Реферат по предмету "Финансы"


Структура налоговой системы России

--PAGE_BREAK--ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.
Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет отличить налог от сбора.

Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.

Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.

1.1. Основнымипринципами построения налоговой системы являются:

1.
Единство налоговой системы.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

2.
Верховенство федеральных налогов, их первоочередное перечисление.

3.
Стабильность налоговой системы,

Международными нормами предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему1 раз в 5 лет при стабильной системе,  1 раз в 3-4 года- при нестабильной системе,

4.
Гибкость налоговой системы, заключающаяся в множественности применяемых налогов.

5.
Определение   конкретного   перечня   прав   и   обязанностей налогоплательщиков с одной стороны, и налоговых органов- с другой.

Возглавляет  налоговую  систему  Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.


Главной задачей Государственной налоговой службы РФявляется контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, Законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах  и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее1-го числа очередного налоговою периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом.

С 1.01.2000г. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее1 января года, следующего за годом их принятия. Но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Стержнем налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от31.07.98 г.№ 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральными законами№ 154-ФЗ и №155-ФЗ от 9.07.99г.), который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

-                                 определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

-                                  устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

-                                  определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

-                                  устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

-                                  определяет формы и методы налогового контроля;

-                                  устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

-                                  устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
1.2. Основные элементы налогооблажения.

В целях определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый Кодекс РФ определяет элементы налогообложения:

-категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют   обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;

-объект налогообложения (имущество; прибыль; доход;  стоимость реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговый Кодекс устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга- и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;

— налоговая база-стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основаниииных документально подтвержденных данных.  При обнаружении ошибок и искажений в исчислении налоговой базы,  относящихся к прошлым налоговым отчетным периодам в текущем  (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства  отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения);

-налоговый период,  - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с1 декабря по31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;

— налоговая ставка(норма налогового обложения)- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

— порядок исчисления налога;

-порядок и сроки уплаты налога,  форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ применительно к каждому налогу. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

             -бюджет или внебюджетный фонд, в который начисляется налоговый оклад;

  — источник налога(доход, из которого выплачивается налог);

       -налоговые   льготы   -   предоставляемые   отдельным   категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:      

-                                 необлагаемый минимум объекта налога;

-                                 изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

-                                  освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

-                                  понижение налоговых ставок;

-                                  вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

-                                 целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ.

В РФ все налоги разделены на три группы:

федеральные налоги;

налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость;

1.     акцизы на отдельные группы и виды товаров;

2.                 налог на доходы банков;

3.     налог  на доходы от страховой деятельности;

4.     налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

5.     налог на операции с ценными бумагами;

6.     таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих налогов зачисляются в федеральный бюджет);

7.     отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  зачисляемые  в  специальный внебюджетный фонд РФ;

8.     платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России;

9. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);

10. подоходный налог с физических лиц.
Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог  с  физических лиц  являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в  республиканский бюджет,  краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в  составе России и бюджетов других уровней.

К  федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная  пошлина; налог  с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты  налогообложения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.

К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие:

·        налог на имущество предприятий, (суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в  республикански бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика);

·        лесной доход;

·        плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами  РФ  и  взимаются  по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик  в  составе  России или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся:

— налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения регистрации) объекта налогообложения;

— земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

— регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

— налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

— курортный сбор;

— сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местными органами власти и уплачивается  путем  приобретения  разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на  содержание милиции, на  благоустройство  территорий  и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и  юридических лиц имеют определенные ограничения;

— налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, но не более 5 % от стоимости услуг по рекламе;

-  налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не  превышающей 10 % суммы сделки;

— сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не  превышающем 1/7  установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде- лиями.

 Сбор вносят юридические и физические лица;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или  суммы,  на  которую выпущены лотерейные билеты;

— сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры  в  размере, не  превышающем  3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

— сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вносят

 юридические и физические лица в размерах, установленных местными органами власти;

— сбор за право использования местной символики. Сбор  вносят производители  продукции,  на  которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости реализуемой продукции;

  — сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением законодательно оформленных операций с ценными бумагами).

Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1 % суммы сделки;

-   сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят коммерческие кино- и теле-организации, проводящие съемки с осуществлением организационных  мероприятий,  в размерах, установленных местными органами власти;

-   — сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические  и  физические  лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями.

Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными  актами  республик  или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

Отдельные  из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

В 1993 году в бюджетную систему РФ поступило налогов и других обязательных платежей более 38 трлн.руб. Кроме того, от налогоплательщиков, уплачивающих налоги в иностранной валюте, было получено 340 млн.дол. США. Среднемесячный темп прироста налоговых сборов превысил в истекшем году 17%.

