Реферат по предмету "Финансы"


Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

--PAGE_BREAK--1.2 Транспортный налог. Объекты налогообложения


Источниками формирования Федерального дорожного фонда были налог на реализацию горюче-смазочных материалов и федеральный налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в указанный Фонд по ставке, установленной Законом о дорожных фондах, в остальной части суммы налога зачислялись в территориальные дорожные фонды.

Однако Федеральным законом от 27 декабря 2000г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» и Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон № 118-ФЗ) были изменены правила формирования дорожных фондов.

Прежде всего ст.5 Закона № 118-ФЗ установлено, что Закон о дорожных фондах утрачивает силу с 1 января 2003г. До этого времени он применялся с учетом следующих положений: Федеральный дорожный фонд с 1 января 2001г. упразднен, а действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда приостановлено. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автомобильных средств не взимаются соответственно с 1 января 2001г.

Таким образом, с начала 2001г. в Российской Федерации функционировали только территориальные дорожные фонды, налоговыми источниками формирования которых были налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог.

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств был установлен ст.6 Закона о дорожных фондах. Что же касается налога на пользователей автомобильных дорог, то ставки этого налога установлены в размере 1% (понижены) выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и 1% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой и торговой деятельности (налог начисляется отдельно по каждому виду деятельности). Сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или бюджеты субъектов РФ для их целевого использования.

С 2003г. целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются за счет:

-                     транспортного налога;

-                     акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

-                     земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;

Транспортный налог вводился в Российской Федерации с 1 января 1994г. Его появление было продиктовано необходимостью пополнения бюджетов. Поэтому в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 говорилось о временном взимании транспортного налога с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных). Взимался налог в размере 1% ФОТ с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции. Транспортный налог был отменен с 15 ноября 1997г. на основании Указа Президента РФ.

С 1 января 2003г. вступила в действие гл.28 «Транспортный налог» НК РФ.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ определяют ставку транспортного налога в пределах установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования. Например, взимание транспортного налога в Москве регулирует Закон г. Москвы от 31 октября 2002г. №48.

Объектом налогообложения являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили; мотоциклы; мотороллеры; автобусы; другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты; вертолеты; теплоходы; парусные суда; катера; снегоходы; моторные лодки; гидроциклы; несамоходные (буксирные) суда; другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения:

весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5л. с.;

автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;

промысловые морские и речные суда;

пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомобили (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи);

самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства; физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (как пользующиеся ими сами, так и передавшие их по доверенности после 29 июля 2002г.), а также физические лица, на которых транспортные средства не зарегистрировано, но которые получили его по доверенности, но которые получили его по доверенности, датированной до 29 июля 2002г. (если собственник транспортного средства уведомил налоговую инспекцию о факте передачи, если же он не сделал этого, то налог будет платить он сам).


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Механизмы исчисления и взимания транспортного налога


Для того чтобы рассчитать сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определить налоговую базу, налоговую ставку по данному транспортному средству, а затем умножить налоговую базу на налоговую ставку и на специальный коэффициент, который определяется как соотношение числа полных месяцев, в которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде, причем месяц регистрации транспортного средства и месяц его снятия с учета считается полным (ст.362 НК РФ).

Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (для транспортных средств, имеющих двигатели); как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя); как валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств) или как единица транспортного средства для остальных видов транспортных средств.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом полезного использования транспортных средств. Базовые ставки налога, приведенные в таблице, не могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ более в десять раз (табл.1).
Таблица 1.

Базовые ставки налога



Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны в течении 10 дней после регистрации или снятии с учета транспортного средства сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средствах, а также о лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы. Кроме того, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средствах, о лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога с суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Налогоплательщиками — организации исчисляются суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере ј произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации (снято с учета, исключено из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода, исчисление налога производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный. Налог рассчитывают по-разному в зависимости от вида транспортных средств, руб.:
по имеющим двигатели: Нтр = Мдв · Стр,
где Мдв — мощность двигателя, л. с.; Стр — ставка налога, руб. в год/л. с. (ставка дифференцирована по пределам мощности транспортных средств);

по несамоходным (буксируемым), для которых определяется валовая вместимость:
Нтр = Ввм · Стр,
где Ввм — валовая вместимость несамоходноготранспортного средства в регистровых тоннах; Стр — ставка налога, руб. в год/р. т.;
по не имеющим двигателя: Нтр = Ктр · Стр,
где Ктр — число транспортных средств; Стр — ставка налога, руб. в год/ед. транспортных средств.

Пример 1. Организация зарегистрировала приобретенный автомобиль 5 февраля 2005г. В апреле того же года автомобиль был продан и снят с регистрации в ГАИ (ГИБДД).

В данном случае автомобиль был зарегистрирован на организации-налогоплательщике два месяца (февраль и апрель принимаются как один полный месяц).

