--PAGE_BREAK--2.Возможные операции частного инвестора на рынке ценных бумаг
ДОХОД ОТ ЦЕННЫХ БУМАГ
Доход от АКЦИЙ Доход от государственных и
корпоративных долговых ценных бумаг
Дивиденды Разница между Разница между Разница между
ценой продажи ценой ценой продажи
и ценой размещения(приобр-я) и ценой
покупки акции и ценой погашения покупки ценной
в случае облигаций бумаги
с дисконтом и/или в
форме купонных
выплат
К сожалению, корпоративные облигации пока не получили широкого распространения у нас в стране. Налогообложение каждого из вышеперечисленных видов доходов имеет свои особенности.
3.Как выбрать брокера — финансового посредника
При выборе брокера из большого числа финансовых посредников, работающих на российском рынке ценных бумаг, частый инвестор должен руководствоваться несколькими простыми правилами. Для того, чтобы сделать правильный выбор, частный инвестор должен убедиться в том, что финансовый посредник имеет лицензию и является членом одной из само регулируемых организаций. Частный инвестор должен получить информацию о финансовых возможностях и общей репутации финансового посредника, об услугах, предоставляемых им частным инвесторам, о тарифной сетке выплат и комиссионных. Кроме того, перед тем, как сделать выбор, частный инвестор должен постараться составить личное впечатление о нескольких финансовых посредниках. Ниже эти вопросы будут рассмотрены более подробно.
3.1Лицензия
Частный инвестор должен убедиться в том, что финансовый посредник, вопрос об использовании брокерских услуг которого он рассматривает, имеет регистрационное свидетельство. Это свидетельство должно содержать индивидуальный регистрационный номер, название компании, печать и подписи представителей регистрирующего органа. Наличие такого сертификата означает, что данный финансовый посредник зарегистрирован в соответствии с законодательством, что все его учредительные документы в порядке и за этой организацией осуществляется официальное наблюдение и контроль. Однако, хотя наличие регистрационного свидетельства совершенно необходимо, его недостаточно для того, чтобы сделать вывод о надежности этого юридического лица.
Все профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны иметь еще одни важнейший документ — лицензию, то есть разрешение на осуществление определенного вида деятельности на рынке ценных бумаг. Частный инвестор должен проверить, имеет ли финансовый посредник право вести операции с ценными бумагами. Каждый вид деятельности финансового посредника, оперирующего на рынке ценных бумаг, требует отдельной лицензии — лицензии брокера, лицензии дилера и лицензии на доверительное управление. Отдельная лицензия требуется и на предоставление депозитарных услуг. Очень важно убедиться в том, что инвестиционные услуги, предлагаемые финансовым посредником, соответствуют имеющимся у него лицензиям. На лицензии должны быть проставлены номер, дата выдачи, время действия, название и печать выдавшего ее органа, фамилия ответственного лица и соответствующая подпись. Лицензия означает свидетельство Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг о том, что данный финансовый посредник имеет соответствующие документы, опытный персонал и достаточные средства для осуществления того вида деятельности, на который выдана лицензия, и что контроль над этим финансовым посредником осуществляет ФКЦБ.
3.2 Членство в само регулируемой организации
Важно прояснить, является ли финансовый посредник членом профессиональной само регулируемой организации. Для брокеров и дилеров пока существует только одна такая организация — НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка). Эта ассоциация осуществляет контроль за своими членами, и потому финансовый посредник-член НАУФОР предпочтительнее, чем тот, который не состоит в ассоциации. НАУФОР предъявляет к своим членам дополнительные внутренние требования, собирает регулярные отчеты для поддержания постоянного контроля за деятельностью своих членов и таким образом защищает интересы клиентов финансовых посредников, вступивших в организацию. Поэтому членство в НАУФОР означает, что ФП имеет хорошую финансовую репутацию, предоставляет качественные услуги и защищает права инвесторов. Кроме того, инвестор может получить в НАУФОР информацию о сомнительных инвестиционных компаниях и банках, которые следует избегать при выборе финансового посредника.