Основная  масса  доходов бюджетной системы была получена за счет налога на прибыль  (16,8  трлн.руб.)  и  косвенных  налогов (12,1  трлн.руб.),  на  долю которых суммарно пришлось свыше 75%всех поступлений. Из числа других федеральных налогов устойчивыми темпами в прошлом году поступал подоходный налог с физических лиц. Более заметную роль в формировании доходной  части  бюджета стали играть ресурсные платежи и имущественные налоги.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других признаков.

В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

-  прямые, взимаемые непосредственно—с доходов или   имущества налогоплательщика;

— косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.

 Средипрямых налогов выделяются

-реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием   имущественными объектами;

      — личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

 Ккосвенным налогам относятся:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы на отдельные группы и виды товаров;

-налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

-таможенная пошлина;

-налог с продаж.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

 В общих чертах видно,  что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно  давит на лиц с большими  доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Налоговая система России строится на  основе  единых  принципов  для всех  предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

В качестве источника уплаты налогов для юридических, лиц может выступать выручка от реализации продукции, себестоимость, балансовая или остаточная прибыль (табл.1).

Таблица1«Источники основных налогов с юридических лиц».

Выручка от реализации продукции

Себестоимость продукции(товаров, услуг)

Финансовый результат деятельности п/п (балансовая прибыль или убыток)
Остаточная прибыль
-Налог на добавленную стоимость

-Акциз

-Экспортная таможенная пошлина

-Налог на реализацию горюче- сма­зочных материалов*

-Налог с продаж

-Земельный налог

-Налог на пользователей автодорог*

-Налог с владельцев транспортных средств*

-Плата за право пользования недрами* (кроме платежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых)

-Экологический налог (до введения в действие ч.2 Налоговым Кодексом РФ- платежи за предельно допустимое загрязнение окружающей среды)

-Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы*

-Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных  систем*

— Импортная таможенная пошлина

— Налог на имущество предприятий

-Налог на рекламу*

— Налог на содержание       жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы*

— Сбор на нужды     образовательных учреждений*

-Налог на прибыль предприятия

-Платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых*

-Экологический налог (до введения в действиеч.2 Налоговым Кодексом РФ— платежи за предельно допустимое загрязнение окружающей среды)

-Местные налоги, вносимые за счет остаточной прибыли.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
*-данные налоги действуют до введения в действиеч.2 Налогового Кодекса РФ
2.1. Налог на прибыль.
Налог на прибыль занимает одно из ведущих мест в составе источников формирования бюджетов всех уровней. В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991г.№2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) налог на прибыль относится к федеральным налогам, следовательно, является общеобязательньм и  взимается на всей территории РФ. Налог на прибыль предприятий является прямым личным налогом, взимаемым непосредственно с доходов налогоплательщика.[3]

Законодательной и нормативно-правововй базой установления элементов налогообложения по налогу на прибыль являются Закон Российской Федерации от27.12. 1991 г.N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Инструкция ГНС РФ от10.08.1995 г.N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в редакции  последующих Изменений и дополнений.

Плательщикаминалога на прибыль являются:

-                     предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

-                     коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, и другие кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций, а также Банк Внешней торговли РФ;

-                      ЦБ РФ и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;

-                     страховые организации, имеющие лицензию Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, расчет суммы налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, производится исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой  пропорционально их среднесписочной численности(или фонду  оплаты труда) и стоимости  основныхпроизводственных фондов в порядке. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

Объектом обложенияналогом на прибыль является конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с «Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»№37 от 10.08.95г. с последующими изменениями. Схема формирования объекта обложения и определения налога на прибыль приведена на рис.1.

Валовая прибыльпредставляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (Прд):

Прп= Врп- Нкосв- Срп,где

Врп-выручка от реализации продукции, определяемая для целей налогообложения в зависимости от выбранного варианта учетной политики по моменту оплаты за отгруженную продукцию или по моменту отгрузки продукции.

Нкосв-косвенные налоги в выручке (НДС, акциз, налог с продаж, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные таможенные пошлины);

 Срп-себестоимость реализованной продукции, включающая затраты на ее производство с учетом принятого метода признания выручки от реализации. Для целей налогообложения цен товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями статьи40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.

Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и порядок формирования   финансовых   результатов,   учитываемых   при   расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. До принятия указанного Закона состав затрат, включаемых в себестоимость реализованной продукции, определяется Положением «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства РФ   №552 от 5.08.1992г. (с изменениями и дополнениями от 26.06.95г. в редакции последующих изменений и дополнений.

