Реферат по предмету "Уголовное и уголовно-исполнительное право"


Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

План
Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового положениялиц, отбывающих наказания____________6
Глава 2. Содержание правового статусалиц, отбывающих наказания___________11
Глава 3. Основные обязанности и правалиц, отбывающих наказания___________17
Заключение___________________________________________________________32
Список использованной литературы______________________________________36

Введение.          В Российской Федерации активнопроводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства,регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятиеУголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительногокодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбываниевсех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных меруголовно – правового характера.
          Принятие Уголовно–исполнительногокодекса позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшиеразнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания.До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательныеакты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальонеВооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядкеи условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно–трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленныенормативные правовые акты министерств и ведомств.
Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то,что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. Припротиворечии между ратифицированными Российской Федерацией международнымидоговорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами.
К числу важнейших международных актов,касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальныестандартные правилаобращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток идругих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения инаказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких, бесчеловечныхили унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекс поведения должностных лицпо поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики, относящиесяк роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенныхили задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защитуправ тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила ООН, касающиесяотправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985год; Сводпринципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы тони было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер,не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН,касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящиепринципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних(Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Уголовно–исполнительныйкодекс закрепил важнейшее положение уголовно – исполнительной политикиРоссийского государства о направленности законодательства и практики егоприменения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственноесовершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этойцели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большойстепенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного вовремя отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодексрасширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив,что они применяются практически в каждом наказании.[1]
На этом понятии основывается и переченьосновных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленныйпорядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа,общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональнаяподготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достиженияосновной задачи правосудия в широком смысле — превращение бывшего преступника вчлена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексеРФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовоеположение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены какобязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личнуюбезопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободывероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени втечение многих десятилетий вообще были лишены.


















Глава 1. Понятие правового положения лиц,
отбывающих наказания.
          Лица,попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнениинаказания, имеют определенное правовое положение (статус). Соответственно можноговорить о правовом положении осужденного, правовом положении персоналаучреждений и органов, исполняющих наказания, правовом положении ближнихродственников осужденного и т.д. В их числе особого внимания заслуживаетправовое положение осужденных, социально-правовое значение которого выражаетсяв следующем.
          Лица, отбывающие наказания, какграждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина,которые согласно статье 2 Конституции Российской Федерации являются высшейценностью. Это обуславливает наличие особых требований к нормативным правовымактам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям ихобщегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положенияосужденных означает одновременно установление пределов и форм деятельностиперсонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря – гарантиюобеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовныхнаказаний.
          Исполнение осужденными возложенных наних обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересовобразуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу длядостижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправлениеосужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденныхпредставляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания,привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.
          Правовое положение лиц, отбывающихнаказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусеграждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденныхво время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается внаучном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положенияосужденных.
          Общепринято выделение трех видовправовых статусов личности. Это общий правовой статус граждан, специальныйправовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовомположение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидностьспециального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовыестатусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы,исправительные работы и т.д.).
          Отличительной чертой специальногоправового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовомстатусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечетлишения гражданства России и соответственно общего правового статуса гражданнашей страны. В статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданинРоссийской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменитьего.
          Исходя из этого, в Законе РоссийскойФедерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года непредусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию.Более того, согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказанияслужит препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.
          Сохранение гражданства Российскогогосударства по отношению к лицам, совершившим преступления, соответствуетмеждународным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служитярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполненияуголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно,во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибонарушения последней в любых формах их появления неизбежно связана с ущемлениемправ, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданамгосударства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требованииисчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав осужденных.В результате этого осужденным гарантируется пользование правами граждан, неподвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) – темиправами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточномобъеме.
          Во-вторых, сохраняя за осужденнымигражданство, государство преследует цель повышения воспитательного потенциаланаказания, так как это позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданскимчувствам осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания. Примерыобращения к гражданским чувствам осужденных имелись в наиболее тяжелое времядля нашей страны, например, в Великую отечественную войну. Есть такие примеры ив настоящее время. Свидетельством этого служат случаи добровольногоперечисления осужденными пожертвований в различные благотворительные фонды, помощьво время ликвидаций последствий стихийных бедствий, а также при другихчрезвычайных обстоятельствах.
          В-третьих, сохранение гражданстваозначает то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскимиправами, а также несет обязанности, возложенные на граждан РоссийскойФедерации. Так, осужденные к лишению свободы пользуется без каких-либо существенныхограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иныхотношений.
          Осужденные – субъекты как общих,гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания,отношений. В результате этого появляются специальные права, законные интересы иобязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначениемосужденному уголовного наказания – своеобразного средства самозащиты обществапротив нарушений условий его существования. Наказание, как разновидностьгосударственного принуждения применяется к лицу, признанному виновным всовершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, атакже в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новыхпреступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого,государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания,а также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. Вправовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав исвобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободыустанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства иместа пребывания.
          В условиях отбывания наказанияпроисходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация идополнение. Конкретизация представляет собой детализацию прав, свобод,обязанностей граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация можетвыражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и вдетализации их содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных клишению свободы, возникающие в связи с получением общего и профессиональногообразования.
          Дополнение общих прав и свобод гражданприменительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулированиязаконом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни иприсущих только условиям отбывания наказания того или иного вида.
          По своему содержанию правовой статусосужденных – это совокупность юридических средств, с помощью которыхзакрепляется положение осужденного во время отбывания наказания. Содержаниеправового статуса складывается из прав, законных интересов и обязанностейосужденных.
          С учетом изложенного правовой статуслиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различныхотраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностейположение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иноговида.





