Коэффициент для определения транспортного налога за 2005г. будет равен:
2 мес.: 12 мес. = 0,167
Пример 2. Организация в течение года имела 3 автомобиля, используемых для нужд управления:

№1 — зарегистрирован в предшествующем году, с учета не снят, мощность — 180 л. с., ставка налога — 10 руб. за 1 л. с. в год;

№2 — зарегистрирован в предшествующем году, снят с учета 18.08 текущего года, мощность — 150 л. с., ставка налога — 10 руб. за 1 л. с. в год;

№3 — зарегистрирован 20.09 текущего года, с учета не снят, мощность — 100 л. с., ставка налога — 7 руб. за 1 л. с. в год.

Сумма транспортного налога будет равна:
Н тр = (180 ·10 ·12/12) + (150 · 10 ·8/12) + (100 · 7 · 4/12) = 3033 руб.
На эту сумму в бухгалтерском учете будет сделана запись: Дт 26/ Кт 68 — 3033 руб.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года следующего за истекшим налоговым периодом.

В бухгалтерском учете начисление налога отражается следующим образом: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по транспортному налогу».

Сумма транспортного налога относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Плательщики представляют в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законом субъектов РФ.

Физические лица уплачивают транспортный налог после получения уведомления налогового органа, которое вручается налогоплательщику не позднее 1 июня года, за который налог должен быть уплачен. Налоговые органы рассылают уведомления на основании сведений, полученных ими из регистрирующих органов ГИБДД в течение 10 дней после регистрации транспортного средства или снятия его с учета.

Сроки уплаты налога устанавливаются субъектом РФ. Так, в Москве юридические и физические лица уплачивают налог не позднее 20 января года, следующего за налоговым, а физические лица, получившие уведомления налогового органа после 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, — не позднее 30 дней с момента получения налогового уведомления.

Налоговые льготы предусматриваются законами о транспортом налоге субъектов РФ. Так, Закон г. Москвы освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан награжденных орденами Славы трех степеней, граждан, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л. с. (до 51,49 кВт) включительно, — по этим автомобилям, а также организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего назначения, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства налоговую декларацию. По итогам каждого отчетного периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, организации-налогоплательщики авансовых платежей по налогу представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета авансовых платежей по транспортному налогу утверждается Министерством финансов РФ.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Перспективы взимания транспортного налога


Транспортный налог снова собираются реформировать. На этот раз его хотят включить в стоимость бензина. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже получили поддержку в комитете по промышленной политике Совета федерации, концепция уже внесена в Госдуму. Основная идея законопроекта — сделать налогообложение пропорциональным: платить за километры, а не за мощность двигателя, как сейчас. Цену вопроса сенаторы уже посчитали: бензин подорожает на 53 копейки за литр. Это, по мнению авторов, позволит экономить тем, кто редко ездит, и сократит затраты на содержание многочисленных сотрудников налоговых инспекций. Однако, правительство намерено возродить дорожные фонды. А пополнять их будут из акциза на бензин и транспортного налога. Такая схема пополнения дорожных фондов заложена в законопроекте, который предложил Минфин. Эксперты отмечают, что новая инициатива пока вызывает множество вопросов.

Можно отметить, что судьбу транспортного налога законодатели обсуждают давно. В ноябре прошлого года депутаты хотели поднять базовую ставку в два раза. Но после вмешательства администрации президента законопроект вернули обратно в Госдуму и базовую ставку оставили на прежнем уровне. Зато позволили регионам увеличивать транспортный налог не в пять, а в десять раз. Однако от перемены мест слагаемых сумма не изменилась.

Инициатива Минфина с 2011 года снизить вдвое транспортный налог, повысив при этом акцизы на автомобильное топливо, направлена на ликвидацию бюджетного дефицита, не позволяющего в полном объеме финансировать дорожную отрасль. Эти поступления будут тратить только на строительство и содержание дорог. Однако предложенный механизм не учитывает многих нюансов российской жизни. Например, он нарушит права тысяч водителей — инвалидов, ветеранов и т.п., — освобожденных сегодня от уплаты транспортного налога. Вынужденные покупать существенно подорожавший после повышения ставок бензин, эти люди фактически лишатся своих льгот.

Как известно, с проектами налоговых новаций журналистов познакомил глава департамента налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина Илья Трунин. По словам чиновника, предполагается ежегодно увеличивать топливные акцизы на 1 руб. в течение трех лет. При этом транспортный налог на автомобили с маломощными двигателями вообще может быть отменен, а на машины с мощными двигателями — снижен вдвое. «Мы предлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил», — пояснил Трунин.

Средства, собранные с автовладельцев по новой схеме, пойдут на формирование дорожных фондов: федерального — 468,1 млрд. руб. в год и региональных — 438,1 млрд. руб. Чиновники считают, что данных средств хватит, чтобы вдвое увеличить затраты на ремонт отечественных дорог. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, дорожные фонды будут прописаны в федеральном бюджете на 2011 год. Но, согласно расчетам Минэнерго, увеличение топливных сборов приведет к заметному подорожанию бензина. Так, цена 1 литра бензина Аи-92 через три года может вырасти с нынешних 23-24 руб. до 28 руб.

