--PAGE_BREAK--
Таблица 3
Динамика поступления сумм налога на имущество организации в бюджетную систему России (млн. руб.)
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Налог на имущество предприятий (по Закону РФ от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»)
116 462
132 782
-
-
-
-
Налог на имущество организаций (в соответствии с главой 30 НК РФ, региональными налоговыми законами)
-
-
106 723
152 054
201 894
262 745
Рост поступлений (по отношению к предыдущему году)
-
1,14
0,80
1,42
1,33
1,30
Доля налога на имущество предприятий в ВВП, %
-
-
0,63
0,70
0,75
-
Темп роста ВВП (к предыдущему года), %
-
-
128,7
126,8
123,9
-
Проведенный факторный анализ поступлений налоговых доходов в КБС РФ показывает, что из региональных налогов наибольшую роль играет налог на имущество предприятий (примерно 7,5%). Невысокая доля сумм региональных налогов объясняется наличием налоговых льгот и исключений, установленных федеральным законодателем.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
2.1. Характеристика основных видов региональных налогов и сборов, особенности их исчисления и взимания
Налог на имущество организаций
История возникновения имущественных налогов в России
На протяжении XIX в. в Российской империи главным источником государственных доходов оставались прямы и косвенные налоги. Например, рассматривая доходы бюджета г. Москвы можно сказать, что наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В конце XIXв. он взимался по ставке 9%. В 1980 г. данный налог обеспечивал поступление 23 млн. руб. из 414 млн. руб. всех прямых налогов. В 1891 г. Московской городской управой была произведена переоценка недвижимых имуществ, и сумма налога составила уже 28 млн. руб.
С 1900 г. ставка налога была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%. В 1901 г. она вновь была понижена до 9%. В 1902 г. составила 95%, а с 1903г. вновь установилась в размере 10%. Стоимость недвижимого имущества в г. Москве за 13 лет почти удвоилась.
Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел.
В 1923 – 1925 гг. существовали следующие виды налогов:
· прямые налоги;
· косвенные налоги.
Важнейшим прямым налогом был подоходно-имущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.д. Поимущественное обложение представляло собой налог на капитал. Поимущественное обложение затрагивало не только предметы обихода, роскоши, но и производственное оборудование частных акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.
Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размеров имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения. Так в 1922 – 1923 гг. прямые налоги составляли примерно 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923-1924 гг. – 45, в 1925-1926 гг. – 82%.
Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.
В условиях перехода к рыночному хозяйству одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством, становится налоговая система.
В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота, был модернизирован налог на прибыль, был введен налог на имущество предприятий.
С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Это стержневой закон в системе законодательных актов по налогам, разработанный в соответствии с налоговой реформой в России. Закон устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, формирующих бюджетную систему страны. До введения в действие соответствующей главы IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ налог на имущество предприятий исчислялся на основании Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. № 2030-1. Во исполнение этого Закона для разъяснения порядка исчисления и уплаты налога издана Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 8 июня 1995 г. № 33.
Налогом на имущество предприятий облагались как основные, так и оборотные средства, в том числе финансовые активы. Это стимулировало ускорение оборачиваемости и уменьшение остатков оборотных средств на отчетные даты. Предоставлялись многочисленные льготы как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2003 г. была принята соответствующая 30-я глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой внесен ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Из-под налогообложения выведены товарные запасы, готовая продукция, затраты и нематериальные активы, сокращен перечень налоговых льгот. В целях сохранения поступления за последние льготы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действующей до введения данной главы Кодекса. В 2005 – 2007 гг. в гл. 30 НК РФ внесен ряд поправок, направленных на совершенствование методологии и налогового администрирования, решены важные вопросы, связанные с налогообложением основных средств, преданных во временное пользование, и основных средств, не прошедших государственную регистрацию.
Во избежание неоднозначного толкования норм закона при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения в этом случае налоговой базы.
Особый порядок определения налоговой базы установлен для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории России, но не осуществляющих деятельности в Российской Федерации. Глава 30 НК РФ является главой прямого действия. Это означает, что все положения, установленные в данной главе применяются непосредственно на всей территории Российской Федерации.
Исходя из статуса данного налога, он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Региональные органы власти устанавливают конкретные ставки налога, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с таким порядком установления налога в каждом субъекте Российской Федерации отдельные элементы налогообложения могут значительно отличаться между собой. И поэтому, если одинаковые объекты имущества, подлежащие налогообложению, имеют фактическое местонахождение на территориях разных субъектов либо в территориальном море (на континентальном шельфе) или в исключительной экономической зоне России, в отношении указанных объектов налоговая база, налоговая ставка определяются отдельно и принимаются при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ.