3.3 Финансовые возможности и общая репутация
Частный инвестор должен предпринять усилия с тем, чтобы собрать дополнительную информацию о финансовом посреднике — из его публикаций (например, годовых отчетов, если таковые имеются), сообщений печати, от регистраторов, в региональных отделениях ФКЦБ и в НАУФОР. Эта дополнительная информация поможет частному инвестору составить лучшее представление о финансовых возможностях и общей репутации рассматриваемого им финансового посредника. Финансовые возможности (акционерный капитал) ФП — это гарантия частному инвестору, что финансовый посредник выполнит свои обязательства перед клиентами.
3.4Услуги, предоставляемые частным инвесторам
Частный инвестор должен ознакомиться с набором услуг, предлагаемых финансовым посредником, к которому он обратился. Инвестор должен определить, привлекательны и подходят ли эти услуги лично для него. Частному инвестору следует выяснить, какие печатные материалы этот финансовый посредник распространяет среди своих клиентов, насколько они полезны, как быстро они поступают к клиентам, какого рода рекомендации и консультативные услуги представляет финансовый посредник своим клиентам. Должны также быть оценены качество, периодичность и важность для частного инвестора рассылаемых по электронной почте и факсу информационно-аналитических материалов. Обычно имеющие хорошую репутацию финансовые посредники направляют своим клиентам ежедневные, недельные и месячные обзоры и прогнозы, касающиеся ситуации в различных секторах рынка ценных бумаг. Они дают клиентам бесплатные инвестиционные консультации. Кроме того, они распространяют аналитические материалы о ситуации в различных секторах и отраслях экономики и даже об отдельных предприятиях, которые могут представлять потенциальный интерес для частных инвесторов. Все это помогает частному клиенту принять верные решения об инвестициях.
3.5 Плата и комиссионные
Частный инвестор должен внимательно ознакомиться с тарифами рассматриваемого им финансового посредника. Инвестор должен сравнить взимаемую данным институтом плату за стандартные операции с расценками других изучаемых им потенциальных финансовых посредников. Важно детально разобраться в процедурах финансового посредника в отношении частных клиентов, в формах договоров, отчетов и других документов.
3.6 Личное впечатление
Обратившись к своему потенциальному финансовому посреднику, частный инвестор должен поговорить с одним из менеджеров по работе с клиентами — чтобы получить представление, насколько квалифицированы, предупредительны и доброжелательны менеджеры по работе с клиентами в этом ФП. Частный инвестор должен, не стесняясь, задавать вопросы, чтобы прояснить неясные для него моменты и имеющиеся сомнения.
Сравните разных финансовых посредников! И, наконец, частный инвестор должен собрать такую информацию о нескольких, по крайней мере, трех, финансовых посредниках и сделать окончательный выбор после всесторонней оценки каждого из них.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Актуальные проблемы
4.1. Существующие проблемы
В настоящее время процесс расчета и удержания налоговым агентом подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами в общем виде включает в себя следующие составляющие:
1.Определение агентом налогового статуса физического лица
2.Определение доходов физического лица от реализации ценных бумаг
3.Определение затрат физического лица на приобретение ценных бумаг
4.Соотнесение доходов физического лица с его затратами
5. Исчисление налогооблагаемой базы накопленным итогом в течение финансового года
Каждая из составляющих процесса налогообложения сопряжена с определенными проблемами:
4.1.1. Проблема определения налогового статуса налогоплательщика
К разным физическим лицам применяется различный порядок обложения подоходным налогом. Это заставляет налоговых агентов в каждом случае определять налоговый статус каждого лица, что сопряжено со следующими сложностями:
Множественность режимов налогообложения
На режим налогообложения определенного физического лица влияют следующие параметры:
Является ли физическое лицо резидентом Российской Федерации (находится ли оно в течение одного финансового года на территории РФ в течение 183 дней и более) Имеется ли у него основное место работы Имеет ли он право на вычеты по одному из многочисленных оснований, предусмотренных пп. 2-6 Закона о подоходном налоге (дети, иждивенцы, инвалидность, участие в военных действиях, в различных чрезвычайных событиях и пр.).