Эксперты в целом приветствуют правительственные инициативы. В своем нынешнем виде — рассчитываемый от мощности двигателя — транспортный налог не отвечает интересам ни потребителей, ни государства. Собираемость его не превышает 50%, говорит председатель Союза автомобилистов России Вячеслав Лысаков. Законопослушному гражданину приходится платить за машину даже в том случае, если она несколько лет стоит на приколе. В то же время во многих странах мира транспортный налог включен в стоимость автомобильного топлива. В Голландии пошли еще дальше — там фиксируют все поездки автомобилей с помощью систем спутниковой навигации (GPS), присылают по итогам года соответствующий счет каждому автовладельцу. Такая система справедлива — чем больше человек ездит, тем большие расходы должен нести на ремонт, содержание и строительство дорог.

В России приборы ГЛОНАСС — аналог GPS — еще не стали обязательным атрибутом каждого автомобиля. Поэтому чиновникам показалось проще «растворить» транспортный налог в бензине. При этом Минфин, предлагая повысить акцизы на автомобильное топливо сразу на 3 руб., явно решил не мелочиться. Между тем, согласно расчетам Союза автомобилистов России, повышение акцизов всего на 83 коп. за литр бензина полностью компенсировало бы выпадающие доходы бюджета из-за отмены транспортного налога.

Партнер, глава налоговой практики Международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов отмечает, что еще недавно депутатами обсуждалось предложение включить всю сумму транспортного налога в стоимость бензина. На сегодня же речь идет и о сохранении транспортного налога, пусть с пониженными ставками, и об одновременном увеличении суммы акцизов на горюче-смазочные материалы. Очевидно, что в результате таких нововведений налоговая нагрузка на автовладельцев только возрастет, поскольку повлечет ощутимый рост цен на бензин. Наряду с этим повышение ставок акцизов следует расценивать, скорее, как общую меру, направленную на пополнение госказны. Действующее бюджетное законодательство никак не связывает повышение сбора налогов с увеличением финансирования дорожного хозяйства.

Помимо этого в проекте реформы транспортного налога пока не прописана судьба льготников, которые этот налог на сегодняшний день не платят. В частности, речь идет об инвалидах. Если транспортный налог правительство «растворит» в акцизах на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а компенсационного механизма предложено не будет, они подпадут под налогообложение. То же самое касается силовых министерств и ведомств, автопарк которых сейчас освобожден от налогообложения, а также жителей села, которым государство реализует бензин и солярку по льготным ценам.

Акциз будет платить производитель топлива, то есть нефтеперерабатывающий завод. А потом собирать потраченные средства с заправок, которые их будут получать с водителей. Причем в минфине предполагают, что нефтеперегонщики будут столь щедры, что, возможно, наценку на поставляемое топливо сделают не рубль, два, три, а несколько меньше. Таким образом конечный потребитель заплатит даже меньше, чем ему бы пришлось платить в качестве транспортного налога. Сама математика деления акциза следующая: первый год — 50 копеек в федеральный бюджет, 50 копеек — в местный. Второй год: весь рубль целиком в местный бюджет. На третий год: дополнительный рубль опять пополам между федеральным и местным бюджетом.

При этом, как утверждают представители минфина, благодаря тому, что деньги будут идти непосредственно на дороги, сократится количество ремонтов машин, увеличится скорость, сократятся пробки, что принесет автовладельцу экономию в том числе и на топливе. По расчетам министерства, если сейчас в стоимости продукта, доставленного в магазин, расходы на горюче-смазочные материалы составляют от 10 до 15 процентов, то при включении акциза в стоимость топлива эта составляющая увеличится лишь на 0,4 процента.

Депутаты намерены снять дополнительное налоговое бремя с граждан при продаже автомобиля. В парламент внесен законопроект, который предусматривает устранение двойной уплаты налога на транспортное средство. В настоящее время согласно действующей редакции Налогового кодекса РФ, например, если в марте владелец автомобиля снял свое транспортное средство с регистрации и совершил сделку купли-продажи, то за 2010 год ему рассчитают налог с учетом коэффициента, равного 3/12. В свою очередь покупатель данного автомобиля заплатит налог из расчета 10/12. Другими словами, за месяц, в котором была осуществлена сделка купли-продажи автомобиля, взимается транспортный налог и с продавца, и с покупателя в полном объеме. По мнению разработчиков поправок, это противоречит принципам налогового законодательства и необоснованно возлагает дополнительное налоговое бремя на граждан.

Данным законопроектом предлагается при установлении коэффициента, используемого при исчисления транспортного налога, когда регистрация или снятие с учета транспортного средства происходит в течение календарного года (налогового периода), за полный месяц принимать только месяц регистрации транспортного средства.

Как пояснил Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит», если законопроект будет принят, то по новым правилам предполагается, что в таком случае транспортный налог за месяц, в котором осуществлена перерегистрация транспортного средства, будет уплачиваться только покупателем. «Однако законопроект не снимает вопросы с двойным налогообложением, в случае если транспортное средство было снято с регистрации в том же месяце, в котором было ранее зарегистрировано. В этом случае по-прежнему налог будут платить как продавец, так и покупатель», — отметил эксперт.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.