Реферат по предмету "Финансы"


по Финансовое право

--PAGE_BREAK--финансовых нормах и нормативах и их изменениях.
Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости
утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до
представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня
соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.
               В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых
расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного
самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие
органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования
необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, средств фонда
поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из
вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении
состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году
и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной
правительственной комиссией, котoрую возглавляет министр финансов.
Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый
год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному
финансовому году (БК РФ ст.184 ч.2 п.8).
Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы
власти каждой территории вправе составить территориальный сводный
финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного
самоуправления.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности,
расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и
органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам
власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.
После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в
вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по распределению доходов
и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за
четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех
представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные:
проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с
учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные
о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из
вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;
перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах)
доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-
территориальных образований.
В случае возникновения разногласий по проекту бюджета, в Процессе его
подготовки и составления, исполнительные органы власти могут вносить в
вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых
вышестоящим органом власти показателей.
Рассмотрение этих предложений первоначально производится в
соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае
отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган
исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным
органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные
соответствующим вышестоящим представительным органом власти[9].
Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы
власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты
работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения
соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти
в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим
вышестоящим органом представительной власти.
3.2 Рассмотрение проекта бюджета.
Вторая стадия начинается с момента внесения проекта закона о бюджете
на рассмотрение представительного органа власти. Проект закона о бюджете на
федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта — главой
исполнительной власти, на местном — главой муниципального образования.
Правительство Российский Федерации, правительства субъектов РФ и
органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят
уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий
представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для
работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют
специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального
Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам, в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету,
финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты
корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат
Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета
между собой. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести
постатейное рассмотрение предъявленного проекта бюджета и вынести по нему
сводное заключение.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на
рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 26
августа текущего года. В ст.192 Бюджетного кодекса содержится перечень
документов и материалов, представляемых в Государственную Думу. К ним
относятся: предварительные итоги социально-экономического развития РФ,
прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год; основные
направления бюджетной и. налоговой политики на очередной финансовый год;
план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз
сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый
год); основные принципы и характеристики взаимоотношении федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ на
следующий год; федеральные целевые программы по развитию регионов,
предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;
проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
расчеты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета и
т.д.1
Одновременно в Государственную Думу Правительство РФ вносит проекты
федеральных законов. До 1 августа текущего года вносится на рассмотрение
проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на очередной финансовый год[10].
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете
представляется протокол разногласий между Государственной Думой, Советом
Федерации, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ,
Счетной палатой и Правительством РФ по поводу расходов указанных органов,
не согласованных с Правительством РФ.
Не позднее 1 октября текущего года Правительство РФ представляет в
Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за
текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный
финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ
на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства
РФ за истекший период текущего финансового года; проект программы
предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на
возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств
федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и
истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на
содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и
органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного
финансового года.
Банк России до 1 октября представляет проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый
год.
Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в
Правительство РФ[11].
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех
чтениях[12].
В первом чтении: Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз
социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и
налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних
заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия
дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета.
Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по
бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта
бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии
или отклонении проекта. В случае отклонения проекта Государственная Дума
может передать проект в согласительную комиссию (состоящую из
представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ),
вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии
Правительству РФ (в случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением
проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ
представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования1 ). При
передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный
вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на
рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. По итогам рассмотрения
проекта в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о
принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении2.
Во втором чтении: Государственная Дума утверждает расходы федерального
бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема
расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер
Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума
рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течении 15 дней со дня его
принятия в первом чтении. Если проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год отклоняется во втором чтении, она
передает указанный законопроект в согласительную комиссию[13].
В третьем чтении: Государственная Дума рассматривает расходы
федерального бюджета по подразделам функциональной классификации,
распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам
РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной
инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором
чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу
государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий
Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на
возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных
внешних заимствований РФ.
Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по
третьему чтению в Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает
проект о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия
указанного законопроекта во втором чтении[14].
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в
четвертом чтении проект голосуется в целом; внесение поправок в проект,
возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.
Проект закона о федеральном бюджете рассматривается в течении 15 дней со
дня принятия его в третьем чтении. Принятый Государственной Думой закон о
федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету
Федерации в течение 5 дней после его принятия[15]. Федеральный закон о
федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному
рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Следует обратить внимание, что после голосования в четвертом чтении проект
закона о бюджете становится законом. Совет Федерации рассматривает
федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в
течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом
закон на предмет его одобрения голосуется в целом (ст. 208 БК РФ).
Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для его подписания и обнародования1. В случае отклонения
федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную
комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение
Государственной Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней.
Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации
закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа
депутатов Государственной Думы (ст. 207 БК РФ).
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом
заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств
специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.
В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную
комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель
Президента РФ.
В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря
текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам
Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании
расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года…
В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным
федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит
проект федерального закона о внесении изменении и дополнении в федеральный
закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе
снова в трех чтениях, в течение 15 дней[16].
Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в
указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение
расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 БК
РФ).
На территории каждого субъекта РФ порядок и условия образования,
рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются соответствующими
представительными органами власти, которые принимают законы о бюджетном
процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим
принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и
утверждения федерального бюджета.
3.4 Исполнение бюджета.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном
порядке (для федерального бюджета — подписания Президентом РФ).
Практически бюджет исполняется специальными субъектами—участниками
бюджетных правоотношений:
• главным распорядителем бюджетных средств;
• распорядителями бюджетных средств;
• получателями бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган
государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального
бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств,
определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного
бюджета—орган государственной власти субъекта РФ. орган местного
самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные
средства по подведомственным распорядителям н получателям средств бюджета
субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).
Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или
орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные
средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств— бюджетное учреждение или иная
организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с
бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ)[17].
Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевременное
поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить
финансированием все запланированные по бюджету расходы.
В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение
бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе ст.215, где записано: «В
Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На
органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и
исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей
бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени
и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств
почти полностью контролируется государством1.
Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства
финансов РФ — именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства
кассы — зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников
финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех
предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных
операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и
контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального
бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого
главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.
Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в
Главной книге Казначейства2 и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной
росписи — документа о поквартальном распределении доходов и расходов
бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,
устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией
РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия
бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур
санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:
составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня
утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных
ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет
доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным
учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных
обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных
обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения
денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании
бюджетных средств.
Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения
бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного
самоуправления (муниципальных органов).
Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, должны обязательно
отражаться через бюджетную роспись.
Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех
уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие
31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не
допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено
Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно
Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные
бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального
бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря1.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской
деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в
тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями
лицевые счета.
После завершения операции по принятым бюджетным обязательствам
завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета
подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего финансового года
в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).
Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и
своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому
источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки,
утвержденные бюджетом.
6. Составление и утверждение отчёта об исполнении.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является
одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными
(представительными) органами власти (последующий контроль). Этому вопросу
посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган —
Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле —
при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на
основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении
федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в
Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме
федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении
внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента
РФ;
отчетами МинФина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и
погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных
гарантиях;
отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению
государственных (муниципальных) услуг;
годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по
главным распорядителям бюджетных средств;
реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии
внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного
финансового года;
отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных
взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения
бюджета принятому закону (решению), тогда соответствующий представительный
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.