрос опланах на будущее показал, что всего лишь треть респондентов экономическогофакультета (33 %) твердо собираются работать по выбранной специальности. Почтиполовина опрошенных студентов (52 %) сомневаются в том, что они смогут найтиработу по специальности, и только 15 % респондентов на этот вопрос ответилиотрицательно. Более 60 % опрошенных студентов специальности «Социальная работа»высказали намерение в будущем работать по специальности.
Опрос показал, что студенты специальности«Социальная работа» ориентированы не только на практическую деятельность всоциальных службах, но и на сферу науки и образования – 30 % опрошенныхизъявили желание продолжить обучение в аспирантуре. Около 35 % опрошенныхстудентов сомневаются, но не отказываются продолжить дальнейшее обучение.
Больше половины респондентов экономического факультета (60 %) не хотятпоступать в аспирантуру, т.к. в настоящее время в стране сложилось мнение отом, что наука и всё, что с ней связано, бесперспективны: труд учёных неоценивается должным образом. Поэтому новое поколение экономистов скорее всегопредпочитает работать не в науке, а в коммерческих структурах. Но примернотреть опрошенных (32 %) ещё не знает, что они выберут, т.к. для этого нужно нетолько желание, но и средства.
Под руководством автора диссертационного проводились опросы по теме«Почему я выбрал эту профессию среди учащихся Шахтинского кооперативноготехникума коммерции, бизнеса и права, а также студентов Южно-Российскогогосударственного университета экономики и сервиса и Шахтинского филиалаСаратовской академии права.
Попытаемся сгруппироватьи проанализировать полученные данные (высказывания приводятся без редакционныхправок):
– «яруководствовался здравым смыслом, направленным на престиж и рынок предложенийна рынке труда», «профессия востребована», «профессия будет все болеевостребована», «это развивающаяся отрасль, и в будущем я смогу по ней работать,смогу обеспечить достойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь:люди всегда хотят поесть», «с этой профессией можно работать и за границей», «вдальнейшем можно будет найти работу по специальности», «высокий престижпрофессии»;
– «профессия оченьинтересная и играет большую роль в жизни общества», «профессия мне нравится»,«интересно», «я руководствовалась в первую очередь своими пристрастиями, желаниями»,«мне интересно попробовать себя в этом», «интересная, новая профессия», «посвоим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «интересно изучатьиностранный язык», «хочу знать законы своей страны», «хочу знать свои права»,«хочу доказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»;
– «мне нравитсяобщаться с людьми, а не выполнять монотонную работу», «вуз предлагаетинтересные варианты практики», «хочется увидеть другие города и страны»,«познание нового, общение с людьми»;
– «обеспечениебудущей семьи», «прибыльная профессия», «смогу обеспечить себя материально, атакже применить свои знания практически в любой сфере», «престижная и высокооплачиваемаяпрофессия»;
– «выбиралагуманитарную специальность», «я люблю гуманитарные науки», «мне не даютсяточные науки», «на точные науки не поступила бы, профессия не так важна, какдиплом о высшем образовании», «иностранный язык – профильный предмет»;
– «я с 7-го классамечтала стать судьей», «с детства мечтал стать музыкантом и адвокатом,музыкантом стал, а на адвоката учусь»;
– «у меня естьтетя, которая окончила латвийскую школу туризма. Профессия меня заинтересовалаеще в 9-м классе, когда она показывала фото, сделанные в Арабских Эмиратах. Тамтетя встретила своего будущего мужа, который родом из Шотландии».
Особенности мотивациипрофессионального выбора студентов распределились на несколько групп взависимости от того, что выделялось как наиболее привлекательноев будущей профессии.
Прежде всего, студентовпривлекает востребованность, социальная значимость профессии («это –развивающаяся отрасль и в будущем я смогу по ней работать, смогу обеспечитьдостойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь», «в дальнейшем можнобудет найти работу по специальности», «высокий престиж профессии»).
Далее следует возможностьсамореализации («профессия очень интересная», «я руководствовалась в первуюочередь своими пристрастиями, желаниями», «мне интересно попробовать себя вэтом», «по своим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «хочудоказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»).