Неоднократность процедуры установления налогового статуса
Каждой компании, приобретающей ценные бумаги у физического лица, а также каждому брокеру, с которым это лицо работает, необходимо самостоятельно устанавливать его налоговый статус. Помимо того, все то же самое физическому лицу приходится доказывать в налоговой инспекции.
С этим связаны определенные этические проблемы, возникающие оттого, что процедура подтверждения физическим лицом своего налогового статуса оказывается непростой. У людей создается ощущение, что к ним специально придираются, требуя у них дополнительные справки (которые еще нужно получить), чтобы отгородиться от мелких клиентов. При этом больше всего страдают как раз те, кому законодательство стремится облегчить существование предоставлением дополнительных льгот (например, инвалиды и участники войны должны представить больше справок, чем лица, не имеющие права на льготы).
4.1.2. Проблема определения доходов от реализации ценных бумаг
С 01.01.1998 г. введен новый порядок определения доходов, в соответствии с которым датой получения дохода является дата его выплаты (фактического перечисления или выдачи денежных средств или материальных ценностей) физическому лицу:
Датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.1
Применительно к специфике операций физических лиц через профессиональных участников рынка ценных бумаг, под перечислением дохода физическому лицу понимается также списание денежных средств с клиентского счета по поручению физического лица, в частности, на покупку других ценных бумаг.
Таким образом, доход физического лица по операциям с ценными бумагами возникает следующим образом:
Когда физическое лицо продает принадлежащие ему ценные бумаги, у него образуется доход от реализации имущества. Однако пока клиент не получит причитающиеся ему деньги или не распорядится ими (то есть пока средства будут лежать на клиентском счете, открытом брокерской компанией), этот доход не считается полученным и налогообложению не подлежит; Доход считается полученным физическим лицом (и подлежащим налогообложению) только с того момента, когда лицо распорядилось вырученными средствами: например, поручило брокеру купить для него ценные бумаги или получило свои деньги наличными (или банковским переводом).
Это означает, что всякий раз, когда клиент распоряжается своими денежными средствами (по меньшей мере, при каждой покупке), брокерской компании необходимо вычленить, какая часть этих средств вложена клиентом, а какая часть выручена им от продажи других ценных бумаг:
Пример 1
Физическое лицо осуществило через Брокерскую компанию следующие операции:
01.06.98 — акции, принадлежащие клиенту, проданы с доходом 1000 рублей
02.06.98 — клиент дополнительно переводит на покупку акций 1500 рублей
03.06.98 — клиент дает поручение на покупку акций на сумму 2000 рублей
Какая часть этих средств должна рассматриваться как доход, перечисляемый физическому лицу и подлежащий налогообложению?
— 1000 рублей (доход от продажи акций без учета дополнительно внесенных средств)?
— 500 рублей (2000 рублей, которыми распоряжается клиент, за вычетом 1500 рублей, которые он вложил заново)?
Поскольку на практике операции клиента включают в себя многочисленные сделки, перемежающиеся вложениями новых средств и частичным снятием наличных денег, процедура расчета дохода чрезвычайно усложняется.
4.1.3. Проблема определения расходов на приобретение ценных бумаг
Действующее законодательство о подоходном налоге предусматривает два альтернативных способа учета расходов физического лица на приобретение реализуемого имущества: вычет из дохода тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда (1000 МРОТ) или учет документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов:
Статья 3.
1. В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются:
т) суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей пяти тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов;
Статья 12.
При исчислении налога с доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, могут быть учтены документально подтвержденные расходы, связанные с созданием, приобретением и реализацией указанного имущества, но при этом исключение сумм в пределах, указанных в подпункте «т» пункта 1 статьи 3, не производится.
Первый из указанных способов — вычет 1000 МРОТ (т.е. 83.490 руб.) — рассчитан на разовые сделки, а потому принципиально неприменим к физическим лицам, проводящим активные операции на рынке ценных бумаг.
Второй способ — учет документально подтвержденных расходов — соответствует природе операций с ценными бумагами. Однако при его практическом применении возникает ряд принципиальных проблем, которые в действующей нормативной базе остаются пока неурегулированными.
