Реферат по предмету "Финансы"


Проблемы реализации денежно кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--Кейнсианская концепция, в соответствии с которой меры налогового воздействия заключаются в активном влиянии на величину совокупного спроса, служила теоретической основой государственной политики развитых стран вплоть до 70-х гг. XX столетия. Сущность этой политики заключается в том, что на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги, а в период кризиса – сокращать. Снижение налоговых отчислений производится за счет расширения налоговых льгот предприятиям тех отраслей народного хозяйства, которые являются основой нового экономического подъема, а также путем изменения ставок действующих налогов.
Однако в семидесятые годы традиционные рецепты воздействия на экономику перестали срабатывать, чем и был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали «цена – заработная плата».
К факторам, вызывающим инфляцию спроса, в 1973 г. добавился фактор инфляции предложения в виде увеличения странами ОПЕК цен на нефть в четыре раза, вызвавшего энергетический кризис в странах-потребителях нефти. Суммарная инфляция стала измеряться уже двухзначной цифрой, наряду с общим сокращением производства и существенным увеличением числа безработных. Это явление получило название стагфляции и в рамках кейнсианской теории решения не имело.
В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Методы решения экономических проблем в русле этих теорий носят неолиберальный характер и направлены на снижение степени государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.
Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы в рамках налоговой политики стали расчеты американского экономиста Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. По его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название «кривой Лаффера» (рис. 2) [14, с. 124].


Рис. 2. Кривая Лаффера
Фискальную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на дискреционную и недискреционную, или автоматическую.
Дискреционной фискальной политикой называют специальное применение правительством фискальной системы с целью воздействия на производство, увеличения занятости и уменьшения инфляции.
Сущность автоматической фискальной политики заключается в использовании встроенных стабилизаторов, под которыми понимают свойства фискальной системы уменьшать негативные последствия экономических колебаний без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства.
Одним из основных встроенных стабилизаторов является механизм изменения налоговых поступлений при использовании прогрессивной шкалы налогообложения. В периоды экономического роста налоговые поступления автоматически возрастают, тем самым обеспечивая снижение совокупного спроса и сдерживание темпов экономического развития. В период экономического спада происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений.
К встроенным стабилизаторам относят также систему материальных пособий по безработице и различных социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения, нацеленную на воспрепятствование сокращения совокупного спроса во время спада в экономике. В стадии подъема, сопровождающейся уменьшением числа безработных, выплаты по программам социальной помощи уменьшаются, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.
Хотя встроенные стабилизаторы и позволяют уменьшить последствия циклических колебаний, смягчая потрясения в экономике, они совершенно не способны их полностью устранить. Поэтому в дополнение к ним всегда остается крайне необходимой дискреционная фискальная политика государства. [14, с. 125]
В заключение вопроса следует сказать, что фискальная политика представляет собой использование налогов и государственных расходов для воздействия на процесс производства и потребления. Главным элементом финансовой системы является государственный бюджет, который отражает экономические отношения государства с юридическими лицами и населением при использовании средств для финансирования хозяйства, социального обеспечения, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
1.3 Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
Далее рассмотрим механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики.
В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования, ломбардные кредиты и др.).
Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.
Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:
– рефинансирование банков;
– процентные ставки по операциям центрального банка;
– обязательное резервирование;
– валютные операции;
– операции на открытом рынке;
– прямые количественные ограничения;
– установление ориентиров роста денежной массы.
Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы [13, с. 364].
Механизм фискальной политики во многом в первую очередь ориентирован на стоящие цели (табл. 1.) [5, с. 11].
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета страны в разрезе уровней бюджетной системы обусловливает степень адекватности доходов расходам бюджетов. Главными задачами бюджетной политики Республики Беларусь остаются макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетных расходов.
Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами – государственными бюджетными расходами и налогами).
Таблица 1. Цели государственной фискальной политики
Цель
Содержание
Фискальные
Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций
Экономические
Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержании темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала
Социальные
Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной заинтересованности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала
Экологические
Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений
Международные
Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения.