Налог на имущество организаций – региональный налог, взимаемый на основании гл. 30 части второй НК РФ и законов субъектов РФ; вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Глава 30 НК РФ введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» и вступила в силу с 1 января 2004г. До указанной даты взимался региональный налог на имущество предприятий на основе Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчётности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут быть также предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительно экономической зоне РФ.
Деятельность иностранной организации признаётся приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным Порядком ведения бухгалтерского учёта (утверждён приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. В целях гл. 30 НК РФ иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения:
· земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
· имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
· Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта (норма применяется до 1 января 2017г.).
Налоговая база
Налоговая база по налогу на имущество организаций у российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство в Российской Федерации, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта, утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчётного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
· имущества, подлежащего налогообложению по местонахождения организации (месту постановки на учёт в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
· имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
· каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
· имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно. В этом случае налоговая база принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ:
1) в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ;
2) в части, пропорциональной доел инвентаризационной стоимости для следующих объектов:
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчётный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчётным периодом месяца, на количество месяцев в отчётном периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в отношении:
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исхода:
· из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
· остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретённого и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.
Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производится участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику – участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения:
· об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода;
· о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.
Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Налоговый период, отчётный период. Налоговые ставки
Налоговым периодомпо налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчётными периодамипризнаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчётные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законом субъектов РФ и не могут превышать 2, 2%.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки. В частности, ставки в размере 2,2% установлены в г. Москве (Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 № 64), в г. Санкт-Петербург (Закон г. Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. №684-96), в Московской области (Закон Московской обл. от 21 ноября 2003г. № 150/2003-03).
Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 255, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
6) организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
7) организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
8) организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;
9) организации – в отношении космических объектов;
10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
12) имущество государственных научных центров;
13) организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учёт указанного имущества;
14) организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении:
· имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
· имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный бизнес;
· каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчётного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, в отношении:
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождения указанной организации с учетом особенностей:
· исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации;
· исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества в отношении следующих объектов недвижимого имущества иностранной организации:
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
· объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в сумме, определяемой как произведениеналоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчётный) период в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Налоговая декларация
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчётного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций:
· по своему местонахождению;
· по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
· по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации) в отношении имущества, имеющего местонахождение:
· в территориальном море РФ;
· на континентальном шельфе РФ;
· в исключительной экономической зоне РФ;
· за пределами территории РФ (для российских организаций).
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчётного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, в части региональных и местных налогов один и тот же вид налога может иметь различные ставки, льготы, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания.
Устранение двойного налогообложения
Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организации в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
Для зачёта налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
заявление на зачёт налога;
документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтверждённый налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.
Транспортный налог
История становления транспортного налога
Налог с владельцев транспортных средств имеет свою историю, насчитывающую в нашем государстве не одно десятилетие. Так, например, ещё в 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади и некоторые другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались только граждане, имеющие эти «средства», и исключительно проживающие в городах, рабочих, дачных и курортных поселках. В более поздний период порядок взимания налога с владельцев транспортных средств, регулируемый указами Президиума Верховного Совета СССР, дифференцировался (применялись разные ставки) на территории столиц союзных и автономных республик, краевых (областных) центров, дачных и курортных поселков, прочих населенных пунктов в зависимости от административной значимости населенного пункта.
Начиная с 1991 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.
Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Закон Российской Федерации «о дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. № 1759-1. Этим законом предусматривалось формирование дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:
· на реализацию горюче-смазочных материалов;
· на пользователей автомобильных дорог;
· с владельцев транспортных средств;
· акцизов на легковые автомобили;
· на приоретение автотранспортных средств;
· средства от проведения займов, лотерей;
· продажи акций;
· штрафных санкций;
· и других источников (включая ассигнования из бюджета РФ).
Дорожный фонд Российской Федерации состоял из федерального и территориального дорожных фондов, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что до 1 января 2003 г. основными источниками образования целевых средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.
Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1%.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ в 1997 г. транспортный налог был упразднен.
В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировались с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:
· исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;
· в Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся уточнения формирования источников образования территориальных дорожных фондов;
· часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл. 28 «Транспортный налог».
