ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Финансовый менеджмент и его функции
1.2 Оценка производственного левериджа
1.3 Производственно – финансовый леверидж
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет финансового левериджа
2.2 Оценка производственного левериджа
2.3 Расчет производственно — финансового левериджа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время в отечественной практике финансовые службы фирм не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, т.е. было целесообразно объединять бухгалтерскую работу с финансовой в рамках одной службы — бухгалтерии. Такая практика организации финансов существовала на большинстве российских фирм (предприятий).
Совсем другое требуется от финансиста сегодня. Деятельность финансовой службы связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции, расчетной например. От финансового работника требуется оценить степень риска совершения той или иной операции, финансовый результат какого-то определенного действия и пр.
Особенно важна роль финансового менеджера в формировании и использовании финансовых ресурсов предприятия. Финансовые ресурсы -это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно играют выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят, — лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что грамотное распределение полученных финансовых средств, поиск дополнительных резервов привлечения финансовых ресурсов позволят фирме оптимизировать собственные финансовые потоки, принесут дополнительный доход, ускорят оборачиваемость капитала. Нерациональное управление финансовыми ресурсами, напротив, приводит к замедлению оборачиваемости средств, увеличению степени зависимости предприятия от заемного капитала, снижению прибыльности и эффективности деятельности.
В условиях перехода к рыночно экономике для каждого отечественного предприятия существует проблема улучшения взаимосочетания и повышения эффективности использования собственных и заемных финансовых ресурсов предприятия.
В финансовом менеджменте для определения эффективности использования собственных и заемных средств для долгосрочного финансирования используют категорию финансового левериджа.
Цель курсовой работы: определить понятие и основные функции левериджа.
Задачи курсовой работы:
Выявить особенности левериджа как основного элемента финансового менеджмента;
Исследовать особенности и основные функции финансового левериджа;
Определить специфику, а также основные функции производственного левериджа
Рассмотреть основные черты производственно – финансового менеджмента и его функций.
Первая глава курсовой работы будет посвящена исследованию теоретических основ левериджа, его основных видов в современных экономических условиях. Во второй главе представленной курсовой работы приводятся примеры расчета финансового, производственного и производственно-финансового левериджа.
Для изучения особенностей и основных функции левериджа на предприятии были использованы работы. Балабанова И.Т., Ковалева В.В., и других авторов. Особенно интересно последнее издание учебного пособия по финансовому менеджменту под редакцией В.А. Ирикова. В первой части этого пособия изложены сущность и роль финансового менеджмента, история его становления и развития. Вторая часть посвящена исследованию теоретических основ финансового менеджмента и его объектов. В третьей части излагается методика управления важнейшими показателями деятельности предприятия с учетом новейших достижений науки, практики и международных стандартов. В работе нашли отражение не только традиционные вопросы финансового анализа, но и новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых, характерные для рыночной экономики.
В.В. Ковалев особое внимание уделяет принципам использования результатов комплексного анализа в процессе оценки эффективности использования капитала и финансовых ресурсов фирмы. Автор подчеркивает, что необходимость анализа эффективности использования вложенных средств возникает исходя из потребностей самого финансового менеджмента.
1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Финансовый менеджмент и его функции
Финансовый механизм представляет собой систему управления финансовыми отношениями, позволяющую обеспечить достижение целей организации. Традиционно рассматривают следующие элементы финансового механизма:
финансовые рычаги;
финансовые методы;
правовое обеспечение;
информационно-методическое обеспечение финансового управления;
информационно-техническое обеспечение финансового управления1.
Более подробно данные элементы представлены в приложении 1.
Основную цель финансового механизма можно определить следующим образом:
мониторинг наличия необходимого количества денежных средств для своевременных расчетов с бюджетом, поставщиками и по прочим обязательствам;--PAGE_BREAK--
распределение и использование прибыли (создание ресурсов для производства и социального развития, обеспечение капитализации прибыли через инвестиции и т. п.).
Таким образом, финансовый механизм организации играет важную роль в процессе деятельности организации. Его совершенствование должно проходить по следующим направлениям:
обеспечение оптимизации использования денежных средств и ликвидация их дефицита;
оптимизация затрат и распределения прибыли;
разработка стратегической финансовой политики организации.
Первым элементом финансового механизма являются финансовые рычаги. Одним из таких рычагов является леверидж.
Финансовый леверидж — взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности.
Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Оценка финансового левериджа позволяет определить оптимальное соотношение между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами. Оценка финансового левериджа— определение соотношения собственного и заемного капитала с учетом ставки налога на прибыль и валовой рентабельности активов1.
Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.
Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией; компанией, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой компанией.
Сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
Показатель рассчитывается по формуле:
где TNI — темп изменения чистой прибыли (в процентах);
TGI — темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах).
Эта формула преобразуется в
где, GI — прибыль до вычета процентов и налогов;
In — проценты по ссудам и займам.
Коэффициент DFLrимеет весьма наглядную интерпретацию — он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов в отличие, например, от выплаты дивидендов является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового левериджа даже незначительное снижение маржинальной прибыли может иметь весьма неприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового левериджа невысок.
Незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.
Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, увеличению рентабельности собственных, средств. Кредит называют финансовым рычагом (левериджем). Проявляется это следующим образом. Допустим, оборотные средства предприятия равны 5 млн. руб., из них 3 млн. руб. — собственные средства, а 2 млн. руб. — заемные. Прибыль за год составила 1 млн. руб. В результате рентабельность оборотных средств в целом составит 20% (1:5- 100), а собственных средств — 33,3% (1:3- 100). Таким образом, используя в своем обороте заемные средства, предприятие тем самым имеет меньшую сумму собственных средств, в результате чего повышается их рентабельность, т.е. отдача с каждого рубля. Это и есть эффект финансового рычага, который можно измерить с помощью следующей формулы:
ЭФР = (Рсс — Псф)× (ЗС: СС) (3)
где ЭФР — эффект финансового рычага;
Рсс— рентабельность собственных средств, измеряемая в процентах как отношение чистой прибыли к собственным средствам (Псс);
ПСф— процентная ставка за кредит, фактически предлагаемая кредитором при выдаче кредита;
(ЭС: СС) — структура капитала предприятия, показывающая отношение заемных средств (ЗС) к собственным средствам (СС), находящихся в обороте предприятия.
Если разность (Рос — ПСф) положительная — предприятие за счет использования заемных средств повысит рентабельность собственных; если она равна нулю — эффекта не будет; если отрицательная при использовании кредита будет убыток. Кроме того, с точки зрения математики может показаться, что чем больше в обороте предприятия заемных средств, тем больше эффект. Но есть определенная граница предела заемных средств, выше которой резко увеличивается риск, и, в результате, банк или прекращает выдачу кредита, или повышает процентную ставку за него, что действует на эффект в сторону его понижения.
Из приведенных рассуждений понятно, почему понятие финансового риска тесно переплетается с категорией финансового левериджа. Финансовый риск — это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данной коммерческой организации. Это проявляется в том, что для двух организаций, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова — она будет больше у коммерческой организации, имеющей более высокое значение уровня финансового левериджа1.
Пример.
Приведены данные о компаниях, имеющих одинаковую величину капитала, но разную структуру источников (руб.).
Компания А
Компания Б
Собственный капитал
400 000
200000
Долговременные долговые обязательства (10%)
150 000
350 000
Итого
550 000
550 000
Рассчитать прибыль к распределению среди акционеров, если прибыль до вычета процентов и налогов составляет по годам (тыс. руб.): год 1 — 50; год 2 — 40; год 3 — 30, а налог на прибыль — 30%.
Компания А
Компания Б
Год 1
Прибыль до вычета процентов и налогов
50 000
50 000
Процент к уплате
15000
35000
Налогооблагаемая прибыль
35000
15000
Налог
10500
4500
Прибыль к распределению
24500
10500
Год 2
продолжение
--PAGE_BREAK--
Прибыль до вычета процентов и налогов
40000
40000
Процент к уплате
15000
35000
Налогооблагаемая прибыль
25000
5000
Налог
7500
1500
Прибыль к распределению
17500
3500
Год 3
Прибыль до вычета процентов и налогов
30000
30000
Процент к уплате
15000
35000
Налогооблагаемая прибыль
15000
— 5000
Налог
4500
-
Прибыль к распределению
10500
-
В рассмотренном примере доходы компаний снижаются, и к третьему году необходимость уплаты расходов на поддержание заемных источников средств, имеющих обязательный характер, в компании В приводит к убыткам. Поскольку в компании А затраты на поддержание заемных источников средств ниже, негативное влияние снижения прибыли на конечный финансовый результат существенно ниже.