Проблема документального подтверждения затрат
В соответствии с действующим законодательством, налоговую базу по подоходному налогу уменьшают только те расходы физического лица, которые подтверждены документально.
Между тем, сложившаяся на сегодняшний день система документального подтверждения расходов на приобретение ценных бумаг не полностью выполняет свои функции.
В соответствии с действующим порядком, документами, подтверждающими затраты, являются, во-первых, договор, и во-вторых, платежный документ. Такая система не срабатывает в следующих случаях:
При осуществлении физическим лицом многочисленных операций через брокерскую компанию, платежный ордер заполняется только на первоначальное внесение денежных средств. В дальнейшем покупки ценных бумаг осуществляются за счет средств, вырученных от продаж. Таким образом, по большинству операций у физического лица не остается платежных документов. При осуществлении сделок с ценными бумагами на организованных торговых площадках (например, биржах) заполнение договоров купли-продажи не предусмотрено. При покупке физическим лицом ценных бумаг у другого физического лица роль платежного документа может выполнять только расписка в получении денег(причем, по мнению многих налоговых чиновников, такая расписка должна быть заверена нотариально). Однако на практике такие расписки часто не заполняются.
Проблема установления затрат по ценным бумагам, приобретенным на стороне
Физическое лицо может совершать покупки и продажи ценных бумаг как самостоятельно, так и через профессионального участника рынка ценных бумаг.
В случае, когда физическое лицо, используя брокерскую компанию, продает ценные бумаги, приобретенные через эту же компанию, то брокер (исполняющий функции налогового агента) достоверно знает расходы, которые данное лицо понесло на приобретение этих ценных бумаг.
Однако во всех остальных случаях — когда физическое лицо осуществляет операции самостоятельно или продает через брокера бумаги, которые не были куплены с его участием, налоговый агент не может знать затрат физического лица. При предъявлении же им документов, подтверждающих его расходы, возникают следующие проблемы:
Во-первых, система документального подтверждения затрат остается весьма несовершенной и не может целиком выполнить свои функции (эта проблема обсуждалась в предыдущем пункте).
Во-вторых, налоговый агент не имеет права оставить у себя оригиналы документов физического лица, подтверждающих его затраты (в том числе и потому, что эти оригиналы понадобятся ему при подаче декларации в налоговую инспекцию). Следовательно, физическое лицо может предъявлять разным брокерским компаниям одни и те же документы, что открывает возможности для злоупотреблений.
Данная проблема еще более усугубляется, когда физическое лицо продает пакет, на который у него есть договор, не целиком, а частично.
Проблема определения затрат по бумагам, приобретенным на разных торговых площадках.
Физическое лицо может осуществлять операции одновременно на различных торговых площадках (биржах, торговых системах и т.д.).
На большинстве торговых площадок работа организована следующим образом:
Перед началом торгов клиент переводит в торговую систему ценные бумаги и денежные средства. В течение торгового дня клиент дает поручения на покупку (продажу) бумаг. При этом количество сделок может быть очень большим. В конце дня брокерская компания, через которую работает физическое лицо, получает отчет о фактически произведенных сделках со средствами физического лица.
Таким образом, только в конце операционного дняинформация о фактических операциях, а, следовательно, и о расходах на приобретение тех или иных ценных бумаг, поступает к брокеру. Между тем, информация о затратах часто оказывается необходимой гораздо раньше.
Проблема учета расходов, связанных с продажей бумаг
Закон о подоходном налоге позволяет при реализации имущества учитывать расходы, «связанные с созданием, приобретением и реализацией указанного имущества», и даже без конкретизации — всех расходов, «связанных с получением указанных доходов».
Данные нормы (применительно к имуществу вообще) дословно воспроизведены в Инструкции о подоходном налоге. Однако, применительно к ценным бумагам (определенный, специфический вид имущества) Инструкция содержит несколько видоизмененное положение:
При получении физическими лицами доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг, у источника выплаты дохода могут приниматься к зачету расходы, подтвержденные документами по приобретению таких бумаг.
