Реферат по предмету "Финансы"


по финансам 2

--PAGE_BREAK--
2.Сравнительный  анализ расходов бюджета на социальную и экономическую сферу.

2.1  Анализ показателей расходов бюджета за 2005-2007 годы.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это — базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Основные направления бюджетной политики до 2010 г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

·     осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;

·     осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

·     полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

·     сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

·     сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;

·     снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

·     совершенствование межбюджетных отношений.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

·     ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·     оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

·     трансферты населению;

·     ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

·     бюджетные кредиты юридическим лицам;

·     субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

·     инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

·     бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

·     кредиты иностранным государствам;

·     средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция — средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия — средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

С помощью различных расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Основой отраслевойгруппировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства[1].

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию)является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

При составлении расходов на экономический сектор определяют объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств. Определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели; определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Большая часть государственных расходов идет на финансирования промышленности. Эта правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось бы  выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов:

1) льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств;

2) финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих на новые виды производств;

3) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций  в соответствии с современными потребностями.

Если изучить статьи расходов на экономику в 2005-2006 годах, то можно выделить, что большое количество средств было выделено на развитие транспорта, сельского хозяйства. После многочисленных кризисов и других проблем в экономической сфере достаточно много средств было выделено на прикладные научные исследования в области национальной экономики. Подробно изучить распределение расходов в экономической сфере можно по таблице 1[1, с-52]. С каждым годом происходит и выделение денег на  отдельные отрасли экономики, которые являются наиболее приоритетными. На данный момент это энергетическая промышленность, на которую в 2005 году было выделено 398,3 миллиарда рублей, в последующие годы эта цифра вырастет.

Также планируется выделить порядка 547,9 миллиардов рублей[2].

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованьях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, государство в лице своих органов оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям граждан: пенсионерам, семьям, матерям одиночкам т.д.

Поэтому становление России как социально-ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения,предоставляющая населению – престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан – бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг. Расходы на оказание социальной помощи на 2005 г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составила 7,2%, а в бюджете территорий 8,5%.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии, с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральным и территориальными органами власти и местного самоуправления.

Наибольший удельный вес средств предусмотрен на финансирование социально-культурной сферы. На социально-культурные мероприятия профинансировано за 2005 года 188851.0 тыс. рублей, против уточненного плана за год 188456.0  тыс. рублей или на 100,2 %,  в том числе по народному образованию 124838 тыс. рублей против уточненного плана за год 118987 тыс. рублей или 104.9%,  по здравоохранению 36959.0 тыс. рублей против плана за год 43220 тыс. рублей или 85,5 %, по культуре профинансировано 15870 тыс. рублей против плана за год 14733 тыс. рублей или на 107,7 %, по социальной политике 10023,0  тыс. рублей против плана за год 10392.0 тыс. рублей или на 96.4 %[2, с-53].

Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Основной принцип расходования бюджетных средств — строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности. Расходы на социально-культурные мероприятия в 2006 году представлены в таблице 2 [3, с-54].

Таким образом, проведенный анализ показал, что местные бюджеты имеют ряд характерных особенностей, находящих свое отражение в процессе их составления и исполнения, обеспечивают экономические и социально-культурные потребности муниципальных образований.
2.2 Влияние бюджетных расходов на экономику страны

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории — бюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

n   сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

n   определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

n   создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по распределению средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством экономическую основу регионов составляет их собственность например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля,  недра и т.д.

Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Первой, наибольшей величиной расходов государственного бюджета являются расходы на  экономический сектор. Так, на промышленность, энергетика и строительство было выделено 26790548.2 млн. рублей, на сельское хозяйство и рыболовство 5538283.2 млн. рублей,  на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 530263.5 млн. рублей, на развитие рыночной инфраструктуры 5746.6 млн. рублей. Сюда же включая расходы на социальные нужды:образование-7894517.6 млн. рублей; культура и искусство-1320845.0 млн. рублей; средства массовой информации-1747253.9 млн. рублей; здравоохранение и физическая культура-4192213.2 млн. рублей; социальная политика-2988486.4 млн. рублей[3].

Второй, наибольшей по абсолютной величине цифрой являются расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для того возможно несколько путей.

а) Традиционный путь — выплата налогов за счет золотовалютных резервов, однако он мало привлекателен, тем более, что резервы часто очень ограничены.

б) Консолидация внешнего долга, то есть превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Она возможна только с согласия кредиторов.

в) В некоторых странах практикуется сокращение размеров внешнего долга путем конверсии — превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, права участия в капитале. Я считаю, что такое решение проблемы государственной задолженности наиболее подошло бы нашей стране, так как мы одновременно убили бы двух зайцев: увеличили приток иностранных инвестиций в экономику страны и избавились бы от бремени внешнего долга.

      г) Обычным является обращение страны-должника к международным банкам — региональным,  Всемирному банку. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но предъявляют жесткие требования к экономической политике, в частности эмиссионной, кредитной и финансовой, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. Такие кредиты сейчас берет наша страна.