Таким образом, подтверждается ранее сделанный вывод о том, что компания с более высоким уровнем финансовой зависимости в большей) степени страдает в случае снижения дохода от текущей деятельности.
В отечественной практике для оценки финансового левериджа используется формула расчета эффекта финансового левериджа, которая имеет вид:
где ЭФЛ— эффект финансового коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
Снп— ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа— коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;
ЗК— средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия. Выводом из этого уравнения является то, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.
В формуле расчета эффекта финансового левериджа выделяют три составляющих, с помощью которых предлагается управление эффектом финансового левериджа в.процессе финансовой деятельности предприятия. Рассмотрим эти составляющие.
1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 — С ), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
2) Дифференциал финансового левериджа (КВРд— ПК),который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процентом за кредит.
Предприятию предлагается проводить постоянный мониторинг величины дифференциала финансового левериджа, т.к. при неблагоприятном изменении рыночных условий может установиться отрицательная величина дифференциала, что приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала, и использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК),который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
Увеличение коэффициента финансового левериджа увеличивает как положительное так и отрицательное воздействие дифференциала.
При измененном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.
Принято выделять способ расчета эффекта финансового левериджа как отношение процентного изменения чистой прибыли на одну обыкновенную акцию к процентному изменению нетто – результата использования инвестиций1.
Кроме того, коэффициент финансового левериджа используют как один из показателей структуры капитала предприятия.
Существуют три показателя структуры капитала предприятия.
1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
(Кз/с): Кз/с = ЗС: СС = (ПN + П V): Пm(5)
Его максимальное значение равно I. При расчете этого коэффициента каждое предприятие должно учитывать свои индивидуальные особенности.
2. Коэффициент автономии (Ка), отражающий независимость предприятия от заемных источников:
Ка=Пm: П (6)
где П — общая сумма пассива, т.е. всех средств, находящихся в обороте предприятия.
Минимальное значение этого коэффициента — 0,5. Это означает, что у предприятия собственных средств среди всех источников должно быть не менее 50%.
3. Коэффициент финансового рычага (Кфр):
Кфр = П: Пm (7)
Этот коэффициент не имеет минимальных или максимальных значений, так как роль его состоит в том, чтобы показать влияние на рентабельность собственных средств структуры капитала как одного из основных факторов1.
Таким образом, в целях повышения эффективности, рентабельности, отдачи собственных средств предприятие должно пользоваться заемными средствами не только тогда, когда недостаточно собственных средств, но и тогда, когда их достаточно, т.е. в качестве финансового рычага.
В практике финансового менеджмента помимо категории финансового левериджа используют также категорию производственного левериджа.
1.2 Оценка производственного левериджа
Производственный леверидж выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера.
Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного или операционного левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска. продолжение
--PAGE_BREAK--
Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.
График изменения объема продаж отражает связь этих показателей (рис. 1.1.).
Аналитическая связь параметров графика представлена следующей формулой:
S=VC+FC+GI (8)
где S — реализация в стоимостном выражении;
VС — переменные производственный расходы;
FC — условно-постоянный производственные расходы;
GI — прибыль до вычета процентов и налогов.
Рис.1.1.График изменения объема
Преобразование этой формулы в вид
показывает объем реализации продукции Q в натуральных единицах.
C = p – v (10)
— называется удельной маргинальной прибылью, где р — цена единицы продукции, v— переменные производственные расходы на единицу продукции.
С помощью этой формулы, задавая необходимую прибыль, можно вычислить количество продукции, которое необходимо произвести. Для прибыли G/ = 0 вычисляется количество продукции в «мертвой точке», или порог рентабельности (пороговый объем реализации).
Такие вычисления называют методом критического объема продаж — определение для каждой конкретной ситуации объема реализации продукции в соответствии с существующими производственными расходами и прибылью.
Производственный леверидж— взаимосвязь изменения чистой прибыли и изменения объема продаж.
Производственный леверидж — прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции1.
Известны три основных показателя производственного левериджа: DOLd, DOLp, DOLr
Рассмотрим их подробнее.
Доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов (DOLd) — первый показатель производственного левериджа:
Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеем высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет.
Отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам (DOLp ) — второй показатель производственного левериджа:
где Pn— чистая прибыль;
FC-постоянные производственные расходы.
Отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr) — третий показатель производственного левериджа.
Как следует из определения, показатель может быть рассчитан формуле:
где ΔGI — темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов процентах);
Δ Q — темп изменения объема реализации в натуральных единицах процентах).