Глава 2. Содержание правового статуса лиц,
отбывающих наказания.
          Как ужеотмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют общегражданскиеправа и свободы. В то же время они отбывают уголовное наказание, содержаниекоторого согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса представляет собойпредусмотренные Уголовным кодексом лишения или ограничения прав свобод этихлиц. Взаимодействие этих факторов определяет и содержание правового статусалиц, отбывающих наказания.
Всодержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законныеинтересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, какправило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако, права,законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях,регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иныхотраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных –это самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут бытьохарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности исодержания.
Социально-правовоезначение прав осужденных заключается в укреплении режима законности приисполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередьозначает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой– важнейшая обязанность его представителей, в данном случае – персонала учрежденийи органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированныематериально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитиюличности осужденного, а в конечном итоге – его исправлению. Права осужденных,провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ним иобществом, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.[2]
Сущностьправ осужденного заключается в предоставлении управа моченному лицу возможностиопределенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализациитакой возможности и соответственно степень притязания осужденного назакрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права,включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоватьсясоциальными благами (питанием, вещественным довольствием) в рамках,установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнениякорреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учрежденийи органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительныхи иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаяхк защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируетсягосударственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанномпринципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорскогонадзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля.
Исходяиз изложенного, субъективное право осужденного можно определить как  закрепленную законом и гарантируемуюгосударством реальную возможность определенного поведения осужденного илипользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностямидолжностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектоввозникающих правоотношений.
Вкачестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание,необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовоезначение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечитьдифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессеотбывания наказания.
Содержаниезаконных интересов состоит из трех элементов.
Первый– это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, какматериального (например, получение дополнительных посылок и передач,дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметовпервой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т.д.), так идуховного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Рядблаг, выступающих объектом законных интересов осужденных могут иметь какматериальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы,проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.д.).
Объектомзаконных интересов могут быть социальные блага, как существенно изменяющиеправовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготныеусловия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и несопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении измест лишения свободы).
Материальныелибо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны внормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенныеюридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, чтов основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного(отношение к соблюдению режимных правил, труд, воспитательной работе,обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов,исполняющих наказания, прокуратурой, судом и другими субъектами и участникамиуголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элементасодержания законных интересов осужденных можно назвать возможностьходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками об ихсоответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересовосужденных.
Третийэлемент – возможность обращаться к компетентным органам за защитой законныхинтересов. И хотя такое обращение не предполагает автоматическогоудовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных,как и их субъективные права, гарантированны государством.
Следовательно,законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовыхнормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или инымиблагами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрациейучреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденныхво время отбывания наказания.
Видызаконных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально –политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на тригруппы.
Первуюгруппу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения,возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно –досрочное, досрочное освобождение), уголовно – исполнительного (представлениеоблегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслейправа.
Втораягруппа – это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. Вотличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведениялюдей, большинство льгот устанавливаются не в зависимости от заслуг человека, ав связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такиельготы предусмотрены для осужденных уголовно – исполнительным законодательством(например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение безконвоя и сопровождения).
Третьюгруппу представляют законные интересы, направленные на получение благ, по своейсоциально – правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, нильготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интересаосужденных. Например, согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительногокодекса администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду сучетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, повозможности, специальности. В других случаях законные интересы осужденныхнередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако всилу слабости гарантий реализации (в основном материальных) не реализуются вполном объеме. В их числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовоеустройство, которое вследствие социально – экономических условий в стране неможет быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законныйинтерес осужденных.
Социально– правовое значение обязанностей выражается в том, что они служат средствомформирования нравственного и правового сознания осужденных, укреплениязаконности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбываниянаказания.
Сущностьюридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого сточки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденныхобязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Сущностьюридических обязанностей осужденных выражается через их содержание илиструктуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимостьсовершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы,обязательным работам и исправительным работам трудиться, обязанность лица,осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в уставленный законом срок и т.д.);во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободыиметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работампо собственному желанию и т.п.).
Юридическиеобязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различныеформы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действийустанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, товоздержание от совершения определенных законом действий – с помощью запрещающих(негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегдаучитывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностямосужденных. Между тем, в том, и в другом случаях запреты должны рассматриватьсяв качестве разновидности обязанностей осужденных, а именно в качествеобязанностей воздержания от определенных законом действий.
Такимобразом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленнуюв обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведенияосужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целейуголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания,соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иныхлиц.