Получается, что по ценным бумагам Инструкция не позволяет учитывать расходы физического лица по реализации бумаг. Между тем, эти расходы достаточно значительны и могут включать в себя:
Комиссионное вознаграждение биржи, через которое осуществляется продажа. Комиссионное вознаграждение брокерской компании. Комиссия регистратора за перерегистрацию ценных бумаг (по существующей практике она в подавляющем большинстве случаев выплачивается продавцом). Оплату услуг депозитария-хранителя по списанию ценных бумаг, если бумаги хранятся в депозитарии.
Без учета этих затрат учет расходов, связанных с извлечение доходов от операций с ценными бумагами, оказывается неполным.
4.1.4. Проблема соотнесения доходов и расходов по операциям с ценными бумагами
Действующее налоговое законодательство, по сути, не проводит различия между ценными бумагами и другими видами имущества, такими как недвижимость или автомобили.
Такой подход на практике приводит к тому, что каждая отдельная ценная бумага рассматривается как обособленный имущественный объект, имеющий собственную стоимость (точнее, собственные расходы на приобретение).
Данный подход оправдан для единичных вещественных объектов (таких как, например, те же автомобили). Однако при его применении к ценным бумагам возникает чрезвычайно сложная проблема соотнесения доходов от реализации ценных бумаг с расходами на их приобретение.
Проблема состоит в том, что при реализации ценных бумаг необходимо точно знать, какие расходы приходятся именно на эти бумаги:
Пример 2
Физическое лицо совершило следующие сделки по покупке определенных акций:
01.05.98 — купило 100 акций по 20 рублей;
05.05.98 — купило 200 акций по 23 рубля;
20.05.98 — купило 150 акций по 22 рубля.
Первого июня физическое лицо продает 180 акций по цене 25 рублей за акцию.
Какие расходы необходимо вычесть из полученного дохода?
Данная проблема имеет несколько аспектов:
Во-первых, физическому лицу (и его брокеру) необходимо помнить всю структуру цен на приобретенные им ценные бумаги, что само по себе достаточно сложно. Во-вторых, существует значительный произвол в определении того, какие именно бумаги из имеющихся у данного лица сейчас продаются.
Последний вопрос не имеет никакого физического смысла, поскольку все ценные бумаги, по определению, одинаковы в рамках одного и того же выпуска, и к тому же, как правило, имеют безналичную форму.
Юридические лица — профессиональные участники фондового рынка используют в аналогичных случаях один их трех условных методов списания ценных бумаг:
1) FIFO — продажа бумаг по порядку, совпадающему с очередностью их приобретения
2) LIFO — продажа бумаг по порядку, противоположному очередности их приобретения
3) по средневзвешенной цене.
Для физических же лиц использование данных учетных методов не предусмотрено.
Используя данные обстоятельства, физические лица часто произвольно указывают, какие именно расходы необходимо соотносить с доходами от продажи того или иного пакета. При этом налоговые агенты сталкиваются со следующими вопросами:
Законны ли требования физических лиц, желающих, в первую очередь, списывать более дорогие бумаги, независимо от фактической последовательности их приобретения (в Примере 2 — по 23 рубля)? Законны ли требования физических лиц, желающих при продаже на одной торговой площадке списывать бумаги, купленные на другой торговой площадки?
Поскольку с 01.01.1998 г. доходы определяются по факту их выплаты (распоряжения средствами), то связь между продажей конкретных бумаг и получением дохода разрывается. Следовательно, неопределенность, какие именно расходы относятся на данные доходы, еще больше усугубляется:
Пример 3
Физическое лицо совершило следующие операции с ценными бумагами одного выпуска:
01.05.98 — купило 120 бумаг по 20 рублей (расход 2400 рублей);
02.05.98 — купило 100 бумаг по 22 рубля (расход 2200 рублей);
03.05.98 — продало 50 бумаг по 24 рубля (доход 1200 рублей);
04.05.98 — продало 80 бумаг по 25 рублей (доход 2000 рублей).
Физическое лицо дает распоряжение на перечисление на его банковский счет 1500 рублей (факт выплаты дохода). Какие расходы необходимо при этом учесть?