Основное предназначение этих показателей — контроль и анализ в; динамике состояния производства.
При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLrи DOLd а также снижение показателя DOLp означают увеличение уровня производственного левериджа и повышение вероятности достижения заданного уровня прибыли.
Третий показатель после некоторых преобразований одно записать с помощью уравнения:
Экономический смысл показателя DOLrдовольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов.
Как видно из уравнения в районе «мертвой точки», когда прибыль GI стремится к нулю, коэффициент DOLr сильно растет.
Показатель DOLr называется силой воздействия операционного рычага. Делается вывод, что на небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать; и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Воздействие производственного рычага связывается с предпринимательским риском.
Предпринимательский риск — опасность недополучения прибыли до вычета процентов и налогов. Риск — это вероятность потенциальной потери вложенных средств, либо недополучения дохода по сравнению с проектом или планом. Риск может быть оценен с помощью статистических методов, построенных на расчете стандартного отклонения переменной величины, например объема продаж или прибыли. В практической деятельности широкое применение нашли способы оценки риска с помощью эффекта рычага {левериджа). В соответствии с концепцией рычага
Общий леверидж = Операционный леверидж × Финансовый леверидж
Оценка силы производственного рычага зависит от соотношения постоянных затрат и прибыли предприятия. Сила воздействия выражается в процентном изменении валовой прибыли, вызванным каждым процентом изменения выручки от реализации. Рассчитывается уровень производственного рычага как следующее отношение:
Валовая прибыль + Постоянные издержки/Валовая прибыль = 1 + Постоянные издержки/Валовая прибыль
Сила воздействия операционного рычага указывает на уровень предпринимательского риска предприятия: при высоком значении силы операционного рычага каждый процент снижения выручки дает значительное снижение прибыли1.
Анализ уровня производственного левериджа представлен в следующей главе данной курсовой работы.
1.3 Производственно – финансовый леверидж
Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. Его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера чистой прибыли1.
На рис. 1.2. представлена схема взаимосвязи этих показателей и виды левериджа, относящиеся к ним.
Условно-постоянные расходы производственного и финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Выбор более или менее капиталоемких направлений деятельности определяет уровень операционного левериджа. Выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем. Что касается взаимосвязи двух видов левериджа, то достаточно распространенным является мнение, что они должны быть связаны обратно пропорциональной зависимостью — высокий уровень операционного левериджа в компании предполагает желательность относительно низкого уровня финансового левериджа и наоборот. продолжение
--PAGE_BREAK--
Считается, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты.
Задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов.
1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.
2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.
3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов — и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.
Рис. 1.2. Взаимосвязь доходов и левериджа
Производственный и финансовый леверидж обобщаются категории производственно-финансового левериджа. Уровень его (DTL)может быть оценен следующим показателем:
или
где In– проценты по ссудам и займам.
Отсюда следует, что производственный и финансовый риски кумулируются в виде общего риска, под которым понимают риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников1.
Расчет производственно – финансового левериджа также представлен в следующей главе курсовой работы.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет финансового левериджа
Сумма заемного капитала фирмы составляет 400 млн. руб. Сумма собственного капитала — 800 млн. руб. Размер процентов на кредит предприятия составляет 10%. Коэффициент валовой рентабельности активов-20%. Налог на прибыль — 30%. Рассчитаем эффект финансового левериджа.
Решение
№
п/п
Умение
Алгоритмы
1
Определение величины собственного капитала (СК)
С/С=800млн. руб.
2
Определение величины заемного капитала (ЗК)
ЗК= 400 млн. руб.
3
Определение размера процентов на кредит (ПК)
ПК =10%
4
Определение коэффициента валовой рентабельности активов (КВРа)
КВРа= 20%
5
Определение ставки налога на прибыль (Снп)
Ст= 30%
6
Расчет финансового левериджа по формуле
ЭФЛ = (1-Снп)× (КВРа-ПК) ×(ЗК/СК)
ЭФЛ = (1-0,3) × (20-10) ×(400/800) = 3,5%
2.2 Оценка производственного левериджа
Проанализируем уровень производственного левериджа трех компаний (А, В, С), если имеются следующие данные:
А
В
С
Цена единицы продукции, руб
3,0
3,0
3,0
Удельные переменные расходы, руб.
2,0
1,5
1,2
Условно-постоянные расходы, тыс. руб.
30,0
54,0
81,0
Сделаем расчеты для разных вариантов выпуска продукции.