Затем в качестве мотивовуказываются преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, чтозамеряется такими индикаторами («мне нравится общаться с людьми, а не выполнятьмонотонную работу», «вуз предлагает интересные варианты практики», «хочетсяувидеть другие города и страны», «познание нового, общение с людьми»).
И только затем следуютмотивы, основанные на утилитарной функции будущей профессии («обеспечениебудущей семьи», «прибыльная профессия»). Примечательно, что зачастую«прибыльность» профессии не является единственным критерием, а сочетается спрестижностью и самореализацией («смогу обеспечить себя материально, а такжеприменить свои знания практически в любой сфере», «престижная и высокооплачиваемаяпрофессия»).
Таким образом, основнымикритериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии,являются востребованность, социальная значимость профессии, возможностьсамореализации, преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности,прибыльность.
Ситуация. На реализациюпрофессионального выбора, несомненно оказывают влияние социально-экономическиефакторы, следовательно, социальная ситуация детерминирует отношение личности кпрофессии. Следуя Т. Парсонсу, рассмотрим ситуацию как совокупность средств и условий.
Средства – предметы иявления, над которыми субъект действия имеет достаточную степень контроля,например, книги, которыми он обладает или которыми располагает библиотека,бумага, карандаш, пишущая машинка и пр… Продолжая список, применительно кнашей проблеме средствами также являются компьютер, Интернет и др. Однако, нанаш взгляд, к ним можно отнести и такие факторы, как интеллектуальное развитие,коммуникабельность, физическую подготовку, а также профессиональноеобразование.
В 60–70-е гг. образование играло роль важнейшего факторасоциальной мобильности. Без диплома был закрыт путь в партийную и хозяйственнуюноменклатуру. В годы «перестройки» ценность профессионального образования вколлективных представлениях резко упала.
Деятельность социальногоинститута образования связана с удовлетворением двух фундаментальных потребностей– социализация индивидов и подготовка их к различным социальным ролям. Вместе стем, круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе,значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества – подготовкаиндивидов к размещению их по определённым социальным позициям в социальнойструктуре общества и формирование у молодого поколения установок, ценностныхориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
Опрос, проведенный подруководством автора показал, что причины, по которым было выбрано именно данноеучебное заведение, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:
1)  престижное учебное заведение;
2) хорошийпреподавательский состав;
3) достаточно легкопоступить;
4) недалеко от дома;
5) мнение родителей;
6) здесь учатсядрузья.
Наибольшее количествобаллов набрали такие факторы, как «хороший преподавательский состав» (52 балла)и «престижность учебного заведения» (49,2 балла). Далее среди аргументовследуют: «легко поступить» (12,7 баллов) и «недалеко от дома» (11,1 балла).Определенную роль при выборе учебного заведения сыграло мнение родителей (6,3балла) и друзей (3,2). Таким образом, явно наблюдаются притязания учащейсямолодежи к уровню и качеству образования.
Примечательно, что свойвыбор профессии как результат профориентации никто из респондентов не указал.
Нами также былапредпринята попытка изучения мотивации выбора специальности и учебногозаведения у студентов Южно-Российского государственного университета экономикии сервиса. Использовался метод случайной выборки. Опрошены 150 респондентов, изних 100 – студенты, обучающиеся на специальностях экономического факультета, 50– студенты специальности «Социальная работа». Преобладающий возраст опрошенныхреспондентов 17–19 лет. 2/3 аудитории составляли девушки, остальную часть –юноши.
Анализ результатов проведенных исследований позволил сделать вывод, чтомногие (59 %) выпускники школ пытаются поступить в вуз ради высшего образования«вообще» (среди студентов экономического факультета – 63 %, среди социальныхработников – 54 %), и только треть опрошенных желали приобрести именно этуспециальность.
Тенденция получения любого высшего образования явно прослеживается устудентов первого курса (73 %). А вот среди студентов третьего курса большеполовины (65 %) заявили, что они желали приобрести именно эту специальность.Это может быть истолковано как профессиональная самоидентификация за годыобучения в вузе, что подтверждают и частные беседы со студентами.