Кроме того, существуют расходы, которые нельзя отнести на какую-то определенную бумагу (аналог общепроизводственных расходов у юридических лиц). К ним относятся, например, помесячная оплата услуг депозитария, взимаемая на условиях абонентской платы. Порядка учета данных расходов по операциям с ценными бумагами не предусмотрено.
4.1.5. Проблема исчисления налогооблагаемой базы накопленным итогом
Каждый профессиональный участник рынка ценных бумаг, работающий со средствами физических лиц, в соответствии с требованиями законодательства в течение каждого финансового года должен вести по каждому физическому лицу полный накопленный учет по всем произведенным для данного физического лица сделкам или операциям.
Это необходимо, так как подоходный налог является прогрессивным (т.е. его ставка тем больше, чем больше совокупный налогооблагаемый доход физического лица).
Таким образом, складывается ситуация, когда в октябре к профессиональному участнику (например, брокеру) приходит гражданин Иванов, желающий осуществить разовую сделку на рынке ценных бумаг, а брокер обязан выяснить:
1) тот ли это Иванов, который уже приходит один раз в апреле, или
2) это тот Иванов, который приходил два раза в мае и в июне, или
3) это тот Иванов, который постоянно работает через этого брокера уже в течение 2 лет,
4) или это какой-то совершенно новый Иванов?
В результате данной ситуации по мере возрастания количества физических лиц, осуществляющих какие-либо операции на рынке ценных бумаг через данного профессионального участника, количество времени и трудозатрат сотрудников профессионального участника, занимающихся техническим обслуживанием процесса исчисления подоходного налога, возрастает на порядок, по сравнению с обслуживанием юридических лиц на рынке ценных бумаг.
4.2. Возможные пути решения проблем
Действующий порядок налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами не отвечает специфике данного рынка. Совершенствование данного порядка на уровне города Москвы предполагается осуществлять по следующим направлениям:
Предоставление на законодательном уровне определенных льгот, облегчающих процедуру уплаты подоходного налога без снижения его объема. Разработка нормативных документов, регулирующих процедурные вопросы расчета и удержания налога, остающиеся неурегулированными на федеральном уровне.
В этой связи возможные следующие пути:
1) Отмена прогрессивной шкалы налогообложения подоходным налогом операций физических лиц на рынке ценных бумаг, то есть установление единой ставки налогообложе-ния вне зависимости от объема дохода физического лица.
Принятие подобного решения в компетенции г.Москвы, но этот подход позволит решить только Проблему № 5, не решив остальные 4 проблемы.
2) Установление единого порядка налогообложения для всех категорий физических лиц (вне зависимости от того, резидент или нерезидент, инвалид или не инвалид, основной источник дохода или неосновной).
Принятие подобного решения требует компетенции федеральных органов власти, и позволит решить только Проблему № 1, не решив остальные 4 проблемы.
3) Решение же проблем №№ 2, 3 и 4 возможно только на федеральном уровне, и при этом требует глубокой методической проработки, подготовки и принятия целого ряда подзаконных актов (инструкций, писем, разъяснений). Причем в настоящий момент у методологов нет уверенности, что подобные подзаконные акты смогут предусмотреть весь спектр разноплановых ситуаций, возникающих при работе профессиональных участников со средствами населения на рынке ценных бумаг.
4) Таким образом, по нашему мнению, единственный способ комплексно решить все 5 проблем, не оставив спорных моментов, это полностью отменить взимание подоходного налога по операциям на рынке ценных бумаг.
Законом г.Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 02.07.1997 г. № 26 «О льготах по подоходному налогу с физических лиц» (подписан Мэром г.Москвы 24.03.1999 г.) начиная с 01.01.1999 г. предусматривается освобождение от подоходного налога сумм дохода физических лиц, получаемых ими в течение года от продажи эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих им на праве собственности, через профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Таким образом, Закон введен задним числом, что допускается в тех случаях, когда новый законодательный акт улучшает положение налогоплательщиков.