Расходы бюджета, будучи компонентом бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций и служат воспроизводству экономических и социальных отношений,
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств [5, с. 14].
В заключение вопроса следует сказать, что денежно-кредитная и фискальная политика являются одними из составляющих системы государственного регулирования экономики. Посредством инструментов денежно-кредитной и фискальной политики производится достижение поставленных государством целей в области стимулирования экономического развития, обеспечения национальной безопасности, повышение уровня социальной защищенности населения, реализации внешнеэкономической политики.

2. Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики республики Беларусь
2.1 Основные направления денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы [12, с. 31].
Формирование бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в Конституции Республики Беларусь, Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законе «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговом законодательстве.
На основе этих законов ежегодно принимаются:
– Закон «О бюджете Республики Беларусь», который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики;
– «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые призваны представить субъектам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на определенный год содержит основные разделы: республиканский бюджет по доходам; республиканский бюджет по расходам; предельный размер дефицита бюджета; источники покрытия дефицита бюджета.
В основу разработки бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики положены важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь носит стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее время национальная денежно-кредитная политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.
Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.
В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке Республики Беларусь.
Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).
Денежное предложение в национальной валюте в настоящее время формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами.
Политика обменного курса белорусского рубля ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля учитываются условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами.
Основу процентной политики составляют меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь снижена с 16% в 2005 г. до 10% с 01 октября 2007 г. [18]
В 2006–2007 гг. проведение фискальной политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений.
1. Были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства. Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2. В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе были упразднены таможенные границы между Россией и Беларусью и согласованы ставки таможенных пошлин обеих стран. В настоящее время в Беларуси и в России ставки таможенных пошлин почти полностью совпадают. К товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, применяются ставки таможенных пошлин, утвержденные Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Ставки импортных пошлин, установленные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 года №865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин», применяются к странам, получившим в Беларуси статус наибольшего благоприятствования.
3. Произведено поэтапное снижение ставки единого платежа с выручки от реализации товаров (работ, услуг) с 4,15% в 2005 г. до 3,9% в 2006 г., 3% в 2007 г. и 2% в 2008 г., при этом согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» отменены обязательные отчисления в дорожные фонды [9].
В 2005–2007 гг. Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют:
– установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;
– обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;
– самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;
– сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;
– наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
– развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики – обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Таким образом, фискальная и кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией фискальной и кредитно-денежной политики.
2.2 Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной и фискальной политики Республики Беларусь
На современном этапе рыночных преобразований в Республике Беларусь происходит изменение приоритетов фискальной политики. Основной целью деятельности государства по использованию бюджетных средств в дискреционной фискальной политике выступает финансирование народного хозяйства и осуществление социальной политики.
В Республике Беларусь в условиях социально ориентированной рыночной экономики задача государства состоит в регулировании рыночных преобразований в экономике и осуществлении социальной защиты людей. Как указывается в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств [12, с. 40].
В этих условиях Республика Беларусь осуществляет курс на повышение эффективности производства на основе развития наукоемких отраслей, инвестиций капитала, создания свободы предпринимательства и конкуренции. Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства.
Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований.
Важнейшим условием подъема экономики, роста ВВП, занятости и благосостояния являются инвестиции капитала в производство. Правительство Республики Беларусь осуществляют целенаправленную политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного хозяйства. Государственные инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики, создание производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.
Важное значение в экономике Республики Беларусь является достижение прогнозных показателей социально-экономического развития.
Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год прогнозировалось увеличение валового внутреннего продукта на 8–9%, инвестиций в основной капитал – на 14,5–17%, Дефицит республиканского бюджета предполагалось выдержать на уровне не более 1,5% от ВВП.
Республиканский бюджет за 2007 г. исполнен с профицитом 295,2 млрд. руб. или 0,3% от ВВП, что позволило обеспечить стабильное финансирование всех заявленных расходов бюджетной сферы. В целом по итогам работы за 2007 г. удалось добиться выполнения основных показателей прогноза социально-экономического развития.