Стоит обратить внимание также на то, что очень незначительная частьстудентов, обучаясь в вузе, ценят то, что он академический, и все тевозможности, которые перед ними открываются: квалифицированныйпреподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научнойдеятельности.
Причины, по которым былвыбран именно ЮРГУЭС, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:
- 62 % – легчевсего поступить;
- 22 % – недалекоот дома;
- 10 % – престижныйвуз;
- 5 % – хорошийпреподавательский состав;
- 1 % – этот вуз окончилиродители.
Согласно данным опроса,чем выше статус учебного заведения, тем выше доля тех, кто рассматриваетполучение образования как средство достижения успеха.
В последнее время всебольшее число молодых людей считает получение полноценного образованиянеобходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокогоматериального положения, определенной гарантией от безработицы. Этим можнообъяснить, почему в последние годы наблюдается все увеличивающийся разрыв междунаборами в средние профессиональные учебные заведения и в высшие учебныезаведения. По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускоренияперестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной исоциальной подготовки работника неизбежно возрастет. Мировой и отечественныйопыт подтверждает устойчивую тенденцию роста продолжительности обучениямолодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность.
Возможность избежатьслужбы в армии является, чаще всего, главной причиной поступления в вуз дляюношей. Наравне с этой можно отметить психологическую причину, существующую увсех молодых людей: вуз помогает отодвинуть на довольно длительный срокпроблемы «взрослой жизни». Кроме того, причиной может быть простотапоступления, связанная с более низким конкурсом на данной специальности.
Условия – такие аспектыситуации, которые субъект действия не может контролировать в силу жизненныхобстоятельств, определяемых обычными практиками данного социального слоя, такихкак место жительства, финансовая ограниченность родителей и т.п.
Нормативная ориентация.Было бы неверно предполагать, что средства, используемые актором в пределахподконтрольной ему среды, выбираются произвольно или же зависят исключительноот условий действия; они, в некотором смысле, находятся под влиянием независимодействующего и решающего селективного фактора, знание которого необходимо дляпонимания конкретных действий. Для понятия действия весьма существеннопредположение, что должна существовать какая-то нормативная ориентация.
В постиндустриальную эпоху «преодолевается феномен отчуждения, трансформируются мотивы и стимулы деятельности человека, возникают новые ценностные ориентиры и нормы поведения.
Говоря о сущностипрофессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает«самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всейжизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической)ситуации».
В общем, можноутверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего местав мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности всобственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах:ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере,на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом (вформе перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в формереальных изменений социального статуса, места человека в системе социальныхотношений).
Выбор профессии определяет очень многое: кем быть, к какойсоциальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Так, С.И. Сергейчикполагает, что содержание понятия «гражданская социализация» определяют триэлемента:
– профессиональнаясоциализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовыенавыки и опыт в одной или ряде профессий;
– правоваясоциализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма,уяснение каждым молодым человеком своих прав и обязанностей;
– политическаясоциализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защитеправ и свобод, в управлении государственными и общественными делами.
В социологическойлитературе понятие «ценность» обычно используется как указание на высокуюсоциокультурную значимость объекта или явления. Оценивание значимости укорененов человеческом сознании и проявляется в форме установок, запретов, целей,представлений и стремлений.
Ценности есть структурные элементы субъективного смысласоциального действия. Это нечто, что имеет значение как желаемое для человека вего будущем, причем оно предпочтительнее других возможностей. Акт оценкиприводит, включая выбор схемы действия (который предшествует самому действию),к решению. Большей частью ценности человека живут в его опытах и социальныхдействиях. Но они не только имеют способность напоминать о прошлом опыте, но ипрактически его используют. Если люди осуществляют новые оценки и приходят кновым выводам, соответствующим решениям, то они вспоминают свои прошлыерешения. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональнойобщности, обусловливают выбор профессии, который в представлении людейсоответствует социальному статусу.
Социологическиеисследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовыхориентациях российской молодежи.
Так, большинствоопрашиваемых в 60–80-е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни безпрофессиональной деятельности.