В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, транспортный налог, предусмотренный гл 28 Налогового кодекса России, является:
· региональным – средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;
· прямым – включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;
· реальным – взимается с имущества, зарегистрированного на собственника.
С вступлением в силу с 1 января 2003 г. гл. «8 «Транспортный налог» НК РФ на территории России был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1
Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в РФ источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:
· поступления от транспортного налога;
· поступления от акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
· поступления от земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;
· поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам, пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.:
· субвенции бюджетам субъектов РФ, выделяемым из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
· иные источники, не противоречащие законодательству РФ, направляемые в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов РФ.
Средства территориальных дорожных фондов направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республики в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или уполномоченный ими орган исполнительной власти могли разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности.
Таким образом, с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. транспортный налог наряду с другими налогами был источником образования территориальных дорожных фондов, т.е. являлся маркированным. С 1 января 2005 г., после отмены Закона РФ «О дорожных фондах российской Федерации» от 18 октября 1991 г. № 1759-1, транспортный налог перешел в категорию общих налогов, формирующих доходную часть региональных налогов. В табл. Представлена динамика поступления транспортного налога в целом по российской Федерации, а в табл. 4 – по федеральным округам в период с 2003 по 2007 г.
Статистические данные наглядно подтверждают, что ежемесячный прирост сумм транспортного налога довольно значителен, хотя его доля в доходах бюджетов субъектов Федерации пока невелика.
Таблица 4
Поступления транспортного налога в общих налоговых поступлениях бюджетов субъектов Федерации
Год
Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, тыс. руб.
Поступления транспортного налога
тыс. руб.
%
2003
2004
2005
2006
2007
1 341 076 380
1 787 810 672
1 792 225 461
1799 640 020
1 812 538 100
13 997 200
20 608 865
25 834 571
32 385 338
36 756 211
1,04
1,15
1,44
1,80
2,03
Таблица 5
Поступления транспортного налога по федеральным округам в период с 2003 по 2006 г., тыс. руб.
Федеральный округ
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
тыс. руб.
% к 2003 г.
тыс. руб.
% к 2004 г.
тыс. руб.
% к 2003 г.
Всего по РФ
Центральный
Северо-Западный
Южный
Приволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
13 997 200,0
2 743 100,0
2 172 400,0
1 335 900,0
3 281 700,0
1 876 700,0
1 656 500,0
930 900,0
20 608 865,0
5 424 851,0
2 813 554,0
1 839 664,0
4 334 987,0
2 540 000,0
2 344 418,0
1 311 391,0
47,24
97,76
29,51
37,71
32,10
35,34
41,53
40,87
25 834 570,0
6 697 703,8
3 798 789,6
2 316 744,5
5 553 367,9
3 015 017,0
2 887 233,2
1 565 714,6
25,36
23,46
35,02
25,93
28,11
18,70
23,15
19,39
32 385 338,1
8 117 733,8
4 987 251,6
3 129 190,5
6 955 524,4
3 784 137,0
3 427 736,2
1 983 764,6
25,35
21,20
31,28
35,06
25,25
25,51
18,72
26,70
Транспортный налог – региональный налог, взимаемый с 1 января 2003 г. на основании гл. 28 НК РФ введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчётности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Налогоплательщики
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
По транспортным средствам, зарегистрированным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллер, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретённые) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолёты и вертолёты санитарной авиации и медицинской службы.
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Налоговая база и налоговый период
Налоговая база определяется в отношении:
1) транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1.1 ст. 359 НК РФ), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлётном режиме в земных условиях в килограммах силы (п. 1.1 ст. 359 НК РФ введён Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 108-ФЗ);
2) водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, — как единица транспортного средства.
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (для транспортных средств, указанных в п. 1, 1.1,2 ст. 359 НК РФ);
В отношении транспортных средств, указанных в п. 3 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.
Налоговым периодомпризнаётся календарный год.
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в табл. 6
Таблица 6
Налоговые ставки транспортного налога
Объект налогообложения
Налоговая ставка, руб.
1
2
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,3 кВт) включительно
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
5
7
10
15
30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
свыше 20 до 35 л.с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
2
4
10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
10
20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 72,55 кВт) включительно
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
5
8
10
13
17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36, 77 кВт) включительно
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
5
10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
10
20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55кВт)
20
40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
25
50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)
20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
25
Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.
Отчётными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчётные периоды.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ГИБДД).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчислённой суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляю суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчётного периода в размере одной четвёртой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учёта, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчётного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Указанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным ФНС России.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация
Уплата транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного по транспортному налогу и сроков представления налоговых расчётов по авансовым платежам (налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом).
