Реферат по предмету "Финансы"


Правовой статус налоговых органов

--PAGE_BREAK--

В начале ХIХ века функции сбора налогов и распределения денежных потоков для государственных расходов поручены, созданному 8 сентября 1802 г. правительством Александра I, министерству финансов. Непосредственно функцию налогового контроля исполнял департамент податей и сборов.

С 1863 г., уже при Александре II, на базе этого департамента сформированы департамент окладных сборов и департамент неокладных сборов (позднее переименован в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий). Аналогичную работу по взиманию налогов осуществлял департамент торговли и мануфактур. На местах министерство финансов было представлено казенными палатами, при которых имелось губернское податное присутствие. Палата контролировала сбор и поступление прямых и большинство косвенных налогов. Палата состояла из управляющего, помощника управляющего, начальников отделений и других чиновников.

В целях упорядочения налоговой системы на рубеже ХIХ и ХХ века формируются коллегиальные органы управления по видам налогообложения. В царствование последнего российского императора Николая II в губерниях и уездах учреждаются податные раскладочные присутствия. После ликвидации губернского податного присутствия в губерниях их полномочия перешли к казенным палатам и специальным присутствиям. Принцип построения специальных присутствий связан с основными видами налогов: присутствие по налогу с недвижимых имуществ; присутствие по государственному промысловому налогу; присутствие по квартальному налогу. Специальным присутствием руководил губернатор. Раскладочные присутствия, руководимые податными инспекторами участков, просуществовали в уездах до 1917 года, вплоть до крушения Российской Империи.

С приходом к власти большевиков налогообложение, с позиции диктатуры пролетариата, стало использоваться в качестве экономического средства подавления собственника. Подход к взиманию налогов стал политизированным, направленным на обслуживание интересов классовой борьбы.Начиная с 1918 года, с установлением советской власти, инициируется процесс ломки прежней системы и структуры налоговых органов и построение новых.

Установлением общегосударственных налогов и повинностей ведает Всероссийский Съезд Советов и Всероссийский Центральный Комитет Советов (раздел 3, глава 9, статья 49 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г.). Сбор налогов дозволяется вести ": не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности" (раздел 4, глава 16, статья 79 Конституции РСФСР). Следствием гражданской войны и сопутствующему ей хозяйственному опустошению, явилась политика военного коммунизма, элементами которой были продразверстка, запрет частной торговли, распределительное снабжение населения товарами первой необходимости, трудовая повинность и прочее. В условиях отсутствия рыночных отношений государственная казна могла пополняться только административно — командными методами.Параллельно налоговой реформе реформировался аппарат налоговых органов на базе Народного комиссариата финансов. Согласно утвержденного ВЦИК Положения от 26 июля 1921 г. о Народном комиссариате финансов, в его составе появилось организационно — налоговое управление, позже реорганизованное в управление налогами и государственными доходами. В уездных финансовых отделах аннулированы должности податных инспекторов и введены должности финансовых инспекторов.[14; С.13-18].    

Последние подчинялись губернским финотделам и занимались сбором прямых налогов. С 1925 г. права и обязанности финансовых инспекторов регламентируются Положением Наркомата финансов о наружном налоговом надзоре. В функции фининспекторов входило изучение источников доходов налогоплательщиков и объектов налогообложения. Кассовые органы занимались окладным счетоводством, налоговые агенты — взиманием платежей .
II. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

2.1. ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Налоговые органы РФ в своей деятельности руководствуются  Конституцией  Российской Федерации,  федеральными конституционными   законами, Налоговым Кодексом РФ, другими федеральными  законами­, указами и  распоряжениями   Президента Рос­сийской  Федерации, постановлениями   и распоряжениями   Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением; и  осуществляют свою деятельность во взаимодействии с   федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

В перечне  нормативно-правовых  актов не случайно на   первом   месте  стоит  Конституция   Российской Федерации. Содержащиеся  в ней  нормы, регулирующие налоговые  отношения,  имеют  высшую   юридическую силу,  прямое  действие  и   применяются   на  всей территории Российской Федерации. В  ст. 57, 71, 72,  75,  106   Конституции  РФ   определяются  субъекты налогообложения и  их гарантии, исключительная компетенция Российской  Федерации  и компетенция  субъектов  федерации в  сфере  налогового регулирования,  называются   органы   налогового  правотворчества и процедура принятия  законов о налогообложении.[1; С.14-15].    

Конституционные  нормы   находят  детализацию  в законах  и  подзаконных  актах, регулирующих  обще­ственные   отношения   как  ворганизации  работы налоговых  органов, так и в  конкретных  сферах налогообложения.

При  характеристике правовой основы деятельности  налоговых органов такое  деление  имеет теоретическую и  практическую значимость. Налоговое законодательство можно представить двумя  блоками. Первый, включает в себя законы  и  подзаконные  акты, определяющие   порядок формирования  и задачи налоговых органов, их систему и   структуру, компетенцию,   права  и   обязанности налогоплательщиков, принципы  налогообложения и т. д. Второй,   состоит из  законов  по  конкретным  видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообло­жения,  ставок налогов  и   налоговых льгот, правил исчисления  и  порядка  уплаты  налогов, штрафов  и иных  санкций за нарушения  законодательства.

 В данной работе нами рассмотрен первый блок  нормативных актов  изданных в следствии развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования     

Закон РСФСР   от 21  марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР» был первым российским законом, определявшим задачи и  структуру  налоговых органов в условиях начинавшихся  тогда рыночных реформ,  права и  обязанности налоговых органов  при осуществлении контроля за соблюдением  налогового законодательства юридическими и  физическими   лицами.