Объем производства (единиц)
Реализация (руб.)
Полные издержки (руб.)
Прибыль до вычета процентов и налогов (руб.)
Компания А
20000
50000
80000
88000
60000
150000 240000 264000
70000 130000 190000 206000
— 10000
20000
50000
58000
Компания В
20000
50000
80000
88000
60000
150000 240000 264000
84000 129000 174000 186000
-24000 21000
66000
78000
Компания С
20000
50000
80000
88000
60000
150000 240000 264000
105000 141000 177000 186600
-45000
9000
63000
77400 продолжение
--PAGE_BREAK--
Рассчитаем точку критического объема продаж для каждой компании:
компания А — 30 тыс. ед.;
компания В — 36 тыс. ед.;
компания С — 45 тыс. ед.
Уровень производственного левериджа при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс. ед.
Компания А:
Компания В
Компания С:
Необходимые данные для расчета уровня финансового левериджа приведены в таблице.
Показатели
Структура капитала
0%
25%
50%
Прибыль до вычета процентов и налогов
5400
6000
6600
5400
6000
6600
5400
6000
6600
Проценты к уплате
—
—
—
750
750
750
2000
2000
2000
Налогооблагаемая прибыль
5400
6000
6600
4650
5250
5850
3400
4000
4600
Налог (35%)
1890
2100
2310
1628
1838
2049
1190
1400
1610
Чистая прибыль
3510
3900
4290
3022
3412
3801
2210
2600
2990
Рентабельность ROE,%
17,6,
19,5
21,5
20,2
22,7
25,4
22,1
26,0
29,9
Уровень финансового левериджа
1,0
1,14
1,5
ИзменениеGI, %
-10,0
—
10,0
-10,0
—
10,0
-10,0
—
10,0
ИзменениеNI, %
-10,0
—
10,0
-10,0
—
10,0
-10,0
—
10,0
Изменение ROE, %
-10,0
—
10,0
-11,4
—
11,4
-15,0
—
15,0
Размах вариации ROE, %
3,9
5,2
7,8
1. В первом варианте, когда коммерческая организация полностью финансируется за счет собственных средств, уровень финансового левериджа равен единице. В этом случае принято говорить, что финансовая зависимость отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением прибыли до вычета процентов и налогов, т.е, изменением производственных условий. Действительно, в этом случае изменение прибыли до вычета процентов и налогов на 10% приводит точно к такому же изменению чистой прибыли.
2. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. В этом случае возрастает размах вариации показателя ROE(как разница между наибольшим и наименьшим значениями этого показателя). По сравнению с вариантом, когда организация полностью финансируется собственными средствами, для структуры капитала с наибольшим уровнем заемных средств размах вариации ROE увеличивается в два раза. То же самое характерно и для вариации чистой прибыли – для структуры капитала с наивысшим значением финансового левериджа изменение прибыли до вычета процентов и налогов на 10% приводит к изменению чистой прибыли на 15%. Это свидетельствует о повышении степени риска инвестирования в предприятие при изменении структуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Расчет производственно — финансового левериджа
По данным условия рассчитаем уровень производственно-финансового левериджа для коммерческой организации А.
Схематично зависимость между показателями левериджа может быть представлена следующим образом.
Экономическая интерпретация показателей такова: при сложившихся в коммерческой организации структуре источников средств и соотношении факторов текущей производственно-финансовой деятельности:
DOLr = + 16 % /+10% = 1,6;
DFLr= + 26,7% /+16,0% = 1,67;
DTL = DOLr×DFLr= 2,67.
увеличение объема производства на 10% приведет к увеличению прибыли до вычета процентов и налогов на 16% (коэффициент DOL)
увеличение прибыли до вычета процентов и налогов на 16% приведет к увеличению чистой прибыли на 26,7% (коэффициент DFLr);|
увеличение объема производства на 10% приведет к увеличен чистой прибыли на 26,7% (коэффициент DTL).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения темы курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Финансовый леверидж представляет собой взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности.
Леверидж называют также «эффектом финансового рычага». Финансовый рычаг является одним из элементов финансового механизма, наряду с финансовыми методами; правовым обеспечением; информационно-методическим обеспечением финансового управления; информационно-техническим обеспечением финансового управления.
Основной функций левериджа можно назвать определение эффективности использования собственных и заемных средств для долгосрочного финансирования компаний.