Исследования конца 90-х гг. ХХ в. указывали на значительныйрост инструментализации мотивов труда: в качестве важнейшей его составляющейбыла выделена заработная плата (93 %), далее были названы возможностьчувствовать себя при деле (85 %) и перспектива профессионального роста (83 %).На последнем месте в структуре мотивов оказалось стремление не утруждать себяработой (33 %). Обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремитсяреализовать себя в труде, в тот период интерпретировалось как свидетельствоотсутствия для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Отмечалось,что материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда,уровня образования и квалификации.
По результатамисследований Б. Ручкина, проведенных в 1998 г., 59,9 % из числа 17-летних и 65,3 % из числа 24-летних указали, что решающим мотивом при выборе места работыявилась «большая зарплата».
Исследование О.И.Карпухина, проведенное в 2000 г., показало, что многие молодые люди надеются наизбранную ими профессию, хотя и боятся оказаться в рядах безработных. В целом,в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматическийподход. Большинство опрошенных юношей и девушек полагают, что, хотя и важен общественнополезный, творческий смысл деятельности, нельзя забывать и о заработке. Каждыйдесятый согласен на любую работу, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждогопятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать, впервую очередь, свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склоннаполагаться в основном на себя (50,5 %). Поэтому для большей уверенности молодыелюди стремятся получить высшее образование (51,4 %), овладеть иностраннымязыком (30,4 %), компьютером (29,5 %), приобрести навыки работы в бизнесе,умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7 %),получить правовую подготовку (14,6 %).
Каждый четвертый изопрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальностисвое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической иэкономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера ипредпринимателя (соответственно 16,6 и 27,7 %).
На основе полученныхрезультатов О.И. Карпухин делает вывод, что идеализация рынка, стремление кблагосостоянию во что бы то ни стало – своеобразный социально-психологическийфеномен молодежного сознания, в основании которого – обогащение и жизненныйуспех, достигаемый любой ценой. Этот вывод вызывает у автора печальнуюозабоченность: «у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности кбогатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений,этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественнойкультуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной».
Г.Г. Силласте в 2004 г. опубликовала данные опросов учащихся сельских школ, проведенных в двадцати регионах. Врезультате опроса вариативные модели поведения сельских учащихся послеокончания школы распределились следующим образом: «много работать и хорошозарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо отзаработка» – 34,3 %, «не работать и не учиться, но иметь все, что хочется» –6,5 %, «небольшой, но твердый заработок» – 3,0 %, «небольшой заработок, номного свободного времени» – 3,0 %. На основе полученных данных автор выделяетдве ведущие поведенческие модели, на которые ориентируется большинство сельскихучащихся после окончания школы: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %,«иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %.
Потребность в профессиональном образовании выступает в качественеобходимого условия полноценной социализации личности.
Ориентации на труд в условиях нашей страны обладают рядомособенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, вкотором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата ипрестижность.
Для юношеского возрастаценностно-ориентационная деятельность является ведущей.Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляетсобой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемойпрофессии, поиск своего призвания.
Ценности, обладаязачастую достаточно сложно определяемыми социальными характеристиками(например, богатство, статус, власть, самореализация и др.), существенно влияюткак на поведение отдельного человека, так и на общественную практику в целом,поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждаетсубъекта к целенаправленной активности. Конечно, не все ценности человека отрефлексированы,нередко даже рационально мыслящие индивиды не способны полностью объяснитьвыбор своих ценностных ориентиров и социальных предпочтений. И, тем не менее,люди, и целые социальные общности ведут себя, сообразуясь со своими ценностями,что дает основание считать их важнейшим механизмом направленной социальнойактивности и изучать на основе анализа реального поведения и социальных реакцийсубъектов. Любая интернальная ценность индивида всегда потенциально экстериоризирована,готова превратиться в конкретные поступки и взаимодействия. Таким образом,ценность в свернутом виде содержит в себе отношение, готовую проявитьсяактивность, оценку и самооценку субъекта.