Закон   РФ  «Об   основах  налоговой    системы  в  Российской  Федерации» от  27  декабря    1991 г. впервые   на  законодательном  уровне   определял    понятие налога  и   налоговой системы.  Целый   ряд    положений, носящих  принципиальный  характер, нашли закрепление в отдельных  нормах закона. Так были определены права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, виды налогов.

Постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам» от 27.02.99 г установило, что Министерство РФ по налогам и сборам  является правопреемником  Государственной налоговой службы РФ в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Государственной налоговой службы РФ. Упомянутые выше правовые акты утратили свою юридическую силу, их заменил Налоговый кодекс РФ. Как инструмент  реализации  основных  задач  в   области   налоговой политики   он приобрел особую значимость, т.к.     призван обеспечивать  комплексный  подход  к  решению  насущных  проблем налогового права, регулировать процесс  налогообложения  в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы,   гарантировать упорядоченную,  единую,  логически  цельную  и согласованную систему.

Изменения налоговой  системы,  предусмотренные  Налоговым  Кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

  — построение  стабильной,  понятной  и  единой в границах Российской Федерации   налоговой   системы,   установление    правовых    механизмов взаимодействия  всех  ее  элементов в рамках единого налогового правового пространства;

— развитие    налогового   федерализма   при   обеспечении   доходов федерального,  региональных и местных бюджетов закрепленными  за  ними  и гарантированными налоговыми источниками;

— создание   рациональной    налоговой    системы,    обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства,  активизации инвестиционной деятельности  и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;

— формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование    системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.

По своей тематике и  кругу  регулируемых  вопросов часть 1 Налогового Кодекса близка к утратившему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и  отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

В обшей  части  Налогового   кодекса   в   целях   создания справедливой  и  эффективной  налоговой  системы  много внимания отведено вопросам  создания  единого  налогового  правового  порядка,  обеспечения законности  для  всех  участников  налоговых отношений.

Следующим элементом правовой основы деятельности налоговых органов  являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам» Государственная налоговая служба  была преобразована  в Министерство РФ по налогам и сборам, здесь же перечислены возложенные на него  первоочередные задачи.

Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения  Правительства РФ по налогам и сборам являются элементом правовой основы деятельности налоговых органов.  Постановлением  Правительства РФ утверждено Положение о  Министерстве РФ по налогам и сборам, где говорится о задачах и структуре налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах, обязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

К правовой основе деятельности налоговых органов относятся подзаконные акты издаваемые Министерством РФ но налогам и сборам и содержащие предписания, обязательные для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
2.2. ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Статья 30 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Правовой статус Министерства РФ по налогам и сборам  определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации,  Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня1999 года «О налоговых органах  РФ» Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №783.[3; С.38].  

Налоговые органы — правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством. Отсутствие в законодательстве определения термина «правоохранительные органы» позволяет отдельным юристам — теоретикам относить налоговые органы к правоохранительным, «обосновывая» это наличием у налоговых органов компетенции по реагированию на налоговые и административные правонарушения. Однако при отнесении того или иного органа к правоохранительным, следует руководствоваться иными критериями и ориентирами.[15; С.25-28].    Общеизвестно, что правоохранительная деятельность складывается из относительно разнообразных, но строго определенных функций:

1) конституционного контроля;

2) правосудия;

3) организационного обеспечения деятельности судов;

4) прокурорского надзора;

5) выявления и расследования преступлений;

6) оказания юридической помощи.

Каждое из направлений деятельности является прерогативой отдельно взятого правоохранительного органа и направлено на выполнение «своих» результатов. Ни одно из этих направлений деятельности не основополагающее для налоговых органов. Поэтому налоговые органы не могут быть правоохранительными органами. Всякий правоохранительный орган — правоприменительный, но далеко не всякий правоприменительный орган — правоохранительный.

Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:

а)  учет налогоплательщиков;

б)  контроль за  соблюдением налогового законодательства;

в)  исчислениеокладных налогов;

г)  приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

д)  применение мер, направленных на пресечение и устранение  выявленных нарушений налогового законодательства;

ж) осмотр любых  помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода  либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения; 

з)  контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

и) проведение налоговых проверок, инвентаризации имущества налогоплательщиков; 

к) полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля;

л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;

м) законодательства о налогах;

н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

о) издание инструктивных и методических указаний по применению создание налоговых постов;

В соответствии с Налоговым кодеком РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц следующую информацию:

— документы, по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

— пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.[9; С.233-235].  

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая проверка.

Налоговая  проверка может быть камеральной или выездной. Если камеральная налоговая проверка проводится  в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных  декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах. НК РФ внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации таких проверок. В отличие от ранее действующего законодательства, четко прописаны  правила назначения, проведения и оформления результатов  налоговой проверки, определены максимальные сроки проведения   (3 месяца) с момента  представления налогоплательщиком  налоговой декларации.

 Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Еще одно нововведение состоит в том, что  налоговый орган  не вправе проводить повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, за  исключением случаев, когда вторая проверка  связана с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.[4; С.131-133].  

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), налоговые органы получили вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике  или по аналогии.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Налоговым Кодексом налоговые органы наделены правом определять сумму налога расчетным путем также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги.

Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля, должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им  предоставляют различные органы.

Новшеством в налоговом законодательстве явилось предоставление налоговым органом самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского и налогового учета. Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Так же, существенные изменения произошли в регулировании права налоговых органов производить взыскание налогов, сборов и пеней. В силу п. 1 ст.45  Кодекса принудительное взыскание налога с организации производится, как правило, в бесспорном порядке, с физического лица — в судебном порядке. Взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда.

Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов — это исключительное право налоговых органов.

Налоговый Кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд  к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.[6; С.239-241].  

При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.