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают исчисленную сумму транспортного налога.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Форма налоговой декларации по налогу утверждается Минфином России.
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчётного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчёт по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчёта по авансовым платежам по налогу утверждается Минфином России.
Налогоплательщики, в соответствии с НК РФ отнесённые к категории крупнейших, с 1 января 2008 г. Представляют налоговые декларации (расчёты) в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог на игорный бизнес
История становления азартных игр и пари в России
Игра, основанная на риске, присуща человеческой природе, и это, возможно, одно из главных свойств, отличающих существа, обладающие сознанием, от животных, следующих врожденным или приобретенным инстинктам.
«Непризнанное явление не перестает существовать, оно уходит в серую тень, откуда мстит нам за свое непризнание» — это высказывание изхвестного австрийского мистика Альбрехта Моргенштерна в полной мере применимо к эволючии регулирования азартных игр в России, от Петровских реформ до настоящего времени. В истории игрового дела были и периоды относительного либерализма, и времена жестоких преследований, но в целом индустрия азарта в нашей стране никогда не обладала прочной законодательной базой, а большинство издававшихся в России указов и постановлений имело либо запретительный, либо ограниченный характер.
Вопросы налогообложения как основного метода регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари в современной России приобретают особую актуальность, связанную также с неустойчивостью взглядов управляющих органов на место и роль этого сектора в экономической и социальной жизни государства.
Сфера деятельности по организации и проведению азартных игр и пари (игорного бизнеса) в России в последнее время привлекает большое внимание предпринимателей в связи со значительным ростом денежных оборотов, наращиванием количества игорных заведений, расширением видов азартных игр и пари и способов вовлечения в них людей из разных слоев населения.
Эволюция законодательного регулирования игорного бизнеса в России
С 90-х годов XXстолетия в истории российской игорной индустрии начался новый – легальный – период. Однако узаконивание азартного бизнеса отнюдь не явилось залогом безоблачного существования отрасли. Причины крылись в неимении должного представления о специфике данной индустрии и опыта законотворчества в этой сфере.
Поначалу налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль в то время была одинакова практически для всех – 35%. Первое признание игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности произошло в декабре 1991 г. Тогда, 6 декабря 1991 г., Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на прибыль с предприятий и организаций2 № 2116-1. В этих двух законодательных актах впервые за многолетнюю историю существования государства Российского были определены ставки налогообложения игорного бизнеса. Однако перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах, был достаточно скуден: казино, игровые автоматы и выигрыши по ставкам на ипподромах.
Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 однозначно выделял деятельность в сфере игорного бизнеса как отличную от других видов предпринимательской деятельности. В целях налогообложения прибыль определялась как разница между доходами казино, игорных домов и другого игорного бизнеса, получаемую от реализации этих услуг, и расходами (включая расходы на оплату труда) на эти услуги. Также в Законе было определено, что данный вид дохода облагается по повышенной ставке – 70%.
Государственная налоговая служба РФ (ГНС РФ) 6 марта 1992 г. выпустила Инструкцию № «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В ней было определено, что «облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса… исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг. За исключением расходов по оплате труда». В те времена законодатели и чиновники от Госналогслужбы РФ подсчитали, что для содержания своих сотрудников игорным заведениям вполне достаточно чистой прибыли, остающейся после налогообложения.
Далее в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 г. № 2, где было определено, что «доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются по ставке 90 процентов» (исчисление налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года). Данная ставка имела место и в Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Примечательно, что законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги – на содержание муниципальной полиции, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений), относящихся к внереализационным расходам.
В результате повышения процентной ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов, как ожидалось, не повысилось. Такая норма исчисления налога привела к тому, что руководители игорных заведения, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, стали искать способы ухода от столь высокого налога на прибыль. Если учесть, что уже в то время в игорную индустрию пришли высококвалифицированные экономисты, бухгалтера и юристы, стало очевидным, что собираемость налога на игорный бизнес неизбежно будет падать. Инициатива изменить эту идеологию налогообложения, как ни странно, принадлежала не чиновникам или иным лицам, представляющим интересы государства, а самим работникам игорной индустрии. Ещё в 1993 г. специалисты, занятые в деятельности по организации и проведению азартных игр и пари, выступили с предложением изменить налогообложение и ввести фиксированную ставку налога от игорного оборудования (тогда еще не существовало понятия «вмененный налог»).