Несомненно, что человек,если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую,создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и,занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интересы на такойценности, которая присуща всем, – это ценность социальной значимости. На уровнеобыденного сознания люди подчас не осознают до конца эту ценность. В их сознаниии практической жизни она распадается на составляющие: знание своего дела,востребованность, уровень жизни, возможность сохранения здоровья,удовлетворенность или неудовлетворенность властью на ее различных уровнях,«праведность», «справедливость» и др..
Общество контролируетдоступ к социальной значимости с помощью двух способов социального признания.
Первый способ – личнаяэкспертиза. В этом случае собрание правомочных экспертов признает правоконкретного индивида на обладание определенными ценностями. Примеры личнойэкспертизы – решение суда, экзамены, присуждение ученой степени, выборыдолжностного лица и т.п. Второй способ – «безличный» (или рыночный). В немпроцедура социального признания сводится к акту купли-продажи. Если продукт илирабочая сила, предлагаемые данным человеком, признаны рынком, то тем самымпризнана и его социальная значимость.
Социальная значимость, помнению П.И. Смирнова, выступает как «главный стимул деятельности людей как социальных существ.Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе.Противоположное понятие – социальное ничтожество. Люди «в норме» избегаютсоциального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденногосознания они не слишком отчетливо понимают свое подлинное стремление иориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые далееназываются модусами (т.е. формами проявления или существования) социальнойзначимости. Обладание ими, например, властью или богатством, заметноувеличивает способность человека влиять на ход событий в обществе. Деятельностьпо достижению социальной значимости – основной источник энергии эволюцииобщества, поскольку в результате достижения конкретными людьми отдельных модусовменяется вся система деятельностного взаимодействия – основа социальнойструктуры».
Рассматривая этот вопрос, нельзя несказать о динамике коллективных представлений, которые, как давно известно социологам,обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываютсяв онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо отиндивидуальных сознаний. Э. Дюркгейм называл коллективные представленияобъективно существующим социальным фактом. Тем не менее, коллективноепредставление, независимое и не вытекающее из индивидуальных представлений,порождается все же «действиями и противодействиями» элементарных индивидуальныхпредставлений, которые, в свою очередь, конституированы как социальной тканью,так и уже имеющимися представлениями.
Ориентация на новые ценностные установкизависит от множества «переменных», и с достаточной степенью определенностиможно говорить о ней лишь в пределах конкретной социальной общности или группы.
В России формирование новойсистемы ценностей в условиях ослабления политического и идеологическогопрессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществусоциалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению,такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. Всвязи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностейв российском обществе.
Ценности впосткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежеланиежить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказалисьдля многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Происходящие перемены,связанные с реставрацией частнособственнических отношений привели и приводят кослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальнойсправедливости и равенства.
С.И. Сергейчик пишет:«Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость,инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможностиреализовать собственный творческий потенциал».
Оценка профессий вобщественном сознании позволяет судить о степени их престижности. Как известно,престижность играет немаловажную роль в выборе профессии, учебного заведения,места предполагаемой работы. Сама «престижность» определяется степенью уваженияк данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего даннымобъектом или данной деятельностью.
Социологическиеисследования, проведенные в России в конце XX в., показали, что процессы, происходящие ныне в стране, существенноизменили привлекательность различных профессий.
В 60-е гг. ХХ в. первыеместа отводились профессиям летчика, физика, радиотехника, инженера, научногоработника. В 80-е гг. их сменили профессии летчика, военного, юриста, работникамилиции и врача.
Результаты анкетированияшкольников выпускных классов, проведенного В.И. Писарчук, Л.И. Скляр в 1989 г., показали следующие результаты. Учащиеся 11-х классов наиболее привлекательными считали профессииэкономиста – 13 %, торгового работника – 11 %, инженера – 11 %, учителя – 10 %,шофера – 4 %. Девятиклассники отметили привлекательность профессии медицинскогоработника – 10 %, шофера – 10 %, инженера – 8 %. Главным критерием при выборепрофессии была названа высокая зарплата.
Данные мониторинга,который был проведен Фондом «Общественное мнение» в 1997 г., показали, что при ответе на вопрос «Какие профессии, на Ваш взгляд, сегодня наиболеепопулярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?» были отмеченыследующие сферы деятельности: частное предпринимательство – 51 %, финансы – 41%, маркетинг, менеджмент, управление частной кампанией – 27 %, право, юридическаядеятельность – 32 %, сфера услуг, сервис – 10 %.