Глава 3. Основные обязанности и правалиц,
отбывающих наказания.
В нормах главы 2 Уголовно–исполнительного кодексавпервые закреплена развернутая система субъективных прав и юридических обязанностейосужденных. В наименованиях статей 11 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса ониназваны основными обязанностями и  основнымиправами осужденных. Закрепленные в статьях 13, 14 и 15 права осужденных наличную безопасность, свободу совести и обращения с заявлениями, предложениями ижалобами представляют собой элементы тех же самых основных прав осужденных.
Если вранее действовавшем Исправительно–трудовом кодексе РСФСР правовое положениеосужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательствомдля осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбыванияконкретного вида наказания, то в Уголовно – исполнительном кодексе РФ последниедва вида ограничений сняты, так как они давали возможность произвольного ивесьма расширительного толкования, особенно ограничения, вытекающие из режима отбывания наказания. Болеевсего таких вольностей допускалось при исполнении наказания в виде лишениясвободы, когда ведомственные нормативные правовые акты устанавливали различныеограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания.Теперь подобное исключается в принципе.
Приопределении правового положения осужденных принципиальным является закреплениев законе прежде всего их обязанностей. Это вытекает из обязанности исполненияприговора суда. Осужденный обязан отбыть наказание со всеми его тяготами илишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ и возможностей имногими другими негативными последствиями.
Преждевсего в Кодексе закрепляется требование об исполнении общегражданскихобязанностей: осужденные должны исполнять установленные законодательствомобязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятие в общественравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Данное положениесоздает правовую основу для установления специфической обязанности осужденныхпо соблюдению, например, правил санитарии и гигиены в месте их пребывания иработы со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и применениемспецифической дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение такихобщегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане вольны вустановлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены собственноготела и жилища, то в местах лишения свободы к этим аспектам жизнедеятельностипредъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.
На  осужденных возлагается обязанность соблюдатьтребования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний,а также принятых в соответствии с ними иных правовых актов. Это прежде всегособлюдение положений Уголовно–исполнительного кодекса, а также принятых всоответствии с ними, например, Правил внутреннего распорядка исправительныхучреждений (статья 82 УИК), Правил отбывания уголовных наказанийвоеннослужащими осужденными (статья 5 УИК) и т.д.  Все эти требования должны быть в полномобъеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними ознакомиться, иметьсоответствующие выписки. Особенно это относится к нормативным правовым актамфедеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общиеположения, относящиеся к обязанностям и запретам. Причем значительное числоэтих обязывающих предписаний и запретов должны знать родственники осужденных,которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию, передаютпередачи. Например, передача осужденному любой корреспонденции минуя цензуру,запрещена; это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюдапоследствиями как для осужденных, так и родственника (в результате этого можетбыть прервано свидание).
Наосужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требованияадминистрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без этого невозможнов полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь идет о выполненииосужденными законных требований, а не любых указаний и приказов  администрации. Законность предъявляемоготребования следует определять исходя из его общей характеристики инаправленности, а не из того, в компетенции или нет данного сотрудникатребовать от осужденных выполнения конкретных действий. В исправительныхучреждениях устанавливаются единые режимно – педагогические требования,предъявляемые к осужденным, за выполнением которых обязаны следить всесотрудники исправительного учреждения независимо от занимаемой имидолжности;  все требования будутзаконными. Невыполнение осужденными предъявленного сотрудником требования соссылкой на его незаконность должна быть обоснованной (требование носит сугуболичный характер, не предусмотрено


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.