Основное влияние на развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2005–2007 гг. оказывали динамика цен на нефть и нефтепродукты, экономическая конъюнктура в Российской Федерации и конкурентоспособность белорусской продукции на данном рынке [21].
В 2005–2007 гг. бюджетно-налоговая политика была направлена на повышение эффективности налоговой системы и оптимизацию налоговой нагрузки на экономику, совершенствование методологии планирования и исполнения бюджета, достижение его сбалансированности и реальности при снижении уровня дефицита по отношению к ВВП.
Государственные расходы за рассматриваемый период были сконцентрированы на приоритетных направлениях – повышении благосостояния населения, развитии социальной сферы, поддержке строительства жилья, а также финансировании мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В 2007 г. для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Национальным Банком применялась система промежуточных монетарных ориентиров. В качестве их использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.
Использование курса белорусского рубля к российскому рублю в качестве промежуточного монетарного ориентира обусловлено тем, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50 процентов.
Целесообразность использования обменного курса белорусского рубля к доллару США в качестве промежуточного монетарного ориентира обусловлена высокой долей доллара США в расчетах по внешнеторговым операциям, его значительным удельным весом на внутреннем валютном рынке и в структуре валютных сбережений населения.
Установление ориентиров по изменению курса белорусского рубля к доллару США позволяет повысить информационную прозрачность курсовой политики для субъектов хозяйствования и населения, снизить инфляционные и девальвационные ожидания, а также стимулировать процесс дедолларизации экономики.
При установлении коридора возможных изменений номинального обменного курса Национальный банк исходит из необходимости достижения цели по снижению инфляции и предельно допустимого для экономики увеличения реального эффективного курса.
Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами, в качестве промежуточного ориентира обусловлено его значительным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике.
Для достижения цели по снижению инфляции с учетом прогнозируемого роста спроса экономики на деньги, обеспечивающие проведение расчетов за товары и услуги, в 2007 г. было предусмотрено увеличение активной рублевой денежной массы в 20 – 25 процентов [21].
Достижение конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции в 2007 г. предполагало дальнейшую активизацию роли процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики. Это позволит постепенно перейти к управлению ценой денег в экономике и тем самым повысить роль ставки рефинансирования в качестве сигнала проводимой денежно-кредитной политики с точки зрения ужесточения либо смягчения условий заимствования на краткосрочном денежном рынке.
Общая динамика ставок по операциям Национального банка в 2007 г. определялась ставкой рефинансирования, а границы коридора формировались ставками постоянно доступных для банков инструментов – кредитов и депозитов в Национальном банке.
Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы выступали аукционные операции на стандартные сроки, регулярно проводимые Национальным банком. Аукционные операции по предоставлению и изъятию ликвидности направлены на снижение колебаний межбанковских ставок в рамках коридора, повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки и на этой основе – на уменьшение рыночных рисков [17].
Важным элементом реализации денежно-кредитной политики останется информирование о совершаемых и планируемых операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.
В 2007 г. сохранялись базовые принципы процентной политики – поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.
Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте было нацелено на ограничение инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов будет выступало в качестве одного из стимулов экономического роста.
С учетом прогнозируемого увеличения инвалютной составляющей в 2007 г. был запланирован прирост денежной массы на 21–25%.
В целях обеспечения дальнейшего развития экономики Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. №687 были определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на 2008 год, согласно которому темп роста ВВП Беларуси в 2008 году может составить 107,5–108,5% к уровню 2007 года. Объем промышленного производства в следующем году должен увеличиться на 7–8%. Сельскохозяйственное производство возрастет на 6,5–8%, инвестиции в основной капитал – на 15–17%. Рентабельность реализованной продукции запланирована на уровне 12%. Снижение энергоемкости ВВП может составить 6–7%. Реальные денежные доходы населения увеличатся на 8–9%. Дефицит бюджета Беларуси в 2008 году планируется на уровне 2,3 трлн. руб., или 2% к ВВП. Доходы республиканского бюджета Беларуси на 2008 год прогнозируются в размере 38,7 трлн. руб., расходы – около 41 трлн. руб. [9]. Планируется, что в 2008 году инфляция составит 6–8%. Ставка рефинансирования на конец 2008 г. будет 7–9%.