Принятие данного Закона имело под собой две цели:
1) стимулировать приток средств населения на рынок корпоративных ценных бумаг путем предоставления гражданам льгот по подоходному налогу,
2) стимулировать профессиональных участников к работе с населением (что они делали и делают крайне неохотно) путем упрощения процедуры ведения учета доходов физических лиц — если подоходный налог не взимается, то ведения учета доходов существенно упрощается.
На момент принятия данного Закона (24.03.1999 г.) вся сумма подоходного налога, удерживаемая источниками выплат с граждан, подлежала перечислению в бюджет города Москвы. Поэтому, отменяя Московскую часть налога, Москва, по сути, полностью отменяла подоходный налог с доходов физических лиц на рынке ценных бумаг, полученных через лицензированных профессиональных участников.
Однако новая редакция Федерального Закона «О подоходном налоге с физических лиц» (от 31.03.1999 г.) предусматривает новую шкалу ставок подоходного налога и уплату некоторой его части (3% от облагаемого совокупного дохода) в федеральный бюджет.
Таким образом, начиная с 01.01.1999 г. подоходный налог с доходов физических лиц на рынке ценных бумаг г.Москвы будет взиматься только в федеральной части (по ставке 3%), что существенно облегчает налоговое бремя физических лиц-инвесторов и решает часть проблем профессиональных участников (в частности, не требуется вести накопленный учет доходов, полученных физическими лицами — раз нет прогрессивной шкалы налогообложения).
Тем не менее, остальные проблемы профессиональных участников (а, следовательно, и граждан — инвесторов) таким образом решить не удастся.
Имеется еще ряд идей, которые Правительство Москвы предполагает реализовать в ближайшем будущем.
1. Придание отчету профессионального участника рынка ценных бумаг статуса документа, подтверждающего расходы физического лица
Решить проблемы документального подтверждения расходов физического лица по операциям с ценными бумагами могло бы использование в этом качестве отчетов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Через различных профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокерские и дилерские компании, организаторов торговли, депозитарные организации и реестры акционеров) так или иначе осуществляются почти все расходы физических лиц, связанные с операциями с ценными бумагами.
Документальное подтверждение расходов, осуществленных помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг (например, при прямых сделках с другими физическими лицами), может осуществляться так же, как и сегодня (договор и документ, подтверждающий оплату).
Поскольку деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, а также текущему контролю со стороны Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, то недобросовестные действия профессиональных участников при составлении налоговых отчетов следует считать исключенной.
2. Введение порядка декларирования расходов физического лица
Учет расходов физического лица по операциям с ценными бумагами сопряжен со значительными проблемами, которые остаются неразрешимыми в рамках действующего законодательства.
Радикальным решением этой проблемы могло бы быть введение порядка самостоятельного декларирования расходов физическим лицом.
В соответствии с этим порядком налоговый агент будет учитывать расходы физического лица на основании его письменного заявления, не подтвержденного больше никакими другими документами. Такие заявления будут с определенной периодичностью передаваться налоговым органам по месту жительства физического лица.
При подаче декларации о доходах налоговая инспекция произведет анализ документов, подтверждающих затраты физического лица (как это и происходит уже сейчас), а также проверит правильность декларирования физическим лицом своих расходов по операциям с ценными бумагами.
В перспективе возможно распространение на физических лиц принципа уменьшения налогооблагаемых доходов на сумму убытков по операциям с ценными бумагами (при условии, что эти операции осуществляются через лицензированных организаторов торговли, то есть по рыночным ценам). Данные изменения потребуют внесения изменений уже в федеральное налоговое законодательство. Такие изменения могут предоставить физическим лицам право отнесения затрат по убыточным сделкам и оценке финансового результата по совокупности.
Реализация данных предложений существенно упростит доступ физических лиц к операциям на фондовом рынке. Это позволит решить важнейшую на сегодняшний день задачу вовлечения сбережений населения в инвестиционную деятельность.
Кроме того, реализация этих предложений приведет к росту доходов физических лиц от операций с ценными бумагами. Поскольку эти доходы являются базой для обложения подоходным налогом, суммы налогов, которые получит бюджет, также возрастет.
продолжение
--PAGE_BREAK--