В пятерку наименее популярныхсфер вошли: производственная (рабочие специальности) – 3 %, искусство – 3 %,инженерная – 2 %, спорт – 2 %, наука – 1 %.
К концу ХХ в. снизился рейтинг естественно-научных и техническихпрофессий, причем в такой степени, что эти профессии стали, по сути, непопулярными.
Напротяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известныйв Германии социологический институт – Алленсбахский институт демоскопии(Institut für Demoskopie Allensbach) – регулярно составляет рейтинг престижностипрофессий.
Разв несколько лет сотрудники института предлагают опрашиваемым список из 18профессий и просят назвать те пять видов деятельности, которые вызываютнаибольшее уважение. По результатам опросов, в Германии стабильно самойпрестижной считается профессия врача. На втором месте с большим отрывом идётпрофессия священника. Третье место занимают университетские профессора,четвертое – адвокаты, пятое – предприниматели.
Пятёрка самых непрестижных профессий состоит из книготорговцев,профсоюзных функционеров, политиков, офицеров, а также преподавателей гимназий.Автор опроса видят в этом весьма тревожный сигнал, ведь в современном западномобществе, которое всё чаще называют не индустриальным, не постиндустриальным, аинформационным обществом, роль образования стремительно растёт. Ещё одинтревожный сигнал – продолжающееся вот уже три десятилетия падение рейтингапрофессии инженера.
То есть мы видим, что отечественная ситуация престижностипрофессий не имеет принципиальных отличий от результатов такой европейскойстраны, как Германия.
У многих молодых людей при выборе профессии доминируетперспектива переместиться в более престижные слои общества. К тому же, еслиучесть, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столькопотому, что его привлекает именно содержание труда, сколько он скорее выбираетопределенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств егопостроения. Этим объясняется популярность профессий юрист или экономист: самипо себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей,но они, в представлениях молодежи, могут позволить человеку много зарабатыватьи иметь социальную значимость.
В свете вышесказанногоможно выделить группы молодых людей, относительно цели получения профессии:
– представителипервой группы видят итогом своего обучения диплом, подкрепленныйсоответствующими профессиональными знаниями;
– представителивторой группы нацелены только на получение документа о высшем образовании, каксимволического выражения нормативных элементов.
В начале обучения о своейбудущей профессии носители обеих моделей имеют весьма расплывчатоепредставление. Фрагментарные сведения добываются из следующих источников:работа родителей или родственников по аналогичной специальности, кино ителевидение.
Студенческиепредставления о вузовском образовании и о будущей профессии наполнены мифами ииллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьереобычно откладывается до окончания университета. В лучшем случае эта проблемавозникает на старших курсах. Тогда расплывчатые первоначальные представления обудущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются встрессы и фрустрации. На этой почве появляется идея о смене профессии припомощи получения второго высшего образования. В результате рождается новый мифо том, что несколько дипломов помогают достичь желаемого жизненного статуса.
Таким образом, данные исследования показывают, что социальная ориентация молодежи на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной. В большинстве случаев молодежь выбирает профессию не столько потому, что ее привлекает именно содержание труда, сколько выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств.
Студенты осознают, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т.д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от его профессии и уровня образования.
Преобладает инструментальное отношение к высшему образованию,когда основным критерием является рыночная востребованность профессии, а такиефакторы, как академический статус вуза или квалифицированный преподавательскийсостав, сколько-нибудь заметной роли не играют. Образование воспринимается какнеобходимое условие получения работы, не обязательно по изучаемойспециальности.
Потребность в обладаниипрофессией является комплексной. Ее по праву можно отнести к категории какматериальных, так и духовных потребностей.
Таким образом, обоснованодействие механизма профессионального выбора, который в зависимости отсоциокультурного потенциала субъекта, усвоенных ранее норм и ценностей,мотивации, определяет траекторию профессиональной самоидентификации личности.