В заключение вопроса следует сказать, что в настоящее время реализация денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом успешно; результатом реализации которой является рост ВВП, выполнение бюджета Республики Беларусь в 2007 г. с профицитом, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а также сдерживание темпов инфляции.

3. Пути совершенствования денежно-кредитной и фискальной политикиреспублики Беларусь
3.1 Совершенствование фискальной политики Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции
В современных условиях на базе новых технологий возникают новые виды производства товаров и услуг, новые виды ведения бизнеса (инновационное предпринимательство, электронный бизнес, электронные операции), т.е. меняется структура хозяйства, возникает новый сектор экономики и трансформируется традиционный сектор. Это все оказывает большое влияние на цели и методы государственного регулирования экономики, включая и бюджетно-налоговую политику. Формируются новые элементы национального и международного налогообложения, возникающие в условиях глобализации, которые касаются стимулирования инновационного предпринимательства, налогообложения электронной коммерции.
Сегодня государство при проведении своей экономической политики должно учитывать приоритеты развития глобальных рынков, правила и нормы глобальной конкуренции. В условиях электронной прозрачности географических границ государств, широкого использования Интернет, электронных средств ведения бизнеса правительственным органам сложно практически контролировать деятельность своих граждан-налогоплательщиков, занимающихся бизнесом в Интернет-пространстве. Возникает проблема налогообложения субъектов электронного бизнеса, которые могут осуществлять минимизацию своего налогообложения. В таких условиях остро стоит вопрос о юрисдикции Интернета, виртуального бизнес-пространства.
В современных условиях помимо национальных юрисдикции возникает особая виртуально-сетевая юрисдикция или юрисдикция Интернета, как особого виртуального пространства, где осуществляются различные виды электронного бизнеса и инновационной деятельности. Возникают новые электронные технологии и формы совершения финансовых операций, получения доходов и их налогообложения. Это приводит к трансформации инструментов и процедур проведения налоговой политики и налогового администрирования, выражающейся, например, в заполнении через Интернет электронных налоговых деклараций или внедрение электронных систем уплаты налогов. Происходит формирование виртуального налогоплательщика и электронного правительства, которые взаимодействуют друг с другом в юрисдикции Интернета и строят свои взаимоотношения на основе новых принципов. Любые изменения национального законодательства в области налогообложения, изменения размеров налогов и режимов налогообложения мгновенно становятся известными и доступными налогоплательщику, что обеспечивается через размещение необходимой информации на правительственных веб-сайтах в Интернете [22, с. 16].
Новые формы затрагивают сферу взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. В связи с этим целесообразным и актуальным становится возможность сдачи налоговой отчетности и сверке ее посредством сети Интернет.
На современном этапе глобализации системы мирохозяйственных отношений межгосударственное сотрудничество в налоговой сфере во все большей степени влияет на формирование национальной налоговой политики отдельных стран. Только в результате тесного взаимодействия и координации усилий всех государственных служб различных стран возникает возможность решить проблемы классификации электронных видов деятельности и доходов от них, гармонизации налогового законодательства, разработки средств учета виртуальных налогоплательщиков и внедрения универсальных принципов налогообложения электронного бизнеса.
Национальная налоговая политика должна учитывать требования международного законодательства, касающегося регулирования сферы электронного бизнеса, предотвращения незаконных схем налоговой минимизации с помощью электронных технологий.
С 2003 г. в ЕС вступили в действие новые правила обложения электронной коммерции налогом на добавленную стоимость. Члены Налогового комитета Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработали правила распределения налоговых сборов от электронной коммерции. Налоговым комитетом опубликованы «Комментарии к модели налоговой конвенции ОЭСР», которые направлены на гармонизацию международного налогового режима в сфере электронной коммерции. В США правительство предоставляет особые налоговые льготы инновационным фирмам для стимулирования развития систем электронной коммерции [22, с. 17].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.