В соответствии с этим Постановлением на затраты, уменьшающие валовый доход (выручку) предприятия относятся:

1.                 по факту, без ограничений и нормативов:

-                     расходы на оплату труда работников, расходы на оплату сырья и материалов, потребленных в процессе производства;

-                     расходы на ремонт основных средств;

-                     расходы, связанные с управлением производства;

-                     расходы на уплату процентов по полученным ссудам и кредитам (кроме кредитов, используемых на приобретение основных средств);

     2.    в пределах установленных лимитов и нормативов:

-                     расходы на командировки;

-                     расходы на обучение работников;

-                     расходы на рекламу;

-                     представительские расходы.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, эачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов РФ, в размере не свыше 19% (в Москве ставка -19%).

Предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги со следующих видов доходов:

1.Доходов видеосалонов, от видеопоказа.

 Доходы, указанные в данном пункте, облагаются налогом по ставке70    процентов.

Налог от указанных видов доходов зачисляется в   доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

2.Доходов от долевого участия в других предприятиях,созданных на территории Российской Федерации

3.Доходов в виде дивидендов, полученных по акциям,принадлежащим предприятию- акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления

Налоги с доходов, указанных в подпунктах2, 3, взимаются у источника выплаты этих доходов по ставке15 процентов   и зачисляются в доход федерального бюджета.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Подоходный налог с физических лиц.
Подоходный налог с физических лиц является главным в системе налогов с населения. Он взимается на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991г.№ 1998-1 (с изменениями и дополнениями) и Инструкции ГНС РФ от21.07.95 г.№35 «По применению Закона РФ „О подоходном налоге с физических лиц“ (с изменениями и дополнениями).

Плательщикамиподоходного налога являются   физические   лица (граждане Российской Федерации; граждане государств, входивших в состав бывшего СССР; граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

Объектом  налогообложения  у  граждан,   имеющих   постоянное местожительство в РФ (то есть находящихся в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году), является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории РФ, так и за ее пределами.[4]


В совокупный доход включаются доходы, полученные как  в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Датой получения дохода в календарном году считается дата выплаты или перечисления дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам или (при их отсутствии)- по рыночным ценам на дату получения дохода.

К денежным и натуральным доходам физических лиц, помимо непосредственно получаемых вознаграждений, премий и других видов средств, относятся также материальные и социальные блага, предоставляемые предприятиями или другими работодателями физическим лицам в виде оплаты за работника коммунально-бытовых услуг, питания, проезда к месту работы (кроме случаев, предусмотренных законодательством); подписки на газеты и журналы; возмещения платы за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях (кроме оплаты мест при долевом участии в содержании данных учреждении); суммы единовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию; суммы пенсий, назначаемых и выплачиваемых за счет средств предприятий в ином порядке,   чем   это      установлено пенсионным законодательством Российской Федерации; суммы отчислений, производимых в негосударственные пенсионные фонды; стоимость имущества, распределяемого в пользу физических лиц   при ликвидации организаций (кроме ранее внесенных этими лицами  долей в уставный капитал), и доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества предприятий, ликвидируемых в порядке и на условиях, предусмотренных государственными программами приватизации; средства предприятий, распределенные в  пользу физических лиц для целей приобретения товаров, акций, облигаций, а также увеличения долей в уставном капитале.

Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и вы­плат не учитывается в составе облагаемого дохода граждан и не полежит обложению подоходным налогом. Среди них: пенсии и различные пособия по социальному страхованию и социаль­ному обеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках (в пределах процентной ставки ЦБ) ит.д. Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военно­служащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах уста­новленных лимитов также освобождаются от налогообложение стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, ока­зываемой за счет предприятий.

Кроме того, суммы, полученные в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков и паев, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, не включаются в совокупный облагаемый доход в пределах 5000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а суммы от продажи другого имущества- в пределах 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Для всех налогоплательщиков установлены также твердые скидки: из налогооблагаемого дохода в порядке необлагаемого минимума (в размере ежемесячной минимальной зарплаты) и на иждивенцев (минимальная месячная зарплата на каждого иждивенца).

Расчет налога производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в виде заработной платы, и с некоторых других доходов налог удерживается при выплате дохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такая уплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговую декларацию (до 30 апреля).

Ставки налога увеличиваются прогрессивно с ростом налогооблагаемой базы и приведены в таблице 2.
Таблица2«Ставки подоходного налога в 2000г».
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставка налога

До 50000руб.

12%

От 50001руб. до 150000руб.

6000руб.+ 20% с суммы, превышающей 50000руб.

От15 0001руб. и выше

26000руб.+ 30% с суммы, превышающей 150000руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.