Формирование ценностныхориентаций как внутренних детерминант деятельности связано со становлениемсистемы значений и смыслов, ибо в их основе лежат обобщенные представления, вкоторых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразныесвязи с наиболее значимыми сторонами действительности. они функционируют какидеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения, поэтомуценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферойчеловека; обосновано положение о том, что процесс самоидентификации личности,происходящий на фоне многообразия ценностей (материальных, духовных,виртуальных), связан с присвоением и реализацией данного социокультурногобогатства в качестве ресурса и средства жизнедеятельности. В современныхроссийских условиях ценности профессионального образования приобретают всеболее выраженный социально-статусный контекст, все в большей степенивытесняющий в сознании молодежи социокультурную ипрофессионально-деятельностную компоненту.
Мотивы можно разделить на внутренние и внешние:
– внутренние мотивы выбора профессии – ее творческий характер, возможностьобщения и самореализации;
– внешние мотивы – социальная значимость профессии, ее престиж, доходы отпрофессиональной деятельности.
В социокультурномизмерении профессиональный выбор представляет собой реализацию мотивации квосхождению по социальной лестнице и выражает интериоризацию общих норм иценностей общества.
Представляется невернымпонимание самоопределения как «определение относительно самого себя». Понятиесамоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного внего субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов,относительно которых или в которых самоопределение происходит.
Таким образом, этоподтверждает, что в среде российской молодежи имеет место тенденция киндивидуализации, самореализации, оценки профессии как социального капитала.Все это позволяет утверждать, что молодежь нашей страны является носителемпрофессиональных ценностей, характерных для постиндустриального общества.
Напомним, что в единичныйакт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация,разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б)условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствиис которым цель связывается с ситуацией...
Таким образом, можнополагать, что в свете теории социального действия профессиональный выбор как«единичный акт» имеет следующую структуру:
социальныйдействие профессиональный выбор
А = S (C+M) + i + ie.

Целью применительно кнашей проблеме является движение индивида по жизненной траектории, важнейшейчастью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором.
Ситуация (S), если ее рассматривать непосредственно в еесвязи с действием, может включать в себя:
- С (условия) – влияние социального окружения, информированность,место жительства;
- M (средства) – интеллектуальные и физические способности, финансовыевозможности;
- i (некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии скоторым цель связывается с ситуацией) – социально признанная необходимостьполучения профессии;
- ie (символическиевыражения нормативных или идеальных элементов) – образ специалиста, егосоциальный престиж и условия работы.
Что это означаетприменительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебногозаведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выборместа, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развитиядействия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этогопроцесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея,представление о пути и способах получения профессии, а также о содержаниипредполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах.Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но этопредвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т.Парсонса, – это и есть конкретная цель.
Таким образом, на нашвзгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессиональногосамоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональных выборов».
Таким образом,профессиональный выбор,в отличие от профессионального самоопределения, – это выбор, затрагивающий лишьближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом,так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случаевыбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредованотдаленными жизненными целями.

Библиографический список
1. Бутенко, И. Чтопривлекает студентов в учебном процессе? [Текст] / И. Бутенко // Альма-матер. Вестник высшей школы. –2010. – с. 21–25.
2. Бусова, Н.А.Культурные корни социального капитала [Текст] / Н.А. Бусова // Социол. исслед.– 2009. – № 8. – с. 144–148.
3. Вальдштейн, М.О.Очерк исторической социологии рациональности В. Зомбарта [Текст] / М.О.Вальдштейн // Кентавр. – 2008. – № 5. – с. 31–43.
4. Вебер, М.«Объективность» социально-научного и социально-поли-тического познания [Текст]: пер. с англ., фр., нем., ит. / М. Вебер // Теоретическая социология:Антология: в 2 ч. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Университет,2008. – Ч. 1. – с. 147–216.
5. Вебер, М. Наукакак призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. – М.,2010.
6. Вишневский, Ю.В.Студент 90-х – социокультурная динамика [Текст] / Ю.В. Вишневский, В.Т. Шапко// Социол. исслед. – 2010. – № 12. – с. 56–63.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.