Однако представителей игорного бизнеса не услышали, и налоговые органы продолжали исследовать налогообложение игорного бизнеса, в большом количестве проводя налоговые проверки. 9 сентября 1994 г. было опубликовано письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации № нп-6-01//36 «О практике применения налогового законодательства по предприятиям, получающим доходы от игорного бизнеса». На основании результатов проверок организаторов игорных заведений за 1993 г и первый квартал 1994 г. (на момент проверки в Российской Федерации было зарегистрировано 496 плательщиков налога от игорного бизнеса) было обращено внимание на следующие недостатки:
· недостаточное внимание налоговых органов по контролю за деятельностью предприятий игорного бизнеса;
· несвоевременность расчетов с бюджетом по налогам;
· несовершенство законодательства по налогообложению и контролю за этим видом деятельности (как видим, этот вопрос остается нерешенным еще с 1994г.).
В 1997 г. в Министерстве РФ по налогам и сборам началось активное обсуждение предложенных предпринимателями нововведений, поскольку 90%-ный налог на прибыль не устраивал ни предпринимателей, ни государство, а налоговые поступления не соответствовали ожидаемому результату. В конечном итоге появился проект федерального закона « О налогообложении казино, игорных домов (мест), игровых автоматов с вещевым и денежным выигрышем», который не был принят и совсем скоро уступил свое место новому законопроекту.
В декабре 1997 г. в Государственной Думе РФ появляется законопроект «О сборе с игровых заведений»
Данный законопроект принят не был. Большую роль в непринятии этого законопроекта сыграли общественные организации, а именно Ассоциация деятелей игорного бизнеса.
Однако прошло совсем немного времени, и 31 июля 1998 г. был принят Закон № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». На основании Закона вводился налог на игорный бизнес, где ставка налога устанавливалась в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда на каждый объект налогообложения.
Несмотря на серьезные недостатки, принятый Закон явился знаменательной вехой в истории российской индустрии азарта:
был выработан и официально утвержден понятийный аппарат как для предпринимателей, занимающихся деятельностью по организации и проведению азартных игр и пари, так и для контролирующих органов со стороны государства.
В мае 1999 г. в государственную думу поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральные закон “О налоге на игорный бизнес”». Законом в очередной раз предусматривалось увеличение налога на игорный бизнес, который, по мнению депутатов. Был смехотворно мал.
Прошел год, и налоговые ставки на объекты игорного бизнеса снова было предложено поднять, однако 15 октября 2002 г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой.
Немаловажным моментом в законодательном регулировании игорного бизнеса является его лицензирование. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, явился Федеральные закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Порядок получения лицензии на осуществление данного вида деятельности регламентировался Постановлением Правительства РФ «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведения» от 15 июля 2002 г. № 525, которое с 17 июля 2005 г. утратило силу в связи с принятием изменений к Федеральному закону № 128-ФЗ.
Появились три новых вида деятельности в сфере игорного бизнеса. Вместо прежней деятельности «по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» появились:
1) деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;
2) деятельность по организации и проведении. Азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игорного оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);
3) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
Это расширение произошло при декларировании проектом общего сокращения лицензируемых видов деятельности и упразднения дублирующего порядка регулирования конкретных видов деятельности.
Новые правила, регламентирующие новые виды деятельности в игорном бизнесе, еще больше запутали ситуацию в понимании предпринимателями и государственными органами правил ведения игорного бизнеса в Российской Федерации.
В 2002 г. лицензирование игорного бизнеса было передано в ведение Госкомспорта. Еще до принятия Федерального закона № 128-ФЗ на базе Российской государственной академии физической культуры была создана комиссия по изучению возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса.
Лицензии на деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений стали выдаваться по всей России невиданными темпами. Процесс выдачи лицензий стал формальным (носил уведомительный характер), контролем и надзором лицензионных требований работникам Госкомспорта заниматься было некогда, в результате чего за три года игорный бизнес пережил ежегодное двукратной увеличение парка игорного оборудования по всей стране. С 2005 г. право выдачи лицензии на ведение игорного бизнеса перешло к Министерству экономического развития России, но и оно не смогло до конца исправить уже существующую ситуацию на рынке игорного бизнеса. Игорные заведения заполнили всю страну. Игровые автоматы устанавливались буквально на каждом шагу: в парках, жилых домах, магазинах, кафе и ресторанах, на улицах у метро. продолжение
--PAGE_BREAK--