В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

В течение последних лет государственный долг РФ резко увеличился. Динамика структуры внутреннего государственного долга свидетельствует, о прогрессивных изменениях – кардинально снижается, доля кредитов Центробанка, прекращается выпуск и планируется полное погашение казначейских обязательств, снижается доля казначейских векселей. В то же время стабильна или повышается доля ценных бумаг, размещаемых на финансовом рынке. Становление рынка государственных долговых обязательств в РФ происходило параллельно с осуществлением глубокого реформирования всей экономической системы страны. Россия, приступившая к эмиссии собственных долговых обязательств, еще находясь в составе СССР, столкнулась с ситуацией, когда неуспех ее первых займов объясняется как слабым развитием финансового рынка и мало привлекательными условиями займов, так и кризисно доверия инвесторов к ценным государственным бумагам вообще. Рост внутреннего долга в начале 90-Х годов помимо бюджетного дефицита был вызван еще и тем, что РФ выступила правопреемницей по долгам СССР. Однако эмиссионное покрытие дефицита к середине 90-Х годов полностью исчерпало себя. Кредитно-денежная эмиссия не только выступает значительным фактором расстройства кредитной системы и денежного обращения, но и усугубляет кризис в реальном секторе экономики. Поэтому наиболее приемлемым способом регулирования бюджетного дефицита является покрытие его за счет увеличения государственного долга, который в свою очередь нуждается в продуманном централизованном регулировании.

Важной экономической задачей является постепенный переход к финансированию бюджетного дефицита исключительно за счет не эмиссионных источников.

Выпуск ценных государственных бумаг открывал возможности для внедрения в экономику прогрессивных методов финансирования дефицита государственного бюджета, что в свою очередь позволило бы нормализовать ситуацию в финансово-кредитной сфере.

В 2005 году на погашение государственного и муниципального долга было выделено из государственного бюджета 208,3 миллиардов рублей, а в 2006 году -172,8 миллиардов рублей.

В связи с обострившейся в последнее время политической атмосфере в мире, последовало и увеличение расходов на оборону страны. В последние годы было потрачено порядка 45274901.8 млн. рублей.

Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Р.Ф., которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов- в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.

Но в современном мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к сокращению военных расходов федерального бюджета, прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий. Динамика расходов федерального бюджета с одной стороны, свидетельствует о намерении и участии России в программах по сокращению вооружений, а с другой, о нехватке средств в бюджете и как следствие – нестабильное состояние данного пункта расходов. Но запрещения отдельных видов вооружений в современном мире ни в коей мере не означает ощутимое сокращение военных расходов, поскольку на смену запрещенным видам вооружения приходят вновь произведенные, зачастую более совершенные и эффективные, что почти всегда означает более высокую их цену.  Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям.

Однако как бы не спорили сторонники и противники военных расходов их объем  во многом будет зависеть, прежде всего, от степени реальной угрозы военного нападения. Но на величину этих расходов также может повлиять и общее состояние экономики, уровень ее развития,  ее финансовые возможности. На сегодняшний день Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов и выполняет ряд международных договоров по сокращению вооружений. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа, которая во многом поможет при сокращении расходов качественно улучшить, прежде всего, управление армией и флотом.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция не получила необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Уже сейчас, с переходом на рыночные отношения, намечается тенденция в смещении акцентов в распределении бюджетных средств, во-первых, в сторону усиления социальной функции государства, во-вторых, изменения в содержании и направленности экономической функции. Как известно, расходы федерального бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.  Такого рода взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной сторо­ны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками по­ступающих в бюджет доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Вот почему очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. Но если посмотреть с другой стороны, то расходы при надлежащем использова­нии бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на до­ходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала ит.д.

Начался процесс освобождения бюджета от части расходов по признаку территориальной принадлежности. Несколько позднее на региональный уровень были переданы капитальные вложения. В результате проведенной реорганизации на региональный уровень была возложена ответственность за осуществление крупных инвестиционных проектов.

Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются непосредственно на данной территории, – это комплексное  развитие  экономики  региона, его  благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и др. При этом средства местных бюджетов концентрируются главным образом на обеспечении социальной сферы, жилищного коммунального хозяйства и других отраслей, обслуживающих население данной территории.

Но от перемещения бюджетных средств с одного уровня бюджетной системы на другой их совокупная величина не возрастает, следовательно, для обеспечения бюджетных расходов средствами необходимо проводить работу по совершенствованию состава и структуры расходов бюджета, привлечению дополнительных источников финансирования расходов,  особенно в социальную сферу. Совершенствование состава и структуры расходной части бюджета требует правильного определения приоритетных направлений расходов.

Именно этим направлениям в первую очередь должна оказываться государственная поддержка.  В сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации. Таким образом,  в связи со сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты.

Таким образом, современное состояние российской бюджетной системы характеризуется:

·     стягиванием значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

·     делением всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжается вышестоящий орган;

·     широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли доходов федерального бюджета — в среднем до 70-85 %;

·     субъективизм при решении вопроса об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

·     ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов;

·     ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий возможность держать в зависимости нижестоящий орган власти.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.