Категория левериджа позволяет определить наилучшее сочетание собственных и заемных долгосрочных финансовых ресурсов.
Определение уровня левериджа способствует также определение финансового предпринимательского риска компании.
Кроме того, достижение определенного уровня финансового левериджа предоставляет компании возможность влиять на чистую прибыль путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага.
Уровень эффекта финансового рычага зависит от условий кредитования, наличия льгот при налогообложении кредитов, займов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам. Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заёмных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, то есть увеличивается рентабельность собственного капитала.
В практике финансового менеджмента используют следующие категории левериджа:
— финансовый леверидж (как уже было указано выше финансовый леверидж – это взаимосвязь между прибыльностью (рентабельностью) капитала хозяйственного субъекта и объемом кредиторской задолжности);
— производственный леверидж (взаимосвязь изменения чистой прибыли и изменения объема продаж. Производственный леверидж представляет собой прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. Выявляется производственный леверидж путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера Производственный и финансовый леверидж обобщаются категории производственно-финансового левериджа);
— производственно – финансовый леверидж (влияние производственно – финансового левериджа определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера чистой прибыли).
Выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем. Что касается взаимосвязи двух видов левериджа, то достаточно распространенным является мнение, что они должны быть связаны обратно пропорциональной зависимостью — высокий уровень операционного левериджа в компании предполагает желательность относительно низкого уровня финансового левериджа и наоборот.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Научная литература
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие -М.: Финансы и статистика, 2004г..
Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. — М.: ИНФРА — М, 2003.
Берзон Н. Основные элементы финансового механизма // Финансист №7, 2004 – С. 51 -52.
Бланк И. А. Финансовый менеджмент. Учеб. курс. — Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004.
Бригхэм Ю., ГапенскиЛ. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2-х т./Пер. с англ.: Под ред. Ковалева В.В. — СПб.: СПбГУЭФ — Экономическая школа, 2003.
Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Нефть и газ, 2003. – 284с.
Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент. — М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2004.
Горфинкель В., Куприянов Е. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г.
Донцова Л.В. Особенности эффекта финансового рычага// Финансист, 2005 – С. 48 — 56.
Ириков В.А. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005г.
Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика 2004.
Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. М.: Финансы и статистика, 2003.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент — М: Финансы и статистика, 2003.
Ковалева А.М. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 2004 г.
Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ “ДИС”,2004.
Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
Справочник финансиста предприятия, 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2003.
Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2005.
Уткин Э. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2005.
Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Ист-Сервис, 2004.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2005.
Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2004.
Хорн Дж. В. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Элемент финансового механизма
Краткая характеристика
1
2
Финансовые рычаги
Финансовые показатели, через которые управляющая система может влиять на хозяйственную деятельность организации. К ним относятся: прибыль, доход, финансовые санкции, цена, дивиденды, проценты, заработная плата, налоги и т. п.
Финансовые
методы
Финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль
Правовое обеспечение
Учредительные документы организации. Совокупность законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих финансовые отношения: Конституция РФ устанавливает основные права и обязанности субъектов хозяйственной деятельности; кодексы по отраслям (в первую очередь — Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ); федеральное законодательство — принятые в соответствии с Конституцией РФ и кодексами федеральные законы, регулирующие отдельные области хозяйственной деятельности (например, Федеральный закон от 21.11.1996 №*129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); нормативно-правовые акты — постановления Правительства РФ, положения по бухгалтерскому учету, указания и приказы Минфина РФ и Центрального банка РФ1 (например, постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа», «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное Центральным банком РФ 03.10.2002 № 2-П) и др.
1
2
Информационно-методическое обеспечение финансового управления
Этот элемент финансового механизма включает: финансовый учет; управленческий учет; налоговый учет; внутреннюю финансовую документацию: приказы, распоряжения и другие аналогичные документы, регламентирующие управление финансами конкретного хозяйствующего субъекта
Информационно-техническое обеспечение финансового управления
Указанный элемент финансового механизма появился в последние годы. Его возникновение связано с развитием информационно-технических средств, использующихся в управлении финансами. К рассматриваемому элементу финансового механизма можно отнести: справочные правовые системы (СПС, например, СПС «КонсультантПлюс»); автоматизированные системы систематизации и обобщения финансовой информации (например, системы автоматизированной бухгалтерии — «Парус», «Турбо-Бухгалтер», «1С» и т. п.); системы автоматизированных финансовых расчетов и проектирования (например, Project Expert и др.) и т. п.